Голос и его особенности
Голос — высокоразвитый инструмент самовыражения, который озвучивает и интерпретирует речь. Звучание, высота тона, четкость артикуляции, громкость, дыхание, ритм, резонанс, темп — все это достаточно много говорит о человеке, иногда даже больше, чем само содержание сообщения. Чуткие слушатели могут определить физические характеристики (например, вес человека и т. д.) по голосу. Кроме того, по манере речи можно определить способности и интересы говорящего — уровень интеллектуального развития, ценностные представления, профессию и т. п.
Личностные черты и психологическое состояние также можно «услышать» в голосе — стремление к доминированию, склонность к экстраверсии или интроверсии, степень социальной компетентности, состояние напряжения, настроение. Естественно, все это доступно опытным слушателям, чувствительным к подобным аспектам.
Трудности возникают, когда содержание высказывания не соответствует манере речи, например, когда кто-то говорит сдавленным и замирающим голосом: «Я чувствую себя здесь очень хорошо». Слушатели раздражаются, потому что не знают, чему верить — содержанию высказывания или тому, как это было сказано. Обычно люди склонны больше доверять голосу, чем словам. Голосом мы выражаем чувства, можем выразить одновременно нежность и требовательность: «Подойди ко мне!», раздражение и требование: «Не приставай ко мне!» У некоторых людей голос выражает постоянно присутствующие чувства — например, жалобы и причитания «звучат» во всех сообщениях благодаря манере говорить.
Интенсивность и темп речи указывают на готовность говорящего к контакту:
· Преувеличенная резкость и громкость голоса отпугивают слушателей и мобилизуют их сопротивление. Обычно высказываемые таким образом сообщения интерпретируются слушателями как нежелание контакта.
· Слабая интенсивность речи вряд ли вызовет эмоциональный отклик у слушателей. Готовность к контакту в таком случае вызывает сомнения.
· Говорящий тихим голосом «мучает» слушателей, вынуждая их напрягаться. Помощь таким участникам группы, как правило, — дело психотерапевта. Ведущий группы может только вежливо предложить им говорить громче.
· Монотонным голосом многие пытаются успокоить или усыпить аудиторию.
· Тот, кто говорит медленно, может сообщать этим о своем желании уменьшить темп работы группы.
· Говорящий взволнованным голосом выражает возбуждение и, возможно, любопытство.
Если ведущий и участники обращают внимание на сигналы, которые дает голос, то они должны учитывать их различное значение. Когда кто-то говорит взволнованно, это может означать в том числе и то, что он испытывает страх. Важно, чтобы слушатели проверяли свои наблюдения и заключения. Они сообщают говорящему о своих наблюдениях и предположениях, которые тот подтверждает или исправляет.
Для работы с голосом можно использовать следующие интерактивные игры:
«Вариации»
Инструкция:
«Разбейтесь на пары и сядьте друг напротив друга. Сейчас вы можете поэкспериментировать со своим голосом и помочь себе сделать его более звучным и колоритным. Кроме того, вы можете поупражняться в различных способах использования голоса. Определитесь, кто из вас будет участником А, кто — участником Б. В этой игре я делаю А различные предложения насчет того, что он должен говорить. Б должен очень внимательно слушать и точно регистрировать, что именно А говорит и как он это делает, поскольку Б будет вслед за этим копировать слова А.
Для начала А должен представить, что у него голос генерала. Дайте несколько команд и предоставьте своим партнерам возможность точно так же повторить эти команды... В генеральском стиле произнесите целое предложение и послушайте, как ваши партнеры его повторят... Скажите своим партнерам — все еще будучи генералами — довольны ли вы ими...
Теперь А должны, представить себе, что они ужасно устали. Скажите пару слов зевая и дайте своим партнерам возможность повторить каждое ваше "усталое" слово. Теперь произнесите, усталые и сонные, целое предложение. Послушайте, как ваши партнеры скопируют вас. Усталым голосом скажите им, довольны ли вы ими...
Теперь А должны, говорить голосом человека, который хочет спасти мир. Скажите пару слов так, как это сделал бы пламенный проповедник. Пусть партнеры продублируют вас... Теперь произнесите целое предложение в стиле пламенного проповедника и послушайте, как партнеры скопируют его...
Наконец, скажите своим партнерам, насколько вы ими довольны,, и проследите за тем, чтобы они потом в точности воспроизвели это».
В ходе игры можно давать участникам самые разные задания, например:
• Говорить как человек, который очень сердится.
• Говорить как человек, который слишком много выпил.
• Говорить как человек, повышающий голос на маленького ребенка.
• Говорить как человек, растягивающий гласные.
«Регулятор громкости»
Инструкция:
«Встаньте непринужденно, слегка расставив ноги. Мне нужен один доброволец. Впоследствии он станет "регулятором", контролирующим "громкость звучания" группы.
Теперь я хотел бы пояснить ход игры. Каждый из вас выбирает одну гласную — а, е, и или у. Пропойте эту гласную, меняя громкость — в зависимости от того, где стоит ваш "регулятор". Если он далеко, вы должны усилить звучание, если он вплотную подходит к вам, вы убавляете звук. "Регулятор" может совершенно свободно передвигаться в помещении.
Вы должны по возможности непрерывно напевать, прерываясь только для быстрого вдоха. Чтобы это не выглядело слишком механически, каждый из вас может вообразить, что он своим звуком что-то выражает — какую-нибудь мысль или чувство».
«Противостояние»
Инструкция:
«Распределитесь по парам и решите, кто из вас будет участником А, а кто — участником Б. Вы должны вступить в воображаемый спор. А берет на себя роль обвинителя и постоянно повторяет предложение: "Нет, это был ты!" У Б —роль защитника, и он снова и снова повторяет фразу: "Нет, это был не я!" Аи Б могут произносить только две эти фразы и при этом не одновременно — они должны говорить только по очереди. Не важно при этом, кто начинает. По возможности произносите эти фразы по-разному — то тихо, то громко, то гневно, то ликующе, то уверенно, то неуверенно. Пробуйте говорить заклинающе или угрожающе, быстро или медленно. Помимо всего прочего, вы при этом тренируете свой голос, делая его более гибким и более разнообразным. Не думайте, пожалуйста, о возможном содержании спора. Совершенно безразлично, в чем именно должен повиниться Б. Я думаю, что каждому из вас знакомы ситуации, в которых один обвиняет, а другой защищается.
И еще одно: во время спора вы можете как угодно перемещаться по классу, жестикулировать, сжимать кулаки, топать ногами, качать головой, — словом, делать все, что угодно, выполняя при этом одно условие — вам необходимо все время поддерживать зрительный контакт друг с другом. Когда я скажу: "Стоп!", вы должны закончить спор, пожать друг другу руки и поблагодарить друг друга за участие».
«Имена, имена»
Подробное описание см. на стр. 86.