Метод замещающего онтогенеза
Описанные синдромы отклоняющегося развития позволяют наглядно продемонстрировать, сколь разнообразны патогенетические церебральные механизмы детской психологической дизадаптации. Их своевременная, грамотная квалификация приводит к выбору наиболее адекватного и индивидуализированного пути преодоления имеющихся трудностей. А в более широком контексте нейропсихологии детского возраста — к своевременной профилактике, абилитации, грамотному прогнозированию процессов онтогенеза.
В этой связи необходимым для нейропсихологической диагностики является не просто констатация и квалификация актуального психического статуса ребенка, но определение в ретроспективе (включая внутриутробный период) времени и места «поломки»; соотнесение сегодняшней ситуации с возрастными нормативами — коэффициентом развития и идеальными («взрослоцентрическими») параметрами психического развития. Каждая из этих граней — актуальная, ретроспективная, перспективная — должна быть описана как на языке психических процессов, так и на языкемозга. В результате и образуется матрица, позволяющая установить интегральный нейропсихологический статус регуляторных и операциональных систем ребенка и определить тип, иерархию и этапы коррекционных и абилитационных программ, изоморфных характеру его онтогенеза.
Этот пошаговый анализ дает возможность приблизиться к вычленению первичного дефекта в многослойной структуре дизонтогенети-ческого явления. Соответственно — провести системно-динамический факторный, синдромный анализ имеющихся проблем. Он включает дифференциацию «фасада», «ядра» и «коллатералей* имеющей место психологической дизадаптации, реконструкцию и реставрацию базисных точек дизонтогенеза ребенка во времени; уход от психолого-педагогического воздействия по принципу «симптом—мишень».
Глава 7. Метод замещающего онтогенеза 257
Для дифференциально-диагностической квалификации и коррекции различных типов онтогенеза необходимым представляется внедрение специального клинико-психолого-педагогического аппарата. Адекватна в этом смысле разработанная нами технология «Комплексное нейропсихологическое сопровождение развития ребенка». Ее фундаментом является «метод замещающего онтогенеза», созданный в 1990—1997 гг. (Семенович, Умрихин, Цыганок, 1992; Семенович, Архипов, 1995; Архипов, Гатина, Семенович, 1997; Семенович, Воробьева, Сафронова, Серова, 2001; Семенович, 2002, 2004) и доказавший свою валидность как эффективный инструмент и как язык описания при работе с различными вариантами отклоняющегося развития. Имманентными составляющими этой единой технологии являются нейропсихологическая диагностика и прогнозирование; профилактика, коррекция и абилитация процессов развития в норме, субнорме, патологии и т.д.
Данный подход к нейропсихологической диагностике, коррекции, абилитации, профилактике и прогнозу методологически опирается на принципы строения, развития и реабилитации ВПФ Л.С. Выготского — А.Р. Лурия — Л.С. Цветковой, Э.Г. Симерницкой; базовые постулаты клиника-эволюционной системной парадигмы (П.К. Анохин, Л.А. Орбели, А.С. Шмарьян, Л.О. Бадалян, В.П. Самохвалов и др.).
В качестве аксиоматичных «Комплексное нейропсихологическое сопровождение развития ребенка» включает принципы:
1) синдромного, а следовательно, единовременного, системно-дина
мического, иерархически организованного диагностике-коррекци-
онного подхода ко всем дизонтогенетическим факторам;
2) изменения мозговой организации и психологической структуры
ВПФ в онтогенезе: этапности, динамики, векторов и др. зако
номерностей формирования мозговой организации психичес
ких процессов;
3) антиципации, то есть стратегии психолого-педагогической
квалификации и сопровождения развития как «работы на опе
режение»;
4) «замещающего онтогенеза», заключающегося в соотнесении
(диагностика, коррекция, абилитация, профилактика, про
гноз) актуального статуса ребенка с основными этапами и
векторами формирования мозговой организации психических
процессов и последующим ретроспективным воспроизведени
ем тех участков его онтогенеза, которые по тем или иным при
чинам не были полностью освоены.
9 - 1857
258 Введение в нейропсихологию детского возраста
Первой и основной коррекционной мишенью при этом является формирование у ребенка осевых (телесных, органных, оптико-пространственных) вертикальных и горизонтальных взаимодействий; для этого используется комплексная методика психомоторной коррекции, включающая, помимо нейропсихологических, телесно-ориентированные, этологические, арттерапевтические, восточные (йога, тай-чи и т.п.) психотехники. Постепенно в этот процесс интегрируется нейропсихологическая коррекция когнитивных процессов.
Как диагностическая, так и коррекционная (абилитационная и т.д.) модели представляют собой трехуровневую систему, разработанную в соответствии с учением А.Р. Лурия о трех функциональных блоках мозга и закономерностях их функционального включения в опосредование вербальных и невербальных психических процессов в онтогенезе (Симерницкая, 1985; Семенович, Архипов, 1997, 1998; Семенович, 2000, 2003, 2004); теорией нейропсихологической реабилитации Л.С.Цветковой. Другим ее источником являются классические представления о гетерохронном, асинхронном и иерархическом характере онтогенеза человека; основных градиентах и векторах формирования их мозговой организации.
Соответственно в данном комплексном подходе выделяются следующие уровни, выступающие как коррекционные мишени.
1) Непроизвольной саморегуляции, энергоснабжения и стато-ки-
нетического баланса нейропсихосоматических процессов.
На этом уровне происходит первичная закладка и формирование саморегуляции ребенка посредством ритмологических, ри-туализованных способов воздействия. Обнаружение и разрушение патологических, псевдокомпенсаторных механизмов, оптимизация естественного и истинно компенсаторного потенциала непроизвольной саморегуляции ребенка. Ведущими на этом уровне являются телесно-ориентированные, натуропатические, этологические, арттерапевтические и т.п. методики. В нейропсихологическом контексте основная мишень — эмоциональные, сенсомоторные (когнитивные) и психосоматические факторы и процессы, опосредуемые субкортикальными и глубинными отделами мозга.
2) Операционального обеспечения взаимодействия с собой и
внешним миром.
Главной мишенью здесь является преодоление асинхронии и ди-зонтогенеза (нарушений/искажений) различных операциональных психологических (в первую очередь — когнитивных навыков и автоматизмов) факторов. Их коррекция и абилитация, создание предпосылок для полноценного формирования целостных психических функций (речи, памяти, соматогнозиса, пространственных представлений и
Глава 7. Метод замещающего онтогенеза 259
т.д.) и межфункциональных взаимодействий (письма, соматорефлек-сии, мышления и т.д.). В отличие от первого уровня на втором больший вес приобретают методы когнитивной коррекции, разработанные в нейропсихологии и дефектологии. Они организованы таким образом, чтобы гармонично повысить функциональные возможности подкорково-корковых, внутри- и межполушарных взаимодействий ребенка.
3) Произвольной саморегуляции, мышления и смыслообразующей функции психических процессов.
На данном уровне корригируются и формируются синтетические, интегративные меж- и надфункциональные взаимодействия, закрепляются и стагнируются накопленные на прежних уровнях способы и алгоритмы использования обобщающей и регулирующей функции речи, интеллектуальных операций, произвольного внимания. Автоматизируются навыки произвольной саморегуляции в эмоциональном и когнитивном аспектах. Все методы (нейропсихологические, логопедические, психотерапевтические и т.д.), применявшиеся ранее, ассимилируются и модифицируются в новую систему, подчиненную и детерминированную групповыми (игровыми, социальными) правилами, ритуалами, канонами, расширением репертуара «ролей» и т.п. Нейропси-хологически коррекционные приемы этого уровня направлены на формирование оптимального функционального статуса лобных отделов мозга.
Понимание и усвоение логики «раритетного» применения методов разного уровня в их взаимодействии невозможно без продуманной тактики и стратегии, основанной на дифференциально-диагностической нейропсихологической квалификации типа развития ребенка.
Подчеркнем еще раз, что требования к внедрению предлагаемой коррекционной (абилитационной, профилактической) системы подразумевают единовременное включение методик всех уровней. Однако удельный вес и время, начало и завершение их применения будут варьироваться в зависимости от исходного статуса и динамики психолого-педагогического сопровождения ребенка. Чем глубже дефицит (несформированность), тем больше времени должно быть уделено отработке 1-го уровня, с постепенным переходом к следующим.
Вместе с тем трудно себе представить ситуацию, при которой занятия могут проходить без привлечения групповых и игровых (правила, роли и т.д.) факторов 3-го уровня. А в идеале даже в относительно простых случаях должны присутствовать методы воздействия на все уровни. Кроме того, очевидно, что автоматизмы, например, 1-го уровня с успехом могут ассимилироваться в программы 2-го и 3-го уровней в качестве составляющей любого из упражнений.
260 Введение в нейропсихологию детского возраста
Единственное, что исключается природой данного подхода, — тактика «перетягивания каната», когда длительное время избирательно нагружается какой-то один из уровней. Ведь остальные-то неизбежно будут при этом обкрадываться, а он сам — истощаться. В любом случае вы получите искаженный, малопрогнозируемый и, что самое главное, нестойкий эффект, который «как в песок» исчезнет после малейшего стресса (грипп, учебная нагрузка, смена обстановки, эмоциональное перевозбуждение с любым знаком и т.п.) ребенка. Это предостережение актуально хотя бы потому, что в настоящем издании не раз повторялось, что сегодня большая часть детской популяции представляет собой варианты дисгенетического синдрома, приводящего к системной недостаточности всех базовых составляющих мозговой организации онтогенеза.
И еще одно замечание, связанное с постоянно возникающими вопросами: «Когда и с какими детьми можно начинать работать по данному методу, как этому научиться, смогу ли я, и каковы противопоказания к его применению?».
Ответ: «Дети (и не только дети) могут быть всех возрастов, начиная с 4 лет, с любым типом онтогенеза: от "супернормы" до крайней "патологии". Вместе с тем многие разделы метода можно применять и раньше в пассивном, адекватном возрасту варианте.
Исключения составляют, например, дети с повышенной эпиго-товностью; точнее, эта технология применима, более того — эффективна в работе с ними (Мельников, Родригес, 1997). Но она не может тиражироваться повсеместно, поскольку требует постоянного, скрупулезного, сверхграмотного клинического сопровождения эпилептологом.
У вас прекрасно все получится. Более того, вы станете виртуозом в области комплексной нейропсихологической коррекции, как только обучитесь (хотя бы в течение 2—3 месяцев) этой технологии, а потом в течение 2—3 лет будете каждый день шлифовать свое умение вкупе с собственными профессиональными достижениями. Желательно при этом (извините за назойливость) работать с первоисточниками, с создателями метода или их учениками, а не с многочисленными "апологетами" и "аранжировщиками" предлагаемой технологии».
Последняя реплика связана с тем, что возмущенные родители (студенты, коллеги) постоянно сообщают о бесконечных новоиспеченных «нейропсихологических центрах, работающих по...»; ни у меня, ни у моих сотрудников люди из этих центров не обучались. Пару лет назад появилась дивная реклама очередного «нейропсихологичес-кого центра», в которой обещают любого ребенка ото всего вылечить
Глава 7. Метод замещающего онтогенеза 261
(за 15 занятий!) и сделать гением при помощи «метода замещающего онтогенеза, разработанного А.Р.Лурия и его учениками». Эта формулировка — свидетельство того, что в данном «нейропсихологическом центре» никто (!), включая рецензентов (!!) и научных руководителей (!!!) программ, не читал ни А.Р.Лурия, ни авторов «метода замещающего онтогенеза». А обещают в этом заведении не только всех облагодетельствовать, но и научить желающих, то есть «передать свой богатый опыт», благо что нейропсихология сегодня востребована как никогда. Не секрет, что подобная профессиональная нечистоплотность — одна из весьма небезобидных примет нашего времени.
Синдромный анализ данного явления позволяет прогнозировать возникновение массы копий и списков с оригинала метода замещающего онтогенеза*. Потому я так настоятельно и прошу по всем вопросам нейропсихологии адресоваться к авторитетным в этой области специалистам и/или к их работам, значительная часть которых представлена в Списке литературы.
Коррекционный нейропсихологический процесс (в индивидуальном и/или групповом режиме) включает проведение детско-родительских групп и методический пакет для ежедневной домашней отработки ребенком приобретенных навыков. Очевидно, что эффективность такого сопровождения многократно возрастает, если ребенок (и его семья) получает психотерапевтическую поддержку, параллельно наблюдается натуропатом, мануальным терапевтом и другими специалистами, круг которых обозначен в первой главе книги.
Полная нейропсихологическая диагностика проводится в начале, середине и по окончании 2—3-месячного (в среднем) цикла. В зависимости от исходного статуса ребенка это может быть достаточно
* Радует неизменная эффективность нейропсихологического прогнозирования. Когда настоящее издание подписывалось в печать, абсолютно случайно возник в поле зрения Вестник практической психологии образования №2, (3(2005): «...построена ...индивидуальная программа коррекционно-раз-вивающего обучения (замещающего онтогенеза) ребенка (Глозман, Потанина, Соболева, 2005)». Не имею чести быть знакомой с данным авторским коллективом ни лично, ни по их работам в области нейропсихологии детского возраста. Мое имя им (что очевидно из ссылок) также неизвестно. Появление таких «дубль-фантомов» можно проинтерпретировать двояко. С одной стороны такие синхронистичные, параллельные инсайты в истории науки не новость. С другой — это безусловное свидетельство высокой оценки нашего метода, каковая и инициирует актуализацию ремейков, феноменов круга «jamais vu» и иных механизмов психологической защиты.
262 Введение в нейропсихологию детского возраста
кратковременное амбулаторное сопровождение, а может — многолетний процесс. Оптимальный (для индивидуального типа развития) статус указанных уровней является критерием эффективности кор-рекционной работы.
В целом же нейропсихологтеское сопровождение (коррекция, профилактика, абилитация) отклоняющегося развития как варианта индивидуальных онтогенетических различий — всегда пролонгированный, непрерывный диагностический процесс, поскольку именно для детского возраста специфична стремительная подчас динамика межфакторных и межфункциональных перестроек.
Исходная пластичность и восприимчивость мозговых систем ребенка (при адекватном подходе к его проблемам) неизбежно приведут к наращиванию его психического потенциала. В противном случае функционально «невостребованные» структуры мозга будут тормозить и искажать весь ход психогенеза. Причем неполноценно будут развиваться не только высшие когнитивные процессы, базис для которых закладывается в раннем детстве. Отставание в познавательной сфере неизбежно повлечет изменения в сфере интересов, потребностей и эмоционально-личностной структуры растущего ребенка, поскольку психическая жизнь, как и все в природе, стремится к заполнению пустоты.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Хуже всего атеисту, когда он чувствует благодарность, а благодарить ему некого.
Д. Г. Россетти
Данное издание — подведение итога пятнадцатилетней работы над проблемой мозговой организации онтогенетического процесса. Эта работа просто не состоялась бы, если бы не:
— моя семья, создавшая мне идеальное биосоциокультурное ок
ружение; советы, данные мне, коль скоро я занимаюсь нау
кой, моим папой — крупнейшим нефтяником страны проф.
В.В. Семеновичем и его (к счастью, и моими) друзьями. Бла
годаря им я всегда точно знала, что самое неприличное — рас
суждать неряшливо, а самое важное — смелость и терпение до
думывать любую мысль до конца;
— мои личные (вечные и бесценные) Учителя: в нейропсихоло
гии и неврологии — Л.И. Московичюте, в системно-эволюци
онной традиции — проф. В.П. Самохвалов. То, что они меня
выбрали, для меня — и аванс (долгосрочный кредит, кото
рый, боюсь, так и останется непогашенным), и оценка, кото
рая материализуется всякий раз, когда я представляю, что они
меня слышат или читают. Не могу сказать, что этот процесс
всегда комфортен;
— Л.С. Цветкова, Е.Д. Хомская, Н.К. Корсакова, Э.Г. Симерниц-
кая, О.А. Кроткова, по чьим лекциям, клинико-психологичес-
ким разборам и книгам я училась; они и многие другие высо
кие профессионалы, начиная со студенческих лет, не только
щедро передавали мне свой опыт, но и неизменно дарили
меня своей поддержкой и радостью личного общения;
264 Заключение
— мои сотрудники (прошлые и настоящие), имена которых пред
ставлены в этой книге; если бы не мое окружение, вряд ли ре
ализовалась бы значительная доля из задуманного теорети
чески. В первую очередь, проф. Б.А. Архипов, в постоянном
диалоге с которым закладывался фундамент многих из опи
санных выше направлений нейропсихологической работы с
проблемой отклоняющегося развития;
— руководители всех кафедр, клиник и психологических цент
ров, неизменно предоставлявшие и предоставляющие мне
«карт-бланш» (организационный и тематико-идеологичес-
кий), что позволило абсолютно безусловно, более того — при
активной их поддержке развивать мысли, содержащиеся в этой
книге, в непосредственно прикладном аспекте;
— мои студенты, слушатели ФПК и мастер-классов, коллеги-
единомышленники, заинтересованные в нейропсихологичес-
ком знании и поддерживающие меня в правоте моих рассуж
дений (или, напротив, оппонирующие и стимулирующие на
поиск более вразумительных ответов). Именно их вопросы,
трансляция ими собственного опыта, согласие и несогласие с
моей позицией являлись все эти годы постоянно действующим
благоприятным фоном.
— все, кто, не ссылаясь, использует мои тексты (иногда в пря
мом смысле — просто сканируя их страницами): с одной сто
роны, тем самым повышается моя самооценка, поскольку та
кой чести удостаиваются единицы (апостолы, А.С. Пушкин,
М. Жванецкий и т.п.), ввиду стопроцентной известности и
очевидности сказанного ими; с другой — популяризируется
без искажений и трактовок нейропсихологическая идеология;
— мое косвенное (по их трудам) общение с классиками научной
и светской литературы.