Эмпирические характеристики сознания
1) пространственная характеристика –подразумевает осознанный анализ
доступной для сознания части окружающей действительности;
2) временная характеристика – проявляется в том, что сознание, с одной сто-
роны, ограничено сроком существования физической оболочки человека, но,
с другой стороны, находится вне времени, поскольку имеет возможность и
способность воспринимать и транслировать опыт предыдущих поколений и
свой собственный опыт;
3) информационная характеристик –отражает способность сознания
воспринимать, анализировать, обрабатывать и использовать поток инфор-
мации;
4) энергетическая характеристика –предполагает способность сознания
продуцировать, концентрировать и трансформировать энергию человека в
активное освоение окружающей среды и самосовершенствование.
5) мысленное представление и воображение действительности –данная
характеристика тесно связана с волей человека.
Основные характеристики сознания
1) активность;
2) интенциональность, или предметность;
3)способность к рефлексии, самонаблюдению;
4) мотивационно-ценностный характер анализа действительности;
5) различная степень ясности самого сознания.
Свойства сознания
1) осмысленность представляемого, т.е. его словесно-понятийная означен-
ность, наделенность смыслом;
2)отражение основных, главных характеристик предметов;
3) способность к коммуникации, т.е. передаче другим лицам того, что осозна-
ет данный человек, обмен мнением по различным вопросам;
4)социальный характер и направленность сознания;
5) наличие интеллектуальных схем, т.е. определенной умственной структуры,
в соответствии с которой человеком воспринимается, перерабатывается и
хранится информация об окружающем мире и о самом себе;
6) подотчетность, регуляция, контроль;
7) способность к рефлексии и внутреннему диалогу.
Сознание состоит в творческой способности человека анализировать окружающую действительность, его сознательном изменении мира, приспособлении его к своим потребностям.
Этапы становления сознания человека
Сознание каждого человека развивается с момента рождения и продолжает формироваться в течение всей его жизни.
Возрастное развитие сознания каждого человека обусловлено следующими факторами:
1) развитие психики напрямую зависит от возрастных изменений организма и
обусловлено ими;
2) развитие сознания тесно связано с социальной средой, в которой воспиты-
вается ребенок;
3) становление сознания продолжается в процессе обучения и воспитания ре-
бенка;
4) одним из решающих факторов, влияющих на развитие сознания, является
собственная деятельность человека.
Развитие каждой личности происходит не только в силу перечисленных факторов, но совершается и при активном участии самого человека.
«Я – концепция»
В психологической литературе параллельно с понятием « самосознания» рассматривается понятие« Я –концепция ».
Соотношение понятий «Я –концепция» и «самосознание» точно не определено. Часто они выступают как синонимы [6].
Вместе с тем существует тенденция рассматривать «Я –концепцию» как результат, итоговый продукт процессов самопознания.
Понятие « Я – концепция »родилось в 50-е годы ХХ века, в русле гуманистической психологии.
« Я – концепция» — это относительно устойчивая, но в то же время и развивающаяся, осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе.
Компоненты «Я – концепции»
1)познавательный компонент / когнитивный компонент – «образ Я», яв-
ляется представлением человека о своих знаниях, умениях, навыках, спо-
собностях, качествах, ресурсах и возможностях;
2)эмоциональный компонент / эмоционально – ценностный компонент-
включает эмоциональные переживания человека по поводу собственной
личности и ее статуса в обществе;
3)оценочно-волевой компонент / поведенческий компонент –отвечает за
стремление человека к самореализации, самоактуализации и к поддержа-
нию самоуважения.
Формирование «Я –концепции» начинается с момента рождения ребенка, когда ребенок начинает различать собственные внутренние ощущения и ощущения, вызванные посторонними предметами, но основные элементы в
«Я –концепцию» закладываются в подростковом и юношеском возрасте.
«Я –концепция» может быть положительной, амбивалентной (противоречивой), отрицательной. Она может неверно отражать реальность, быть вымышленной и искаженной, идеальной.
То, что не согласуется с «Я –концепцией» человека, может быть вытеснено из его сознания, отвергнуто, хотя на самом деле может оказаться истинным. От гармонии идеального и реального «Я» человека зависят степень его удовлетворенности жизнью, осознание себя счастливым или несчастным, целостная картина самосознания.
Виды «Я – концепции»
1)материальное «я» – это образ тела конкретного человека;
2)актуальное психологическое «я» – это то, о чем человек думает, когда
думает о себе;
3)«я» как мышление и эмоциональный процесс–это «поток сознания»;
4)социальное «я» – это образ человека в глазах общества;
5)идеальное «я» – это то, каким человек, по его мнению, должен быть, ори-
ентируясь на моральные нормы, принятые в данном обществе;
6)реальное «я» – это представление человека о себе в настоящем времени;
7)динамическое «я» – это то, каким субъект намерен стать;
8)фантастическое «я» –это то, каким субъект желал бы стать, если бы это
оказалось возможным [7].
Самооценка – элемент самосознания как некоторая ценность, которая приписывается индивидом себе или отдельным своим качествам.
Самооценка является результатом постоянного сравнения актуального «я» и идеального «я».
Идентификация и рефлексия
Идентификация – уподобление, отождествление себя с кем или чем-либо.
Первичная идентификация – это идентификация ребенка сначала с матерью, затем с родителем, пол которого ребенок признаёт своим.
Вторичная идентификация– идентификация в более позднем возрасте с людьми, не являющимися родителями.
Согласно теории 3. Фрейда, ребенок в возрасте от трех до шести лет переживает конфликт, вызванный любовью к родителю противоположного пола и ревностью, соперничеством и агрессией по отношению к родителям своего пола.
Идентификация и делает человека способным к социализации, то есть готовым принять социальные нормы в качестве своих внутренних установок, как руководство к действию, делает его способным на объективную и дифференцированную самооценку.
Рефлексия – интеллектуальный самоанализ «Я» конкретного человека (рефлексия и саморефлексия), способность сознания человека сосредоточиться на самом себе [3, с. 675].
С помощью актов рефлексии индивид, тематически изолируя отдельные собственные интеллектуальные операции, эмоциональные состояния и переживания, тем самым как бы «объективирует» расшифровывает их для себя.
Основания для взаимодействия с другими людьми закладываются в детстве, и в дальнейшем личность взаимодействует с окружающими людьми на основе «Я – концепиии», личностной рефлексии – своих представлений о себе, своих возможностях, значимости, неповторимости, сформированной в детстве.
Бессознательное –специфическая форма отражения действительности, в процессе которой человек не отдает себе отчет в совершаемых действиях, утрачивает полноту ориентировки во времени и месте действия.
Сфера бессознательного включает в себя:
1) все психические явления, возникающие во сне (сновидения);
2) реакции человека, возникающие в ответ на ощущения, реально воздейст-
вующие на человека, но не ощущаемые им;
3) движения, бывшие в прошлом сознательными, но благодаря повторению ав-
томатизировавшиеся и поэтому более не осознаваемые;
4) бред;
5) галлюцинации;
6) ощущения.
Впервые бессознательное в структуре личности выделил З.Фрейд.
3. Фрейд рассматривал сознание человека как сферу борьбы сознательного и бессознательного.
Согласно теории З.Фрейда, структура личности включает три сферы:
1. Бессознательное (Ид – «Оно»).
2. Сознание (Эго – «Я»).
3. Супер –Эго («Сверх –Я»).
«Оно» – совокупность биологических влечений и потребностей, которые составляют часть данного от природы опыта, и требует лишь возможности проявиться вовне и получить удовольствие.
«Оно»имеет по преимуществу подсознательную природу и руководствуется принципом удовольствия.
«Я»– это психическая структура, которая воспринимает особенности внешнего мира, его свойства и межличностные отношения и контролирует, какие влечения в зависимости от обстоятельств могут найти удовлетворение, а какие – нет.
«Я»руководствуется принципом реальности.
«Сверх – Я» — структура, которая образуется под влиянием социальной среды и ее установок, норм, традиций и запретов и является носителем моральных норм.
«Сверх – Я» лежит в основе чувства вины, которое испытывает «Я», принимая решения об удовлетворении какой-либо потребности.
По мнению 3. Фрейда, ведущую роль в психике играет «Оно», содержание которого составляет две группы инстинктов:
1) инстинкты продолжения жизни (Эрос), энергию которых 3.Фрейд назвал
либидо;
2) инстинкты смерти (Танатос) –это инстинкты разрушения, агрессии.
Энергия этих инстинктов развертывается с раннего детства.
Эрос у мальчиков проявляется в повышенной привязанности к матери, которая зачастую принимает форму сексуального влечения.
Это выражается в чувстве соперничества с отцом.
Девочки направляют сексуальную энергию на отца, и соответственно испытывают чувство ревности к матери.
Эти неосознанные сублимированные формы детской сексуальности 3. Фрейд назвал «Эдиповым комплексом» (для мальчиков) и «Комплексом Электры» (для девочек).
З.Фрейд выделил окольные пути бессознательного:
1)свободные ассоциации – механизм, с помощью которого человек может
вербализировать свои подсознательные переживания, чувства, эмоции, же-
лания, значимые для него проблемы;
2)сновидения – играют значительную роль в оптимизации психической жиз-
ни человека. В образах сновидений отражаются значимые переживания, вы-
тесненные влечения, которые именно посредством этого механизма стано-
вятся доступными сознанию и позволяют снизить напряжение в сфере бес-
сознательного;
3)оговорки, очитки, описки и юмор.По мнению ряда ученых, юмор зачас-
тую имеет сексуальную окраску, и именно такого рода юмор имеет успех.
Бессознательные переживания получают отражение в оговорках, очитках,
описках и юморе образом, аналогичным сновидениям.
Психологическая защита – стратегии по преодолению личностных трудностей, представленных системой механизмов, направленных на минимизацию отрицательных переживаний, связанных с конфликтами, которые ставят под угрозу целостность личности.[2]
Механизмы внутренней защиты человека при конфликте «я» и «оно»
1.Сублимация –переключение, «уход» в другую сферу жизнедеятельности.
2.Вытеснение–особый процесс удаления из сознания мыслей и чувств,
причиняющих страдание, «сознательное» забывание.
3.Обесценивание объекта –это косвенный путь ухода от тревоги, связан-
ной с неудачей, несостоявшимися ожиданиями и планами. В этой ситуации
сознание наделяет объект страданий свойствами и характеристиками,
уменьшающими его ценность для индивида.
4. Самообвинение –это путь ухода от тревоги путем частичного унижения
достоинств своей личности. Проявляется в ситуациях, когда человек чувст-
вует себя причастным к созданию конфликтной ситуации;
5.Проекция –это приписывание своих недостатков, социально неодобряе-
мых мотивов поведения, мыслей другим людям.
6.Рационализация –стремление найти социально приемлемое объяснение
для маскировки своих истинных социально неодобряемых мотивов.