Тема 8. Руководство. Коммуникации в организации. Конфликты в сфере управления персоналом. Здоровье и безопасность персонала - 6 часов.
Федеральное агенство по образованию
Федеральное государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ»
Кафедра управления персоналом
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ комплекс ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«Управление персоналом»
»
Список рекомендуемой литературы
Учебники, учебные пособия, монографии.
1. Армстронг, М. Практика управления человеческими ресурсами / М. Армстронг. - 8-е изд.- СПб.: Питер, 2008. – 832с.
2. Веснин, В.Р. Управление персоналом. Теория и практика: учебник / В.Р. Веснин. – М.: ТК Велби, Проспект, 2007. – 688с.
3. Егоршин, А.П. Основы управления персоналом: учебное пособие для вузов / А.П. Егоршин. - М.: ИНФРА-М, 2006. – 352с.
4. Карташова, Л.В. Организационное поведение: учебник / Л.В.Карташова, Т.В.Никонова, Т.О.Соломонидина. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 384с.
5. Кибанов, А.Я. Управление персоналом организации: стратегия, маркетинг, интернационализация: учеб. пособие / А.Я.Кибанов, И.Б. Дуракова. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 301с.
6. Одегов, Ю.Г. Управление персоналом в структурно-логических схемах: Учебник / Ю.Г.Одегов. - 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Альфа-Пресс, 2008. – 944с.
7. Пугачев, В.П. Руководство персоналом организации: учебник / В.П.Пугачев. – М.: Аспект-Пресс, 2005. – 279с.
8. Управление знаниями в корпорациях: учебное пособие / Б.З.Мильнер и др.; под ред. Б.З.Мильнера. – М.: Дело, 2006. – 304с.
9. Управление персоналом: комплексный подход / Под общ. ред. В.И.Данилова. – СПб.: СЗАГС, 2005. - 159с.
10. Управление персоналом: учеб. пособие / С.И.Самыгин и др.; под ред. С.И.Самыгина. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. – 511с.
Дополнительная литература
1. Актуальные вопросы управления персоналом / В.И.Данилов и др.; под ред. В.И.Данилова. – СПб.: СЗАГС, 2008. – 211с.
2. Андреева, Т. Изменения и внутрифирменные коммуникации / Т.Андреева // Управление персоналом. – 2002. - № 10. – С.54-55.
3. Армстронг, М. Стратегическое управление человеческими ресурсами / М. Армстронг. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 327с.
4. Гутгарц, Р.Д. Эволюция подходов к проблеме управления кадрами предприятия / Р.Д.Гутгарц // Менеджмент в России и за рубежом. – 2002. - №5. – С.105-117.
5. Демин, Ю.М. Аттестация персонала / Ю.М.Демин. – СПб.: Питер, 2008. – 170с.
6. Десслер, Г. Управление персоналом / Г.Десслер; под общ. ред. И.М.Степанова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004. – 799с.
7. Егоршин, А.П. Мотивация трудовой деятельности: учебное пособие / А.П. Егоршин. - М-ИНФРА-М, 2006. – 463с.
8. Журавлев, П.В. Мировой опыт в управлении персоналом: обзор зарубежных источников / П.В.Журавлев, М.Н.Кулапов, С.А.Сухарев. – М.; СПб.: Рос.экон.акад.; Деловая книга, 2008. – 232с.
9. Зайцев, А.К. Социальный конфликт / А.К.Зайцев. Калуж. Ин-т социологии и консультирования. – изд. 2-е – М.: Аcademia, 2001. – 461с.
10. Зайцев, Г.Г. Управление деловой карьерой: учебное пособие / Г.Г.Зайцев, Г.В.Черкасская. – М.: Академия, 2007. – 252с.
11. Кацай, М. Управление сокращением персонала как бизнес-функция / М.Кацай // Управление персоналом. – 2004. - № 17. – С. 36-39.
12. Круден, Г.Дж. Зарубежный опыт управления персоналом: в 8 ч. / Г.Дж.Круден, А.У.Шерман. – М.: ИПК Госслужбы, 2000 - 2001.
13. Лабунский, Л.В. О развитии персонала / Л.В.Лабунский // Управление персоналом. – 2003. - № 7. – С.43-45.
14. Мастенбрук, У. Управление конфликтными ситуациями и развитие организации / У.Мастенбрук. – М., ИНФРА-М, 2006. – 254с.
15. Минцберг, Г. Структура в кулаке: создание эффективной организации / Г.Минцберг. – СПб.: Питер, 2004. – 512.
16. Молочников, Н. Аттестация управленческих кадров: вчера и сегодня / Н.Молочников // Человек и труд. - 2003. - № 6. - С. 81-82.
17. Одегов, Ю.Г. Аудит и контроллинг персонала: учебник / Ю.Г.Одегов, Т.В.Никонова. – М.: Альфа-Пресс, 2006. - 542с.
18. Организация и регулирование оплаты труда: учебное пособие / В.В.Пуляшкин и др.; под ред. М.Е.Сорокиной. – М.: Вузовский учебник, 2006. – 272с.
19. Парфенова, Т. Японская система оплаты труда: опыт адаптации к российским условиям / Т.Парфенова // Человек и труд. – 2006. - № 6. – С.52-53.
20. Проблемы качества человеческих ресурсов системы государственной службы на современном этапе. Материалы межрегионального научно-практического семинара / под ред. проф. А.С.Горшкова и др. – СПб: СЗАГС, 2009. – 78с.
21. Рудавина, Е.Р. Книга директора по персоналу / Е.Р.Рудавина, В.В.Екомасов. – СПб.: Питер, 2008. – 368с.
22. Ульрих, Дейв. Эффективное управление персоналом: новая роль HR- менеджера в организации / Дейв Ульрих. – М.: «И.Д.Вильямс», 2007. – 304с.
23. Управление персоналом: учебник / Под общ.ред.А.И.Турчинова. – М.: РАГС, 2003. – 484с.
24. Ходкинсон, Дж.П. Компетентная организация: психологический анализ процесса стратегического менеджмента / Дж. П. Ходкинсон, П. Р.Сперроу. - Харьков: Гуманитарный Центр, 2007. – 392с.
25. Шаталова Н.И. Трудовой потенциал работника: учебное пособие. / Н.И.Шаталова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 399с.
26. Шейн, Эдгар Х. Организационная культура и лидерство / Эдгар Шейн. – СПб.: Питер, 2008. – 330с.
27. Яновская, Ю. Индивидуальный стиль деятельности / Ю.Яновская // Управление персоналом. – 2003. - № 6. – С.57-59.
VIII. Планы семинарских занятий
Семинар 1.
Тема 1. Становление и развитие системы знаний об управлении персоналом – 4 часа.
Вопросы для обсуждения:
1.Место управления персоналом в системе наук.
2.Подходы в развитии теории управления персоналом.
3.Школы как направления развития теоретической мысли в области управления персоналом.
4.Современные теории (концепции) управления персоналом.
5.Отечественный опыт в управлении персоналом.
6.Зарубежный опыт управления персоналом.
Основная литература
1.Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами / М. Армстронг.- 8-е изд.- СПб.: Питер, 2008. – С. 20 – 78.
2. Веснин В.Р. Управление персоналом. Теория и практика: учебник / В.Р. Веснин. – М.: ТК Велби, Проспект, 2007. – С. 26 – 39.
3. Одегов, Ю.Г. Управление персоналом в структурно-логических схемах: Учебник / Ю.Г.Одегов. - 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Альфа-Пресс, 2008. – С. 292 – 341.
4. Управление персоналом: учеб. пособие / С.И.Самыгин и др.; под ред. С.И.Самыгина. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. – С. 3 – 107.
5. Управление персоналом: комплексный подход / Под общ.ред. В.И.Данилова. – СПб.: СЗАГС, 2005. – С. 4 – 21.
Дополнительная литература
1. Гутгарц Р.Д. Эволюция подходов к проблеме управления кадрами предприятия / Р.Д.Гутгарц // Менеджмент в России и за рубежом. – 2002. - №5. – С.105-117.
2. Журавлев, П.В. Мировой опыт в управлении персоналом: обзор зарубежных источников / П.В.Журавлев, М.Н.Кулапов, С.А.Сухарев. – М.; СПб.: Рос.экон.акад.; Деловая книга, 2008.
3. Круден Г.Дж. Зарубежный опыт управления персоналом: в 8 ч. Ч.Ш: Обеспечение кадрового потенциала организации / Г.Дж.Круден, А.У.Шерман. – М.: ИПК Госслужбы, 2001.
4. Пугачев В.П. Руководство персоналом организации: учебник / В.П.Пугачев. – М.: Аспект-Пресс, 2005.
5. Актуальные вопросы управления персоналом / В.И.Данилов и др.; под ред. В.И.Данилова. – СПб.: СЗАГС, 2008.
Семинар 2
Тема 2. Система управления персоналом: элементы, функции, принципы, методы. Управление персоналом как профессиональная деятельность – 4 часа.
Вопросы для обсуждения:
1.Персонал – объект и важнейший ресурс управления.
2.Управление персоналом как профессия: сущность, цель, задачи, функции, перспективы.
3.Формирование системы управления персоналом как инструмента стратегического управления организацией.
4.Службы управления персоналом: цель, задачи, место, роль, функции в организации.
5.Современные методы и технологии управления персоналом. 6.Регламентирующие документы в деятельности по управлению персоналом.
Основная литература
1.Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами. / М. Армстронг.- 8-е изд.- СПб.: Питер, 2008. – С. 78 – 144.
2. Веснин В.Р. Управление персоналом. Теория и практика: учебник. / В.Р. Веснин. – М.: ТК Велби, Проспект, 2007. – Гл. 5, 8, 10.
3. Егоршин А.П. Основы управления персоналом: учебное пособие для вузов. / А.П. Егоршин. - М.: ИНФРА-М, 2006. – Гл.10, 16.
4. Одегов, Ю.Г. Управление персоналом в структурно-логических схемах: Учебник / Ю.Г.Одегов. - 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Альфа-Пресс, 2008. – С. 79 – 114; 187 – 292; 341 – 378.
5. Управление персоналом: учеб. пособие / С.И.Самыгин [и др.]; под ред. С.И.Самыгина. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. – Гл.2
Дополнительная литература
1.Армстронг М. Стратегическое управление человеческими ресурсами. М. Армстронг. – М.: ИНФРА-М, 2002.
2. Десслер Г. Управление персоналом. / Г.Десслер; под общ. ред. И.М.Степанова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004.
3. Пугачев В.П. Руководство персоналом организации: учебник. / В.П.Пугачев. – М.: Аспект-Пресс, 2005.
4. Ульрих, Дейв. Эффективное управление персоналом: новая роль HR- менеджера в организации / Дейв Ульрих. – М.: «И.Д.Вильямс», 2007.
5. Актуальные вопросы управления персоналом / В.И.Данилов и др.; под ред. В.И.Данилова. – СПб.: СЗАГС, 2008.
Семинар 3
Тема 3. Кадровая политика как стратегия и основа управления персоналом. Планирование в управлении персоналом. Анализ и проектирование рабочего места – 4 часа.
Вопросы для обсуждения:
1. Место и роль стратегий управления персоналом в системе стратегического управления организацией.
2. Кадровая политика как инструмент формирования кадрового потенциала организации.
3. Планирование и определение потребности в персонале. Оборот, сменяемость, текучесть кадров в организации.
4. Исследование профессии средствами профессиографии (профессиографирование, профессиографический анализ). Цель, задачи, виды профессиографии.
5. Место и роль аудита персонала в системе стратегического управления организацией.
6. Концепция реинжниринга и проектирование (конструирование) рабочего места.
Основная литература
1.Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами. / М.Армстронг. 8-е изд. - СПб.: Питер, 2008. – С. 255 – 271, 318 – 341.
2. Веснин В.Р. Управление персоналом. Теория и практика: учебник. / В.Р.Веснин. – М.: ТК Велби, Проспект, 2007. – Гл.3, 4, 20, 21.
3. Кибанов, А.Я. Управление персоналом организации: стратегия, маркетинг, интернационализация: учеб. пособие / А.Я.Кибанов, И.Б. Дуракова. – М.: ИНФРА-М, 2009. – Гл. 1, 2.
4. Одегов, Ю.Г. Управление персоналом в структурно-логических схемах: Учебник / Ю.Г.Одегов. - 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Альфа-Пресс, 2008. – С. 114 – 187; 378 – 521.
5. Управление персоналом: учеб. пособие / С.И.Самыгин [и др.]; под ред. С.И.Самыгина. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. – С. 160 – 176, 257 – 279, 484 – 492.
Дополнительная литература
1. Армстронг М. Стратегическое управление человеческими ресурсами. М. Армстронг. – М.: ИНФРА-М, 2002.
2. Минцберг Г. Структура в кулаке: создание эффективной организации. / Г.Минцберг. – СПб.: Питер, 2004.
3. Одегов, Ю.Г. Аудит и контроллинг персонала: учебник / Ю.Г.Одегов, Т.В.Никонова. – М.: Альфа-Пресс, 2006.
4. Пугачев В.П. Руководство персоналом организации: учебник. / В.П.Пугачев. – М.: Аспект-Пресс, 2005.
5. Рудавина, Е.Р. Книга директора по персоналу. / Е.Р.Рудавина, В.В.Екомасов. – СПб.: Питер, 2008.
Семинар 4
Тема 4. Маркетинг персонала. Набор и отбор персонала. Трудовая адаптация персонала – 4 часа.
Вопросы для обсуждения:
1.Маркетинг персонала и его роль в качественном обеспечении организации кадрами.
2.Набор персонала: источники, методы, результативность.
3.Отбор персонала в организацию, критерии, процедура, эффективность отбора.
4.Профориентационная работа как инструмент маркетинга персонала.
5.Типы организационной культуры и ценностные ориентации персонала организации.
6.Место и роль адаптации, как технологии управления персоналом, в современной организации.
Основная литература
1. Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами. / М.Армстронг. - 8-е изд. - СПб.: Питер, 2008. - С. 194 – 206, 341 – 397,
2. Веснин В.Р. Управление персоналом. Теория и практика: учебник. / В.Р.Веснин. – М.: ТК Велби, Проспект, 2007.- Гл. 7, 9, 11 – 13, 29.
3. Кибанов, А.Я. Управление персоналом организации: стратегия, маркетинг, интернационализация: учеб. пособие / А.Я.Кибанов, И.Б. Дуракова. – М.: ИНФРА-М, 2009. – Гл. 3 – 6.
4. Одегов, Ю.Г. Управление персоналом в структурно-логических схемах: Учебник / Ю.Г.Одегов. - 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Альфа-Пресс, 2008. – С. 521 – 645.
5. Управление персоналом: учеб. пособие / С.И.Самыгин [и др.]; под ред. С.И.Самыгина. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. – С. 279 – 303, 329 – 335.
Дополнительная литература
1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. №197-ФЗ
1. Десслер Г. Управление персоналом. / Г.Десслер; под общ.ред. И.М.Степанова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004.
2. Шаталова Н.И. Трудовой потенциал работника: учебное пособие. / Н.И.Шаталова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
3. Карташова, Л.В. Организационное поведение: учебник / Л.В.Карташова, Т.В.Никонова, Т.О.Соломонидина - М.: ИНФРА-М, 2007.
5. Актуальные вопросы управления персоналом / В.И.Данилов и др.; под
ред.В.И.Данилова. – СПб.: СЗАГС, 2008.
6. Шейн, Эдгар Х. Организационная культура и лидерство / Эдгар Шейн. –
СПб.: Питер, 2008.
Семинар 5
Тема 5. Оценка и аттестация персонала. Высвобождение персонала.
Вопросы для обсуждения:
1.Оценивание как процесс: виды и методы оценки.
2.Система сбалансированных показателей как современная оценка персонала.
3.Технология ассесмент-центра в оценке, основанной на компетенциях.
4.Аттестация персонала как основа кадровых решений.
5.Аудит персонала: структура, задачи, инструменты.
6.Высвобождение персонала как инструмент управления расстановкой кадров в организации.
Основная литература
1.Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами. / М.Армстронг. - 8-е изд. - СПб.: Питер, 2008. – С. 397 – 448, 548 – 569, 587 – 610.
2. Веснин В.Р. Управление персоналом. Теория и практика: учебник. / В.Р.Веснин. – М.: ТК Велби, Проспект, 2007. – Гл. 14.
3. Егоршин А.П. Основы управления персоналом: учебное пособие для вузов. / А.П.Егоршин. - М.: ИНФРА-М, 2006. – Гл. 4, 18.
4. Одегов, Ю.Г. Управление персоналом в структурно-логических схемах: Учебник / Ю.Г.Одегов. - 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Альфа-Пресс, 2008. – С. 740 – 777.
Дополнительная литература
1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. №197-ФЗ.
2. Кацай М. Управление сокращением персонала как бизнес-функция. / М.Кацай. // Управление персоналом. – 2004. - № 17. – С. 36-39.
3. Молочников Н. Аттестация управленческих кадров: вчера и сегодня. / Н.Молочников // Человек и труд. - 2003. - № 6. - с. 81-82.
4. Одегов Ю.Г. Аудит и контроллинг персонала: учебник. / Ю.Г.Одегов, Т.В.Никонова. – М.: Альфа-Пресс, 2006.
5. Рудавина Е.Р. Книга директора по персоналу. / Е.Р.Рудавина, В.В.Екомасов. – СПб.: Питер, 2008.
6. Проблемы качества человеческих ресурсов системы государственной службы на современном этапе. Материалы межрегионального научно-практического семинара / под ред. проф. А.С.Горшкова и др. – СПб: СЗАГС, 2009.
7. Демин, Ю.М. Аттестация персонала / Ю.М.Демин. – СПб.: Питер, 2008.
Семинар 6.
Тема 6. Профессиональное развитие персонала. Обучение персонала. Планирование и управление карьерой – 4 часа.
Вопросы для обсуждения:
1.Профессиональное и личностное развитие персонала.
2.Обучение персонала в структуре его профессионального развития.
3.Обучающаяся организация. Связь организационного обучения со структурой знаний.
4.Концепция интеллектуального капитала. Ее значение для развития персонала.
5.Карьерное продвижение как способ мотивации и развития персонала и направление формирования кадрового потенциала организации.
6.Роль делегирования полномочий в обучении персонала и его карьерном продвижении.
Основная литература
1.Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами. / М.Армстронг.- 8-е изд. - СПб.: Питер, 2008. – С. 64 – 75, 280 – 291, 448 – 533.
2. Веснин В.Р. Управление персоналом. Теория и практика: учебник. / В.Р.Веснин. – М.: ТК Велби, Проспект, 2007. – Гл. 15, 17.
3. Одегов, Ю.Г. Управление персоналом в структурно-логических схемах: Учебник / Ю.Г.Одегов. - 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Альфа-Пресс, 2008. – С. 645 – 740.
4. Управление знаниями в корпорациях: учебное пособие / Б.З.Мильнер и др.; под ред. Б.З.Мильнера. – М.: Дело, 2006. – Гл. 7, 11, 12.
5. Управление персоналом. / Под ред. С.И.Самыгина. – Ростов-н/Д: «Феникс», 2001. – С. 335 – 350.
Дополнительная литература
1. Зайцев, Г.Г. Управление деловой карьерой: учебное пособие / Г.Г.Зайцев, Г.В.Черкасская. – М.: Академия, 2007.
2. Лабунский Л.В. О развитии персонала. / Л.В.Лабунский. // Управление персоналом. – 2003. - № 7. – С.43-45.
3. Пугачев В.П. Руководство персоналом организации: учебник. / В.П.Пугачев. – М.: Аспект-Пресс, 2005.
4. Рудавина Е.Р. Книга директора по персоналу. / Е.Р.Рудавина, В.В.Екомасов. – СПб.: Питер, 2008.
5. Ульрих, Дейв. Эффективное управление персоналом: новая роль HR- менеджера в организации / Дейв Ульрих. – М.: «И.Д.Вильямс», 2007.
6. Ходкинсон Дж.П. Компетентная организация: психологический анализ процесса стратегического менеджмента. / Дж.П.Ходкинсон, П.Р.Сперроу. - Харьков: Гуманитарный Центр, 2007.
Семинар 7.
Тема 7. Мотивация и стимулирование персонала. Основы вознаграждающего управления. Организация оплаты труда – 4 часа.
Вопросы для обсуждения:
1.Теории мотивации и их применение в современном управлении.
2.Социальная политика как выражение неразрывной связи мотивации и стимулирования.
3. Системы мотивации и стимулирования трудовой деятельности персонала в современных организациях.
4.Заработная плата персонала: проблемы мотивации и демотивации.
5.Выбор систем оплаты труда: социально-экономические условия и стратегическая перспектива.
6.Социальные программы организации: стратегия и политика вознаграждения.
Основная литература
1.Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами. / М.Армстронг. - 8-е изд. - СПб.: Питер, 2008. – С. 154 – 168, 533 – 548, 574 – 635, 723 – 732.
2. Веснин В.Р. Управление персоналом. Теория и практика: учебник. / В.Р.Веснин. – М.: ТК Велби, Проспект, 2007. – Гл. 24, 33.
3. Карташова, Л.В. Организационное поведение: учебник / Л.В.Карташова., Т.В.Никонова, Т.О.Соломонидина - М.: ИНФРА-М, 2007. – Гл. 4, 5.
4. Одегов, Ю.Г. Управление персоналом в структурно-логических схемах: Учебник / Ю.Г.Одегов. - 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Альфа-Пресс, 2008. – С. 802 – 940.
Дополнительная литература
1.Егоршин А.П. Мотивация трудовой деятельности: учебное пособие. / А.П.Егоршин. - М-ИНФРА-М, 2006.
2. Организация и регулирование оплаты труда: учебное пособие / В.В.Пуляшкин и др.; под ред. М.Е.Сорокиной. – М.: Вузовский учебник, 2006.
3.Парфенова Т. Японская система оплаты труда: опыт адаптации к российским условиям. / Т.Парфенова. // Человек и труд. – 2006 - № 6. – с 52-53.
4. Рудавина Е.Р. Книга директора по персоналу. / Е.Р.Рудавина, В.В.Екомасов. – СПб.: Питер, 2008.
5. Ульрих, Дейв. Эффективное управление персоналом: новая роль HR- менеджера в организации / Дейв Ульрих. – М.: «И.Д.Вильямс», 2007.
Семинар 8.
Тема 8. Руководство. Коммуникации в организации. Конфликты в сфере управления персоналом. Здоровье и безопасность персонала - 6 часов.
Вопросы для обсуждения:
1.Лидерство как элемент эффективного руководства.
2.Руководство в системе управления персоналом организации.
3.Современные методы формирования коммуникативной структуры организации.
4.Роль организационного конфликта в организации.
5.Формы и методы противодействия стрессу в организации.
6.Социальная политика организации и охрана здоровья персонала.
Основная литература
1.Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами. / М.Армстронг. - 8-е изд. - СПб.: Питер, 2008. – С. 168 – 178, 220 – 227, 655 – 732.
2. Веснин В.Р. Управление персоналом. Теория и практика: учебник. / В.Р.Веснин. – М.: ТК Велби, Проспект, 2007. – Гл. 26, 27, 32, 36.
3. Карташова, Л.В. Организационное поведение: учебник / Л.В.Карташова., Т.В.Никонова, Т.О.Соломонидина - М.: ИНФРА-М, 2007. – С. 15 – 196, 231 – 289.
4. Пугачев В.П. Руководство персоналом организации: учебник. / В.П.Пугачев. – М.: Аспект-Пресс, 2005. – Гл. 4 – 10; 14; 15.
Дополнительная литература
1. Андреева Т. Изменения и внутрифирменные коммуникации. /Т.Андреева. // Управление персоналом. – 2002. - № 10. – С.54-55.
2. Зайцев А.К. Социальный конфликт. / А.К.Зайцев. [Калуж. Ин-т социологии и консультирования]. – изд. 2-е – М.: Аcademia, 2001. -
3. Мастенбрук У. Управление конфликтными ситуациями и развитие организации. / У.Мастенбрук. - М.: ИНФРА-М, 2006.
4. Яновская Ю. Индивидуальный стиль деятельности. / Ю.Яновская. // Управление персоналом. – 2003. - № 6. – С.57-59.
5. Шейн, Эдгар Х. Организационная культура и лидерство / Эдгар Шейн. – СПб.: Питер, 2008.
6. Ходкинсон Дж.П. Компетентная организация: психологический анализ процесса стратегического менеджмента. / Дж.П.Ходкинсон, П.Р.Сперроу. - Харьков: Гуманитарный Центр, 2007.
Семинар 9 2 часа
Тема Подведение итогов.
IX. Словарь терминов
АДАПТАЦИЯ РАБОТНИКА – процесс приспособления работника к содержанию и условиям трудовой деятельности и непосредственной социальной среде, совершенствование деловых и личных качеств работника. Представляет собой взаимодействие работника и окружающей его организационной и социальной среды. Адаптация может быть профессиональная, психофизиологическая, социально-психологическая.
АНАЛИЗ РАБОЧЕГО МЕСТА – способ сбора и анализа содержания работы, требований к работнику и контексту, в котором каждая работа выполняется. Он заключается в определении наиболее существенных характеристик работы, упорядоточении и оценке информации, связанной с работой или работником.
АТТЕСТАЦИЯ ПЕРСОНАЛА –а) одно из правовых средств изменения условий договора (контракта) между организацией и наемным работником; б) процесс, благодаря которому совершенствуется деятельность организации по подбору, расстановке кадров, повышению квалификации, по определению уровня их профессиональной подготовки и соответствия занимаемой должности; в) проверка деловых качеств и квалификации сотрудника путем периодической оценки знаний, опыта, навыков и способностей к выполнению служебных обязанностей по определенной специальности и должности, проводится в целях воспитания кадров, стимулирования роста их квалификации и повышения ответственности за порученное дело, развития инициативы и творческой активности.
АУДИТ ПЕРСОНАЛА (кадровый) – своеобразный инструмент управления кадровыми процессами, в какой-то мере подобный финансовому или бухгалтерскому аудиту. Сущность аудита – оценка соответствия кадрового потенциала организации ее целям и стратегии развития, диагностика причин возникновения проблем по вине персонала, а также оценка их важности и возможности разрешения, формулирование конкретных рекомендаций для руководства и службы управления персоналом по их устранению.
АУТ-ТЕХНОЛОГИИ – технологии оказания кадровых услуг и заимствования компанией ресурсов «извне». Различают две группы аут-технологий: осуществление специализированных функций (кадровый консалтинг, рекрутинг, аутплейсмент, ассессмент, бизнес-обучение) и предоставление персонала (лизинг, аутстаффинг).
БЕЗОПАСНОСТЬ ТРУДА –создание условий труда, соответствующих стандартам, которые удовлетворяют современным требованиям технико-технологического развития и санитарно-гигиенического характера в обеспечении безопасности здоровья сотрудников в процессе их трудовой деятельности.
ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ – один из основных элементов системы мотивации и стимулирования труда персонала. В рамках теории мотивации вознаграждение – это все то, что представляет для работника ценность или может казаться ему ценным.
ВЫСВОБОЖДЕНИЕ ПЕРСОНАЛА –увольнение или отстранение от работы на длительный срок одного или большого числа работников по причине экономического, структурного или технологического характера с целью уменьшения количества занятых либо изменения их профессионально-квалификационного состава.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДОЛЖНОСТЬ – первичное структурное образование органа государственного управления, наделенное обязанностями, правами и ответственностью, необходимыми для достижения его целей. Она устанавливает совокупность статусов – социального, организационного и правового, закреплена в официальных документах.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА – а) социально-правовой институт, посредством которого реализуются цели и функции государства в обществе; б) профессиональная деятельность по обеспечению полномочий государственных органов; в) институт производства государственных социальных услуг; г) практическое профессиональное участие граждан в осуществлении целей и функций государства путем исполнения государственных должностей, учрежденных в государственных органах.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА – а) общегосударственная стратегия формирования, развития и рационального использования трудового потенциала страны; б) система признанных на государственном уровне целей, задач, приоритетов и принципов деятельности государства по регулированию кадровых процессов и отношений.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЧИН - в соответствии со ст. 11 Федерального закона о государственной гражданской службе, вместо прежних квалификационных разрядов установлен новый критерий классификации гражданских служащих - деление на классные чины. Классный чин госслужащего зависит от многих факторов: стажа, образовательного уровня, различных служебных характеристик и т.д. Принят специальный Указ Президента РФ № 113 от 1 февраля 2005 г. «О порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим», регулирующий данный вопрос. Присвоение классных чинов происходит индивидуально, по результатам квалификационного экзамена.
ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД – исходит из представления управления человеком и представления об организации как культурном феномене. Согласно гуманистическому подходу культура может рассматриваться как процесс создания реальности, которая позволяет людям видеть и понимать события, действия, ситуации определенным образом и придавать смысл и значение своему собственному поведению
ДЕЛЕГИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ –процесс перераспределения власти, задач и прав в рамках организации в направлении более низких иерархических уровней. Вышестоящее лицо делегирует своим подчиненным в основном ответственность за рутинные вопросы, освобождая тем самым себя для решения др. более важных проблем.
ДОЛЖНОСТЬ –установленная (конституированная) социальная роль, выполняемая человеком в государственных, общественных, частных организациях, предприятиях и учреждениях; элемент структуры подразделений (производственной, научной, управленческой и др.). Характеризует круг обязанностей работника, его права и ответственность.
ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ –нормативный документ, регламентирующий деятельность работника в структуре организации, определяющий организационно-правовое положение, содержание и условия его эффективной работы.
ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА –1) цена рабочей силы, определяемая в ход переговоров между работниками и работодателями при участии государства, обеспечивающего соблюдение достигнутых договоренностей; величина денежного вознаграждения, выплачиваемого работнику за его трудовой вклад, призванная одновременно отражать стоимость его рабочей силы и результаты его труда.
КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ –численность и качество персонала, имеющегося и необходимого организации для реализации задач и целей ее стратегического развития.
КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА –целостная и объективно обусловленная стратегия работы с персоналом, объединяющая различные формы, методы и модели кадровой работы и имеющая целью создание сплоченного, ответственного и высокопроизводительного персонала, способного адекватно реагировать на меняющиеся требования рынка.
КАДРОВАЯ РАБОТА – 1) элемент рынка труда; 2) на предприятии, в организации – одна из основных важнейших составных частей управления персоналом. Это деятельность субъектов кадровых отношений по реализации кадровой политики, включающая: организацию работы с персоналом, технологии, способы и методы реализации кадровой политики.
КАЧЕСТВО ТРУДОВОЙ ЖИЗНИ –степень удовлетворения важных личных потребностей работника через деятельность в организации. К.т.ж. можно повысить, изменив в лучшую сторону любые организационные параметры, влияющие на людей. Это включает, например, участие работников в управлении, их обучение, реализацию программ продвижения по службе, обучение работников методам более эффективного общения и поведения в коллективе, совершенствование организации труда и др.
КВАЛИФИКАЦИЯ – определенный уровень знаний и трудовых навыков, необходимых для выполнения работ определенной сложности по профессии и специальности.
КАДРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ(кадроведческие технологии) – совокупность методов и организационных процедур, направленных на оптимизацию принимаемых кадровых решений.
КАРЬЕРА – субъективно осознанный трудовой путь человека, способ достижения целей и результатов в основной форме личностного самовыражения, поступательное движение по служебной лестнице, изменение навыков, способностей, квалификационных возможностей и размеров вознаграждения, связанных с деятельностью работника.
КОЛЛЕКТИВ – организационная общность людей, объединенных конкретным видом общественно-полезной деятельности, осуществляемой в рамках той или иной формы собственности, складывающимися в ходе этой деятельности отношениями взаимной ответственности, интересами, ценностными ориентациями, установками и нормами поведения.
КОМАНДА – это группа людей, которые за счет коллективных усилий добиваются реализации ключевых целей организации. Команду характеризует высокий уровень сплоченности, приверженности всех членов К. общим целям и ценностям организации.
КОММУНИКАЦИЯ – способ общения и передачи информации от человека к человеку в виде устных и письменных сообщений, языка телодвижений и параметров речи.
КОМПЕТЕНЦИИ –стандарт поведения, совокупность взаимосвязанных качеств личности, знаний, умений и навыков, способов деятельности, задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной и продуктивной деятельности по отношению к ним.
КОМПЕТЕНТНОСТЬ – степень выраженности присущего человеку профессионального опыта в рамках компетенций конкретной должности.
КОНФЛИКТ– 1) временное эмоциональное изменение настроения человека или группы людей в связи с получением новых данных, существенно меняющих старое представление об интересующем объекте или процессе; 2) одна из форм человеческого взаимодействия, в основе которой лежат различного рода реальные или иллюзорные, объективные или субъективные, в различной степени осознанные противоречия между людьми, с попытками их разрешения на фоне проявления эмоций.
КОНЦЕПЦИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО КАПИТАЛА –формируется в рамках стратегического управления человеческими ресурсами. Интеллектуальный капитал состоит из запаса и движения полезных для организации знаний. Концепция показывает, что хотя вырабатывают, сохраняют и используют знания отдельные люди (человеческий капитал), эти знания расширяются путем взаимодействий между людьми (социальный капитал), в результате чего создается институциализированное знание, которым владеет организация (организационный капитал).
КОНЦЕПЦИЯ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ –
сформировалась в 80-90-х годах ХХ века, когда динамические изменения внешней и внутренней среды организации вызвали необходимость непрерывной и гибкой адаптации ее сотрудников к этим изменениям. Активным инструментом адаптации и выступило непрерывное профессиональное образование сотрудников.
КОНЦЕПЦИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ –построена на создании ощущения идентичности всех членов организации, формирования образа коллективного «мы». О.к., по определению Е.Шейна, есть набор приемов и правил решения проблемы внешней адаптации и внутренней интеграции работников, правил, оправдавших себя в прошлом и подтвердивших свою актуальность в настоящем, которые реализуются в системе представлений, символов, ценностей и образцов поведения, разделяемых всеми его членами.
КОНЦЕПЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ –как целостная концепция сформировалась в 60-70 годы ХХ века. Основана на том, что работник является субъектом трудовых отношений, и воздействие на него строится на основе персонификации работника, признания его личностных особенностей.
КОНЦЕПЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ – как целостная концепция сложилась к 80-90-м годам ХХ века и основана на том, что представляет персонал организации как ключевой стратегический ресурс, определяющий ее конкурентоспособность.
ЛИДЕРСТВО –способность человека управлять людьми с учетом их наклонностей и желаний; компонент деятельности менеджера, связанный с оказанием целенаправленного влияния на поведение отдельных лиц или целой рабочей группы. Лидерство строится на управлении с помощью примера, убеждения, вдохновения, воодушевления.
ЛИЗИНГ ПЕРСОНАЛА –форма изменения численности персонала, при которой самостоятельная фирма («кредитор»)передает на определенный срок одного или нескольких своих сотрудников, с которыми она имеет трудовой договор, в распоряжение др. фирмы («заемщик»), обязуя этих сотрудников в течение срока «аренды» работать на фирме-заемщике. При этом заключенный работниками с фирмой-кредитором трудовой договор сохраняет силу.
ЛОЯЛЬНОСТЬ ПЕРСОНАЛА – это эмоциональная привязанность к организации, желание оставаться ее членом.
МАРКЕТИНГ ПЕРСОНАЛА –вид управленческой деятельности, направленный на определение и покрытие потребности в персонале.
МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ – совокупность определенных приемов и способов, типичных подходов к воздействию (влиянию) на персонал (как на работников, так и на трудовой коллектив в целом) с целью достижения конкретных результатов и координации их деятельности в процессе производства.
МОНИТОРИНГ ПЕРСОНАЛА –процесс отслеживания состояния объекта (системы, персонала) с помощью непрерывного или периодически повторяющегося сбора данных, представляющих собой совокупность определенных ключевых показателей.
МОТИВ –внутренние побуждения, которые заставляют человека делать что-либо или поступать определенным образом.
МОТИВАЦИЯ – использование мотивов поведения человека в практике управления его деятельностью. В современной теории управления мотивация трактуется как процесс побуждения людей для достижения целей организации.
НЕФОРМАЛЬНАЯ ГРУППА –стихийно формируется для удовлетворения социальных потребностей и общения людей.
НАБОР ПЕРСОНАЛА –действия организации для привлечения на работу кандидатов, отвечающих необходимым требованиям; формирование резерва для отбора.
ОБОРОТ КАДРОВ –число принятых или выбывших работников за отчетный период.
ОРГАНИЧЕСКИЙ ПОДХОД –в рамках этого подхода сложились концепции управления персоналом и управления человеческими ресурсами. Организация воспринимается как целостная живая система, существующая в окружающей среде, что позволяет организации использовать для достижения эффективности деятельности синергетический эффект.
ОТБОР ПЕРСОНАЛА – идентификация требований, предъявляемых организацией к качествам работника. Система мероприятий, обеспечивающая формирование такого состава персонала, количественные и качественные характеристики которого отвечали бы целям и задачам организации.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ –обязательство выполнять задания и обеспечивать их удовлетворительное завершение.
ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ – система обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.
ОЦЕНКА ПЕРСОНАЛА – 1) оценка степени подготовленности работника к выполнению того или иного вида деятельности, а также уровня его потенциальных возможностей для определения перспектив роста; 2) диагностика уровня развития профессионально важных качеств, сопоставление индивидуальных результатов со стандартными требованиями работы (по уровню и специфике должностей).
ПЕРСОНАЛ ОРГАНИЗАЦИИ – совокупность физических лиц, состоящих с организацией как юридическим лицом в отношениях, регулируемых договором найма, и обладающих определенными качественными характеристиками, позволяющими обеспечить достижение целей организации.
ПЛАНИРОВАНИЕ ПЕРСОНАЛА –1) набор решений по размещению и развитию персонала и направления его (персонала) использования для достижения целей организации; 2) часть общей системы планирования в организации.
ПОДБОР ПЕРСОНАЛА – идентификация характеристик человека и требований организации, должности. При подборе должность подыскивается под возможности человека.
ПРИВЕРЖЕННОСТЬ ПЕРСОНАЛА ОРГАНИЗАЦИИ -приверженность работников своей организации является психологическим состоянием, которое определяет ожидания, установки работников, особенности их рабочего поведения и то, как они воспринимают организацию. Приверженность организации предполагает: идентификацию, вовлеченность, лояльность.
ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ –основополагающие идеи, закономерности и правила поведения субъектов деятельности по управлению персоналом.
ПРОФЕССИОГРАММА – документ, содержащий основные профессиональные требования, на которые должно быть ориентировано развитие профессиональных качеств человека в ходе овладения им профессией или замещения должности.
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ –1) одиниз методов профессионального развития персонала; 2)процесс развития у сотрудников специфических профессиональных навыков посредством специальных методов обучения.
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ПЕРСОНАЛА –приобретение работником новых знаний, умений и навыков, которые он использует или будет использовать в своей профессиональной деятельности; процесс наполнения компонентов профессионального опыта человека новым, отличным от предыдущего, содержанием.
РАБОЧЕЕ МЕСТО –оснащенная необходимыми техническими средствами пространственная зона, в которой совершается трудовая деятельность работника или группы рабочих. Р.м. – первичное звено производства.
РАСХОДЫ (ЗАТРАТЫ) НА ПЕРСОНАЛ –интегральный показатель, включающий в себя все расходы, связанные с функционированием человеческого фактора: затраты на заработную плату, выплаты работодателя по различным видам социального страхования; расходы организации на различного рода социальные выплаты и льготы, на содержание социальной инфраструктуры, затраты на содержание социальных служб, на обучение и повышение квалификации персонала, на выплату дивидентов и покупку льготных акций и т.д.
РЕГЛАМЕНТ – совокупность правил, определяющих порядок деятельности любой организации.
РЕЗЕРВ –1) потенциально активная и подготовленная часть персонала организации, способная замещать вышестоящие должности; 2) часть персонала, проходящая планомерную подготовку для занятия рабочих мест более высокой квалификации.
РУКОВОДСТВО –1) управление, которое характеризуется вполне определенными функциональными приоритетами; 2) функция управления в составе основных функций, раскрывающих содержание управления.
СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ (паблик рилейшнз) – 1) наука и искусство анализа тенденций развития взаимоотношений определенного социального субъекта (организации, фирмы, органа власти и т.д.) с различными социальными институтами и общностями; прогноза и оценки возможных последствий планируемых действий и мероприятий , их влияния на престиж, репутацию, имидж данного субъекта.
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ – 1) методы, процедуры, приемы воздействия организации на своих сотрудников с целью максимального использования их потенциала для достижения организационных целей; 2) система, в которой реализуются функции управления персоналом.
СЛУЖБА УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ – самостоятельное управленческое звено, функциональное подразделение, имеющее предметной сферой своей деятельности и одновременно объектом воздействия персонал организации.
СТИЛЬ РУКОВОДСТВА –1) стиль поведения руководителя в процессе осуществления своей руководящей роли, относительно неизменный в различных ситуациях; 2) совокупность своеобразных приемов управления.
СТИМУЛ – внешнее побуждение активности работника, эффект которого опосредован психикой человека, его взглядами, чувствами, интересами, стремлениями и т.д.
СТРАТЕГИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ – специфический набор основных принципов, правил и целей работы с персоналом, конкретизированный с учетом типов организационной стратегии, организационного и кадрового потенциала, а также типа кадровой политики.
СТРЕСС – комплекс физических, химических и психологических реакций человека на стимулы или стрессоры в окружающей обстановке.
СУБЪЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ – относительно самостоятельное лицо или орган, которому предоставлено право или вменено в обязанность решать вопросы, связанные с реализацией задач кадровой политики, осуществлять те или иные функции кадровой работы.
ТЕКУЧЕСТЬ КАДРОВ –добровольный официальный уход наемного работника из одной организации в другую на основании самостоятельно принятого им решения.
ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ – процессы, охватывающие широкий спектр функций от приема до увольнения персонала, осуществляемые с помощью определенных методов и процедур.
УСЛОВИЯ ТРУДА – 1) характеристики работы по отношению к работнику; 2) совокупность социальных и производственных факторов, в которых протекает трудовая деятельность человека.
ФОРМАЛЬНАЯ ГРУППА –групп, созданная по воле руководства для выполнения конкретных работ в соответствии с разделением труда в данной организации.
ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ –составная часть любого процесса управления, представляет собой работы, выполняемые в рамках деятельности по управлению персоналом.
ШТАТНОЕ РАСПИСАНИЕ – документ, содержащий перечень структурных подразделений организации с указанием наименования должностей количества штатных единиц по каждой должности, должностных окладов и надбавок к зарплате.
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОДХОД – использует концепцию трудовых ресурсов, в рамках которой ведущее место занимает техническая (в лучшем случае инструментальная, т.е. направленная на овладение трудовыми приемами), а не управленческая подготовка людей на предприятии. Основные направления работы: отбор способных работников, стимулирование и нормирование труда.