Эргономические требования к рабочему месту человека-оператора
Рабочее место с дисплеем должно обеспечивать оператору возможность удобного выполнения работ в положении сидя и не создавать перегрузки костно-мышечной системы. Основными элементами рабочего места являютcя: рабочий стол, рабочий стул (кресло), дисплей, клавиатура, мышь; вспомогательными – пюпитр, подставка для ног.
Конструкция и размеры рабочего стола должны обеспечивать возможность размещения на его рабочей поверхности необходимого комплекта оборудования и документов с учетом характера выполняемой работы.
Стол может быть как регулируемым, так и нерегулируемым по высоте. Регулируемая высота рабочей поверхности должна изменяться в пределах от 680 до 800 мм, а нерегулируемого составлять 725 мм.
Размеры рабочей поверхности должны быть: глубина – не менее 600 (800) мм, ширина – не менее 1200 (1600) мм (в скобках указаны предпочтительные величины).
Рабочий стол должен иметь пространство для ног высотой не менее 600 мм, шириной не менее 500 мм, глубиной на уровне колен – не менее 450 мм и на уровне вытянутых ног – не менее 650 мм.
Рабочая поверхность стола не должна иметь острых углов и краев, а покрытие рабочей поверхности должно быть выполнено из диффузно отражающего материала с коэффициентом отражения 0,45 – 0,50.
Рабочий стул (кресло) должны обеспечивать поддержание физиологически рациональной рабочей позы оператора в процессе трудовой деятельности, создавать условия для изменения позы с целью снижения статического напряжения мышц шейно-плечевой области и спины, а также для исключения нарушения циркуляции крови в нижних конечностях.
Рабочий стул должен быть подъемно- поворотным и регулируемым по высоте, углам наклона сиденья и спинки, а также расстоянию спинки от переднего края сидения.
В целях снижения статического напряжения мышц рук необходимо использовать стационарные или съемные подлокотники, регулирующиеся по высоте над сиденьем и внутреннему расстоянию между подлокотниками.
Поверхность сиденья должна иметь ширину и глубину не менее 400 мм, обеспечивать возможность изменения наклона от 15° вперед до 5° назад, и быть регулируемой по высоте в пределах от 400 до 550 мм.
Опорная поверхность спинки стула (кресла) должна иметь высоту 300 +-20 мм, ширину – не менее 380 мм, радиус кривизны в горизонтальной плоскости – 400 мм и регулируемый угол наклона в пределах 0° +–30° от вертикального положения. Расстояние спинки от переднего края сиденья должно регулироваться в пределах от 260 до 400 мм.
Подлокотники должны иметь длину не менее 250 мм, ширину – 50–70 мм, иметь возможность регулироваться по высоте над сиденьем в пределах 230 +– 30 мм и внутреннему расстоянию между подлокотниками в пределах от 350 до 500 мм.
Эргономические требования к рабочей среде помещений
СанПиН 9-131 РБ 2000 устанавливает оптимальные параметры микроклимата (температуры, относительной влажности и скорости перемещения воздуха) для производственных помещений с ВДТ, ЭВМ и ПЭВМ и для помещений в дошкольных учреждениях и всех типах учебных заведений, включая вузы, уровни ионизации воздуха помещений при работе на ВДТ, ЭВМ и ПЭВМ, а также содержание вредных химических веществ в воздухе производственных помещений, в которых работа на ВДТ, ЭВМ и ПЭВМ является вспомогательной, и где работа на ВДТ, ЭВМ и ПЭВМ является основной.
Данный документ устанавливает также требования к параметрам физических факторов: уровням шума на рабочих местах, допустимым значениям параметров неионизирующих электромагнитных излучений, допустимые уровни электромагнитных полей, допустимые уровни напряженности электрического поля тока промышленной частоты 50 Гц, допустимые уровни напряженности электростатического поля, интенсивность инфракрасного, видимого излучения и ультрафиолетового излучения от экрана видеомонитора.
Содержание
1. Методология инженерной психологии и эргономики………………………………………………1
2. Методы описания деятельности оператора в ИПиЭ………………………………………………..5
3. Обсервационные методы в инженерной психологии и эргономике……………………………….9
4. Опросные методы в инженерной психологии и эргономике……………………………………...13
5. Психологическое тестирование в инженерной психологии и эргономике………………………16
6. Экспериментальные методы в ИПиЭ………………………………………………………………20
7. Моделирование в ИПиЭ……………………………………………………………………………..23
8. Физиологические методы в ИПиЭ…………………………………………………………………26
10. Система «человек-машина»………………………………………………………………………...31
11. Оператор в системе «человек-машина»……………………………………………………………34
12. Процессы чувственного познания в деятельности оператора……………………………………38
13.Зрительный анализатор в деятельности оператора………………………………………………..42
14.Слуховой анализатор в деятельности оператора…………………………………………………46
15.Тактильный анализатор в деятельности оператора………………………………………………..50
16. оображенеие и представление и их роль в деятельности оператора…………………………….52
17.Внимание и нго роль в деятельности оператора…………………………………………………55
18. Память и ее значение в деятельности оператора…………………………………………………58
19. Речевые процессы в деятельности оператора……………………………………………………..62
20. Мышление в деятельности оператора……………………………………………………………66
21. Особенности личности и их значение в деятельности оператора……………………………….70
22. Управляющие действия оператора…………………………………………………………………73
23. Антропометрические характеристики оператора………………………………………………….77
24. Функциональные состояния оператора…………………………………………………………...80
25. Эргономичность системы «человек-машина»…………………………………………………….85
26. Эргономическое проектирование систем «человек-техника-среда»…………………………….90
27. Эргономическая оценка технических средств в деятельности оператора……………………….94
28. Инженерно-психологическое проектирование средств отображения информации……………97
29. Инженерно-психологическое проектирование органов управления……………………………101
30. Эргономическое проектирование помещений для размещения рабочих мест, оснащенных дисплями ………………………………………………………………………………………………..105