Глава 4 имя
Разнообразие вещей и существ и особенности, которые делают их отличными
одно от другого, приводят к необходимости имени. Имя дает представление о
форме, фигуре, цвете, размере, качестве, количестве, чувстве и смысле вещей
и существ, и не только воспринимаемых и постижимых, но даже находящихся за
пределами восприятия и постижения; следовательно, оно более важно, чем все
вещи. Существует великая тайна, скрытая в имени, будь то имя человека или
вещи: оно сформировано в соотношении с прошлыми, настоящими и будущими
условиями этого существа или предмета; хороший гороскоп поэтому скажет вам
об условиях, в которых находится человек.
Вся тайна скрыта в имени. Знание всего основывается на постижении имени
этого, любое знание, лишенное имени, неполно. Мастерство зависит от знания;
человек не может управлять вещью, о которой он не имеет знания. Все
благословения и выгоды, получаемые от земли и небес, обретаются с помощью
мастерства, которое зависит от знания, -- знания, зависящего от имени.
Человек, не знающий имя вещи, невежественен, а тот, кто невежественен --
бессилен, ибо не имеет власти над тем, о чем не имеет знания.
Причина человеческого величия заключается в масштабе знания, которым он
был одарен, тайна знания лежит в узнавании человеком различий между вещами и
существами. Это дает ему превосходство не только над всеми созданиями на
земле, но даже делает его превосходящим ангелов, сил небесных. Коран
объясняет это следующими словами: "И вот сказал Господь твой ангелам: "Я
установлю на земле наместника". Они спросили: "Разве Ты установишь на ней
того, кто будет там производить нечестие и проливать кровь, в то время как
мы возносим хвалу Тебе и святим Тебя?" Он ответил: "Поистине, Мы знаем то,
чего вы не знаете!" И Он научил Адама именам всех вещей, а потом предложил
эти вещи ангелам и сказал: "Сообщите Мне имена их, если вы правдивы". Они
ответили: "Хвала Тебе! Мы знаем только то, чему Ты нас научил. Поистине, Ты
-- знающий, мудрый!" Он сказал: "О Адам, сообщи им имена их!" И когда Адам
пришел, он сообщил им имена их".
Каждое имя открывает для видящего прошлое, настоящее и будущее той
вещи, что за именем скрыта. Имя говорит нам не только о форме, но и о
характере. Смысл имени играет важную роль в человеческой жизни: гласные и
согласные звуки в имени, ритм, природа букв, составляющих его, мистические
числа, символ и планета, а также корень, из которого оно получено, и эффект,
который оно производит, -- все это раскрывает свою тайну для видящего.
Смысл имени имеет огромное влияние как на его обладателя, так и на
других людей. Из звучания букв и составленного из них слова мистик может
понять многое о характере и судьбе человека. Умный человек обычно получает
представление об имени только из звучания букв, составляющих его: красивое
оно или безобразное, мягкое или твердое, созвучное или диссонансное, но он
не знает, что делает его таким; только понимающий знает, почему оно такое.
Буквы, поодиночке или вместе, произносятся гладко или с затруднением и
имеют соответствующее влияние как на самого человека, так и на другого.
Гладкие и мягкозвучащие имена производят мягкий эффект на говорящего и на
слушателя, в то время как жесткозвучащие имена имеют противоположное
влияние. Человек естественно называет мягкие вещи гладкими именами, а
твердые вещи жесткозвучащими именами, как, например, "цветок" и "скала",
"мех" и "кремень" и так далее.
Язык, и особенно имя, говорит о классе людей и о характерных чертах
семей, общин и рас. Гласные играют большую роль в имени и в его влиянии. "Е"
и "И" обозначают джемал, женское качество мягкости, изящества, мудрости,
красоты и восприимчивости; "О" и "У" -- вибрации джелал, мужское качество
силы и экспрессии. "А" обозначает кемаль, выражающий совершенство, в котором
сосредоточены оба эти качества. При составлении имени названные гласные
производят эффект, соответствующий их месту в имени, будь то в начале, в
центре или в конце.
Судьба на санскрите называется Карма, обозначая ритм прошлых поступков.
Влияние ритма, внушенного именем, производит воздействие как на сущность,
обозначенную им, так и на тех, кто называет ее этим именем. Равномерность
ритма дает баланс, в то время как неравномерность вызывает потерю
равновесия. Красота ритма украшает характер человека.
Под ритмом подразумевается то, как имя начинается и как оно
заканчивается, равномерно или неравномерно расположены слоги, где стоит
ударение. В зависимости от того, падает ли ударение на начало, середину или
конец имени, оно изменяет эффект, играющий роль в характере и судьбе
человека. Ритм имени предполагает важнейшую вещь в жизни: равновесие или его
утрату. Отсутствие равновесия дает неполноценность характера, оно вызывает
несчастья в жизни.
Число букв играет огромную роль в имени человека. Четное число говорит
о красоте и мудрости, а нечетное показывает любовь и силу.
Число играет большую роль в жизни, и в особенности в имени. Каждая
буква имени имеет свое числовое значение; в восточной науке оно называется
джафар. По этой системе людям, предметам и зданиям даются имена, передающие
не только время их основания и завершения, но комбинация этих чисел сообщает
видящему свой мистический эффект.
Имена имеют физическое влияние на их обладателей и даже на их
окружение. Имена элементалей и джиннов, священные имена Бога, праведные
имена пророков и святых, написанные в соответствии с законом их числового
значения, действуют как магическое заклинание для достижения различных
жизненных целей; а с помощью комбинации таких имен, написанной или
повторяемой в своей численной форме, производятся чудеса.
Каждая буква в одиночестве или будучи в составе слова создает
изображение, которое говорит видящему о своем секрете. Например, "X" создает
крест, а "О" -- ноль, оба имеющие свое значение. Алфавит, используемый в
настоящее время, является искажением изначальных азбук, хотя старые арабские
и персидские письмена, которые можно найти на арках, стенах, складках
одежды, медных сосудах и коврах, являются самыми совершенными и красивыми.
Огромное символическое значение можно увидеть в санскрите, китайском,
японском и в других древних шрифтах. Каждая линия, точка и кривая имеет свое
значение. Древние привыкли писать каждое имя не различными буквами, а как
изображение того, что они хотят выразить; изображение разделялось на
несколько частей, а каждая часть считалась выражением конкретного звука, и
таким образом были созданы алфавиты. Из-за этого разделения истинное
изображение терялось, но определенное сходство все еще можно проследить.
Даже сегодня, хотя мы и имеем самую искаженную форму письма, по
внешнему виду конкретного имени все еще можно прочитать о жизни человека,
его характере и судьбе, на каком бы языке оно ни было бы написано. Например,
имя, начинающееся на "И" (1), говорит о стойком и справедливом эго,
уникальности и любви Бога, стремлении к истине. "Е" показывает осторожную и
застенчивую натуру, а также интерес в трех направлениях.
Наподобие того, как одна буква создает изображение, так и все слово
создает рисунок. Идея Аллаха исходит из человека, и в форме ладони можно
прочитать слово "Аллах".
Христианское имя имеет большее влияние, чем фамилия. Иногда прозвища
имеют еще больший эффект. Действие имени соответствует его использованию;
чем больше оно используется, тем сильнее эффект. Сокращенные имена, такие
как Мэй для Мэри, или Билл и Вилли для Уильям, уменьшают действие имени.
Имена, данные Святыми, имеют удвоенный эффект, то есть от самого имени и от
воли давшего его.
Маула Бакшу, величайшему индийскому музыканту своих дней, это имя было
дано факиром, который был зачарован слушанием его музыки; оно означает "Бог
благословляет". После принятия этого имени он имел успех везде, куда бы он
ни пришел, и был благословлен заслугами и наградами, являющимися редкими
дарами Бога.
Можно найти много примеров тому, как изменение имени вызывало полную
перемену в жизни человека. Мы читаем в Библии, что благословением Якова было
имя Израиль, данное ему ангелом.
В Коране к Мухаммаду постоянно обращаются с особым именем, каждое имя
имеет свое влияние не только на жизнь Пророка, но и на его последователей,
которые приняли и работали мистически со всеми этими именами. Суфии
познавали мистическую ценность этих имен веками. Среди Суфиев Муршид дает
своим ученикам имена "Талиб" или "Мюрид", и это дает им со временем
тождественность с этими именами.