Шутка должна содержать загадку, трудность которой подобрана так, чтобы слушатель с большой вероятностью мог решить её в короткий срок
Тогда отношение сложности ко времени разрешения (сиречь, интеллектуальное удовольствие, УРЗ) является максимальным. Импульсный, кратковременный подъём настроения вызывает сильную положительную эмоцию. Внешне эта эмоция выражается в улыбке или смехе. В этом и заключается разгадка смешного. Она, как и ожидалось, оказалась элементарной и даже примитивной.
Окончательная, седьмая (это магическое число 7!) формула, ставящая все точки над “i”, выглядит теперь следующим образом:
ЭЮ = ЛС * С/Тр + ФН, (7)
где С – сложность задачи и
Тр – время, затраченное на разрешение задачи.
Это и есть формула смеха. Мы нашли её!
Заметим, чтоС имеет размерность См * секунда, а Тр – размерность времени (секунда). При этом нам придётся договориться, что при любых значениях С и Тр частное от их деления будет находиться в пределах от 0,0 См до +0,5 См. Это ограничение окажется удобным при дальнейшем анализе.
Формула (7) проста, но не очевидна. Её простота вызывает внутренний протест. Может ли быть, что решение элементарной задачки типа содержащейся в эпиграмме:
Троцкисты, будьте начеку,
Зачем ответили вы грубо?
Перо он приравнял к штыку,
А может даже – к ледорубу
доставляет большее удовольствие, чем заполнение кроссворда или решение шахматной трёхходовки?
Для ответа на это вопрос проведём элементарный численный анализ.
Сравним эмоциональный эффект от двух интеллектуальных задач: трудной и простой. Первая требует сильного умственного напряжения, вторая - намного тривиальнее. В качестве первой задачи выберем сочинение какого-нибудь смешного стихотворения, например, пародии или эпиграммы. Подобно решению шахматного этюда или взятию нетривиального интеграла задача эта сложна. Она не всякому под силу. Оценим её сложность С1 условной величиной в 1,0 См * сек. В качестве второй интеллектуальной задачи выберем чтение, восприятие этой же эпиграммы читателем. С этой задачей может справиться каждый. Сложность С2 этого интеллектуального упражнения оценим более скромно. Пусть С2 = 0,01 См * сек, то есть в 100 раз меньше, чем С1. По свидетельству пародиста-любителя Игоря Южанина (http://www.lebed.com/uzhanin/uzhanin-parodii.htm), время, затрачиваемое им на сочинение эпиграммы, составляет от 2 минут до 2 часов. Уровень удовольствия, получаемого от сочинения удачной эпиграммы, Южанин оценивает, как весьма высокий.
Эпиграмма, посвящённая одному из наиболее заносчивых персонажей гостевой книги альманаха “Лебедь”, была сочинена в течение времени Т1, равного 15 минутам:
Как в туалет, на форум забегу,
Где мной уже исписаны все стены
И, выпучив глаза, гоню пургу,
Причём, всё чаще – с помощью пургена.
Чтение этой эпиграммы составляет около 8-10 секунд, а время Т2, затрачиваемое на решение содержащейся в ней “задачи”, нахождение каламбура “пурга-пурген” и несоответствия этих двух слов, не превышает 1 секунды.
Оценим УРЗ для этих двух случаев.
Случай 1:
УРЗ1 = С1 / Т1 = 1,0 / 900 = 0,0011 (См).
Случай 2:
УРЗ2 = С2 / Т2 = 0,01/1 = 0,01 (См).
Мы видим, что при несравнимой сложности рассматриваемых задач пик интеллектуального удовольствия от чтения эпиграммы в 9 раз превышает пиковое же значение, получаемое от её сочинения. Поэтому при чтении наше настроение имеет гораздо большие шансы превысить тот уровень, который приводит к взрыву смеха или, по крайней мере, к улыбке. И этот вывод подтверждается практикой. Многим из нас случалось написать что-нибудь удачное в стихах или прозе. Но часто ли автор хохочет, сочиняя своё произведение? А над незамысловатыми шутками люди смеются охотно.
В то же время, лицо, которому настоящая эпиграмма была посвящена, не получило от её чтения никакого удовольствия. Герой эпиграммы обрушил на её автора поток брани, обвинений в бездарности, называя его не иначе, как Пидарь Говлянин. ЛС героя эпиграммы была явно близка к -1,0. Он вскоре покинул форум.
Приведённое объяснение и обратная пропорциональность интенсивности удовольствия от времени разрешения “загадки” может показаться упрощённым и механистическим. Но это положение хорошо подтверждается повседневной практикой. Даже очень приятное известие, докладываемое в течение 10 минут, вызовет меньшую реакцию, чем маленький, но внезапный сюрприз.
Нужно признать, что отыскать солидное, авторитетное подтверждение “импульсного” характера эмоции в работах психологов нам не удалось. Теория эмоций разработана в настоящее время недостаточно полно. Попытки измерения величины эмоций по амплитуде движения лицевых мышц предприняты сравнительно недавно. Будем надеяться, что исследования в этом направлении принесут нам дополнительные свидетельства. Пока же мы примем в качестве постулата, что для того, чтобы вызвать наиболее интенсивную эмоцию, необходимо выплеснуть не наибольшее количество раздражителей, но добиться их наибольшей “импульсной” интенсивности.
Подобное явление известно нам из физиологии. Является установленным фактом, что реакция нерва на раздражение максимальна в начальный период. Через некоторое время нерв устаёт и перестаёт реагировать на возбуждение.
Вполне вероятно, что юмор дан человеку как ментальная способность использования этого физиологического явления. Физиология даёт ещё одно подтверждение того, что юмор является почти рефлекторным, примитивным чувством.
Продолжим аналогию между восприятия юмора и импульсными процессами.
Всякий импульсный процесс включает в себя три фазы: 1) накопление энергии, 2) сигнал к разрядке и 3) высвобождение накопленной энергии.
Для того, чтобы развить необходимую импульсную мощность в процессе разряда, её следует сначала накопить.
В грозовых облаках накопление энергии, как было сказано, происходит постепенно, путём медленного стекания разрядов в верхние слои атмосферы. Это – первая фаза.
Когда в облаке накапливается необходимое, критическое количество энергии, начинается вторая фаза. У основания грозового облака появляется светящийся разряд. Он устремляется к земле с огромной скоростью и прокладывает путь (канал).
Третья фаза: по проложенному каналу устремляется основной разряд – молния.
В импульсных устройствах происходит то же самое. Во время первой, самой длинной фазы, происходит постепенное накопление энергии в специальных конденсаторах или магнитных катушках-соленоидах. Во второй фазе специальное устройство, магнетрон или клистрон, отпирается небольшим, очень кратковременным сигналом и открывает путь к высвобождению накопленной энергии. В третьей фазе накопленная энергия свободно разряжается через “открытое” разрядное устройство.
Если вторую фазу - процесс открывания разрядного устройства - “затянуть”, разряжаемая энергия будет выделяться медленнее и максимальная величина мощности разряда будет небольшой. Если вторая фаза наступит до окончания первой фазы, то есть, отпирающий сигнал поступит, когда энергия ещё не накоплена, максимальная импульсная мощность будет меньше. Если первая и вторая фазы совпадут по времени и разрядное устройство останется открытым в процессе зарядки, накопления энергии не произойдёт вообще.
Всякая шутка, анекдот, устроены и работают аналогично импульсным устройствам. Процессы восприятия юмора включают те же фазы, что и зарядно-разрядный процесс.
Вот как выглядит типичный рассказ анекдота и воспрятие его слушателями:
- Слушателям сообщается, что им предстоит услышать нечто смешное (тезис 13). Это сообщение вызывает у них подсознательное ожидание предстоящей загадки и необходимости её разрешения. Если слушатель не предупреждён, процесс накопления (в данном случае, информации) может не произойти. Он пропустит “соль” шутки мимо ушей.
- В процессе рассказа слушателям сообщается информация, формулирующая “загадку”. Слушатель воспринимает и накапливает эту информацию. Накопление информации аналогично первой фазе: процессу накопления энергии в импульсных устройствах.
- Следует сигнал о том, что процесс накопления информации завершён, всё необходимое для разрешения загадки сообщено слушателю и наступило время приступать к “разгадке”. Эта, вторая, фаза является ключевой. Сигналом к началу процесса разгадки служит либо ключевое слово, либо пауза. Некоторые исследователи юмора применяют для обозначения такого сигнала вполне технический термин: “trigger”. Как и в импульсных устройствах эта фаза должна быть краткой и завершать процесс накопления.
Сальваторе Аттардо отметил этот факт, но не дал ему убедительного объяснения. Он проанализировал 600 юмористичесиких пассажей (анекдотов, шуток) на итальянском и английском языках, разделив их на две категории: относящиеся к предметам и языковые (вербальные) шутки. Как видно из таблицы, взятой из его книги (1994), шутки, в которых ключевое слово не является заключающим, составляют не более 4%. Остаётся только гадать, относятся ли эти 4% к неудачным образцам или к категории так называемого “мягкого юмора”.
Таблица 2.9: Исследование A: Позиция ключевого слова (Disjunctor)
Юмор | Предметная шутка | Вербальная шутка | Всего | ||
Финальная | В середине | Финальная | В середине | ||
Итальянский | 251 | 11 | 34 | 4 | 300 |
Американский | 231 | 4 | 60 | 5 | 300 |
Всего | 482 | 15 | 94 | 9 | 600 |
4. Следующая, третья, фаза заключается в разгадывании слушателями “загадки”, составляющей предмет анекдота. Как нам уже известно, время Тр, отводимое на разгадку, должно быть кратким. Соотношение сложности С “загадки” к предполагаемому времени Тр её разрешения должно быть максимальным. Если шутка рассказывается в компании, необходимо, чтобы она воспринималась всеми, или по крайней мере большинством, одновременно. В этом случае достигается кумулятивный эффект и успех анекдота многократно повышается. Происходит своеобразное соревнование, в котором имеются победители, рассмеявшиеся первыми, и проигравшие, до которых дошло чуть позже. Это соревнование играет большую роль в повышении или понижении социального статуса слушателей, выражаемого величиной ЭЮ. Наибольший ЭЮ получают люди с хорошим чувством юмора, а наименьший – не понявшие анекдот вообще.
Из формулы (7) следует, что время Тр является критическим элементом всякой шутки или анекдота. Умелый рассказчик строит шутки таким образом, чтобы это время было как можно более коротким.
Для этого требуется соблюдение двух условий:
- Шутка должна содержать “загадку” оптимальной сложности.
- Ключевое слово (trigger, disjunctor, punch line) или завершающая пауза должны находиться как можно ближе к концу шутки. Тогда слушатель понимает, что шутка закончена, “загадка” сформулирована и время приступать к её разрешению. Если ключевое слово отделяется от конца шутки несколькими словами, происходит следующее: а) слушатель находится в недоумении, что, собственно, является “загадкой”, что относится к её условиям, а что может быть не принято во внимание; и б) время разгадки растягивается и эффект от шутки снижается.
Слишком простая шутка имеет низкий уровень сложности и, следовательно, маленький импульс удовольствия, или всплеска УРЗ,над общим уровнем настроения. Такая шутка называется вполне справедливо плоской. Слишком сложная шутка имеет уровень С, который может привести к непропорциональному увеличению Тр. В этом случае уровень УРЗ может оказаться низким. Время Тр сложной шутки трудно предвидеть и на её успех нельзя расчитывать с уверенностью.
Более того, излишне сложные шутки неизбежно приводят к неодновременности их восприятия аудиторией. Одни уже начинают смеяться в то время, как другие недоумённо хлопают глазами. Это приводит к снижению уровня ФН. Как простая, так и излишне сложная шутка имеют величину ЭЮ, меньшую оптимальной. Величины УРЗ и ФН, входящие в формулу (7), снижаются. Величина УРЗ снижается из-за возрастания времени Тр. Снижатся ФН, так как не происходит одновременного, дружного восприятия остроты. Всё это следует из формулы (7).
Время, затраченное на разрешение задачи, шутки юмора, как правило, составляет 1-2 секунды. Для упрощённого анализа не будет большой ошибкой принять его за константу. Тогда весь успех шутки заключается в правильном выборе величины С.