Тест описания поведения личности в конфликтной ситуации
К. Томаса.
Цель: диагностика доминирующей стратегии поведения в конфликтной ситуации.
Инструкция. Перед Вами ряд утверждений, которые помогут определить некоторые особенности Вашего поведения. Здесь не может быть ответов правильных или ошибочных. Люди различны, и каждый можно высказать свое мнение.
Имеются два варианта (А и В), из которых Вы должны выбрать один, в большей степени соответствующий Вашим взглядам, Вашему мнению себе. В строке для ответов (А и В) поставьте отчетливый крестик соответственно номеру вопроса и одному из вариантов. Отвечать надо как можно быстрее.
№ | В О П Р О С | А | В |
1. | А. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса. В. Чем обсуждать, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба согласны. | ||
2. | А. Я стараюсь найти компромиссное решение. В. Я пытаюсь уладить дело с учетом интересов другого и моих собственных. | ||
3. | А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего. В. Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения. | ||
4. | А. Я стараюсь найти компромиссное решение. В. Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека. | ||
5. | А. Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у другого. В. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности. | ||
6. | А. Я пытаюсь избежать неприятностей для себя. В. Я стараюсь добиться своего. | ||
7. | А. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно. В. Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого. | ||
8. | А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего. В. Я первым делом стараюсь ясно определить, в чем состоят все затронутые интересы. | ||
9. | А. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за возникающих разногласий. В. Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего. | ||
10. | А. Я твердо стремлюсь достичь своего. В. Я пытаюсь найти компромиссное решение. | ||
11. | А. Первым делом я стараюсь ясно определить, в чем состоят все затронутые вопросы. В. Я стараюсь успокоить другого и, главным образом; сохранить наши отношения. | ||
12. | А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры. В. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он тоже идет мне навстречу. | ||
13. | А. Я предлагаю среднюю позицию. В. Я настаиваю, чтобы было сделано по-моему | ||
14. | А. Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах. В. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов. | ||
15. | А. Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения. В. Я стараюсь сделать так, чтобы избежать напряженности. | ||
16. | А. Я стараюсь не задеть чувств другого. В. Я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции. | ||
17. | А. Обычно я настойчиво стараюсь добиться своего. В. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности. | ||
18. | А. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем. В. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу. | ||
19. | А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые вопросы и интересы. В. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно. | ||
20. | А. Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия. В. Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для обеих сторон. | ||
21. | А. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого. В. Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблем и их совместному решению. | ||
22. | А. Я пытаюсь найти позицию, которая находится посередине между моей позицией и точкой зрения другого человека. В. Я отстаиваю свои желания. | ||
23. | А. Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас. В. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса. | ||
24. | А. Если позиция другого кажется мне очень важной, я постараюсь пойти навстречу его желаниям. В. Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу | ||
25. | А. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов. В. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого. | ||
26. | А. Я предлагаю среднюю позицию. В. Я почти всегда озабочен тем, чтобы удовлетворить желание каждого из нас. | ||
27. | А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры. В. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем. | ||
28. | А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего. В. Улаживая ситуацию, я обычно стараюсь найти поддержку у другого. | ||
29. | А. Я предлагаю среднюю позицию. В. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за возникающих разногласий. | ||
30. | А. Я стараюсь не задеть чувств другого. В. Я всегда занимаю такую позицию в спорном вопросе; при которой мы совместно с другим человеком можем добиться успеха. |
В «ключе» каждый ответ А или В дает представление о количественном выражении: соперничества, сотрудничества, компромисса, избегания и приспособления.
Ключ к тесту помещен в Приложении 7.
Сделайте вывод о том, какой стиль у вас преобладает в конфликтной ситуации в большей или меньшей степени:_________________________
______________________
Психологический кроссворд
Итоговое задание по курсу «Психология»
Решите психологический кроссворд
По горизонтали
1. Направление в психологии, основанное австрийским психиатром и психологом З. Фрейдом в конце XIX — 1-й трети XX в.
4. Длительность сосредоточения внимания на объекте.
9. Более или менее устойчивое, продолжительное, эмоциональное состояние человека, окрашивающее в течение некоторого времени все его переживания.
11. Оценка человеком себя в целом и отдельных сторон своей личности, деятельности, поведения, компонент Я-концепции, самосознания.
13. Свойство высокоорганизованной материи отражать объективную действительность, обеспечивая целесообразность поведения и деятельности живого организма
15. Процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания
16. Высший уровень психического отражения и саморегуляции, присущий только человеку как общественно-историческому существу
17. Два или более человека, которые взаимодействуют друг с другом, осознают свою групповую принадлежность и участвуют в совместной деятельности.
19. Способность человека действовать в направлении сознательно поставленной цели,преодолевая при этом внутренние препятствия, т. е. свои непосредственные желания и стремления.
20. Метод активного вмешательства исследователя в деятельность испытуемого с целью выявления психологического факта
21. Сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми и группами, порождаемый потребностями совместной деятельности
22. Состояние нужды человека или животного в определенных условиях, которых недостаточно для нормального существования и развития
23. Процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредствованным отражением действительности
24. Образ предмета, события, возникающий на основе припоминания или продуктивного воображения
25. Психологическое направление, рассматривающее в качестве предмета психологии поведение индивида (животного и человека) от рождения до смерти.
По вертикали
2. Индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, определяющие успешность выполнения деятельности, не сводимые к знаниям, умениям и навыкам, но обусловливающие легкость и быстроту обучения новым способам и приемам деятельности
3. Отражение свойств предметов объективного мира, возникающее при их непосредственном воздействии на рецепторы
5. Индивидуально-своеобразный комплекс устойчивых личностных особенностей, определяющих присущие личности типичные формы и способы достижения целей и самопроявления в общении с другими людьми
6. Неповторимость, уникальность свойств человека как индивида и личности.
7. Особое качество человека, приобретаемое им в социокультурной среде в процессе совместной деятельности и общения
8. Рассмотрение, изучение чего-либо, основанное на мысленном или реальном расчленении предмета, явления на составные части.
10. Наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности
12. Совокупность индивидуальных особенностей человека, характеризующих динамическую и эмоциональную сторону его деятельности и поведения
14. Непосредственное отражение предмета (явления, процесса) в совокупности его свойств, в его объективной целостности.
18. Эмпирический метод психологического исследования, состоящий в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии психических явлений
19. Сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте (предмете, событии, образе, рассуждении и т. д.).
20. Проникновение, вчувствование в переживания другого человека, постижение его эмоционального состояния
23. Побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей субъекта.
Тематика рефератов
1. Основные функции и проявления психики.
2. Разновидности психологических тестов.
3. Различные взгляды на предмет психологии в истории развития науки.
4. Роль психологических знаний в управленческой деятельности.
5. Психологическая характеристика профессии «менеджер».
5. Профессионально важные качества личности менеджера.
4. Характеристика восприятия и ощущений.
5. Нарушения ощущений и восприятия.
6. Проблема оценки свойств внимания.
7. Методики развития памяти.
8. Проблема определения и измерения интеллекта.
9.Содержание волевого действия.
10. Проблема классификации эмоций.
11. Соотношение общего и индивидуального в психике человека.
12. Соотношение самооценки и уровня притязаний.
13. Соотношение понятий характера и темперамента.
14. Межполушарная асимметрия и психические функции.
15. Методы активизации творческой деятельности.
16. Проблема взаимодействия сознания и подсознания.
18. Механизмы психологической защиты.
19. Одаренность, талант, гений.
20. Потребности как основа формирования личности.
21. Уровень притязаний и виды самооценки.
22. Темперамент и личность.
23. Виды и функции эмоций.
24. Связь мозга и психики.
25. Представление о предмете психологии в различных психологических школах.
29. Виды ощущений.
30. Проблема измерения ощущений. Основные психофизические законы.
31. Психика, поведение, деятельность.
32. Основные свойства восприятия.
33. Виды и свойства внимания.
34. Развитие мышления в онтогенезе.
35. Мозговая локализация психических функций.
36.Проблема межполушарной асимметрии.
37. Виды памяти.
38. Основные мнемические процессы.
39.Проблема связи языка и мышления.
40. Состояния сознания.
41. Соотношение мотивов и деятельности.
42. Типология личности.
43. Проблема сознания и бессознательного.
44. Виды и функции речи.
45.Воля как высший уровень регуляции.
46. Виды мышления. Мышление и речь.
47. Диагностика и развитие способностей.