Способы и формы оценки достижения результатов

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Жилинская средняя общеобразовательная школа имени В.С.Камышникова»

«СОГЛАСОВАНО» «ПРИНЯТЬ» «УТВЕРЖДАЮ»

Зам. По УВР Протокол педсовета Директор ОУ

/….. ……………../ №…… /…………………/

От……………201…г. Приказ №………

………….201… г. От…………201…г.

Рабочая программа

Основы безопасности жизнедеятельности 5-9 классы

Составитель :

Булах Евгения Юрьевна,

учитель физической культуры и обж.

Пояснительная записка

Программа составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности, примерной программы основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности и авторской программы основы безопасности жизнедеятельности 5-11 классы. Латчука В.Н, С.К.Миронов, С.Н.Вангородский— М.: Дрофа, 2010.

Задачи:

• освоение учащимися знаний о здоровом образе жизни, об опасных и чрезвычайных ситуациях и ос­новах безопасного поведения при их возникновении;

• развитие качеств личности школьников, необхо­димых для ведения здорового образа жизни, обеспе­чения безопасного поведения в опасных и чрезвычай­ных ситуациях;

• воспитание чувства ответственности за личную и общественную безопасность ценностного отношения к своему здоровью и жизни;

• обучение учащихся умению предвидеть потенци­альные опасности и правильно действовать в случае их наступления, использовать средства индивидуаль­ной и коллективной защиты, оказывать первую меди­цинскую помощь.

В программе представлены три раздела, в каждом из которых выделены образовательные линии.

Раздел I «Безопасность и защита человека в среде обитания» включает темы: «Правила безопасного по­ведения в бытовой (городской) среде», «Правила бе­зопасного поведения в природной среде», «Правила безопасного поведения в социальной среде», «Прави­ла безопасного поведения в чрезвычайных ситуаци­ях», «Государственная система защиты и обеспече­ния безопасности населения».

Раздел II «Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи» предусмат­ривает изучение тем о правилах и средствах оказания первой медицинской помощи.

Раздел III «Основы здорового образа жизни» знако­мит с основными понятиями о здоровье и здоровом об­разе жизни, правилами профилактики травматизма.

Предлагаемый в программе объем материала явля­ется достаточным для формирования у учащихся 5—9 классов основных понятий в области безопаснос­ти жизнедеятельности.

Ситуации, связанные с воздействием на личность угроз и опасностей, в психологическом и практиче­ском отношении всегда трудны для человека, так как сопряжены с повышенными, предельными и даже за­предельными нагрузками, ответственностью, разного рода рисками, которые чреваты нежелательными последствиями. Успех действий человека в таких ситуациях возможен только при условии его полноценной и высокой подготовленности. Поэтому главной функцией программы основного общего образования является ее ориентация на личную безопасность человека в среде обитания путем выработки у него навыков и умений применять правила (алгоритмы) безопасного поведения в условиях угроз и опасностей. Ориентация курса ОВЖ на личную безопасность отвечает букве и духу Федерального закона РФ «О безопасности», который ставит на первое место обеспечение безопасности личности. В связи с этим логика построения программы заключается в том, чтобы школьники научились правильно оценивать обстановку и умело действовать в системе следующих понятий: опасность —> причина опасности —> последствие опасности—> действие.

При изучении предмета школьники получают знания об опасных и экстремальных ситуациях в бытовой (городской), природной и социальной среде, о чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и экологического характера, их последствиях и мероприятиях, проводимых государством по защите населения.

Большое внимание в программе уделено формированию здорового образа жизни и профилактике вредных привычек, изучению приемов оказания первой медицинской помощи.

Программа рассчитана на 35 учебных часов в каждом классе (с 5 по 9 классы). В ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме одного урока, который учитель может использовать для закрепления знаний по наиболее сложным темам. Программа предусмат­ривает формирование у обучающихся умений и навы­ков, универсальных способов деятельности и ключе­вых компетенций по следующим направлениям:

• формирование способностей к предвидению си­туаций, опасных для человека, общества и окружаю­щей среды, и правильного поведения в случае их воз­никновения;

• изучение основ здорового образа жизни, обеспе­чивающего полноценное безопасное существование и реализацию способностей и потребностей личности в повседневной жизни;

• ознакомление с необходимыми индивидуальны­ми мерами безопасности в повседневной жизни, в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, со­циального и техногенного характера, с мероприятия­ми, проводимыми государством по защите населения;

• освоение правил и навыков защиты, позволя­ющих минимизировать возможный ущерб личности, обществу и окружающей среде в типовых опасных и чрезвычайных ситуациях;

• понимание причин возникновения и развития новых опасностей для человечества от собственной жизнедеятельности;

• формирование знаний о тесной взаимосвязи со­знания и жизнедеятельности личности и общества;

• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников ин­формации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др.;

• самостоятельная организация учебной деятель­ности, оценка своего поведения, черт своего характе­ра, физического и эмоционального состояния;

• формирование знаний о правах и обязанностях члена общества и учебного коллектива.

Реализация указанной программы предусматрива­ет использование учебно-методического комплекта, включающего учебные программы, учебники и учеб­ные пособия, методические и учебно-методические пособия, учебные, наглядные и электронные пособия.

Планируемые результаты образования.

В результате изучения программы основного об­щего образования по основам безопасности жизнеде­ятельности ученик должен:

а) знать/понимать:

• основы здорового образа жизни; факторы, ук­репляющие и разрушающие здоровье; вредные при­вычки и их профилактику;

• правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера;

• способы безопасного поведения в природной сре­де: ориентирование на местности, подача сигналов бедствия, добывание огня, воды и пищи, сооружение временного укрытия;

б) уметь:

• действовать при возникновении пожара в жили­ще и использовать подручные средства для ликвида­ции очагов возгорания;

• соблюдать правила поведения на воде, оказывать помощь утопающему;

• оказывать первую медицинскую помощь при ожогах, обморожениях, ушибах, кровотечениях;

• пользоваться средствами индивидуальной защи­ты (противогазом, респиратором, ватно-марлевой по­вязкой, домашней медицинской аптечкой) и средст­вами коллективной защиты;

• вести себя в криминогенных ситуациях и в мес­тах большого скопления людей;

• действовать согласно установленному порядку

но сигналу «Внимание всем!», комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов питания в случае эвакуации населения;

в) использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

• для обеспечения личной безопасности на улицах и дорогах;

• с целью соблюдения мер предосторожности и правил поведения в общественном транспорте;

• при пользовании бытовыми приборами и инструментами;

• с целью повышения бдительности и при угрозе террористического акта;

• при обращении в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи.

Способы и формы оценки достижения результатов.

Вид контроля 5кл. 6кл 7кл. 8кл. 9кл.
Самостоятельная работа  
Контрольная работа

Формы занятий.

1. Лекция-беседа, конспектирование;

2. Работа с текстом учебника;

3. Демонстрация видеоматериалов, наглядных пособий

4. Опрос учащихся по изученному материалу, самостоятельные работы, контрольные работы.

Тематическое планирование по ОБЖ

Класс

(1 час в неделю)

№ п/п № урока в теме   Наименование разделов и тем   Контроль
(25) (19) (4)1 Раздел 1. Безопасность и защита человека в среде обитания. Безопасное поведение в населенном пункте. Город как среда обитания человека.  
Источники и зоны повышенной опасности в современном городе.  
Правила безопасного поведения в зонах повышенной опасности.  
Системы обеспечения безопасности города.  
(9)1 Правила безопасного поведения в быту. Сельское и городское жилище. Источники опасности в жилище, их характеристика.  
Причины возникновения пожаров в жилых помещениях. Меры пожарной безопасности в быту.  
Способы эвакуации из горящего здания. Чего не следует делать при пожаре в квартире.  
Затопление жилища. Причины и правила поведения при затоплении жилища.  
Безопасность при обращении с электрическими и электронными приборами. Виды этих приборов.  
Безопасность при пользовании бытовым газом. Отравление бытовым газом, причины и последствия.  
Правила безопасности при пользовании опасными веществами и средствами бытовой химии.  
Что делать, если в квартире произошел взрыв или обрушение.  
Что делать, если в квартире захлопнулась дверь, сломался замок. Самостоятельная работа.
(2)1 Правила безопасного поведения на улицах. Опасные природные явления. Как уцелеть в толпе.  
Правила безопасного обращения с животными. Что делать, если укусила собака.  
(4)1 Правила безопасного поведения на транспорте. Улицы и дороги – зоны повышенной опасности. Дорожное движение и его участники.  
Правила безопасного поведения на городском и общественном транспорте, в метрополитене.  
Транспортные аварии. Правила поведения на железнодорожном, авиационном транспорте.  
Правила поведения на водном транспорте. Характеристика водного транспорта.  
(5)   (3)1 Правила безопасного поведения в социальной среде. Безопасность в криминогенных ситуациях. Опасные и безопасные места в населенном пункте.  
Безопасное поведение в криминогенных ситуаций: перед подъездом, в подъезде, в лифте, на лестничной площадке.  
Безопасное поведение в криминогенных ситуациях в доме и на улице. Что делать, если вы оказались заложником.  
(2)1 Изменение среды обитания человека в городе. Причины и последствия загрязнения воды, воздуха и почв города. Способы очистки воды.  
Как бороться с загрязнением воздуха. Последствия опустынивания земель.  
(1)   (1)1 Государственная система населения. Защита населения от ЧС мирного и военного времени. Средства защиты органов дыхания. Противогаз. Самостоятельная работа.
(5)   (1)1 Раздел 2. ОМЗ и ПМП. Средства оказания МП. Домашняя аптечка. Хранение и проверка, прием лекарственных средств.  
(1)1 ПМП при травмах и повреждениях. Травмы и повреждениях организма человека. Травма и рана.  
(3)1 ПМП при острых состояниях. Характеристика кровотечений. Виды кровотечений.  
ПМП при кровотечении. Остановка кровотечения.  
Наложение жгута и давящей повязки, применения индивидуального перевязочного пакета. Самостоятельная работа.
(4) (2)1 Раздел 3. Основы ЗОЖ. Понятие о здоровье и ЗОЖ. Здоровье. ЗОЖ как система поведения человека.  
Развитие и изменение организма подростков. Виды нарушения осанки и причины их возникновения. Самостоятельная работа.
(1)1 Факторы, укрепляющие здоровье человека. Личная гигиена и здоровье. Личная гигиена.  
Итоговая контрольная. Контрольная работа.
(1)1 Профилактика травм в школьном возрасте. Влияние компьютера и телевизора на здоровье детей.  

Тематическое планирование по ОБЖ

Класс (1 час в неделю).

№ п/п № урока в теме   Наименование разделов и тем   Контроль
(20) (15) (4)1 Раздел 1. Безопасность человека в среде обитания. Безопасность в природной среде. Безопасность в природной среде. Опасные и экстремальные ситуации.  
Действия потерпевших бедствие при аварии транспортного средства в безлюдной местности.  
Правила предотвращения экстремальных ситуаций в природных условиях. Подготовка к путешествию.  
Выбор и подготовка одежды и обуви для путешествия.  
(2)1 Психологические основы выживания в опасных и ЧС в природной среде. Психические основы выживания в природе.  
Способы преодоления стрессоров выживания. Преодоления страха и стрессового состояния.  
(7)1 Безопасность при автономном существовании в природных условиях. Потеря ориентировки.  
Ориентирование. Способы ориентирования на местности.  
Оборудование временного жилища. Виды и способы сооружения временного жилища в зимнее и летнее время.  
Правила и способы добывания огня. Меры пожарной безопасности.  
Обеспечение водой и питанием. Безопасность при употреблении животной и растительной пищи.  
Способы добывания воды, ее очистка и обеззараживание в условиях вынужденного автономного существования.  
Сигналы бедствия. Устройство и изготовление простейших сигнальных средств. Самостоятельная работа.
(2)1 Смена климатогеографических условий. Влияние на здоровье человека при смене климатогеографических условий. Акклиматизация.  
Требования к здоровью человека, учитывающиеся при смене климатогеографических условий.  
(5)   (5)1 Государственная система защиты и безопасности населения. Защита населения от ЧС мирного и военного времени. Средства защиты.  
Виды убежищ. Устройство убежища.  
Порядок заполнения убежища, правила поведения в нем.  
Чего нельзя делать при нахождении в убежище.  
Как пользоваться поврежденным противогазом. Замена поврежденного противогаза в условиях зараженного воздуха.  
(8) (1)1 Раздел 2. ОМЗ и правила оказания ПМП. Средства оказания медицинской помощи. Походная аптечка.  
(2)1 ПМП при травмах и повреждениях. Понятие о закрытых повреждениях, их признаки. ПМП.  
Способы переноски пострадавших. Профилактика закрытых повреждений. Самостоятельная работа.
(5)1 ПМП при острых состояниях. ПМП при укусах змей и насекомых. Признаки укуса клеща. ПМП.  
ПМП при тепловом и солнечном ударах, солнечном ожоге.  
Понятие об обморожении. Степени обморожения и их признаки. ПМП.  
ПМП при переохлаждении организма.  
Причины бедствий на воде. ПМП. Признаки утопления.  
(6) (3)1 Раздел 3. Основы ЗОЖ. Здоровье и ЗОЖ. Развитие и изменение организма подростков. Поведения подростков.  
Как отстаивать свою точку зрения.  
Взаимоотношения с родителями. Самостоятельная работа.
(3)1 Факторы, укрепляющие здоровье человека. Питание в жизнедеятельности человека. Обмен веществ и энергии.  
Значение органических и неорганических веществ в питании человека.  
Итоговая контрольная. Контрольная работа.
Режим питания. Гигиена и культура питания.  

Тематическое планирование

Класс (1 час в неделю).

№ п/п № урока в теме   Наименование разделов и тем.   Контроль
(22) (22) (19)1 Раздел 1. Безопасность в среде обитания. Безопасность в ЧС природного характера. Опасное природное явлений, стихийное бедствие.  
землетрясение, его характеристика и происхождение причины возникновения и последствия.  
Меры по снижению потерь от землетрясений. Безопасное поведения во время и после землетрясения.  
Извержение вулкана, его характеристика, причины и их последствия.  
Безопасное поведение при заблаговременном оповещении об извержении вулкана, во время и после извержения.  
Оползни, сели, обвалы, лавины, их характеристика, происхождение, причины возникновения и последствия.  
Безопасное поведение при заблаговременном оповещении об угрозе схода селя, оползня, обвала, лавины. Самостоятельная работа.
Понятие об урагане, буре, смерче, их характеристика, происхождение, причины возникновения и последствия.  
Правила безопасного поведения при заблаговременном оповещении о приближении урагана, бури, смерча.  
Понятие о наводнении их характеристика, происхождение, причины возникновения и последствия.  
Правила безопасного поведения при заблаговременном оповещении о наводнении, во время и после наводнения.  
Меры по снижению потерь от наводнений.  
Изготовление и использование самодельных подручных плавательных средств во время наводнения.  
Понятие о цунами. Характеристика цунами, происхождение, причины возникновения и последствия.  
Правила безопасного поведения при заблаговременном оповещении о цунами, во время прихода и после цунами.  
Природные пожары. Их характеристика, происхождение, причины возникновения и последствия.  
Предупреждение природных пожаров. Правила безопасного поведения при возникновении природных пожаров.  
Меры по снижению потерь от природных пожаров.  
Правила безопасного поведения в зоне лесных пожаров и тушение пожаров в лесу. Самостоятельная работа.
(3)1 Психологические основы выживания в опасных и ЧС. Особенности психологических процессов до стихийных бедствий.  
Особенности психологических процессов во время стихийных бедствий.  
Рекомендации по психологической подготовке к безопасному поведению в ЧС природного характера.  
(8) (8)1 Раздел 2. ОМЗ и правила оказания ПМП. ПМП при травмах и повреждениях. Разновидности повязок и их характеристика.  
Приемы наложения повязок на нижние и верхние конечности.  
Приемы наложения повязок на голову, грудь, область живота.  
Понятие о переломе.  
Правила оказания ПМП при переломах.  
Виды и характеристика переломов.  
Способы наложения шин.  
Порядок применения способов транспортировки пострадавших в зависимости от места перелома. Самостоятельная работа.
(4)1 Раздел 3. Основы ЗОЖ. Факторы, укрепляющие здоровье. Режим труда и отдыха – необходимое условие ЗОЖ.  
Умственная и физическая работоспособность. Утомление и переутомление, их причины и признаки, профилактика.  
Составляющие режима дня и их характеристика. Влияние труда и отдыха на здоровье человека.  
Итоговая контрольная. Контрольная работа.
Принципы и содержание режима дня подростков. Повышение эффективности самоподготовки.  

Тематическое планирование по ОБЖ

Класс (1 час в неделю)

№ п/п № урока в теме   Наименование разделов и тем   Контроль
(21) (21) (11)1 Раздел 1. Безопасность человека в среде обитания. Безопасное поведение в ЧС техногенного характера. Производственные аварии и катастрофы.  
Пожары и взрывы, пожаро- и взрывоопасные объекты.  
Поражающие факторы пожара. Классификация и характеристика пожаров, их причины и последствия.  
Процесс горения и его условия. Группы возгораемости веществ и материалов.  
Понятие о взрыве, их характеристика, причины и последствия. Правила безопасного поведения при взрывах.  
Аварии с выбросом АХОВ. Их характеристика, причины и последствия.  
Защита населения и безопасность при авариях на ж/д и автомобильных магистралях при перевозке опасных грузов.  
Аварии с выбросом радиоактивных веществ. Радиоактивное излучение.  
Радиационно - опасные объекты. Аварии на радиационно - опасных объектах, их причины и последствия.  
Гидродинамические аварии, их причины и последствия.  
Понятие о зоне затопления, зоне катастрофического затопления и их характеристика. Самостоятельная работа.
(10)1 Безопасное поведение при нарушении экологического равновесия в местах проживания. Состояние природной среды. Влияние человека на окружающую среду.  
Биосфера и человек. Формы негативного воздействия человека на биосферу. ЧС экологического характера.  
Изменение состава и свойств атмосферы. Парниковый эффект. Изменение состояния гидросферы.  
Зависимость климата от прозрачности атмосферы. Разрушение озонового экрана. Кислотные осадки.  
Значение воды для жизни на земле. Причины ухудшения качества пресных природных вод.  
Понятие о сточных водах, их классификация, характеристика.  
Изменение состояния суши. Функции и значение почвы. Причины опасного влияния почвы на здоровье человека.  
Влияние отходов на загрязнение почвы. Твердые и жидкие отходы.  
Показатели предельно допустимых воздействий на природу. Нормы качества воздуха, воды и почвы.  
Меры безопасности при пребывании человека на территории с неблагоприятной экологической обстановкой. Самостоятельная работа.
(6)     (6)1 Раздел 2. ОМЗ и правила оказания ПМП. ПМП при острых состояниях. Воздействие химических веществ на организм человека. ПМП при отравлении химическими веществами.  
Общие правила оказания ПМП пострадавшим при отравлении химически веществами.  
ПМП при поражении метаболическими ядами, при отравлении солями тяжелых металлов и мышьяка.  
ПМП при ожогах химическими веществами. Причины и последствия химических ожогов.  
ПМП при отравлении минеральными удобрениями и бытовыми химикатами.  
Причины, последствия и признаки отравления минеральными удобрениями и другими химикатами.  
(7) (2)1 Раздел 3. Основы ЗОЖ. Основные понятия о здоровье и ЗОЖ. Репродуктивное здоровье подростка. Мужская и женская половая система.  
(6)1 Факторы, укрепляющие здоровье человека. Движение – естественная потребность организма человека.  
Избыток и недостаток движения как причина многих заболеваний. Самостоятельная работа.
Физическая культура. Влияние Физических упражнений на развитие растущего организма.  
Принципы поддержания хорошей физической формы.  
Закаливание организма. Принципы, роль закаливания в профилактике простудных заболеваний.  
Итоговая контрольная работа. Контрольная работа.
Правила использования факторов окружающей среды для закаливания организма.  

Тематическое планирование по ОБЖ

Класс (1 час в неделю)

№ п/п № урока в теме   Наименование разделов и тем   Контроль
(18)   (10) Раздел 1. Безопасность в среде обитания. Защита населения от ЧС мирного и военного времени. Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС).  
Цели, задачи, структура, режимы функционирования, силы и средства РСЧС.  
Международное гуманитарное право.  
Защита жертв международных конфликтов.  
Определение международного гуманитарного права и сфера его применения.  
Правовая защита раненых, больных и потерпевших кораблекрушение.  
Медицинский и духовный персонал.  
Защита военнопленных.  
Особая защита женщин и детей.  
Ответственность за нарушение норм международного гуманитарного права. Самостоятельная работа.
(8)1 Безопасность в криминогенных ситуациях. Личная безопасность. Признаки совершения возможных преступных действий. Защита от мошенников.  
Безопасное поведение девушек. Правила поведения девушки при возникновении угрозы или опасности насилия.  
Правила поведения, уменьшающие риск встречи с насильниками и хулиганами.  
Правила поведения при встрече с хулиганами. Подручные средства самообороны и способы самозащиты.  
Безопасность в опасных ситуациях криминогенного характера.  
Правила обеспечения сохранности личных вещей.  
Психологические приемы самозащиты. Самозащита. Уверенное и решительное поведение в криминогенных ситуациях.  
Поведение при попытке изнасилования и насильственных действий сексуального характера.  
(6)   (4)1 Раздел 2. ОМЗ и правила оказания ПМП. ПМП при травмах и повреждениях. Травматизм, его причины в школьном возрасте. Безопасное поведение дома.  
Травматизма на уроках физической культуры и во время занятий спортом. Безопасное поведение на улице.  
Понятие о ране. Профилактика осложнений ран. Виды ран. Асептика и антисептика.  
Причины травм головы и позвоночника. Сотрясение головного мозга. Самостоятельная работа.
(2)1 ПМП при острых состояниях. Экстренная реанимационная помощь. Понятие о клинической смерти, её признаки.  
Понятие о непрямом массаже сердце. Понятие об искусственной вентиляции легких.  
(10) (4)1 Раздел 3. Основы ЗОЖ. Основные понятия о здоровье и ЗОЖ. Составляющие здоровья: физическое, духовное, социальное, его компоненты.  
Влияние внешней среды на организм человека. Уравновешенность и ее значение для здоровья человека.  
Уравновешенность в конфликтных ситуациях. Конфликты, его виды и методы преодоления разногласий.  
Понятие о суициде. Причины и факторы, повышающие вероятность суицида. Профилактика.  
(3)1 Факторы, укрепляющие здоровье человека. Понятие о личной гигиене. Гигиена кожи. Правила ухода за кожей.  
Гигиена питания. Рекомендуемый набор пищевых продуктов в рационе взрослого человека.  
Гигиена одежды. Гигиена жилища. Гигиена индивидуального строительства. Самостоятельная работа
(3)1 Факторы, разрушающие здоровье человека. Табакокурение и его последствия для здоровья курильщика и окружающих его людей.  
Алкоголь и его влияние на здоровье подростка.  
Итоговая контрольная работа. Контрольная работа.
Понятие о наркомании и токсикомании. Действие наркотических и токсических веществ на организм человека. .

Контрольно – измерительные материалы:

Составитель: Булах Е.Ю. на основе авторской программы по основам безопасности жизнедеятельности 5-11 классы. Латчука В.Н, С.К.Миронов, С.Н.Вангородский— М.: Дрофа, 2010.

Класс.

Наши рекомендации