Способы и формы оценки достижения результатов
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Жилинская средняя общеобразовательная школа имени В.С.Камышникова»
«СОГЛАСОВАНО» «ПРИНЯТЬ» «УТВЕРЖДАЮ»
Зам. По УВР Протокол педсовета Директор ОУ
/….. ……………../ №…… /…………………/
От……………201…г. Приказ №………
………….201… г. От…………201…г.
Рабочая программа
Основы безопасности жизнедеятельности 5-9 классы
Составитель :
Булах Евгения Юрьевна,
учитель физической культуры и обж.
Пояснительная записка
Программа составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности, примерной программы основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности и авторской программы основы безопасности жизнедеятельности 5-11 классы. Латчука В.Н, С.К.Миронов, С.Н.Вангородский— М.: Дрофа, 2010.
Задачи:
• освоение учащимися знаний о здоровом образе жизни, об опасных и чрезвычайных ситуациях и основах безопасного поведения при их возникновении;
• развитие качеств личности школьников, необходимых для ведения здорового образа жизни, обеспечения безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;
• воспитание чувства ответственности за личную и общественную безопасность ценностного отношения к своему здоровью и жизни;
• обучение учащихся умению предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления, использовать средства индивидуальной и коллективной защиты, оказывать первую медицинскую помощь.
В программе представлены три раздела, в каждом из которых выделены образовательные линии.
Раздел I «Безопасность и защита человека в среде обитания» включает темы: «Правила безопасного поведения в бытовой (городской) среде», «Правила безопасного поведения в природной среде», «Правила безопасного поведения в социальной среде», «Правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях», «Государственная система защиты и обеспечения безопасности населения».
Раздел II «Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи» предусматривает изучение тем о правилах и средствах оказания первой медицинской помощи.
Раздел III «Основы здорового образа жизни» знакомит с основными понятиями о здоровье и здоровом образе жизни, правилами профилактики травматизма.
Предлагаемый в программе объем материала является достаточным для формирования у учащихся 5—9 классов основных понятий в области безопасности жизнедеятельности.
Ситуации, связанные с воздействием на личность угроз и опасностей, в психологическом и практическом отношении всегда трудны для человека, так как сопряжены с повышенными, предельными и даже запредельными нагрузками, ответственностью, разного рода рисками, которые чреваты нежелательными последствиями. Успех действий человека в таких ситуациях возможен только при условии его полноценной и высокой подготовленности. Поэтому главной функцией программы основного общего образования является ее ориентация на личную безопасность человека в среде обитания путем выработки у него навыков и умений применять правила (алгоритмы) безопасного поведения в условиях угроз и опасностей. Ориентация курса ОВЖ на личную безопасность отвечает букве и духу Федерального закона РФ «О безопасности», который ставит на первое место обеспечение безопасности личности. В связи с этим логика построения программы заключается в том, чтобы школьники научились правильно оценивать обстановку и умело действовать в системе следующих понятий: опасность —> причина опасности —> последствие опасности—> действие.
При изучении предмета школьники получают знания об опасных и экстремальных ситуациях в бытовой (городской), природной и социальной среде, о чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и экологического характера, их последствиях и мероприятиях, проводимых государством по защите населения.
Большое внимание в программе уделено формированию здорового образа жизни и профилактике вредных привычек, изучению приемов оказания первой медицинской помощи.
Программа рассчитана на 35 учебных часов в каждом классе (с 5 по 9 классы). В ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме одного урока, который учитель может использовать для закрепления знаний по наиболее сложным темам. Программа предусматривает формирование у обучающихся умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций по следующим направлениям:
• формирование способностей к предвидению ситуаций, опасных для человека, общества и окружающей среды, и правильного поведения в случае их возникновения;
• изучение основ здорового образа жизни, обеспечивающего полноценное безопасное существование и реализацию способностей и потребностей личности в повседневной жизни;
• ознакомление с необходимыми индивидуальными мерами безопасности в повседневной жизни, в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, социального и техногенного характера, с мероприятиями, проводимыми государством по защите населения;
• освоение правил и навыков защиты, позволяющих минимизировать возможный ущерб личности, обществу и окружающей среде в типовых опасных и чрезвычайных ситуациях;
• понимание причин возникновения и развития новых опасностей для человечества от собственной жизнедеятельности;
• формирование знаний о тесной взаимосвязи сознания и жизнедеятельности личности и общества;
• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др.;
• самостоятельная организация учебной деятельности, оценка своего поведения, черт своего характера, физического и эмоционального состояния;
• формирование знаний о правах и обязанностях члена общества и учебного коллектива.
Реализация указанной программы предусматривает использование учебно-методического комплекта, включающего учебные программы, учебники и учебные пособия, методические и учебно-методические пособия, учебные, наглядные и электронные пособия.
Планируемые результаты образования.
В результате изучения программы основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности ученик должен:
а) знать/понимать:
• основы здорового образа жизни; факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье; вредные привычки и их профилактику;
• правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера;
• способы безопасного поведения в природной среде: ориентирование на местности, подача сигналов бедствия, добывание огня, воды и пищи, сооружение временного укрытия;
б) уметь:
• действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очагов возгорания;
• соблюдать правила поведения на воде, оказывать помощь утопающему;
• оказывать первую медицинскую помощь при ожогах, обморожениях, ушибах, кровотечениях;
• пользоваться средствами индивидуальной защиты (противогазом, респиратором, ватно-марлевой повязкой, домашней медицинской аптечкой) и средствами коллективной защиты;
• вести себя в криминогенных ситуациях и в местах большого скопления людей;
• действовать согласно установленному порядку
но сигналу «Внимание всем!», комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов питания в случае эвакуации населения;
в) использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
• для обеспечения личной безопасности на улицах и дорогах;
• с целью соблюдения мер предосторожности и правил поведения в общественном транспорте;
• при пользовании бытовыми приборами и инструментами;
• с целью повышения бдительности и при угрозе террористического акта;
• при обращении в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи.
Способы и формы оценки достижения результатов.
№ | Вид контроля | 5кл. | 6кл | 7кл. | 8кл. | 9кл. |
Самостоятельная работа | ||||||
Контрольная работа |
Формы занятий.
1. Лекция-беседа, конспектирование;
2. Работа с текстом учебника;
3. Демонстрация видеоматериалов, наглядных пособий
4. Опрос учащихся по изученному материалу, самостоятельные работы, контрольные работы.
Тематическое планирование по ОБЖ
Класс
(1 час в неделю)
№ п/п | № урока в теме | Наименование разделов и тем | Контроль |
(25) (19) (4)1 | Раздел 1. Безопасность и защита человека в среде обитания. Безопасное поведение в населенном пункте. Город как среда обитания человека. | ||
Источники и зоны повышенной опасности в современном городе. | |||
Правила безопасного поведения в зонах повышенной опасности. | |||
Системы обеспечения безопасности города. | |||
(9)1 | Правила безопасного поведения в быту. Сельское и городское жилище. Источники опасности в жилище, их характеристика. | ||
Причины возникновения пожаров в жилых помещениях. Меры пожарной безопасности в быту. | |||
Способы эвакуации из горящего здания. Чего не следует делать при пожаре в квартире. | |||
Затопление жилища. Причины и правила поведения при затоплении жилища. | |||
Безопасность при обращении с электрическими и электронными приборами. Виды этих приборов. | |||
Безопасность при пользовании бытовым газом. Отравление бытовым газом, причины и последствия. | |||
Правила безопасности при пользовании опасными веществами и средствами бытовой химии. | |||
Что делать, если в квартире произошел взрыв или обрушение. | |||
Что делать, если в квартире захлопнулась дверь, сломался замок. | Самостоятельная работа. | ||
(2)1 | Правила безопасного поведения на улицах. Опасные природные явления. Как уцелеть в толпе. | ||
Правила безопасного обращения с животными. Что делать, если укусила собака. | |||
(4)1 | Правила безопасного поведения на транспорте. Улицы и дороги – зоны повышенной опасности. Дорожное движение и его участники. | ||
Правила безопасного поведения на городском и общественном транспорте, в метрополитене. | |||
Транспортные аварии. Правила поведения на железнодорожном, авиационном транспорте. | |||
Правила поведения на водном транспорте. Характеристика водного транспорта. | |||
(5) (3)1 | Правила безопасного поведения в социальной среде. Безопасность в криминогенных ситуациях. Опасные и безопасные места в населенном пункте. | ||
Безопасное поведение в криминогенных ситуаций: перед подъездом, в подъезде, в лифте, на лестничной площадке. | |||
Безопасное поведение в криминогенных ситуациях в доме и на улице. Что делать, если вы оказались заложником. | |||
(2)1 | Изменение среды обитания человека в городе. Причины и последствия загрязнения воды, воздуха и почв города. Способы очистки воды. | ||
Как бороться с загрязнением воздуха. Последствия опустынивания земель. | |||
(1) (1)1 | Государственная система населения. Защита населения от ЧС мирного и военного времени. Средства защиты органов дыхания. Противогаз. | Самостоятельная работа. | |
(5) (1)1 | Раздел 2. ОМЗ и ПМП. Средства оказания МП. Домашняя аптечка. Хранение и проверка, прием лекарственных средств. | ||
(1)1 | ПМП при травмах и повреждениях. Травмы и повреждениях организма человека. Травма и рана. | ||
(3)1 | ПМП при острых состояниях. Характеристика кровотечений. Виды кровотечений. | ||
ПМП при кровотечении. Остановка кровотечения. | |||
Наложение жгута и давящей повязки, применения индивидуального перевязочного пакета. | Самостоятельная работа. | ||
(4) (2)1 | Раздел 3. Основы ЗОЖ. Понятие о здоровье и ЗОЖ. Здоровье. ЗОЖ как система поведения человека. | ||
Развитие и изменение организма подростков. Виды нарушения осанки и причины их возникновения. | Самостоятельная работа. | ||
(1)1 | Факторы, укрепляющие здоровье человека. Личная гигиена и здоровье. Личная гигиена. | ||
Итоговая контрольная. | Контрольная работа. | ||
(1)1 | Профилактика травм в школьном возрасте. Влияние компьютера и телевизора на здоровье детей. |
Тематическое планирование по ОБЖ
Класс (1 час в неделю).
№ п/п | № урока в теме | Наименование разделов и тем | Контроль |
(20) (15) (4)1 | Раздел 1. Безопасность человека в среде обитания. Безопасность в природной среде. Безопасность в природной среде. Опасные и экстремальные ситуации. | ||
Действия потерпевших бедствие при аварии транспортного средства в безлюдной местности. | |||
Правила предотвращения экстремальных ситуаций в природных условиях. Подготовка к путешествию. | |||
Выбор и подготовка одежды и обуви для путешествия. | |||
(2)1 | Психологические основы выживания в опасных и ЧС в природной среде. Психические основы выживания в природе. | ||
Способы преодоления стрессоров выживания. Преодоления страха и стрессового состояния. | |||
(7)1 | Безопасность при автономном существовании в природных условиях. Потеря ориентировки. | ||
Ориентирование. Способы ориентирования на местности. | |||
Оборудование временного жилища. Виды и способы сооружения временного жилища в зимнее и летнее время. | |||
Правила и способы добывания огня. Меры пожарной безопасности. | |||
Обеспечение водой и питанием. Безопасность при употреблении животной и растительной пищи. | |||
Способы добывания воды, ее очистка и обеззараживание в условиях вынужденного автономного существования. | |||
Сигналы бедствия. Устройство и изготовление простейших сигнальных средств. | Самостоятельная работа. | ||
(2)1 | Смена климатогеографических условий. Влияние на здоровье человека при смене климатогеографических условий. Акклиматизация. | ||
Требования к здоровью человека, учитывающиеся при смене климатогеографических условий. | |||
(5) (5)1 | Государственная система защиты и безопасности населения. Защита населения от ЧС мирного и военного времени. Средства защиты. | ||
Виды убежищ. Устройство убежища. | |||
Порядок заполнения убежища, правила поведения в нем. | |||
Чего нельзя делать при нахождении в убежище. | |||
Как пользоваться поврежденным противогазом. Замена поврежденного противогаза в условиях зараженного воздуха. | |||
(8) (1)1 | Раздел 2. ОМЗ и правила оказания ПМП. Средства оказания медицинской помощи. Походная аптечка. | ||
(2)1 | ПМП при травмах и повреждениях. Понятие о закрытых повреждениях, их признаки. ПМП. | ||
Способы переноски пострадавших. Профилактика закрытых повреждений. | Самостоятельная работа. | ||
(5)1 | ПМП при острых состояниях. ПМП при укусах змей и насекомых. Признаки укуса клеща. ПМП. | ||
ПМП при тепловом и солнечном ударах, солнечном ожоге. | |||
Понятие об обморожении. Степени обморожения и их признаки. ПМП. | |||
ПМП при переохлаждении организма. | |||
Причины бедствий на воде. ПМП. Признаки утопления. | |||
(6) (3)1 | Раздел 3. Основы ЗОЖ. Здоровье и ЗОЖ. Развитие и изменение организма подростков. Поведения подростков. | ||
Как отстаивать свою точку зрения. | |||
Взаимоотношения с родителями. | Самостоятельная работа. | ||
(3)1 | Факторы, укрепляющие здоровье человека. Питание в жизнедеятельности человека. Обмен веществ и энергии. | ||
Значение органических и неорганических веществ в питании человека. | |||
Итоговая контрольная. | Контрольная работа. | ||
Режим питания. Гигиена и культура питания. |
Тематическое планирование
Класс (1 час в неделю).
№ п/п | № урока в теме | Наименование разделов и тем. | Контроль |
(22) (22) (19)1 | Раздел 1. Безопасность в среде обитания. Безопасность в ЧС природного характера. Опасное природное явлений, стихийное бедствие. | ||
землетрясение, его характеристика и происхождение причины возникновения и последствия. | |||
Меры по снижению потерь от землетрясений. Безопасное поведения во время и после землетрясения. | |||
Извержение вулкана, его характеристика, причины и их последствия. | |||
Безопасное поведение при заблаговременном оповещении об извержении вулкана, во время и после извержения. | |||
Оползни, сели, обвалы, лавины, их характеристика, происхождение, причины возникновения и последствия. | |||
Безопасное поведение при заблаговременном оповещении об угрозе схода селя, оползня, обвала, лавины. | Самостоятельная работа. | ||
Понятие об урагане, буре, смерче, их характеристика, происхождение, причины возникновения и последствия. | |||
Правила безопасного поведения при заблаговременном оповещении о приближении урагана, бури, смерча. | |||
Понятие о наводнении их характеристика, происхождение, причины возникновения и последствия. | |||
Правила безопасного поведения при заблаговременном оповещении о наводнении, во время и после наводнения. | |||
Меры по снижению потерь от наводнений. | |||
Изготовление и использование самодельных подручных плавательных средств во время наводнения. | |||
Понятие о цунами. Характеристика цунами, происхождение, причины возникновения и последствия. | |||
Правила безопасного поведения при заблаговременном оповещении о цунами, во время прихода и после цунами. | |||
Природные пожары. Их характеристика, происхождение, причины возникновения и последствия. | |||
Предупреждение природных пожаров. Правила безопасного поведения при возникновении природных пожаров. | |||
Меры по снижению потерь от природных пожаров. | |||
Правила безопасного поведения в зоне лесных пожаров и тушение пожаров в лесу. | Самостоятельная работа. | ||
(3)1 | Психологические основы выживания в опасных и ЧС. Особенности психологических процессов до стихийных бедствий. | ||
Особенности психологических процессов во время стихийных бедствий. | |||
Рекомендации по психологической подготовке к безопасному поведению в ЧС природного характера. | |||
(8) (8)1 | Раздел 2. ОМЗ и правила оказания ПМП. ПМП при травмах и повреждениях. Разновидности повязок и их характеристика. | ||
Приемы наложения повязок на нижние и верхние конечности. | |||
Приемы наложения повязок на голову, грудь, область живота. | |||
Понятие о переломе. | |||
Правила оказания ПМП при переломах. | |||
Виды и характеристика переломов. | |||
Способы наложения шин. | |||
Порядок применения способов транспортировки пострадавших в зависимости от места перелома. | Самостоятельная работа. | ||
(4)1 | Раздел 3. Основы ЗОЖ. Факторы, укрепляющие здоровье. Режим труда и отдыха – необходимое условие ЗОЖ. | ||
Умственная и физическая работоспособность. Утомление и переутомление, их причины и признаки, профилактика. | |||
Составляющие режима дня и их характеристика. Влияние труда и отдыха на здоровье человека. | |||
Итоговая контрольная. | Контрольная работа. | ||
Принципы и содержание режима дня подростков. Повышение эффективности самоподготовки. |
Тематическое планирование по ОБЖ
Класс (1 час в неделю)
№ п/п | № урока в теме | Наименование разделов и тем | Контроль |
(21) (21) (11)1 | Раздел 1. Безопасность человека в среде обитания. Безопасное поведение в ЧС техногенного характера. Производственные аварии и катастрофы. | ||
Пожары и взрывы, пожаро- и взрывоопасные объекты. | |||
Поражающие факторы пожара. Классификация и характеристика пожаров, их причины и последствия. | |||
Процесс горения и его условия. Группы возгораемости веществ и материалов. | |||
Понятие о взрыве, их характеристика, причины и последствия. Правила безопасного поведения при взрывах. | |||
Аварии с выбросом АХОВ. Их характеристика, причины и последствия. | |||
Защита населения и безопасность при авариях на ж/д и автомобильных магистралях при перевозке опасных грузов. | |||
Аварии с выбросом радиоактивных веществ. Радиоактивное излучение. | |||
Радиационно - опасные объекты. Аварии на радиационно - опасных объектах, их причины и последствия. | |||
Гидродинамические аварии, их причины и последствия. | |||
Понятие о зоне затопления, зоне катастрофического затопления и их характеристика. | Самостоятельная работа. | ||
(10)1 | Безопасное поведение при нарушении экологического равновесия в местах проживания. Состояние природной среды. Влияние человека на окружающую среду. | ||
Биосфера и человек. Формы негативного воздействия человека на биосферу. ЧС экологического характера. | |||
Изменение состава и свойств атмосферы. Парниковый эффект. Изменение состояния гидросферы. | |||
Зависимость климата от прозрачности атмосферы. Разрушение озонового экрана. Кислотные осадки. | |||
Значение воды для жизни на земле. Причины ухудшения качества пресных природных вод. | |||
Понятие о сточных водах, их классификация, характеристика. | |||
Изменение состояния суши. Функции и значение почвы. Причины опасного влияния почвы на здоровье человека. | |||
Влияние отходов на загрязнение почвы. Твердые и жидкие отходы. | |||
Показатели предельно допустимых воздействий на природу. Нормы качества воздуха, воды и почвы. | |||
Меры безопасности при пребывании человека на территории с неблагоприятной экологической обстановкой. | Самостоятельная работа. | ||
(6) (6)1 | Раздел 2. ОМЗ и правила оказания ПМП. ПМП при острых состояниях. Воздействие химических веществ на организм человека. ПМП при отравлении химическими веществами. | ||
Общие правила оказания ПМП пострадавшим при отравлении химически веществами. | |||
ПМП при поражении метаболическими ядами, при отравлении солями тяжелых металлов и мышьяка. | |||
ПМП при ожогах химическими веществами. Причины и последствия химических ожогов. | |||
ПМП при отравлении минеральными удобрениями и бытовыми химикатами. | |||
Причины, последствия и признаки отравления минеральными удобрениями и другими химикатами. | |||
(7) (2)1 | Раздел 3. Основы ЗОЖ. Основные понятия о здоровье и ЗОЖ. Репродуктивное здоровье подростка. Мужская и женская половая система. | ||
(6)1 | Факторы, укрепляющие здоровье человека. Движение – естественная потребность организма человека. | ||
Избыток и недостаток движения как причина многих заболеваний. | Самостоятельная работа. | ||
Физическая культура. Влияние Физических упражнений на развитие растущего организма. | |||
Принципы поддержания хорошей физической формы. | |||
Закаливание организма. Принципы, роль закаливания в профилактике простудных заболеваний. | |||
Итоговая контрольная работа. | Контрольная работа. | ||
Правила использования факторов окружающей среды для закаливания организма. |
Тематическое планирование по ОБЖ
Класс (1 час в неделю)
№ п/п | № урока в теме | Наименование разделов и тем | Контроль |
(18) (10) | Раздел 1. Безопасность в среде обитания. Защита населения от ЧС мирного и военного времени. Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС). | ||
Цели, задачи, структура, режимы функционирования, силы и средства РСЧС. | |||
Международное гуманитарное право. | |||
Защита жертв международных конфликтов. | |||
Определение международного гуманитарного права и сфера его применения. | |||
Правовая защита раненых, больных и потерпевших кораблекрушение. | |||
Медицинский и духовный персонал. | |||
Защита военнопленных. | |||
Особая защита женщин и детей. | |||
Ответственность за нарушение норм международного гуманитарного права. | Самостоятельная работа. | ||
(8)1 | Безопасность в криминогенных ситуациях. Личная безопасность. Признаки совершения возможных преступных действий. Защита от мошенников. | ||
Безопасное поведение девушек. Правила поведения девушки при возникновении угрозы или опасности насилия. | |||
Правила поведения, уменьшающие риск встречи с насильниками и хулиганами. | |||
Правила поведения при встрече с хулиганами. Подручные средства самообороны и способы самозащиты. | |||
Безопасность в опасных ситуациях криминогенного характера. | |||
Правила обеспечения сохранности личных вещей. | |||
Психологические приемы самозащиты. Самозащита. Уверенное и решительное поведение в криминогенных ситуациях. | |||
Поведение при попытке изнасилования и насильственных действий сексуального характера. | |||
(6) (4)1 | Раздел 2. ОМЗ и правила оказания ПМП. ПМП при травмах и повреждениях. Травматизм, его причины в школьном возрасте. Безопасное поведение дома. | ||
Травматизма на уроках физической культуры и во время занятий спортом. Безопасное поведение на улице. | |||
Понятие о ране. Профилактика осложнений ран. Виды ран. Асептика и антисептика. | |||
Причины травм головы и позвоночника. Сотрясение головного мозга. | Самостоятельная работа. | ||
(2)1 | ПМП при острых состояниях. Экстренная реанимационная помощь. Понятие о клинической смерти, её признаки. | ||
Понятие о непрямом массаже сердце. Понятие об искусственной вентиляции легких. | |||
(10) (4)1 | Раздел 3. Основы ЗОЖ. Основные понятия о здоровье и ЗОЖ. Составляющие здоровья: физическое, духовное, социальное, его компоненты. | ||
Влияние внешней среды на организм человека. Уравновешенность и ее значение для здоровья человека. | |||
Уравновешенность в конфликтных ситуациях. Конфликты, его виды и методы преодоления разногласий. | |||
Понятие о суициде. Причины и факторы, повышающие вероятность суицида. Профилактика. | |||
(3)1 | Факторы, укрепляющие здоровье человека. Понятие о личной гигиене. Гигиена кожи. Правила ухода за кожей. | ||
Гигиена питания. Рекомендуемый набор пищевых продуктов в рационе взрослого человека. | |||
Гигиена одежды. Гигиена жилища. Гигиена индивидуального строительства. | Самостоятельная работа | ||
(3)1 | Факторы, разрушающие здоровье человека. Табакокурение и его последствия для здоровья курильщика и окружающих его людей. | ||
Алкоголь и его влияние на здоровье подростка. | |||
Итоговая контрольная работа. | Контрольная работа. | ||
Понятие о наркомании и токсикомании. Действие наркотических и токсических веществ на организм человека. | . |
Контрольно – измерительные материалы:
Составитель: Булах Е.Ю. на основе авторской программы по основам безопасности жизнедеятельности 5-11 классы. Латчука В.Н, С.К.Миронов, С.Н.Вангородский— М.: Дрофа, 2010.
Класс.