Коммуникации можно научиться

Общение — это естественное, врожденное, ста

бильное поведение, и мы не часто пытаемся усовер

шенствовать наши навыки коммуникации, даже если

они неадекватны. Но коммуникации можно учиться.

Поэтому по ходу книги мы будем определять навы

ки межличностного, группового общения и навыки

публичных выступлений, которые будут полезны в

любых сферах жизни. В следующем разделе мы рас

смотрим, как можно приобрести навыки коммуника

ции и усовершенствовать их.

Общайтесь!

Использование новых технологий

Хотите больше узнать об этических дилеммах?

Загляните на сайт, спонсируемый центром при

кладной этики университета Санта Клара

(Markkula Center for Applied Ethics, Santa Clara

University). Сайт Ethics Connection открыт для

всех, но создавался он преимущественно для

студентов. Он посвящен таким вопросам, как

выявление и разрешение этических дилемм.

Вопросы охватывают самые различные сферы:

здравоохранение, социальную политику, бизнес

и технологии, права человека и каждодневное

принятие решений. Адрес сайта:

http://www.scu.edu/SCU/Centers/Ethics/

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАЦИОННОЙ

КОМПЕТЕНЦИИ

Коммуникационная компетенция — со

ответствие коммуникативного поведения дан

ной ситуации и его эффективность.

Навыки — целенаправленные действия или

последовательность действий, которые мы

можем выполнить и повторить в соответ

ствующей ситуации.

Коммуникационная компетенция — это соответ

ствие коммуникативного поведения данной ситуа

ции и его эффективность (Spitzberg, 2000). Комму

Часть 1 · Основы коммуникации

никация эффективна, если она достигает своих це

лей; коммуникация соответствует ситуации, если она

ожидаема в данной ситуации. Мы создаем ощущение

коммуникационной компетентности через посылае

мые вербальные сообщения и сопровождающее их

невербальное поведение.

Поскольку коммуникация лежит в основе наших

взаимосвязей, то одной из целей этого курса будет

ознакомление с принципами, которые помогут усо

вершенствовать навыки коммуникации до уровня

компетентности. В рубрике «Прожектор на ученых»

мы расскажем о Брайане Спицберге и компетентной

межличностной коммуникации. Спицберг считает,

что представление о компетентности частично зави

сит от личностной мотивации, знаний и навыков.

Мотивация имеет очень большое значение, ведь

улучшить навыки коммуникации мы сможем только

в том случае, если у нас есть мотивация — то есть если

мы хотим этого добиться. Обычно люди имеют более

сильную мотивацию, если они чувствуют себя уверен

но и знают о потенциальных вознаграждениях.

Знания нужны потому, что мы должны хорошо

понимать, что входит в процесс совершенствования

коммуникации. Чем больше люди знают о поведе

нии в конкретных ситуациях, тем проще им будет

развивать свои навыки.

Навыки нужны потому, что мы должны уметь

предпринимать действия в соответствии с нашими

знаниями о коммуникации.Навыки — это целена

правленные действия или последовательность дей

ствий, которые мы можем выполнить и повторить в

соответствующей ситуации. Чем большим количе

ством навыков вы обладаете, тем больше вероятность

того, что вы можете эффективно и адекватно струк

турировать свои сообщения.

Комбинация мотивации, знаний и навыков позво

ляет нам уверенно держаться при встречах с други

ми людьми. Весь последующий материал книги по

священ тому, чтобы помочь вам обрести навыки, ко

торые позволят другим считать вас компетентным

собеседником. На последующих страницах вы позна

комитесь с теориями межличностной и групповой

коммуникации и публичных выступлений, что под

крепит ваши знания и мотивацию. Вы также узнаете

о специальных навыках, и вам будет предоставлена

возможность попрактиковаться в них. Практика уве

личит вероятность того, что вы сможете использо

вать эти навыки, когда возникнет такая необходи

мость.

Запишем формулировку цели

Чтобы извлечь максимум возможного из этого

курса, мы предлагаем сформулировать и записать

ваши личные цели по совершенствованию специаль

ных навыков межличностного, группового и публич

ного репертуара. Зачем формулировать и записывать

цели? Вам знакома поговорка: «Дорога в ад вымоще

на благими намерениями»? Независимо от того, на

сколько серьезно вы рассматриваете необходимость

развития ваших коммуникационных навыков, изме

Глава 1 · Перспектива коммуникации

ИССЛЕДОВАНИЯ УЧЕНЫХ

ностной коммуникационной ком

стандарта оценки межличностной

Брайан Спицберг,

Профессор кафедры

Коммуникации

В Государственном

Университете Сан Диего,

О межличностной

Коммуникационной

Компетенции

Брайан Спицберг внес нема

лый вклад в понимание межлич

ностной коммуникации, но боль

ше он известен своими работами

по межличностной коммуникаци

онной компетенции. Интерес

к этим вопросам впервые возник в

Университете Южной Калифор

нии. На семинаре по межличност

ной коммуникации он зачитал ре

зультаты исследований по меж

личностной компетенции и

обнаружил, что выводы имели

разные перспективы. Заключи

тельный вывод Спицберга на се

минаре и стал его первой попыт

кой синтезировать эти перспекти

вы в усовершенствованную

теорию компетенции.

Сегодня сформулированная

Спицбергом модель межличност

ной коммуникационной компетен

ции определяет направление всех

исследований в этой области. Он

рассматривает компетенцию не как

характеристики поведения или по

следовательность действий. Спиц

берг говорит, что межличностная

коммуникационная компетенция —

это восприятие человеком себя и

восприятие его другим человеком.

Если компетенция — это восприя

тие, то из этого следует, что ваше

восприятие собственной межлич

петенции или восприятие собесед

ника влияет на ваши взаимоотно

шения. Люди получают большее

удовлетворение от взаимоотноше

ний, если они считают себя и собе

седника компетентными. Согласно

Спицбергу, мы судим о компетен

ции на основании наших действий

в процессе коммуникации. Но что

определяет наши действия в конк

ретной коммуникации?

В тот период, когда Спицберг

размышлял о компетенции, он про

слушал еще один курс, благодаря

которому познакомился с теорией

драматического мастерства. В этих

теориях утверждалось, что игра ак

тера зависит от его мотивации, зна

ния сценария и актерских навыков.

Спицберг обнаружил, что эти же

переменные можно применить и в

случае коммуникационной компе

тенции, и включил их в теорию. То,

как мы себя ведем в разговоре, за

висит, во первых, от нашей личной

мотивации, во вторых, от того, как

много мы знаем о том, какое пове

дение соответствует данной ситуа

ции, и в третьих, от того, какими

навыками по использованию соот

ветствующего поведения мы обла

даем. Кроме того, Спицберг предпо

лагает, что переменные контекста,

рассмотренные в этой главе, также

влияют на выбор действий в ходе

коммуникации и на возникающее

ощущение компетентности.

Идеи Спицберга сформирова

лись в период, когда он был в ас

пирантуре, но потом еще восем

надцать лет он и другие ученые

оттачивали теорию, проводя ис

следования на ее основе и оцени

вая ее эффективность. Исследова

ния помогли конкретизировать

отдельные части теории и под

твердили ее справедливость. С го

дами Спицберг разработал около

дюжины конкретных способов

оценки теории. Один из этих ин

струментов — Рейтинговая шкала

разговорных навыков (Conver

sational Skills Rating Scale), кото

рая была принята Национальной

коммуникационной ассоциацией

(ведущая национальная организа

ция ученых, преподавателей и

практиков, занимающихся вопро

сами коммуникации) в качестве

коммуникационной компетенции.

Продолжающаяся заинтересо

ванность Спицберга вопросами

коммуникационной компетенции

привела его к изучению дисфунк

циональных взаимоотношений с

точки зрения теории компетен

ции. В последнее время он иссле

довал навязывание своих мнений

в межличностных отношениях и

скрытое преследование. В таких

ситуациях мотивация навязчи

вого участника не соответствует

мотивации жертвы; навязываю

щийся участник хочет начать, рас

ширить или продолжить взаимо

отношения. Их взаимодействия

являются действительными «ар

гументами» в самом определении

взаимоотношений. Навязчивые

участники могут считать себя

«компетентными» в пределах их

собственного понимания компе

тентности. По мере изучения этих

«темных» взаимоотношений уче

ные, пользуясь нашим понимани

ем коммуникационной компетен

ции, смогут определить, будет ли

конкретное коммуникационное

поведение более эффективно, чем

какое либо иное, в воспрепятство

вании навязыванию мнений и

скрытому преследованию.

Позже Спицберг расширил свои

исследования по навязыванию мне

ний, изучив новый феномен «ки

бер преследования». Кроме много

численных статей, посвященных

результатам исследований, Спиц

берг был соавтором (совместно с

Уильямом Купачом) двух книг по

межличностной коммуникацион

ной компетенции. Ссылки на ос

новные работы Спицберга вы мо

жете найти в списке литературы,

приведенном в конце книги.

Спицберг считает, что очень

важно, чтобы другие воспринима

ли вас как компетентного собесед

ника, независимо от ситуации:

будь то первый день или интервью

при приеме на работу, конфликт с

товарищем по общежитию или

интимное обсуждение чувств.

Если вы хотите получить до

полнительную информацию о

Спицберге, обратитесь на сайт

http://www rohan.sdsu.edu/

dept/schlcomm/Spitzbergbbio.html

 

нение поведения требует длительного времени и зна

чительных усилий. Если вы запишете цели, то уве

личится и вероятность того, что ваши добрые наме

рения по самоусовершенствованию не пропадут.

Прежде чем записывать цели, проанализируйте

репертуар ваших текущих коммуникационных навы

ков. После прочтения каждой главы и практики вы

берите один два навыка и поработайте над ними. За

тем запишите формулировку цели, разбив ее на че

тыре части.

1. Сформулируйте проблему. Начните с формули

рования проблемы коммуникации. Например: «Про

блема: мой шеф всегда поручает самые интересные

задания моим сослуживцам, я никогда не говорил об

этом, потому что не умею выражать свои чувства».

2. Сформулируйте конкретную цель. Цель конк

ретна, если ее можно как то измерить и вы сможете

сказать, когда она достигнута. Например, чтобы ре

шить поставленную выше проблему, вы можете на

писать: «Цель: рассказать шефу о моих чувствах по

поводу назначения заданий».

Наши рекомендации