Глава 1. Теоретические и методические аспекты применения психофизиологии на практике.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

(МАДИ)

КАФЕДРА «СОЦИОЛОГИЯ И УПРАВЛЕНИЕ «

ФАКУЛЬТЕТ УПРАВЛЕНИЯ

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Психофизиология профессиональной деятельности»

на тему: «Технологии изучения психофизиологии

профессиональной деятельности».

Выполнила студентка 2-го курса

Группы 2бУП2

Кобец Аполлинария

Проверил: доцент Трушкова С.В.

МОСКВА 2016

Оглавление

1. Введение 3

2. Глава 1. Теоретические и методические аспекты применения психофизиологии на практике 4

1.1. Характеристика применения психофизиологии для решения практических задач 4

1.2. Методический аспект психофизиологии для определения профессиональной деятельности 8

1.3. Экспериментальные методы исследования психофизиологии в профессиональной деятельности 11

3. Глава 2. Психофизиологические компоненты работы 14

2.1. Психофизиология работоспособности 14

2.2. Психофизиологические особенности адаптации человека к экстремальным условиям деятельности 19

4. Заключение 22

5. Список литературы 23

Введение

На границах естественных наук и психологии сформировался ряд специальных научных дисциплин и направлений, в том числе психология труда, инженерная психология и эргономика, объектом исследования которых является человек труда. Основная задача этих дисциплин - изучение широкого круга психофизиологических, психологических и социально-психологических свойств человека, которые проявляются в конкретной деятельности, оказывают влияние на эффективность и качество этой деятельности, определяют надежность и работоспособность человека, его психическое состояние, удовлетворенность трудом и психофизиологические ресурсы.

В связи с постоянным изменением характера труда, насыщением его интеллектуальным содержанием и увеличением напряженности существенными направления гуманизации и повышения надежности труда становятся психофизиологический анализ деятельности человека, оптимизация его психофизиологических состояний, решение задач профессионального отбора и профпригодности, определение и формирование индивидуально-психофизиологических качеств человека, важных для выполнения той или иной конкретной деятельности, и оптимизация неблагоприятных психических состояний.

Все это обусловило актуальность выбранной темы. Главная цель данной работы - подробно охарактеризовать особенности профессиональной деятельности с позиций психофизиологии профессиональной деятельности.

Данная цель определила следующие задачи исследования: определить теоретические основания применения психофизиологии для решения практических задач в психологии труда; охарактеризовать методическое обеспечение психофизиологического аспекта прикладных исследования; охарактеризовать психофизиологию профессионального отбора и профпригодности; охарактеризовать психофизиологические компоненты работоспособности, психофизиологические детерминанты адаптации человека к экстремальным условиям деятельности и психофизиологические функциональные состояния.

Объект исследования - методы психофизиологических исследований.

Предмет исследования - механизмы и закономерности взаимодействия физиологического и психического уровней отражения.

Глава 1. Теоретические и методические аспекты применения психофизиологии на практике.

На границах естественных наук и психологии сформировался ряд специальных научных дисциплин и направлений, в том числе психология труда, инженерная психология и эргономика, объектом исследования которых является человек труда.

Основной задачей этих дисциплин является изучение широкого круга психофизиологических, психологических и социально-психологических свойств человека, которые проявляются в конкретной деятельности, оказывают влияние на эффективность и качество этой деятельности, определяют надежность и работоспособность человека, его психическое состояние, удовлетворенность трудом и психофизиологические ресурсы. В связи с постоянным изменением характера труда, насыщением его интеллектуальным содержанием и увеличением напряженности существенными направлениями гуманизации и повышения надежности труда становятся психофизиологический анализ деятельности человека, оптимизация его психофизиологических состояний, решение задач профессионального отбора и профпригодности, определение и формирование индивидуально-психофизиологических качеств человека, важных для выполнения той или иной конкретной деятельности и оптимизация неблагоприятных психических состояний [2].

1.1. Характеристика применения психофизиологии для решения

практических задач.

Теоретические исследования психофизиологии профессиональной деятельности направлены на выяснение духовных, психических и физических механизмов обеспечения профессиональной деятельности. Прикладная психофизиология профессиональной деятельности использует полученные знания в качестве естественнонаучной основы для предсказания результатов профессиональной деятельности персонала, для обоснования методов оптимизации самоуправления и внешнего управления профессиональной деятельностью.
Психофизиология профессиональной деятельности имеет значительный инструментарий для изучения всех этих направлений.

Психофизиология - наука, изучающая физиологические механизмы психических процессов и состояний. Психофизиология возникла на стыке психологии и физиологии [2].

Предметом психофизиологии профессиональной деятельности являются психофизиологические компоненты, которые побуждают, направляют и регулируют трудовую активность субъекта и реализуют ее в исполнительских действиях, а также свойства личности, через которые эта активность реализуется.

Цель психофизиологии профессиональной деятельности состоит в том, чтобы показать человека во всей совокупности его биологических, психических и социальных проявлений [2].

Пониманию необходимости и перспективности изучения психофизиологических процессов в профессиональной деятельности способствуют представления, рассматривающие психическое и физиологическое (нейрофизиологическое) в контексте «отражательной функции нервной системы». С позиций деятельностного подхода психическое отражение также не существует «вне чувственной ткани», вне нейрофизиологических процессов и не реализуется без них [4].

Психофизиология профессиональной деятельности - это направление психофизиологии, изучающий динамику психических познавательных процессов, состояний, образований, качеств и функций, их влияние на работоспособность человека при взаимодействии условий и факторов в системе "техника-человек-среда" и определяет пути и средства поддержки, сохранение, восстановление эффективной и безопасной профессиональной деятельности [2].

Объектом исследования психофизиологии профессиональной деятельности является эффективная и безопасная профессиональная деятельность специалистов.

Предметом изучения данной отрасли считаются:

♦ психические и физиологические функции организма в условиях профессиональной деятельности;

♦ закономерности и особенности деятельности специалистов;

♦ условия пригодности к жизнедеятельности;

♦ социально-психологические, гидрометеофакторы и медико-биологические факторы и их влияние на работоспособность и безопасную деятельность специалистов;

♦ психофизиологическая характеристика труда в системах управления;

♦ индивидуальные особенности и функциональное состояние, влияющих на эффективную и безопасную деятельность;

♦ средства и методы сохранения и поддержания работоспособности и безопасной деятельности специалистов в обычных и экстремальных условиях [2].

Теоретической основой психофизиологии профессиональной деятельности является диалектическое понимание взаимодействия человека и среды. Сущность этого взаимодействия в том, что среда (условия жизни) побуждают человека к действию. Человек, воздействуя на среду, преобразует ее. Если вся деятельность человека является ответом на те раздражители, которые поступают в центральную нервную систему из внешней среды, то и сама среда испытывает изменения под влиянием деятельности человека. Заниматься исследованиями процессов деятельности людей, объединенных конкретными условиями производства и призвана психофизиология профессиональной деятельности.

Пониманию необходимости и перспективности изучения психофизиологических процессов в профессиональной деятельности способствуют представления В.М. Бехтерева, рассматривающие психическое и физиологическое (нейрофизиологическое) в контексте отражательной функции нервной системы [4].

С позиций деятельностного подхода психическое отражение также не существует вне «чувственной ткани», вне процессов и не реализуется без них.

На современном этапе психологов и физиологов, занимающихся проблемами психологии и психофизиологии труда, объединяет понимание того, что физиологическое обеспечение психических процессов в деятельности имеет системный характер. К концепциям, в которых раскрывается системная организация физиологических процессов, относятся: теория функциональной системы, описывающая функциональную структуру деятельности; концепция установки, или доминанты, отражающая «функциональный настрой» организма; представления о пространственной синхронизации колебаний биопотенциалов мозга, модель психологической системы деятельности, включающая показатели психофизиологического уровня ее обеспечения.

В соответствии с этими концепциями структурные изменения в психической деятельности на современном этапе сопоставляются уже не только и не столько с частными нейрофизиологическими процессами, а с их организацией, то есть только через процессы «системного уровня». С позиций системного подхода психическое и физиологическое в обеспечении и детерминации деятельности неразрывно связаны и не могут существовать порознь, и это положение намечает, по представлениям некоторых исследований [4], конструктивный путь решения прикладных задач оптимизации профессиональной деятельности.

Именно такой подход характерен для работ практических психофизиологов, в которых анализ физиологических процессов используется для решения разнообразных задач, связанных с профессиональной деятельностью [4].

1.2. Методический аспект психофизиологии для определения профессиональной деятельности.

Возникновение первых элементов психологического знания относят к тем далеким временам, когда человек впервые осознал, что он, человек, существенно отличается от всего другого в окружающем мире. В научном знании формирование психологической идеи всегда шло в процессе развития главенствующей концепции миропонимания.

Теоретической основой психофизиологии профессиональной деятельности является диалектическое понимание взаимодействия человека и среды. Сущность этого взаимодействия в том, что среда (условия жизни) побуждают человека к действию. Человек, воздействуя на среду, преобразует ее. Если вся деятельность человека является ответом на те раздражители, которые поступают в центральную нервную систему из внешней среды, то и сама среда испытывает изменения под влиянием деятельности человека. Заниматься исследованиями процессов деятельности людей, объединенных конкретными условиями производства и призвана психофизиология профессиональной деятельности [7].

Пониманию необходимости и перспективности изучения психофизиологических процессов в профессиональной деятельности способствуют представления В.М. Бехтерева, рассматривающие психическое и физиологическое (нейрофизиологическое) в контексте отражательной функции нервной системы.

С позиций деятельностного подхода психическое отражение также не существует вне «чувственной ткани», вне процессов и не реализуется без них [7].

В прикладных исследованиях комплексных характер психофизиологических исследований обеспечивается применением полиэффекторного метода, включающего регистрацию частоты сердечных сокращений (ЧСС), электропневмограммы (ЭПГ), электромиограммы (ЭМГ), электроокулограммы (ЭОГ), кожно-гальванической реакции (КГР) и других параметров.

Эффективность этого метода во многом зависит от того, насколько чётко определены критерии оценки показателей регистрируемых показателей, и от того, насколько адекватно используются данные параметры для решения поставленных задач [7].

В связи с таким количеством параметров была проведена их унификация, обобщение и систематизация приёмов анализа и оценки изменений психофизиологических функций. В перечень показателей, отражающих динамику регистрируемых параметров, вошли показатели длительности, латентного периода, средних значений амплитуды и частоты реакции за определённый интервал времени, пространственно-временное распределение показателей и другие характеристики.

Постепенно исследователи перешли от желания получить информацию о как можно большом количестве показателей к отбору необходимых и достаточных характеристик, доминирующих в данном виде деятельности и в наибольшей степени связанных с её реализацией [7].

Психофизиология – это наука, изучающая нейрофизиологические механизмы психических процессов, состояний и поведения на системном, нейронном, синаптическом и молекулярном уровне.

Психофизиология тесно взаимосвязана с нейропсихологией. Нейропсихология направленна на изучение мозговой организации профессиональной деятельности. Теоретической её основой, разработанной Лурией, является теория системной динамической локализации психических процессов.

На современном этапе в связи с постоянными изменением характера труда, насыщением его интеллектуальным содержанием и увеличением напряженности, существенными направлениями гуманизации и повышения надежности труда становятся психофизиологический анализ деятельности человека, оптимизация его психофизиологических состояний, решение задач профессионального отбора и профессионально пригодности, определения и формирование индивидуально-психологических качеств человека, важных для выполнения той или иной конкретной деятельности, и оптимизация неблагоприятных психических состоний.

1.3. Экспериментальные методы исследования психофизиологии

в профессиональной деятельности.

Психофизиология - экспериментальная наука, поэтому важное значение имеет применение адекватных методов исследования [9].

Модели психической деятельности человека носили бы чисто умозрительный характер, если бы психологи не заинтересовались нейрофизиологическими процессами, лежащими в основе, исследуемой ими реальности. Физиологические показатели, в силу своей объективности, являются надежными элементами, используемыми при описании изучаемого поведения и позволяют экспериментаторам включить в сферу своих исследований скрытые для прямого наблюдения проявления активности организма, лежащие в основе поведения [9].

Основными методами регистрации физиологических процессов в психофизиологии являются электрофизиологические методы, так как в физиологической активности клеток, тканей и органов особое место занимает электрическая составляющая. Электрические потенциалы отражают физико-химические следствия обмена веществ, сопровождающие все основные жизненные процессы, и поэтому являются исключительно надежными, универсальными и точными показателями течения любых физиологических процессов.

К перечисленным преимуществам электрических показателей физиологической активности следует добавить и неоспоримые технические удобства их регистрации: помимо специальных электродов, для этого достаточно универсального усилителя биопотенциалов, который связан с компьютером, имеющим соответствующее программное обеспечение. И ещё один немаловажный момент, большую часть этих показателей можно регистрировать, никак не вмешиваясь в изучаемые процессы и не травмируя объект исследования. К наиболее широко используемым методам относятся регистрация импульсной активности нервных клеток, регистрация электрической активности кожи, электроэнцефалография, электроокулография, электромиография и электрокардиография. В последнее время в психофизиологию внедряется новый метод регистрации электрической активности мозга — магнитоэнцефалография и изотопный метод (позитронно-эмиссионная томография) [9].

Электроэнцефалография - метод регистрации и анализа электроэнцефалограммы (ЭЭГ), т.е. суммарной биоэлектрической активности, отводимой как со скальпа, так и из глубоких структур мозга. Последнее у человека возможно лишь в клинических условиях. В 1929 г. австрийский психиатр Х. Бергер обнаружил, что с поверхности черепа можно регистрировать «мозговые волны». Он установил, что электрические характеристики этих сигналов зависят от состояния испытуемого. Наиболее заметными были синхронные волны относительно большой амплитуды с характерной частотой около 10 циклов в секунду. Бергер назвал их альфа-волнами и противопоставил их высокочастотным «бета-волнам», которые проявляются тогда, когда человек переходит в более активное состояние. Открытие Бергера привело к созданию электроэнцефалографического метода изучения мозга, состоящего в регистрации, анализе и интерпретации биотоков мозга животных и человека [1].

Электрокардиограмма (ЭКГ) — запись электрических процессов, связанных с сокращением сердечной мышцы. Впервые была сделана в 1903 г. Эйнтховеном. С помощью клинических и диагностических установок ЭКГ можно регистрировать, используя до 12 различных пар отведений; половина их связана с грудной клеткой, а другая половина — с конечностями. Каждая пара электродов регистрирует разность потенциалов между двумя сторонами сердца, и разные пары дают несколько различную информацию о положении сердца в грудной клетке и о механизмах его сокращения. При заболеваниях сердца в одном или нескольких отведениях могут обнаруживаться отклонения от нормальной формы ЭКГ, и это существенно помогает при постановке диагноза [1].

Электромиография (ЭМГ) — метод регистрации и анализа суммарных колебаний электрической активности, возникающих в области нервно-мышечных окончаний и мышечных волокнах при поступлении к ним импульсов от мотонейронов спинного и головного мозга. Электромиография — метод исследования функционального состояния органов движения путем регистрации биопотенциалов мышц. Метод позволяет регистрировать изменения в тонусе мышц в ситуациях, не сопровождающихся внешне наблюдаемыми движениями. МЭГ наиболее информативна в комплексе с другими методами психофизиологического исследования. Регистрация ЭМГ позволяет выявить намерение начать движение за несколько секунд до его реального начала. Помимо этого, миограмма выступает как индикатор мышечного напряжения. В состоянии относительного покоя связь между действительной силой, развиваемой мышцей, и ЭМГ линейна [1].

Электроокулография — метод регистрации и анализа движений глаз, основанный на измерении разности потенциалов роговицы и сетчатки глаза. Используемый в комплексе с регистрацией ЭЭГ, метод позволяет выделить в картине биоэлектрической активности мозга артефакты (искажения), вносимые движениями глаз. Регистрация электроокулограммы находит широкое применение в эргономике. В целях безопасности этот показатель используется для контроля состояния водителей, долго находящихся за рулем автомашины или локомотива [1].

Все описанные методы получения психофизиологической информации имеют свои достоинства и недостатки. Одновременное использование сразу нескольких из них в одной экспериментальной ситуации позволяет получить более надежные результаты.

Наши рекомендации