Глава 1. Семья как единица психологического анализа
МЭТРЫ МИРОВОЙ ПСИХОЛОГИИ
Э. Г. Эйдемиллер И. В. Добряков И. М. Никольская
семейный ДИАГНОЗ и семейная психотерапия
Рекомендуется Учебно-методическим объединением
по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России
в качестве учебного пособия для системы
послевузовского образования врачей
РЕЧЬ
Санкт-Петербург 2006
ББК 88.56
Рекомендуется Учебно-методическим объединением
по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России
в качестве учебного пособия для сиситемы послевузовского
профессионального образования врачей
Рецензенты:
Карвасарский Борис Дмитриевич — руководитель отделения неврозов и психотерапии
Санкт -Петербургского научно -исследовательского психоневрологиеского
института им. В. М. Бехтерева, доктор медицинских наук, профессор,
заслуженный деятель науки РФ.
Соловьева Светлана Леонидовна — заведующая кафедрой педагогики и психологии
Санкт-Петербургской медицинской академии им. И. И. Мечникова,
доктор психологических наук, профессор
Эйдемиллер Э. Г., Добряков И. В., Никольская И. М.
Семейный диагноз и семейная психотерапия. Учебное пособие для врачей и психологов. Изд. 2-е, испр. и доп. — СПб.: Речь, 2006, 352 с, илл.
ISBN 5-9268-0204-0
Учебное пособие подготовлено сотрудниками кафедры детской психиатрии и психотерапии СПб МАПО. В пособии приведены общие сведения о семье (ее функциях, структуре и динамике); описаны параметры семьи как системы; дана классификация семей, нуждающихся в психологической помощи. Изложены основные принципы постановки семейного диагноза и современные методы диагностики семьи. На основе обобщения научно-практического опыта представлены методы и техники системной, аналитико-системиой и игровой семейной психотерапии, семейного консультирования, а также использование в работе с семьями психодрамы,сказки и арт-методов. Специальная глава посвящена новому и актуальному направлению: перинатальной психологии и психотерапии. Теоретические положения и методические разработки проиллюстрированы многочисленными примерами из практики и рисунками. Учебное пособие предназначено для врачей, психологов, социальных работников, педагогов и других специалистов, работающих с семьями.
ISBN 5-9268-0204-0
© Эйдемиллер Э. Г., Добряков И. В.,
Никольская И. М., 2003 © Издательство «Речь», 2006 © П. В. Борозенец, обложка, 2003
Оглавление
Введение. Семейный диагноз - что это? Эйдемиллер Э. Г., Никольская И.М........6
Глава 1. Семья как единица психологического анализа
Эйдемиллер Э. Г., Никольская И. М........................................................... 10
1.1. Общие сведения о семье, ее функциях, структуре и динамике.........................10
1.1.1.Семья и ее современные модели.........................................................................10
1.1.2. Функции семьи. Нормально функционирующие
и дисфункциональные семьи..............................................................................13
1.1.3. Структура семьи и ее нарушения......................................................................14
1.1.4. Динамика (жизненный цикл) семьи................................................................16
1.2. Семья как система..............................................................................................................19
1.2.1. Понятие семьи как системы................................................................................19
1.2.2. Параметры семьи как системы...........................................................................21
1.2.2.1. Структура семейных ролей...................................................................21
1.2.2.2. Семейные подсистемы и границы......................................................22
1.2.2.3. Семейные правила....................................................................................24
1.2.2.4. Стандарты взаимодействия..................................................................25
1.2.2.5. Семейные мифы........................................................................................27
1.2.2.6. Семейная история....................................................................................28
1.2.2.7. Семейные стабилизаторы......................................................................29
1.2.3. Концепция патологизирующего семейного наследования. Вертикальные и горизонтальные стрессоры в жизнедеятельности семьи.................................................................................31
1.3. Нарушения жизнедеятельности семьи.......................................................................32
1.3.1. Семья в трудной жизненной ситуации............................................................32
1.3.2. Понятие семейного стресса и копинга............................................................33
1.3.3. Латентное семейное нарушение и его причины. Семейный диагноз... 35
Глава 2. Методы семейной диагностики............................................................37
2.1. Рисунок семьи Никольская И. М...................................................................................37
2.2. Семейная социограмма Эйдемиллер Э. Г., Никольская И. М...............................49
2.3. Семейная генограмма Эйдемиллер Э. Г., Александрова Н. В................................58
2.4. Шкала семейного окружения (ШСО) Эйдемиллер Э. Г., Никольская И. М... 63
2.5. Шкала семейной адаптации и сплоченности (FACES-3)
Эйдемиллер Э. Г., Лидере А. Г., Городнова М. Ю.......................................................68
2.6. Опросник для родителей «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) Эйдемиллер Э. Г....................................................................................................................73
2.6.1. Нарушение процесса воспитания в семье......................................................73
2.6.2. Диагностика типов негармоничного
(патологизирующего) воспитания...................................................................76
2.6.3. Психологические причины нарушений в семейном воспитании.........77
z./. другие методы психологической диагностики семьи Никольская И. М......91
2.7.1. Гиссенский личностный опросник (ГТ).......... ................91
2.7.2. Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири...............93
2.7.3. Измерение родительских установок и реакций(опросник PART)........95
2.7.4. Цветовой тест отношений (ЦТО)......................... ..............98
2.7.5. Методика «Подростки о родителях» (ПоР)............................................. 100