Специалистов социальной работы
Остановимся на значении вопроса профессионального воспитания и обучения специалистов.
Зеер выделяет пять стадий самодвижения личности к вершинам профессионализма.
1. Оптация (лат. – желание) – это осознанный выбор профессии.
2. Профессиональная подготовка – это приобретение опыта теоретической и практической деятельности.
3. Профессиональная адаптация – освоение новой профессиональной роли, умение самостоятельно осуществлять профессиональную деятельность.
4. Профессионализация – квалифицированное выполнение профессиональной деятельности.
5. Профессиональное мастерство – творческое раскрытие личностных качеств в профессиональной деятельности.
Профессионализм в социальной работе складывается на основе личностных и профессиональных качеств. Для этого необходимо решение следующих условий:
1. Развитие личностного интереса к выбранной профессии.
2. Формирование профессионально-мотивационной установки на деятельность.
3. Формирование профессионально-личностной «Я – концепции».
Для решения профессионального выбора необходимо сформировать вектор личностно-профессиональной цели:
1. Чего человек ожидает от своей профессии.
2. Что следует предпринять, чтобы добиться успеха в профессиональной деятельности.
3. Что необходимо сделать, чтобы реализовать личностные качества и интересы.
Социальный работник должен формировать особые личностные качества.
Социальный работник помогает социально-больным людям и обществу освободиться от негативных явлений. Этим социальный работник изменяет общественное сознание, так как индивидуальное и общественное сознание взаимосвязаны между собой, изменяя самосознание личности.
В процессе формирования личности социального работника, ведущая роль принадлежит профессиональному воспитанию. Профессиональное воспитание может осуществляться в трудовой и общественной жизни – это эмпирический подход. Профессиональное воспитание также является результатом подготовки квалифицированных специалистов – социальных работников.
Подготовка социальных работников включает определенные требования:
1. Возможность освоения принципов гуманизма и способов проявления человеколюбия.
2. Творческая направленность процесса обучения.
3. Вхождение в систему профессиональной деятельности «человек – человек».
4. Обучение методам самоорганизации.
5. Создание условий для поощрения уникальности личности будущего социального работника, способного проявлять индивидуальный стиль работы.
6. Создание условий для формирования позитивной «Я – концепции» личности.
7. Организация учебного процесса на приобретение знания и формирование духовных свойств личности, воспитание души.
Процесс образования, включающий воспитание, обучение, развитие, должен превратиться в процесс самообучения, самовоспитания, саморазвития.
Цели и мотивы профессионального воспитания способствуют стремлению занять в обществе активную жизненную позицию. Профессиональное воспитание – это понимание труда как ценности, отношение к профессии социального работника как особому виду духовной культуры и духовно-практической деятельности. Профессиональное воспитание – это приобщение обучающихся социальной работой к профессиональному труду в качестве субъекта этой деятельности.
Личностно-ориентированная направленность профессионального обучения и воспитания включает:
1. Профессиональное становление будущего социального работника формирует его внешний и внутренний мир.
2. Через профессиональное воспитание происходит профессиональное самоопределение как осознание целей, жизненных смыслов, выработку философско-мировоззренческой позиции.
3. Признание приоритета общечеловеческих ценностей и ориентации на культурные традиции России.
4. Практическое освоение профессии социального работника следует начинать с учебной группы, с отношений с другими людьми.
Принципы профессионального воспитания:
1. Принцип творческого саморазвития личности, включающий:
а) сочетание логического и эвристического, рационального и эмоционального;
б) саморазвитие через непрерывное самосовершенствование;
в) распространение собственного опыта и знаний.
2. Принцип самопознания:
а) ориентация на рефлексивное мышление;
б) осознание своих сильных и слабых качеств;
в) использование сильных качеств личности;
г) анализ причины своих успехов и неудач.
3. Принцип приоритета практики:
а) понимание необходимости изучения теории и признание принципа, что критерием истины является практика;
б) практическая реализация своих идей;
в) изучение теории с целью последующего применения.
4. Принцип сотворчества преподавателей и обучающихся как творческих и саморазвивающихся личностей:
а) проявление доверия, терпимости;
б) решение общих задач.
5. Принцип историзма:
а) изучение истории социальной работы;
б) использование опыта прошлого с целью его применения.
Профессиональной особенностью социальной работы является её пограничный характер, или знание смежных профессий: психологии, социологии, педагогики, юриспруденции и др.
Посреднический характер социальной работы раскрывается в следующих направлениях:
1) между клиентом и различными социальными институтами;
2) между клиентом и другими специалистами;
3) между другими специалистами, привлекаемыми к решению жизненных проблем клиента;
4) между клиентами.