Тема 8. Психологическая характеристика личности
(семинар-практикум)
Целевая установка:закрепить теоретические положения по психологии личности и психодиагностике; сформировать умение составлять психологическую характеристику личности человека (сотрудника).
1. Подготовка к занятию:
· изучить рекомендуемую литературу по проблеме;
· составить психологическую характеристику личности на материалах своей личности или сокурсника (фамилии могут быть изменены); записать ее в рабочую тетрадь.
2. Ход занятия:
· дискуссия по теоретическим проблемам психодиагностики личности и ее психологической характеристики;
· обсуждение составленных студентами психологических характеристик личности.
Подведение итогов занятия.
Методические рекомендации для подготовки к практикуму
За одну-две недели студентам дается установка на проведение занятия в данной форме, сообщается цель. Им даются указания по самостоятельному изучению литературы, обобщению результатов самодиагностики к предыдущим темам, овладению основными понятиями, характеризующими структуру личности.
В ходе занятия студентам предлагают выполнить самодиагностику уровня развития личности.
Инструкция. Перед вами список из 16 личностных качеств. Отметьте выраженность у вас каждого из этих качеств, обведя кружочком соответствующую цифру. Цифра 1 означает максимальную степень проявления качества, указанного в левом столбце, цифра 10 – максимальную степень проявления качеств в правом столбце. Затем соедините линией все отмеченные цифры и вы получите индивидуальный профиль личности. Выполните задания, предложенные в таблице.
Норма выраженности качеств (1-16) для профиля личности специалиста:
1 – от 8 до 10 баллов; 2 – 8-10 баллов; 3 – 7-10 баллов; 4 – 5-8 баллов; 5 – 1-5 баллов; 6 – 8-10 баллов; 7 – 5-8 баллов; 8 – 6-8 баллов; 9 – 1-5баллов; 10 – 1-5 баллов; 11 – 4-8 баллов; 12 – 7-9 баллов; 13 – 5-10 баллов; 14 – 3-7 баллов;
15 – 8-10 баллов; 16 – 5-8 баллов.
Личностные качества | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | Личностные качества |
1. Замкнутость, скрытость | Общительность, открытость | |
2. Низкий интеллект | Высокий интеллект | |
3. Эмоциональная неустойчивость | Эмоциональная устойчивость | |
4. Склонность к подчинению, покорность, мягкость | Склонность к доминированию, твердость, упрямство | |
5. Сдержанность, рассудительность, внимательность, серьезность | Восторженность, импульсивность, невнимательность, беспечность | |
6. Недобросовестность, игнорирование общественных норм | Совестливость, высокая нормативность поведения | |
7. Робость, застенчивость, осторожность | Смелость, склонность к риску, предприимчивость | |
8. Жесткость, суровость | Мягкость, чувствительность | |
9. Доверчивость | Подозрительность | |
10. Практичность, объективная оценка реальности | Непрактичность, богатое воображение, погруженность в себя | |
11. Прямолинейность, непосредственность поведения | Дипломатичность, расчетливость | |
12. Тревожность, неуверенность, чувство вины | Спокойствие, уверенность в себе, беспечность | |
13. Консерватизм | Склонность к новому | |
14. Зависимость от группы, ориентировка на социальное одобрение (конформизм) | Независимость к мнению окружающих, стремление действовать, исходя из собственных убеждений | |
15. Низкий самоконтроль, недисциплинированность | Высокий самоконтроль, самодисциплина | |
16. Расслабленность, низкая мотивация | Напряженность, вызванная большим стремлением к успеху |
Студентам предлагается разделиться на группы по 2-3 человека и проделать аналогичную процедуру, оценив друг друга, вычертить данный профиль другим цветом.
В заключение требуется сделать вывод - по каким позициям результаты самодиагностики и мнение окружающих совпадают.
П Е Д А Г О Г И К А
Тема 8. Педагогика как наука. Методы, цели и идеалы образования и воспитания
1. Педагогический идеал человеческой личности в истории развития общества и его отражение в педагогике.
2. Цели и содержание процесса воспитания личности.
3. Основные принципы воспитания.
Ключевые понятия
Педагогический идеал, цели и содержание воспитания, воспитанная личность, педагогические идеи Я.А.Коменского, И.Г.Песталоцци, К.Д.Ушинского, А.С.Сухомлинского, А.С.Макаренко.
Контрольные вопросы
· Назовите известные вам педагогические идеалы человеческой
личности в истории развития общества.
· Что такое педагогический идеал личности?
· Как вы понимаете цель воспитания, что она включает в себя?
· Раскройте содержание процесса воспитания личности.
· Чем отличается процесс воспитания от воспитательной работы?
· Дайте характеристику закономерностей воспитательного процесса.
· Что такое принципы воспитания?
· Назовите основные принципы воспитания и раскройте их
требования к воспитательному процессу.
· По каким критериям вы оцениваете воспитанность человека?
Проблемные вопросы
1.Великий русский педагог К. Д. Ушинский в юности составил для себя следующие правила самовоспитания:
· Спокойствие, по крайней мере внешнее, в любых обстоятельствах.
· Прямота в словах и поступках.
· Обдуманность действий.
· Решительность с правом ответственности за поступок.
· Не говорить о себе без нужды ни одного слова.
· Делать то, что хочется, а не то, что случится.
· Издерживать свои силы только на необходимое или приятное, а не на страсти издерживать.
· Каждый вечер добросовестно давать отчет в своих поступках.
· Ни разу не хвастать ни тем, что было, ни тем, что есть, ни тем, что будет.
Все ли правила вы принимаете для себя? Если нет, то почему?
Хотели бы вы дополнить предложенный список? Если да, то чем?
Какими правилами вы всегда руководствуетесь в жизни, какому типу воспитания они в большей мере соответствуют?
2. Вам, как руководителю, предложили помочь в подготовке к корпоративному празднику. При этом вы выделяете четыре основных блока заданий: 1) вымыть аудитории; 2) аккуратно расставить мебель; 3) стереть пыль с мебели и полить цветы; 4) подготовить и привести в порядок материалы для выставки, приуроченной к празднику, разложив все отобранные экспонаты. Расставить мебель нетрудно, но это можно сделать только в последнюю очередь — после окончания уборки. Значит, тем, кто готовит выставку, придется задержаться дольше остальных. Вытереть пыль и полить цветы — самая непродолжительная и легкая работа, а отбор и систематизация материалов для выставки потребуют времени, кропотливости, внимания и вкуса. Разъяснив все моменты работы, вы предлагаете сотрудникам самостоятельно и добровольно разделиться на группы и выбрать вид работы самим.
В чем ценность данного приема организации деятельности?
Какие аспекты воспитания вы решаете в данной ситуации?
Каково место руководителя в ситуации? Проанализируйте данную позицию.
Как вы думаете, с какого возраста подобная форма организации деятельности в коллективе будет более эффективна?
Тема 9. Принципы и содержание семейного воспитания (тема для самостоятельного осмысления)
1. Семья как субъект педагогического взаимодействия.
2. Принципы семейного воспитания.
3. Проблемы воспитания в семье. Типы и причины
неправильного воспитания.
Ключевые понятия
Семья, семейное воспитание, проблемы семейного воспитания, неправильное воспитание в семье, критерии родительского поведения.
Контрольные вопросы
Семья как субъект педагогического взаимодействия и
социокультурная среда воспитания и развития личности.
Определение семьи и семейного воспитания, задачи семьи в
контексте развития личности.
Каковы принципы семейного воспитания?
Как проявляются нравственно-психологические и идейные взаимоотношения поколений?
Обозначьте проблемы воспитания в семье. Каковы типы и причины неправильного воспитания?
Критерии родительского поведения.
Проблемные вопросы
1. Проанализируйте представленный далее диалог и ответьте на последующие вопросы.
Дочь (Д.): Папа, что тебе нравилось в девочках, когда ты был мальчиком?
Отец (О.): Похоже, ты хочешь знать, что тебе нужно сделать, чтобы нравиться мальчикам?
Д.: Да. Мне кажется, я почему-то им не нравлюсь, и не понимаю, почему?..
О.: Ты не можешь понять, почему ты им не нравишься.
Д.: Ну, допустим, я мало разговариваю. Я боюсь разговаривать в присутствии мальчиков.
О.: То есть в присутствии мальчиков ты чувствуешь себя скованно и тебе трудно расслабиться?
Д.: Да. Боюсь ляпнуть что-нибудь такое, из-за чего они посчитают меня дурочкой.
О.: Ты не хочешь, чтобы они считали тебя глупой?
Д.: Конечно. А когда я молчу, я нисколько не рискую.
О.: Молчать, конечно, безопаснее.
Д.: Да, но это ничего мне не дает, поскольку из-за этого они все считают меня скучной.
О.: Молчание не дает тебе того, к чему ты стремишься?
Д.: Не дает. Наверное, все-таки надо рискнуть?!
· Какой можно сделать вывод из содержания диалога?
· Какой стиль преобладает в отношениях отца и дочери?
· Оцените форму педагогического руководства со стороны отца в ходе анализа поведения дочери и в ее поиске стиля взаимоотношений с мальчиками.
· Какова роль родителей в подготовке детей к взрослой жизни?
2. Как связаны черты характера человека со стилем общения в семье?
3.Выявите у себя отрицательные и положительные черты характера, сформированные в детcтве при семейном взаимодействии.