Профессиональные и индивидуальные качества (2 ч.)

1. Профессиональный стандарт социального работника.

2. Этический стандарт социального работника.

3. Критерии профессиональной пригодности специалиста по социальной работе.

Литература:

1. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. – М.: SvR-Аргус, 1994.

2. Профессиональнаядеятельность социального работника: содержание и организация. – М., 1993.

3. Профессиональныеэтические нормы социальной работы. – М., 1993.

4. Рамзей Р. Социальная работа: наука – профессия. К развитию концепции. – М., 1991. Вып. 1.

5. Рамон Ш., Шанин Т. Милосердие и умение: социальный работник как профессия // Вестник высшей школы. – М., 1991. – № 11.

6. Социальнаяработа. / Отв. ред. И.А. Зимняя. – М., 1992, Вып. 1: Теория и практика деятельности социальных работников и их подготовка в системе высшего образования.

7. Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. Т. 2 – М.; Тула, 1991.

8. Топчий Л.В. Проблемы научно-методического обеспечения качеств подготовки кадров социальных работников. – М., 1992.

9. Топчий Л.В.Кадровое обеспечение социальных служб: состояние и перспективы развития. – М., 1997.

10.Фирсов М.В., Шапиро Б.Д.Профессионально-образовательная программа подготовки социального работника. – М., 1992.

11.Фирсов М.В. Введение в теоретические основы социальной работы (историко-понятийный аспект). – М., 1997.

12.Холостова Е.И. Профессиональный и духовно-нравственный портрет социального работника. – М., 1993.

13.Шмелёва Н.Б.Становление и развитие социального работника как профессионала. – Ульяновск, 1997.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие………………………………………………………………..……….. 3

Тема 1. Социальная работа – как общественное явление………………………… 4

Тема 2. Методологические проблемы теории социальной работы…………….. 10

Тема 3. Социальная работа в структуре общественных наук……………….…. 15

Тема 4. Нравственно-гуманистической характер социальной работы………… 18

Тема 5. Основные научные подходы к социальной работе……………………... 22

Тема 6. Социальная работа и информационные механизмы

социальной адаптации…..……………………………………………… 25

Тема 7. Система социальной работы……………………………………………... 31

Тема 8. Современное состояние системы социальной работы:

многообразие типов и моделей………………………………………….. 40

Приложение……………………………………………………………………..… 48

Оглавление……………………………..…………………………………………. 64

М.В. Ромм, Т.А. Ромм

ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Учебное пособие


[1] См., напр.: Очерки истории социальной работы в России и за рубежом: Учеб. пособие. / М.В. Ромм, Т.А. Ромм, И.А. Скалабан, Ю.И. Горюн, Ю.В. Койнова; Под ред. М.В. Ромма. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 1999. – Ч. 1.

[2] См.: Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. – М., 1997.

[3] См., напр.: Очерки истории социальной работы в России и за рубежом: Учеб. пособие. / М.В. Ромм, Т.А. Ромм, И.А. Скалабан, Ю.И. Горюн, Ю.В. Койнова; Под ред. М.В. Ромма. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 1999. – Ч. 1.

[4] Григорьев С.И. Теория и методология социальной работы. – М., 1994.

[5] Словарь-справочник по социальной работе. / Под ред. Е.И. Холостовой. – М.: Юристъ, 1997. – С. 324.

[6] Гуслякова Л.Г. Объект, предмет и методы социальной работы. Социальная работа в системе наук. – Барнаул, 1995.

[7] См.: В поисках истины (Материалы методологического семинара по категориальному аппарату социальной работы). / Отв. ред. В.Г. Попов, Т.Е. Денисова. – М., 1995.

[8] Философия социальной работы. Монография. / Под ред. В.И. Митрохина. – М.: МГСУ “Союз”, 1998.

[9] Справочное пособие по социальной работе. / Под ред. А.М. Панова, Е.И. Холостовой. – М.: Юристъ, 1997 – С. 14.

[10] См.: Маслоу А. Самоактуализация. Психология личности. Тесты. – М., 1982; Роджерс К. К науке о личности // История зарубежной психологии. – М., 1986.

[11] Напр.: Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. – М., 1994; Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. – М., 1997.

[12] Философия социальной работы. Монография. / Под ред. В.И. Митрохина. – М.: МГСУ “Союз”, 1998.

[13] Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. – М., 1997.

[14] Теория и методология социальной работы: Учеб. пособ. для вузов. / Под ред. С.И. Григорьева. – М.: Наука, 1994.

[15] Философско-антропологические основы социальной работы: Теория и методика социальной работы. В. 2 т. – М., 1994. Т.1.

[16] Хайдеггер М. Письмо о гуманизме // Проблема человека в западной философии. – М., 1988. – С. 340.

[17] Фромм Э. Ситуация человека – ключ к гуманистическому психоанализу // Проблема человека в западной философии. – М., 1988 – С. 452.

[18] Риммер Ф.Г Ценности и этика // Энциклопедия социальной работы. В 3 т. – М., 1993 – 1994. Т. 3.

[19] Энциклопедический словарь. / Под ред. Г.В. Осипова – М., 1995

[20] Каган М.С. Системный подход и гуманитарное знание. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1991.

[21] Новикова Л.И. Цивилизация как идея, как объяснительный принцип исторического процесса // Цивилизации. – М.: Наука, 1991. – Вып. 1. – С. 20

[22] Барг М.А. Цивилизационный подход к истории: дань конъюнктуре или требование науки // Цивилизации. – М.: Наука, 1993. – Вып. 2. – С. 15.

[23] Об истории и характере адаптивных процессов в российском обществе в XX в. подробнее см.: Ромм М.В. Социальная адаптация личности в России: опыт ретроспективного социально­философского анализа // Проблемы высшего технического образования. – Новосибирск: Изд­во НГТУ, 1996. – Вып. 9. – С. 28 – 38.

[24] См., напр.: Сикевич З.В. Национальное самосознание русских. – М., 1996; Хабибулин К.Н., Скворцов Н.Г. Испытание национальным самосознанием. – СПб., 1993.

[25] Мережковский Д.С. Грядущий Хам // “Больная Россия”. – Л., 1991. – С. 36.

[26] Там же. – С. 38.

[27] Ромм М.В. Социальная адаптация и социализация личности в современном обществе // Социология и современное общество: Учеб. пособие. В 2 ч. – Новосибирск: НГТУ, 1997. Ч. 1.

[28] См.: Коган В.З. Теория информационного взаимодействия: Философско­социологические очерки. – Новосибирск: Изд­во НГУ, 1991.

[29] Рейковский Я. Личность в условиях общественно-исторической перестройки // Психология личности в социалистическом обществе. – М.: Наука, 1989. – С. 24 – 36.

[30] Рейковский Я. Указ. соч. – С. 25.

[31] Арутюнова Н.Д. Аксиология в механизмах жизни и языка // Проблемы структурной лингвистики. – М.: Наука, 1982. – С. 5.

[32] Фирсов М.В. Введение в теоретические основы социальной работы (историко-понятийный аспект). – М., 1997.

[33] Ильенков Э., Давыдова Г., Лекторский. В. Взаимодействие // Философская энциклопедия. – М., 1960. Т. 1. – С. 250.

[34] Основы социальной работы: Учебник./ Отв. ред. П.Д. Павленок. – М.: ИНФРА-М, 1997.

[35] Теория методика социальной работы. (Краткий курс). – М.: “Союз”, 1994.

[36] См.: Справочное пособие по социальной работе./ Под ред. А.М. Панова, Е.И. Холостовой. – М.: Юристъ, 1997; Фирсов М.В. Введение в теоретические основы социальной работы (историко-понятийный аспект). – М., 1997.

[37] Рудестам К. Групповая психотерапия. – М.: Прогресс, 1984.

[38] Фирсов М.В. Введение в теоретические основы социальной работы (историко-понятийный аспект). – М., 1997.

[39] Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. Т. 1. – М.; Тула, 1991.

[40] Теория и методика социальной работы. (Краткий курс). – М.: Изд-во “Союз”, 1994.

[41] Теория и методология социальной работы./ С.И. Григорьев и др. – М., 1994.

[42] Рудестам К. Групповая психотерапия. – М.: Прогресс, 1984.

[43] Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. – М., 1997.; Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. – М. 1994.

[44] Теория и методология социальной работы./ С.И. Григорьев и др.– М., 1994.

[45] Мысин Н. Природа и назначение социальной работы // Петербург начало 90-х: безумный, холодный, жестокий. – СПб., 1994. – С. 8 – 11.

[46] См.: Фирсов М.В. Ведение в теоретические основы социальной работы (историко-понятийный аспект). – М., 1997; Теория и методика социальной работы. (Краткий курс). – М.: “Союз”, 1994.

[47] Словарь-справочник по социальной работе./ Под ред. Е.И. Холостовой. – М.: Юристъ, 1997.

[48] Справочное пособие по социальной работе. – М.: Юристъ, 1997.

[49] См., напр.: Социальная работа и подготовка социальных работников в Великобритании, Канаде, США. – М., 1992; Некрасов А.Я. Международный опыт социальной работы. – М.: ГАСБУ, 1994; Дубинский В.И. Социальная работа в Германии. – М.: ГАСБУ, 1996. – № 1 – 5.

ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Часть II

Утверждено Редакционно-издательским советом

Университета в качестве учебного пособия

для студентов ГФ всех форм обучения

Теория социальной работы: Учеб. пособие. / М.В. Ромм, Е.В. Андриенко, Л.А. Осьмук, И.А. Скалабан и др.; Под ред. М.В. Ромма. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2000. Ч. II. – 112 с.

Вторая часть учебного пособия «Теория социальной работы» разработана с учётом рабочей программы и государственных нормативных документов и адресована студентам специальностей 350500 – Социальная работа и 230500 – Социально-культурный сервис и туризм ГФ НГТУ очной и заочных форм обучения и призвана служить в качестве дополнительного источника при самостоятельном изучении ключевых тем курса «Теория социальной работы».

Введение

П

оследние десятилетия ушедшего века ознаменовались изменениями поразительного масштаба, крайним драматизмом событий, полной непредсказуемостью результатов и глубокой противоречивостью перемен. С одной стороны, мы были свидетелями глобальных исторических катаклизмов: распад страны; углубление экономического и социального кризиса; исчезновение формальных причин, которыми можно было оправдать бремя гонки вооружений, свёртывание социальных программ; стирание национальных границ и, наконец, взрыв крайнего национализма и религиозного фундаментализма в стране и мире. А, с другой – рушатся краеугольные идеологические догматы. Теряют внутреннюю ясность и определённость такие базовые понятия, как «либерализм» и «социализм», «консерватизм» и «христианство». Кажется, что прямо на наших глазах происходит пресловутый «осевой поворот истории» по К. Ясперсу . На деле же «просто» совершается коренной сдвиг в самом характере понимания новых, адекватных картин окружающей нас реальности.

Полезным в создавшейся ситуации оказывается анализ исторических корней и теоретических основ социальной работы в качестве новой профессии и академической дисциплины в мировом научном контексте. Социальная работа даёт нам богатый фактический и теоретический материал, изучение которого помогает получить сведения о структуре и самосознании современных обществ в их кризисных точках. Анализ связи социальной работы с социальной теорией способен пролить свет, в том числе, и на природу «развитого» общества. И наоборот – характеристики современного общества и его самоинтерпретации способствуют лучшему пониманию природы этой своеобразной профессии и академической дисциплины, родившейся не так давно.

Доказано: жизнь общества невозможно понять без учёта тех представлений, которые её формируют. Это утверждение нередко «передёргивают», дабы просто отмахнуться от него. Ясно, что представления и идеалы не просто «подвешены» в каком-то особом мире чистых идей. Разумеется, глупо в начале XXI в., доказывать, что человеческие представления рождаются под воздействием экономических и политических условий жизни. Но при этом хотелось бы подчеркнуть несомненное взаимовлияние, и взаимопроникновение в общественном мире условий жизни людей и их представлений. Что предполагает также возможность автономной динамики идей, их внутренних связей и признание их созидательной силы, то есть наличие того, что может быть названо, пользуясь терминологией Ю. Лотмана, «миром мысли». Отсюда – острейшая потребность в анализе социальной работы в теоретическом контексте её социокультурного пространства. Чему, собственно, и посвящено данное учебное пособие.

М.В. Ромм

Тема 1.Социальная работа: НИЩЕТА ИДЕОЛОГИИ И

ПОЛИТИКА БОРЬБЫ С НИЩЕТой

Наши рекомендации