Что следует говорить о себе?

САМОПРЕЗЕНТАЦИЯ

Понятие самопрезентация происходит от английского слова «самоподача», то есть представление себя другим людям. В английском энциклопедическом словаре оно дословно обозначает «управление впечатлением о себе у других людей с помощью бесчисленных стратегий поведения, заключающихся в предъявлении своего внешнего образа другим людям».

По мнению Ж. Тедеши и М. Риеса «самопрезентация – это намеренное и осознаваемое поведение, направленное к тому, чтобы создать определённое впечатление у окружающих». В литературе часто встречаются следующие синонимы самопрезентации: управление впечатлением, самоподача и самопредъявление. Мы все чаще слышим такие слова как «презентабельность», «умение подать себя», «суметь понравиться» и другие. Это становится неотъемлемой частью имиджа преуспевающего человека, особенно желающего максимально профессионально реализоваться. Попробуем представить себе ситуацию вашего недалекого будущего. После окончания университета вы оказались в состоянии выбора места работы и вам попалось в руки объявление о вакансии на должность, о которой вы мечтали, да еще и в организации, где работать достаточно престижно. После того как вы отправили резюме вас пригласили на собеседование. И вот теперь следует ответить на важный вопрос: «Как произвести на работодателя приятное впечатление, чтобы у него возникло желание взять на эту должность только вас?». Безусловно, важным является тщательность подготовки к этой встречи. Подготовка включает в себя не только словесную информацию о себе, но и психологическую готовность к этой ситуации. Предлагаем обратить внимание на следующие моменты предварительной подготовки:

ü Обратите внимание на свой внешний вид. Помните: «по одежке встречают – по уму провожают»

ü Старайтесь смотреть на себя глазами работодателя (контролируйте не только то, о чем говорите, но и то, как вы выглядите)

ü Подумайте о том, что хотел бы услышать от вас работодатель (узнайте заранее о специфике не только предприятия, но и о направлениях его развития; кроме того познакомьтесь с основными функциями по выбранной вами должности)

ü Потренируйтесь дома перед своими близкими с «рассказом о себе» (если есть возможность, то запишите свое выступление на видио и затем детально его проработайте. Не забывайте - «у вас не будет второго шанса произвести первое впечатление»)

ü Узнайте у своих знакомых, которые уже участвовали в собеседовании, о том, какие вопросы задавали им

ü Отрефлексируйте свое состояние. Если есть то, что вас тревожит в этой встречи, то постарайтесь психологически себя подготовить к этим моментам (например, вы не привыкли говорить о себе – убедите себя в том, что если вы сами о себе не расскажите, то «кота в мешке» никто на работу брать не будет. Здесь может вас спасти только мысль о том, что вам очень нужна эта работа, и что больше такой удачи вам не видать)

ü Тщательно продумайте свою речь. Ваша презентация себя должна длиться ровно столько, чтобы максимально рассказать о себе нужную информацию (воизбежании ненужных дополнительных вопросов) и не занимать слишком много времени. Самое оптимальное количество времени для рассказа о себе – 2-3 минуты.

Что следует говорить о себе?

В случае если работодатель начинает с вами беседу с вопросов: «Почему вы к нам пришли?», или «Что вы умеете делать?» и других подобных им, то можно настроиться на диалог и о себе рассказать в кратких ответах на вопросы (к таким приемам работодатели прибегают в случае, если на вакантную должность не только нет конкурса, но она и малопристижная. В таком случае подумайте о том нужна ли вам эта работа?) Сложнее, если вас сразу попросят рассказать о себе. Вот здесь следует быть во всеоружии и показать себя во всей красе. Итак, о чем следует говорить!

ü Представьтесь. Помните, от того как вы произносите свое имя, у слушателя о вас складывается впечатление о вашей внутренней уверенности и самоуважении.

ü Преподнесите работодателю комплимент. Помните, нажатием психологических клавиш вы располагаете собеседника к себе и вызываете у него положительное отношение. Комплиментом вы должны ответить на очень важный для работодателя вопрос: «Почему вы пришли именно к нам?». Кроме того, следует указать на то, что вы заинтересованы именно в этом месте работы и в этой должности. Для этого используйте убедительные доводы и аргументы

ü Понравьтесь работодателю. Расскажите о своих успехах и достижениях. Но старайтесь не только перечислить свои достоинства, но и придать им эмоциональную окраску. Помните, вы должны говорить о том, что хочет услышать от вас работодатель. Говорите о тех своих наработках, которые бы могли быть выгодны работодателю. Это должен быть своего рода ответ на вопросы: «Почему мы должны взять именно вас?» или «В чем выиграет наше предприятие с вашим приходом?». Не следует себя перехваливать, так как у собеседника может сложиться впечатление, что ваша компетентность шире предлагаемой должности. И еще – ваши успехи должны быть документально подтверждены дипломами, сертификатами, свидетельствами и так далее.

ü Покажите, что вы специалист.Помните, работодатель принимает на работу специалиста не для того, чтобы тратить время и средства на его обучение и «раскачку», ему нужен человек, который бы сразу приступил к исполнению своих обязанностей. Расскажите, какими профессиональными навыками вы обладаете, работу какой степени сложности вы выполняли на предыдущем месте работы или во время прохождения производственной практики во время обучения в вузе. Покажите, что вы постоянно совершенствуете свои профессиональные знания и умения (подтвердите это новинками в вашей профессиональной сфере, направлениями ваших профессиональных интересов)

ü Покажите, что вы личность. Помните, работодателю важно, что он принимает на работу интересного и достойного человека. Для него важно, чтобы вы были совместимы с коллективом и легко вошли в работу. Покажите себя с личностной стороны, укажите на свои качества, которые помогают вам быстро сходиться с людьми, ответственно подходить к работе и быть требовательным к себе. Отметьте свою работоспособность, коммуникабельность и бесконфликтность (но это не должно быть простым перечислением, раскройте каждое качество и подтвердите их примерами). Работодателю интересно узнать о вашей жизни побольше, отметьте, как вы отдыхаете и как проводите свободное время.

ü Нарисуйте перспективу. Помните, работодатель берет работника на длительный срок. Убедите работодателя в том, что ваш дальнейший профессиональный рост для него будет выгоден. Отметьте, что вы не собираетесь останавливаться на достигнутом и в ваши планы входят пункты личностного и профессионального самосовершенствования.

ü Будьте вежливы.Помните, вас слушали целых 2-3 минуты. Если вас в процессе выступления не перебивали, значит у собеседника возник к вам интерес, значит могут последовать дополнительные вопросы. Прекрасно! Можно добавить то, что не смогли отметить в рассказе. Поблагодарите за внимание и предложите продолжить беседу ответами на интересующие работодателя вопросы.

Наши рекомендации