Парадигмы философии социальной работы
Со второй половины XIX в. до конца XX в. в философии социальной работы можно выделить следующие основные модели: гуманизм, позитивизм, утопизм, профессионализм.
Философия гуманизмав социальной работе появляется в конце XIX в. и связана с положениями социальной благотворительности. В основе этой доктрины экзистенциальные ценности человека, представление об удовлетворении его жизненных потребностей, когда общество стремится обеспечить минимальные прожиточные стандарты индивиду. Путем организационных мероприятий достигается регулирование социальных отношений, обеспечивается благосостояние общества. Гуманизм противопоставлен пуританской этике. В основе пуританской этики идеи социал-дарвинизма. Основные положения данной концепции связаны с представлениями о сильной личности, выживающей в жесткой конкуренции. Этические принципы направлены против помощи социально уязвимым слоям населения: больным, бедным, престарелым и другим категориям. Помощь и поддержка нуждающимся рассматривается как ослабление общества, как социальные действия, направленные на его разрушение. Однако общество вынуждено предпринимать шаги к реабилитации нуждающихся, где важнейшими стимулами для их самостоятельного существования должна быть система мер физического и экономического поощрения и наказания.
Философия позитивизмав социальной работе сменяет модель гуманизма в 20-е г. XX столетия. В основе данной доктрины лежит абсолютизация знаний вообще и социальных знаний в частности. Знание выступает критерием объективности, оно позволяет людям изменять внешние обстоятельства, а научный метод дает реальное представление о макро-, мезо-, микропсихических и социально-экономических процессах. Бихевиоризм, фрейдизм, радикальная социология становятся основой идеологии позитивизма в данной парадигме. Согласно традиции, идущей от Э. Дюркгейма, научное познание позволяет не только определять, но и объяснять общественные факторы в их норме или патологии. Дальнейшее развитие эта традиция получает в работах Пинкер, Варнока, Скиннера. Согласно Скиннеру, внешние воздействия среды определяют поведение человека. Поэтому изменение типологии клиента связывается прямо с изменением окружающей среды.
С позиций бихевиоризма происходит обоснование правил и законов поведения и воспитания людей в общности. Знание, полученное на основе изучения поведения человека в определенных ситуациях, дает основание не только выстраивать модели социализации индивидов, но и формировать научно-обоснованные этические представления. Фрейдизм открывает возможность анализировать с позиций сексуальных инстинктов, бессознательного, не только интропсихические процессы, но и общественные исторические явления и события.
Позитивистский сциентизм с его абсолютизацией научного знания сыграл как положительную, так и негативную роль для философии социальной работы. Привнесение научных методов в систему взглядов социальной работы позволило осознать, что она является не только практической деятельностью, но и определенной областью познания социальной реальности. Однако абсолютизация научного знания, отрицание автономности человека, его детерминированность социально-экономическими и социально-биологическими факторами привнесла в идеологию профессиональной деятельности приоритеты и ценности исследовательского инструментария, а не общечеловеческие и гуманистические ценности. Появляется понятие «синдром социального работника», когда протоколы, статистика, тестирование оказываются более весомыми аргументами при построении интервенций, чем беседа, опрос или интервьюирование.
Парадигма позитивизма сменяется парадигмой утопизма.Основой философии социальной работы делается либерализм и социал-реформизм. Философия обыденной жизни становится исходным цоложением теоретических концептов и практических подходов. Такие понятия, как «хорошая жизнь», «хорошее общество», «хороший человек», становятся доминантами понятийного сознания. Философия либерализма с ее установками на ценности личности в противовес коллективным ценностям находит отражение не только в принципах и нормах профессиональной деятельности, но и в ее методах и техниках. С позиций философии утопизма, человек предстает социально уязвимым субъектом в результате возникших трудностей, связанных с объективными причинами, такими, как: отсутствием необходимого образования, низким экономическим статусом, негативным влиянием общественной среды и другими факторами. Позиция философии утопизма с ее изначальной установкой на презумпцию невиновности клиента приводит не только к замещению ценностных ориентаций профессиональной социальной работы, но и смещает акценты стратегии ее развития от социальных реформ к социальным акциям.
Философия профессионализмаобосновывает свои положения исходя из гуманистических и демократических идеалов и ценностей. Удовлетворение потребностей человека, развитие его потенциала и способностей, повышение благосостояния, развитие ресурсов с целью удовлетворения индивидуальных, коллективных, национальных и международных потребностей, достижение социальной справедливости – таковы основные доминанты философии социальной работы сегодня.
Философия социальной работы базируется на следующих аспектах: географическом, политическом, социально-экономическом, культурном, духовном. В своей совокупности – в отдельности и все вместе – они определяют ценностные ориентиры, базисные подходы и этические принципы идеологии социальной работы.
Географический аспект.Деятельность осуществляется в определенных границах.
Политический аспект.Страны, где осуществляется деятельность социальных работников, имеют различные политические системы. Деятельность осуществляется в соответствии с принципами социальной работы, независимо от политической системы.
Социально-экономический аспект.Надлежащие условия жизни, доступ к трудовой деятельности, система здравоохранения и образования, доступ к системе социального обеспечения и обслуживания – право человека в современном обществе.
Культурный аспект. Традиции, убеждения, культура отдельных лиц, групп, общин, стран должны уважаться и сохраняться. Это важнейший принцип антидискриминационной политики, гарантия стабильности и развития общества.
Духовный аспект.В любом обществе существует своя система ценностей. Для развития системы ценностей социальной работы необходимо принимать во внимание духовный мир, ценности, чаяния, идеалы, философию, этику тех, с кем работают социальные работники.
Эти аспекты в философии профессионализма должны способствовать созданию справедливых социальных институтов, способных обеспечивать безопасность и развитие человека без ущерба его достоинства.