Опыт № 3. Определение границ поля зрения
Цель работы – определение границ поля зрения.
Инструмент – периметр модели ПНР-2-01 (рис. 2.9) с набором ахроматических (белых) и хроматических (красного и зеленого) тест-объектов.
Периметр модели ПНР-2-01 (см. рис. 2.9) состоит из основания 1, дуги 10, опоры подбородной, шкалы дисковой, шкалы линейной 15.
На основании 1 установлена трубка 2 с колодкой 3, в которой помещается дуга 10 со втулкой. С противоположной от дуги стороны к втулке винтами 7 крепится диск 8. К диску двумя винтами 6 прижимается дисковая шкала 4. На шкале имеются отметки 0; 90; 180; 270°. Когда винты 6 ослаблены, между диском 8 и дисковой шкалой 4 помещается бумажная шкала 16 таким образом, чтобы отметки 0; 90; 180 и 270° на бумажной шкале совпали с соответствующими отметками на дисковой шкале.
Дуга 10 может поворачиваться вокруг горизонтальной оси и одновременно с ней на такой же угол поворачивается бумажная шкала. В центре дуги имеется белая точка для фиксации взора испытуемого.
Рис 2.9. Периметр ПНР-2-01: 1 – основание; 2 – трубка; 3 – колодка; 4 – шкала дисковая; 5 – подкладка; 6, 7, 9 – винт; 8 – диск; 10 – дуга; 11 – подглазник; 12 – подбородник; 13 – клавиша; 14 – стойка; 15 – шкала линейная; 16 – схема поля зрения
Тест-объект представляет собой цилиндрический стержень, переходящий в пластину. В месте перехода имеются уступы треугольной формы, которые служат опорой при перемещении тест-объекта по дуге периметра и одновременно являются указателями отсчета градусов на шкале дуги периметра. На конце пластины имеются углубления диаметром 1, 3, 5, 9 мм, покрытые белой, красной и зеленой краской.
Методика работы. Перед началом опыта студентам необходимо подготовить форму протокола (табл.2.4). Испытуемый садится у прибора и кладет подбородок на подбородник 12 (см. рис. 2.9). Глаза его должны быть на уровне фиксационной точки дуги периметра, находящейся в центре этой дуги. Для этого необходимо установить подбородник 12, с помощью клавиши 13, по высоте таким образом, чтобы нижний край орбиты глаза испытуемого опирался на подглазник 11, при этом испытуемый должен сидеть удобно без напряжения. Неизмеряемый глаз испытуемого закрывают наглазником.
Таблица 2.4
Протокол опыта № 3
Направление | Положение дуги периметра, град | Направление | Положение дуги периметра, град | ||||
Верхнее (правый глаз) | Височное (правый глаз) | ||||||
Верхнее (левый глаз) | Носовое (левый глаз) | ||||||
Направление | Положение дуги периметра, град | Направление | Положение дуги периметра, град | ||||
Нижнее (правый глаз) | Носовое (правый глаз) | ||||||
Нижнее (левый глаз) | Височное (левый глаз) |
Прежде чем приступить к измерениям, экспериментатор знакомит испытуемого с инструкцией. Инструкция испытуемому: "Прямо перед Вами в центре дуги периметра находится маленькая белая точка. Вам необходимо строго фиксировать ее взглядом в течение всего опыта. По дуге периметра будет перемещаться тест-объект белого, красного или зеленого цвета. Как только в Вашем поле зрения появится тест-объект, Вы сообщаете об этом экспериментатору. В случае предъявления хроматического (красного, зеленого) тест-объекта Вы будете замечать изменение цвета стимула, о чем Вы также должны будете сообщать. Не забудьте строго фиксировать взгляд на фиксационной точке в центре периметра".
Экспериментатор плавно (со скоростью примерно 2 см/с) передвигает тест-объект по внутренней поверхности дуги периметра до момента, когда испытуемый впервые его заметит. По шкале дуги периметра 10 (см. рис. 2.9) экспериментатор определяет число градусов в точке, где находится тест-объект в момент, когда его заметил испытуемый, и заносит это значение в протокол (см. табл. 2.4)
Измерения границы поля зрения необходимо проводить в следующей последовательности (рис. 2.10):
1. Верхнее, затем нижнее направление для правого глаза.
2. Височное направление правого глаза (в сторону от правого глаза к правому виску).
3. Носовое направление правого глаза (в сторону от правого глаза к носу).
4. Верхнее, затем нижнее направление для левого глаза.
5. Носовое направление левого глаза (в сторону от левого глаза к носу).
6. Височное направление левого глаза (в сторону от левого глаза к левому виску).
Верхнее, нижнее направление для правого (левого) глаза. Экспериментатор устанавливает дугу периметра в положение 90° – дуга периметра располагается вертикально, шкала дуги находится слева от испытуемого. Экспериментатор медленно перемещает тест-объект по верхней части дуги (90°) от периферии к центру до момента, когда тест-объект увидит испытуемый, определив тем самым границу поля зрения для верхнего направления.
Перемещая тест-объект по нижней части дуги периметра (положение 270°), экспериментатор находит границу поля зрения для нижнего направления.
Рис 2.10. Границы поля зрения
Височное направление правого глаза (носовое направление левого глаза). Границу поля зрения (см. рис. 2.10) для височного направления правого глаза (носового направления левого глаза) экспериментатор определяет при положении дуги периметра под углами 60, 30, 0, 330 и 300°. Для этого дугу периметра из положения 90° поворачивают по часовой стрелке, относительно испытуемого на заданные углы, с шагом в 30°. Дугу периметра необходимо поворачивать таким образом, чтобы шкала дуги всегда находилась в верхнем положении.
Носовое направление правого глаза (височное направление левого глаза). Границу поля зрения (см. рис. 2.10) для носового направления правого глаза (височного направления левого глаза) экспериментатор находит при положении дуги периметра под углами 120, 150, 180, 210 и 240° путем поворота дуги периметра из положения 90° против часовой стрелки, относительно испытуемого на заданные углы, с шагом в 30°. Дугу периметра необходимо поворачивать таким образом, чтобы шкала дуги всегда находилась в верхнем положении.
Обработка результатов опыта.По результатам измерений строят схему поля зрения (рис. 2.11), для чего на осях 0; 30; 60; 90; 120; 150; 180; 210; 240; 270; 300; 330° наносят значения границ монокулярного поля зрения правого глаза. Затем на тех же осях – значения границ монокулярного поля зрения левого глаз. Точки соединяют отрезками прямой. Получаемый многоугольник показывает границы монокулярного поля зрения правого и левого глаза испытуемого, а также границы бинокулярного поля.
Рис 2.11. Схема поля зрения испытуемого
Анализэкспериментальных данных состоит в указании особенностей границ поля зрения в пределах изучаемых направлений у данного испытуемого. Необходимо обратить внимание на возможные отклонения от нормативных величин как для ахроматического, так и для хроматических стимулов.
Контрольные вопросы
1. Определение поля зрения.
2. От чего зависит поле зрения?
3. Границы поля зрения.
4. Методика определения остроты зрения.
5. Что считается нормальной остротой зрения?
6. От чего зависит острота зрения?
7. Определение глазомера.
8. Механизм цветоощущений.
9. Адаптация.
Лабораторная работа № 3
БЛАНКОВЫЕ МЕТОДЫ ОЦЕНКИ
ПСИХИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ВОДИТЕЛЯ
Теоретические сведения
К индивидуальным психофизиологическим особенностям, определяющим успешность действий водителя в критических дорожных ситуациях, относятся, прежде всего, его оперативные качества, т.е. способность быстро и точно воспринимать и перерабатывать всю поступающую информацию и своевременно выполнять необходимые ответные действия. Эта столь важная для водителя способность напрямую зависит от уровня развития у него познавательных процессов, т.е. ощущения, восприятия, мышления, памяти и внимания.
Внимание
Внимание– это направленность психики на определенный объект, сосредоточенность на нем с одновременным отвлечением от всего остального. Концентрация психической деятельности на чем-то одном способствует более глубокому проникновению в суть явления. В табл. 3.1 и 3.2 представлены виды и характеристики внимания.
Непроизвольная активность внимания – низшая форма внимания, не обусловленная волевым актом человека. Его причины не сводятся к чему-либо одному и зависят:
1) от особенностей предметов и явлений:
- абсолютной и относительной силы или контрастности сигнала;
- динамики интенсивности или пространственного положения объекта;
- прерывистости воздействия и т.д.
2) от личностных причин (апперцепции), например:
- установки;
- профессиональной подготовленности;
- привычек;
- интересов;
- настроения.
Таблица 3.1
Виды внимания
Непроизвольное внимание | Произвольное внимание | Послепроизвольное внимание |
Наиболее простое, генетически исходное, присущее человеку и животному, зависит от объекта как раздражителя, физиологическим проявлением служит ориентировочная реакция | Имеет более сложную структуру, активное, присущее только человеку, зависит от способов организации поведения, проявляется в форме волевого усилия | Волевое усилие отсутствует, возникает на основе интереса, зависит от утомления и истощения ресурсов организма |
Таблица 3.2
Характеристики внимания
Характеристика | Сущность характеристики |
Направленность | Расположение объекта внимания |
Объем | Количество объектов, одновременно осознаваемых |
Распределение | Свойство, позволяющее одновременно совершать несколько действий |
Переключение | Перенос внимания с одного объекта на другой |
Концентрация (интенсивность) | Степень сосредоточенности на объекте |
Устойчивость | Длительность сосредоточения внимания на объекте |
Положительное влияние непроизвольного внимания связано с сигналами, несущими информацию, необходимую для оценки дорожно-транспортной ситуации и выполнения действий, обеспечивающих безопасность движения. В целях привлечения внимания водителя используется, например, периодическая вспыхивающая красная лампочка на железнодорожных переездах, при включении сигналов поворота.
Отрицательное влияние непроизвольного внимания – это отвлечение внимания водителя от управления автомобилем, вызванное например:
- чрезмерным количеством дорожных знаков;
- излишней, ненужной информацией и т.д.
Непроизвольное внимание не может обеспечить приобретения системы знаний, выработку нужных умений и овладение профессиональной подготовленностью. Это достигается только с помощью хорошо организованного произвольного внимания.
Произвольная активность внимания – более сложная форма внимания, обусловленная волевым актом, и связана с сознательно поставленной целью. Произвольное внимание сопровождается психическим напряжением, а длительное поддержание произвольного внимания вызывает утомление, часто большее, чем физическая работа.
Произвольное и непроизвольное внимание взаимодействуют и дополняют друг друга. Так, рационально установленный дорожный знак или четкая разметка дороги непроизвольно привлекают водителя, а затем он уже с участием произвольного внимания оценивает их сигнальное значение.
Наряду с этими двумя видами внимания, произвольным и непроизвольным, различают и третий – послепроизвольный. В этом случае сознательное выполнение какой-либо задачи сопровождается поглощением данным видом деятельности и не требует волевых усилий.
Направленность вниманияможет быть:
- внутренняя – на собственные чувства, переживания, воспоминания, решение интеллектуальных задач;
- внешняя – на объекты окружающего мира.
Объем внимания – количество объектов, воспринимаемых одновременно с достаточной степенью ясности. При отсутствии помех человек воспринимает в среднем 6-8 объектов.
В условиях интенсивного движения водитель одновременно может воспринять не более 2-3 дорожных знаков, так как кроме дорожных знаков его внимание направлено на восприятие дороги и объектов на ней, выполнение управляющих воздействий и т.д.
Чем выше объем внимания, тем больше может воспринять человек. Недостаточный объем внимания затрудняет полноту и своевременность приема информации и определения дорожно-транспортной ситуации.
Опытный водитель имеет больший объем, чем новичок, так как он воспринимает избирательно наиболее важные в данный момент объекты в их взаимодействии друг с другом. В результате он получает целостное представление о дорожно-транспортной ситуации.
Распределение внимания – способность одновременно успешно выполнять два и более действия. Водитель одновременно должен:
- воспринимать дорожно-транспортную ситуацию;
- управлять транспортным средством;
- прогнозировать развитие дорожно-транспортной ситуации и т.д.
Успешное распределение внимания между двумя различными действиями возможно, когда одно из них хорошо заучено и выполняется автоматически. При этом основное действие находится в центре сознания, а автоматизированное лишь контролируется сознанием. Так, опытный водитель не думает, как ему работать с органами управления автомобилем (педалями газа и тормоза, рулевым колесом и т.д.), эти действия он совершает автоматически, основное внимание направлено на прогнозирование развития дорожной обстановки, считывания показаний приборов и т.д.
В основе организации внимания водителей должно лежать умение в любой ситуации отделять главное от второстепенного.
Переключение внимания – способность сознательно переносить внимание с одного объекта на другой. Так, переход от восприятий одного прибора к показаниям другого, от прибора к органам управления автомобиля и есть проявление переключения внимания. Большое значение имеет скорость переключения. Переключаемость у разных людей зависит от подвижности нервных процессов. Водитель должен быстро переключать внимание, своевременно прекращать начатые действия, а нередко изменять их на противоположные.
Равномерная интенсивность внимания при вождении не нужна, так как значение разных объектов и событий неодинаково. Водитель должен уметь правильно переключать внимание в темпе, необходимом для успешного выполнения задачи.
Концентрация (интенсивность) внимания – степень сосредоточенности внимания на объекте. Чем больше интенсивность, тем полнее и отчетливее восприятие. Интенсивность внимания водителя не всегда одинакова. Например, на перекрестке, при обгоне, интенсивность внимания всегда выше, чем при движении по хорошей дороге с небольшим количеством других участников движения. Сохранять высокую степень интенсивности внимания в течение большого периода времени водитель не может, это его утомляет. Интенсивность внимания снижается при монотонности поездки (однообразный пейзаж, монотонный шум), при управлении автомобилем в темное время суток и т.д.
Устойчивость внимания – время, в течение которого человек намеренно может поддерживать внимание на объекте. Произвольное внимание может сохраняться без ослабления 40 мин, чем и обусловлена продолжительность учебного урока. Высокой устойчивости внимания водителя требует движение по скользкой дороге, по улицам с интенсивным движением, в условиях плохой видимости, на больших скоростях, по горной дороге. При этом следует учитывать, что устойчивость внимания непроизвольно подвержена периодическим колебаниям. Исследованиями установлено, что такие колебания происходят через 2-3 с, доходя максимума до 12 с.
Профессия водителя автомобиля предъявляет высокие требования ко всем качествам внимания. Эти требования обусловлены тем, что водитель должен быть готов к возникновению непредвиденных осложнений дорожно-транспортной ситуации. Одной из причин ошибок водителя является невнимательность (рассеянность).
Рассеянность – общее нарушение внимания. Различают два вида рассеянности.
Истинная рассеянность – результат недостаточного развития произвольного внимания, неумение владеть собственным вниманием. Она возникает вследствие:
- утомления;
- воздействия большого числа раздражителей, каждый из которых "привлекает" к себе или "отвлекает" от других (водитель-новичок).
Ложная рассеянность – чрезмерное сосредоточение внимания на каком-либо объекте (факте, мысли, переживании), приводящее к снижению и даже потере осознания воздействия объектов, которые не "замечаются".
Для улучшения внимания каждый водитель должен знать качества своего внимания и уметь их использовать в конкретной обстановке. Например, замедленная переключаемость внимания может быть компенсирована прогнозированием развития дорожной обстановки и действиями, предупреждающими возникновение или развитие в неблагоприятном направлении опасных ситуаций. Для водителя важно уметь быстро выделять второстепенную и главную информацию и своевременно переключать внимание на последнюю. Нужные качества внимания вырабатываются у водителя во время обучения и в процессе его профессиональной деятельности. Однако целенаправленная сознательная тренировка внимания может ускорить формирование необходимых качеств.
Память
Память – психический процесс, который заключается в запоминании, сохранении и последующем узнавании или воспроизведении того, что человек воспринимал, переживал, думал или делал. Благодаря запоминанию происходит накопление опыта, а узнавание и воспроизведение делают возможным использование его в последующей деятельности. Прошлый опыт помогает водителю в критических дорожных ситуациях принимать решения и выполнять адекватные управляющие действия.
Деятельность памяти начинается с запоминания. Различают непроизвольное и произвольное запоминание.
Непроизвольное запоминание – первоначальная форма запоминания, т.е. без заранее поставленной цели, не требует волевого усилия. Водитель, проезжая по новому маршруту, бессознательно запоминает его характерные особенности.
Произвольное запоминание – характеризуется тем, что человек ставит перед собой определенную цель – запомнить. Произвольное запоминание всегда требует волевого усилия.
Лучше всего запоминается то, что имеет для человека жизненно важное значение, связано с его интересами и потребностями, с целями и задачами его деятельности. Установлено, что быстрее овладевают вождением лица, для которых управление автомобилем или жизненно необходимо, или представляет значительный интерес.
Запоминание может быть механическим и смысловым. Типичным примером механического запоминания является зубрежка, при которой человек старается запомнить материал, не понимая его смысла. Смысловое запоминание характеризуется тем, что при нем ведущее значение имеют процессы мышления. Механически запоминаются номера телефонов, даты, фамилии, внешние особенности предметов и явлений. Этот вид памяти участвует в запоминании дорожных знаков. Смысловая память направлена на запоминание логических связей и смысла материала.
В зависимости от продолжительности запоминания различают долговременную и кратковременную память.
Долговременная память характеризуется длительным сохранением материала после многократного его повторения и воспроизведения. Свойства долговременной памяти используются при запоминании на длительное время Правил дорожного движения, технических знаний, методов безопасного управления автомобилем и других сведений, связанных с профессией. Все знания, весь опыт водителя хранятся в его долговременной памяти.
Кратковременная память непродолжительна, измеряется секундами и минутами и крайне необходима для использования текущей информации, имеющей актуальное значение на определенном этапе работы. Кратковременная память необходима, когда человек, например, ведет запись лекций, выполняет вычислительные операции. Длительность хранения этой информации не превышает десятков секунд (в лучшем случае – нескольких минут). Одним из видов кратковременной памяти является оперативная память, которая всегда связана с трудовой деятельностью человека.
Оперативная память – это кратковременная память на профессионально значимую информацию, необходимую для выполнения конкретных действий. Она нужна водителю для запоминания на короткое время постоянно меняющейся текущей информации. Так, кратковременно сохраняя в памяти дорожную обстановку впереди автомобиля, водитель получает возможность переключать свой взгляд на зеркало заднего вида или на обочину дороги. При движении автомобиля оперативная память участвует в кратковременном запоминании показаний дорожных знаков, контрольных приборов, месторасположения пешеходов, автомобилей, состояния отдельных участков дорожного покрытия и т. п. После проезда соответствующих участков дороги и выполнения необходимых управляющих действий надобность в этой информации исчезает и она забывается, но возникают новые объекты для восприятия и запоминания. Эти объекты также запоминаются на короткое время и забываются, когда надобность в них отпадает. Таким образом, оперативная память обеспечивает оперативное запоминание текущей информации на время, необходимое для оценки обстановки и принятия решения, без чего невозможно управление автомобилем.
Следующей характеристикой памяти является узнавание.
Узнавание (непроизвольное воспроизведение) – более легкое проявление памяти, которое сопровождается одновременным повторным восприятием объекта. Возникает при виде места, предметов или рассказов, которые связаны с прошлыми событиями. Например, водитель, проезжая место, на котором произошло ДТП или он был остановлен инспектором дорожного надзора, непроизвольно вспомнит эти события.
Воспроизведение (произвольное воспроизведение) – более трудное проявление памяти, так как оно происходит без одновременного сопоставления мысленно воссоздаваемых сведений с объектом. Воспроизведение – это сознательное извлечение из памяти сведений, знаний, необходимых водителю для принятия решения о действиях, которые следует выполнить в той или иной дорожной ситуации.
Для водителя большое значение имеют такие качества памяти, как:
1) объем – количество материала, которое может быть воспроизведено непосредственно после однократного его воспроизведения. Для разрозненного материала (цифры, буквы) объем памяти равен 6 – 8 объектам;
2) быстрота запоминания – время, необходимое для полного запоминания материала;
3) длительность сохранения – время удержания в памяти материала, по истечении которого он еще может быть воспроизведен. Длительность хранения материала в памяти зависит и от того, на какой срок мы хотим запомнить;
4) точность воспроизведения и узнавания – степень соответствия между воспринятым и воспроизведенным материалом;
5) готовность памяти – оперативность правильного использования имеющегося запаса знаний и умений в необходимых условиях. От готовности памяти зависят своевременность и правильность решений и действий водителя в условиях дефицита времени, имеющих место в опасных дорожных ситуациях.
Эти качества в совокупности определяют продуктивность памяти.
В зависимости от содержания различают память зрительную, слуховую, двигательную, эмоциональную и т.п. Для водителя важны все виды памяти, но наиболее важные – это зрительная и двигательная. Благодаря зрительной памяти, водитель запоминает маршруты движения, характерные ориентиры, участки дороги, требующие особого внимания, и т.д. Двигательная память важна при формировании и автоматизации двигательных навыков, что необходимо при управлении автомобилем на больших скоростях и в аварийных ситуациях.
Память совершенствуется и тренируется в процессе профессиональной деятельности, но этот процесс будет более успешным, если водитель будет знать некоторые общие правила лучшего запоминания, совершенствования и тренировки памяти.
Чем внимательнее, активнее и самостоятельнее деятельность водителя, тем лучше у него развиваются необходимые качества памяти. Только нагружая и используя память, можно развить память. Усвоение Правил дорожного движения и запоминание последовательности действий в различных ситуациях будет тем успешнее, чем больше водитель будет связывать правила и действия с конкретными дорожными условиями. Эффективнее запоминается то, что объединено какой-либо мыслью в логической цепи. Поэтому водитель лучше запоминает не отдельные двигательные операции, а весь комплекс действий, который необходим при выполнении того или иного маневра. Хорошо запоминается эмоционально насыщенный и с интересом воспринимаемый учебный материал.
Мышление
Мышление – это отражение общих свойств предметов или явлений и установление закономерных связей между ними. Мышление отражает закономерные причинно-следственные связи и отношения, присущие объективной действительности. Так, водитель по поведению пешеходов и движению транспортных средств прогнозирует развитие дорожной обстановки; определяет неисправности двигателя, исходя из знания его конструкции и сопоставляя его работу в данный момент с тем, что должно быть при его нормальной работе. Мышление водителя, совершенствуясь в процессе профессиональной деятельности, оказывает организующее влияние на его действия в различных дорожных условиях и опасных ситуациях.
Различают наглядно-действительное, наглядно-образное, словесно-логическое, оперативное и теоретическое мышление.
Наглядно-действительное мышление – анализ и синтез познаваемых объектов в процессе практической деятельности с ними. В деятельности водителя это выражается в способности к оценке быстро меняющейся дорожной обстановки, своевременном принятии решений и необходимых управляющих действиях.
Наглядно-образное мышление – процесс трансформации образов и представлений объектов, возникает, когда мы не воспринимаем предмет, явление, а только представляем его. Благодаря образному мышлению, водитель в сложных дорожных ситуациях воспроизводит образы подобных ситуаций из прошлого опыта, что помогает ему в оценке обстановки и принятии решений.
Словесно-логическоемышление – это процесс отражения в сознании человека причинно-следственных связей и закономерностей между предметами, явлениями и событиями материального мира. Этот вид мышления помогает водителю обобщать всю необходимую информацию и с учетом прошлого опыта правильно оценивать положение своего автомобиля по отношению к другим участникам движения, прогнозировать развитие дорожной обстановки и свои действия.
Оперативное мышление – это процесс решения практических задач, в результате которого формируется субъективная модель предполагаемой совокупности действий. Для него характерны: тесная связь между восприятием и осмысливанием, переходящая в единство; включение мышления непосредственно в практическую деятельность; ограниченное время для принятия решений; выраженное нервно-психическое напряжение. Именно эти особенности оперативного мышления определяют его значимость для водителя при оценке дорожной обстановки и принятии решений в условиях интенсивного дорожного движения и особенно при неожиданном возникновении опасных ситуаций.
Оперативное мышление протекает у опытного водителя очень быстро, но скорость его замедляется под влиянием утомления, болезненного состояния и после употребления алкоголя или наркотиков.
Установлено, что профессия водителя развивает и совершенствует необходимые качества мышления. Так, опытные водители, обладающие высоким профессиональным мастерством, даже в обыденной жизни отличаются быстрой сообразительностью, находчивостью, скоростью принятия решений, быстрыми и точными действиями при внезапном изменении обстановки.
Диагностика и тренировка индивидуальных психофизиологических особенностей водителя возможна путем моделирования сложных ситуаций или отдельных элементов с использованием различных приборов и методов.
Наибольшее распространение получили бланковые методики. Их преимущество в простоте применения, незначительных материальных затратах и возможности проводить групповое обследование. Для проведения обследования по таким методикам достаточно иметь соответствующие бланки и секундомер. При индивидуальном обследовании фиксируется время выполнения задания каждым испытуемым и количество ошибок, допущенных испытуемым – эти показатели являются основными критериями, по которым производится оценка
Исходные данные для оценки показателей внимания, памяти и мышления по методикам, используемым в данной лабораторной работе, приведены в табл. 3.3.
Таблица 3.3