Критериальная основа поведения.
Сущность, задачи ,закономерности (законы) организационного поведения.
Организационное поведение – совокупность действий, поступков, направленных на достижение целей в соответствии с теми стимулами, которые сопровождают их.
Задачи организационного поведения:
1) раскрыть потенциал работника и предоставить ему такие полномочия, которые будут в полной мере удовлетворять его потребности и использовать имеющийся у него опыт, квалификацию и т. д.;
2) добиться научного понимания поведения работника и попытаться разработать рекомендации по управлению работниками, уделяя внимание практичности и удобству использования этих рекомендаций в реально существующих организациях.
Теория поведения личности
Человек – противоречивое, изначально прочное, страждущее, постоянно мучающееся существо, невротическое и кофликтное.
Личность – совокупность поведенческих реакций (с позиции теории бихевиоризма)
Человек – понимающее, анализирующее существо (с позиции когнитивизма).
Человек – нармоническая, самоактулизированная личность (с позиции гуманизма).
Свойства личности:
- авторитарность
- дистанционность
- стабильность в поведении
- самооценка
- чувствительность – способность сострадать
- любовь и вера
- догматизм
- комплексность
Факторы, влияющие на формирование личности:
· Семья
· Школа
· Черты и особенности характера (гены)
· Законы:
- закон эффекта (Трондайк) –поведение, ведущее за собой приятный исход с большей степенью вероятности будет повторено. Повторение поведения, чреватого неприятным исходом – маловероятно.
- закон немедленного подкрепления – чем быстрее следует награда за проявленное, желательное поведение, тем больший эффект на поведение оно оказывает.
- закон зависящего от обстоятельства подкрепления – награда обладает максимальной подкрепляющей силой только в тех случаях, когда демонстрируется желательное поведение.
Критериальная основа поведения.
Критериальная основа поведения
1. Расположение – априорное отношение к человеку, предмету, явлению, процессу, отражающий позитивную или негативную реакцию на них. Оно проявляется: нравится – не нравится, люблю – не люблю.
Расположение состоит из 3-х компонентов:
· Чувственные (нравится – не нравится)
· Знание об объекте которым располагает человек.
· Намерение, по поводу того как вести себя.
Типы расположения:
- удовлетворенность работой, удовлетворение от процесса
- увлеченность работой
- приверженность к организации
Факторы влияющие на удовлетворенность работы:
· Характер и содержание работы
· Объем выполняемой работы.
· Состояние рабочего места. Сослуживцы и руководство. Возможность продвижения по службе.
· Ценности
· Верования
· Принципы
Расположение: Знание об объекте, Намерение
Увлеченность работой – это более сильное чувство удовлетворенности.
ü Любовь к работе (трудоголики)
ü Любовь к конкретной работе
Факторы, влияющие на любовь к работе
o Важность работы
o Привлекательность
o Идентификация персоны и работы (насколько соответствует работа персонала)
Привлекательность организации.
Проявляется:
§ цели организации и становятся целями индивида
§ Стремления остаться в организации несмотря на то, что есть в организации кризис
§ Готовность пожертвовать собственной личной жизнью ради организации
Ценности - определяют поступки человека, закладываются воспитанием.
· относящиеся к целям жизни
· относящиеся к средствам, использования для достижения целей (оценивается поступки: честно, ..)
Верование – тех явлений, которые окружают человека (восприятие окружающей действительности исходя из своих убеждений).
- описывающее (абсолютные и относительные характеристики объекта)
- оценивающее (сравнение)
Принципы – внутреннее убеждение человека определяемого его отношение к действительности, нормы поведения (перенимаются в процессе обучения от учителей, руководителей).