Виды коммерческих организаций

Концепция комерческой деятельности

В крупных организациях создается специальная служба сбыта (коммерческая служба), руководитель которой имеет высокий ранг, статус заместителя директора (президента) по сбыту, коммерческого директора.

Это делается для того, чтобы он имел право не только заниматься сбытом, но и влиять на производство качественного продукта, который будет пользоваться спросом.

В службу входят менеджеры и торговые агенты, рассредоточенные по разным сегментам рынка и обеспечивающие сбыт на больших территориях страны и даже за рубежом. В эту службу стремятся отбирать людей по психологическим особенностям личности, профессионализму, образованности и специально осуществлять их коммерческую подготовку. К сбыту привлекаются и посредники.

Концепция коммерческой деятельности включает:

прогноз сбыта на основе изучения рынка;

выявление потенциальных покупателей;

задачи сбыта;

политику сбыта — продажу и обслуживание, рекламу;

развитие торговой сети;

упаковку;

распределение;

подбор и обучение коммерческих кадров

или

Основу концепции коммерческой деятельности составляют: возрастающая роль коммерции, знание ее мотивационных установок, умение их формулировать и направлять в соответствии с задачами, стоящими перед торговым предприятием. При этом необходимо ру-ководствоваться коммерческими соображениями относительно рынка и внешней среды. Главное в коммерческой деятельности — комплексный подход, сочетающий принципы ее проектирования, целевые ориентиры и стратегию развития.
При проектировании коммерческой деятельности торгового пред-приятия следует соблюдать следующие принципы:
• полная самостоятельность и равноправие субъектов рынка;
• приспособляемость коммерческих функций к ситуационным изменениям рынка;
• ответственность за выполнение взятых обязательств перед парт-нерами по купле-продаже товаров;
• взаимодействие коммерции с маркетингом и менеджментом;
• предвидение коммерческих рисков;
• адаптация коммерческих работников к новым условиям работы;
• получение прибыли от реализуемой продукции.

Инфраструктура рынка – это совокупность организационно-правовых форм, опосредующих движение товаров и услуг, акты купли-продажи, или совокупность институтов, систем, служб, предприятий, обслуживающих рынок и выполняющих определенные функции по обеспечению нормального режима его функционирования

Виды рыночной инфраструктуры

В зависимости от структуры экономической системы условно различают виды рыночной инфраструктуры.

В зависимости от структуры производительных сил различают:

· инфраструктуру кадровую (организации и учебные центры по подготовке кадров различной квалификации для работы на биржах, в банках, страховых компаниях и др.);

· инфраструктуру материально-вещественную (транспортные системы, складские и другие помещения);

· инфраструктуру научную (посреднические структуры, которые осуществляют покупку-продажу патентов, лицензий, «ноу-хау» и других объектов интеллектуальной собственности);

· инфраструктуру информационную (все типы бирж, оптовые, брокерские, аудиторские организации и т.п.).

В зависимости от структуры экономических отношений выделяют технико-экономическую инфраструктуру (подразделения предприятий и организаций, которые занимаются налаживанием отношений специализации, кооперирования, комбинирования производства с другими предприятиями, организациями и учреждениями внутри страны и за ее пределами).

В зависимости от структуры организационно-экономических отношений – маркетинговые службы, управленческие структуры на микроуровне и др.

В зависимости от структуры экономической собственности – банковские и страховые компании, кредитно-сберегательные учреждения и т.д.

Виды коммерческих организаций

Гражданским кодексом РФ предусмотрены следующие возможные формы организации предпринимательской деятельности:

§ хозяйственные товарищества

§ хозяйственные общества

§ производственные кооперативы

§ государственные и муниципальные унитарные предприятия

Хозяйственное товарищество- это коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на доли (вклады) ее участников (учредителей), несущих ответственность по ее обязательствам принадлежащим им имуществом.

Хозяйственное общество- это коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на доли (вклады) ее участников (учредителей), не несущих ответственности по ее обязательствам принадлежащим им имуществом и рискующих только своими долями (вкладами).

Производственный кооператив (артель)- это коммерческая организация, объединяющая на добровольных началах граждан на основе членства, личного трудового и иного участия и внесения имущественных паевых взносов.

Государственное (муниципальное) унитарное предприятие — это коммерческая организация, созданная государством (муниципальным органом управления) и не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество.

права и обязанности субъектов коммерческой деятельности

Субъекты коммерческой деятельности имеют права:

- создания собственного дела в любой сфере экономической деятельности и в любой выбранной организационно-правовой форме;

- занятия любым видом деятельности (бизнеса), разрешенным или не запрещенным законодательством;

- наличия в собственности (хозяйственном ведении) любого имущества, необходимого для осуществления коммерческой деятельности;

- на самостоятельное планирование своей деятельности, разработку планов деятельности и осуществление бизнес-планирования;

- самостоятельного выбора потребителей продукции, постав­щиков, а также всех факторов производства, заключения хозяй­ственных договоров и сделок;

- на открытие счетов в банковских учреждениях;

- на финансово-кредитную, имущественно-материальную и другие формы государственной поддержки;

- на получение и исполнение государственных заказов на из­готовление продукции, выполнение работ и оказание услуг;

- на привлечение работников к трудовой деятельности на ос­нове договоров гражданско-правового характера;

- на самостоятельное установление форм и систем оплаты тру­да работников, способов их материального поощрения в соответ­ствии с трудовым законодательством.

Обязанности субъектов коммерческой деятельности установле­ны действующими законодательными актами и включают:

- постановку в установленные сроки на учет (переучет) в на­логовых органах и регистрацию в органах государственных вне­бюджетных социальных фондов;

- выполнение всех налоговых обязанностей в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (НК РФ) и други­ми федеральными законами о налогах и сборах;

- ведение бухгалтерского учета, составление отчетов о финансо­во-хозяйственной деятельности; ведение учета доходов и расходов, затрат на производство и реализацию товаров (работ, услуг);

- выпуск продукции, выполнение работ, оказание услуг в со­ответствии с действующими техническими регламентами и стан­дартами, сертификацию продукции, работ, услуг (в обязательном или добровольном порядке);

- получение лицензий на лицензируемые виды деятельности;

- заключение коллективных договоров (соглашений) с проф­союзами и своевременное их исполнение;

- создание благоприятных условий труда для работников, при­нятие мер по защите окружающей среды, жизни и здоровья на­селения;

- предотвращение монополистической деятельности на товар­ных рынках, недобросовестной конкуренции, исключение случа­ев монополистического сговора и ненадлежащей рекламы;

- заключение и исполнение коммерческих договоров;

- предоставление статистической отчетности в государствен­ные органы.

В правовой теории под субъектом права принято понимать лицо или организацию, которые наделены способностью иметь субъективные права и юридические обязанности (т.е. правоспособностью) Энциклопедический словарь правовых знаний. М. 2004. С. 447..

Исходя из сложившегося понимания субъекта права, субъектами коммерческого права являются лица, обладающие способностью иметь права и исполнять обязанности, возникающие из торговых отношений, участвующие в торговом обороте и несущие самостоятельную имущественную ответственность. Определяя видовое разнообразие субъектов коммерческого права, необходимо отметить, что в современной юридической литературе не наблюдается единого, сформировавшегося подхода по данному вопросу.

Так, например, в одних изданиях субъекты коммерческого права делятся на:

- индивидуальных предпринимателей;

- полные и коммандитные товарищества;

- общества с ограниченной и дополнительной ответственностью;

- акционерные общества;

- производственные кооперативы;

- государственные и муниципальные предприятия;

- некоммерческие организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность Коммерческое право: Учебник / А.Ю. Бушев, О.А. Городов, Н.С. Ковалевская и др.; Под ред. В.Ф. Попондопуло, В.Ф. Яковлевой. - СПб., 2004. С. 88..

В других изданиях основное внимание при классификации субъектов коммерческого права уделяется определению не столько юридического (организационно-правовой формы), сколько функционального вида предпринимателя, определяемого его местом в торговом обороте и основным содержанием деятельности Голышев В.Г. Коммерческое право: Конспект лекций. М., 2005. С. 9..

Классификация субъектов коммерческой деятельности по функциональным признакам такова:

- производители продукции, реализующие продукцию как самостоятельно, так и через представителей;

- представители производителей, поставщиков и торговые посредники;

- потребители;

- субъекты, осуществляющие регулирование торговой деятельности и контроль за ней.

Первая группа граждан, зарегистрированные индивидуальными предпринимателями, и коммерческие организации, изготавливающие продукцию и реализующие ее самостоятельно. В эту же группу входят и некоммерческие организации, осуществляющие коммерческую деятельность. Осуществляя такую деятельность, они вступают в торговые отношения, действуют как субъекты коммерческого права.

Вторая группа субъектов коммерческого права - представители и торговые посредники. В роли посредников могут выступать индивидуальные предприниматели и коммерческие организации.

Из некоммерческих организаций посредниками могут быть только те, в уставе которых зафиксирована возможность заниматься торговой деятельностью.

Третья группа субъектов коммерческого права - потребители. В правовом регулировании потребители в свою очередь подразделяются на следующие категории:

- производственные потребители, использующие приобретенные товары, сырье для своей предпринимательской деятельности;

- непроизводственные потребители, использующие приобретенные товары для хозяйственной непредпринимательской деятельности (некоммерческие организации);

- граждане, приобретающие товары для личных, семейных, домашних и иных подобных нужд.

В зависимости от принадлежности потребителей к той или иной категории может устанавливаться, например, предел ответственности поставщика (продавца) либо применяться условие наличия вины сторон при неисполнении или ненадлежащем исполнении договора.

Четвертая группа субъектов коммерческого права - это субъекты, которые осуществляют регулирование торговой деятельности и контроль за ней. К ним относятся государственные и муниципальные образования, государственные органы и органы местного самоуправления, коммерческие и некоммерческие организации, регулирующие деятельность входящих в их структуру подразделений, например, объединения (ассоциации) коммерческих организаций.

Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов и унитарных предприятий. Учредительными документами юридического лица являются его устав (акционерное общество, производственный кооператив, унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения), учредительный договор (полное и коммандитное товарищества), учредительный договор и устав (общество с ограниченной ответственностью и общество с дополнительной ответственностью).

Коммерческие юридические лица подлежат государственной регистрации в порядке, определяемом законодательством. Данные государственной регистрации включаются в Единый государственный регистр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления. Юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации. Правоспособность юридического лица - это его способность иметь права и нести обязанности как участника коммерческой деятельности. В отношении правоспособности некоммерческих организаций как участников коммерческой деятельности действует правило о специальной правоспособности.

Институт специальной правоспособности применим и к унитарным предприятиям, уставы которых, помимо сведений, указанных в п.2 ст.48 ГК, должны содержать сведения о предмете и целях деятельности предприятия Ст.113 ГК РФ..

Наши рекомендации