Основные психологические новообразования младшего школьного возраста.
К концу младшего школьного возраста формируются основные психологические новообразования младшего школьного возраста, которые включают в себя:
· Произвольность и осознанность всех психических процессов и их интеллектуализация, их внутреннее опосредствование, которое происходит благодаря усвоению системы научных понятий.
· Осознание своих собственных изменений в результате развития учебной деятельности.
Анализ психологических достижений ребенка младшего школьного возраста особенно убедительно показывает зависимость психического развития ребенка от содержания и методов обучения. Если обучение строится в соответствии с принципами деятельностной теории учения, то уже к концу младшего школьного возраста формируются учебная деятельность и ее субъект.
· Теоретическое мышление, которое, в соответствии с теорией В.В. Давыдова, включает в себя:
1. содержательную рефлексию, т.е. поиск и рассмотрение значимых оснований собственных действий;
2. содержательный анализ, т.е. выделение существенного отношения из частных особенностей;
3. содержательную абстракцию, т.е. выделение частного из всеобщей основы;
4. содержательное планирование, т.е. построение системы возможных действий и определение оптимальности действия, соответствующего условиям задачи;
5. содержательное обобщение, т.е. открытие закономерности или взаимосвязи всеобщего с особенным и единичным.
Таким образом, все эти достижения и, особенно, поворот ребенка на самого себя («Кем я был?» и «Кем я стал?») в результате учебной деятельности свидетельствуют о переходе ребенка к следующему возрастному периоду – отрочеству. Младший школьный возраст завершает период детства.
ТЕМА 19(а): Мастерская по возрастной психологии на тему «Мир детства»
Тип урока:по дидактической цели – закрепление и обобщение знаний; по форме организации – педагогическая мастерская.
Цель:развивать познавательную активность студентов.
Задачи:
1. Закрепить и обобщить знания студентов о психологических особенностях возрастного периода детства.
2. Развивать рефлексию, умение выделять главное, работать в коллективе.
3. Воспитывать коммуникативность, творческую активность, педагогическую мотивацию.
Оборудование:видеофильм «Усатый нянь»; аудиозапись песни «Куда уходит детство?»; магнитофон; видеоаппаратура; карточки со стихотворением Э. Асадова «Воспитать человека» (по количеству групп).
Структура занятия:
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ:Всем, доброе утро! Сегодня мы с вами проведем педагогическую мастерскую. У Вас может возникнуть вопрос и, наверное, он уже возник: «Почему не урок, а мастерская?». На этот вопрос, я надеюсь, мы найдем ответ в конце нашего занятия. Тема нашей мастерской - «Мир детства». Я думаю, что Вы уже догадались, о чем мы сегодня будет идти речь. Ваши мысли.
ИНДУКТОР:Просмотр фрагмента из художественного фильма «Усатый нянь» и звучание песни «Куда уходит детство».
- Пожалуйста, вспомните свое детство. Ваши любимые игрушки, игры, праздники, песни, фильмы, секреты и мечты. Запишите их в тетради.
САМОКОНСТРУКЦИЯ:индивидуальная работа (студенты записывают свои воспоминания о детстве).
СОЦИОКОНСТРУКЦИЯ: внутри группы озвучивают свои воспоминания. Затем делают общую запись, что в их детстве было общего, а что различного.
СОЦИАЛИЗАЦИЯ В КЛАССЕ:Один из представителей группы озвучивает полученный коллективный результат.
СОЦИОКОНСТРУКЦИЯ:Вспомните и озвучьте внутри группы, что Вам было можно и, что было нельзя? Какие детские шалостей Вы запомнили из своего детства?
Внутри группы озвучивают свои воспоминания.
СОЦИАЛИЗАЦИЯ В КЛАССЕ:Один из представителей группы озвучивает полученный коллективный результат (делается запись на доске).
САМОКОНСТРУКЦИЯ: -Запишите у себя в тетради, какое наказание Вы считаете приемлемым за детские шалости.
СОЦИОКОНСТРУКЦИЯ:внутри группы озвучивают свои воспоминания.
СОЦИАЛИЗАЦИЯ В КЛАССЕ:Один из представителей группы озвучивает полученный коллективный результат (делается запись на доске).
СОЦИОКОНСТРУКЦИЯ:- Вспомните самое обидное и несправедливое наказание со стороны воспитателей и учителей, которое было у Вас в детстве и свои ощущения при этом.
СОЦИАЛИЗАЦИЯ В КЛАССЕ:Один из представителей группы озвучивает полученный коллективный результат. Выскажите, какие детские шалости, по Вашему мнению, можно простить, а какие нет. Объясните почему?
СОЦИОКОНСТРУКЦИЯ:Прочитайте стихотворение Э. Асадова и выскажите Ваше мнение по прочитанному. Озаглавьте его и придумайте свой вариант концовки стихотворения.
СОЦИАЛИЗАЦИЯ В КЛАССЕ:Один из представителей группы озвучивает полученный коллективный результат.
СОЦИОКОНСТРУКЦИЯ:- А сейчас Вам предлагается определить для себя роль (детей, воспитателей, родителей, студентов, учителей и т.п.); выбрать аудиторию, для которой Вы будите выступать; определить форму своей презентации (частушки, песня, стихотворение, памятка, докладная записка, реклама и т.д.) и составить текст для презентации созданного Вами текста. Вам предстоит защитить созданный текст, где потребуются все Ваши психолого-педагогические знания и умения, творчество и актерское мастерство. Помните, что форма презентации очень важна! Если вы сочинили частушки, то их надо петь. Если у Вас получилась реклама – рекламировать. Если Вы составили докладную записку – докладывать и т.д.
СОЦИАЛИЗАЦИЯ В КЛАССЕ:Презентация текста.
РЕФЛЕКСИЯ:- Почему не урок, а педагогическая мастерская? Что нового я узнал(а)? Изменилось ли мое представление о детстве?
1. Куда уходит детство, В какие города? И где найти мне средство, Чтоб вновь попасть туда? Оно уйдет не слышно, Пока весь город спит. И писем не напишет, И вряд ли позвонит. Припев: И зимой и летом Небывалых ждем чудес. Бродит детство где-то, Но не здесь, не здесь. И в сугробах белых И по лужам у ручья. Будет кто-то бегать, Но не я, не я. 2. Куда уходит детство, Куда ушло оно? Наверно в мир чудесный, Где каждый день кино. Где так же ночью синей Струится лунный свет. Но нам с тобой отныне Туда дороги нет. | 1. Куда уходит детство, В какие города? И где найти мне средство, Чтоб вновь попасть туда? Оно уйдет не слышно, Пока весь город спит. И писем не напишет, И вряд ли позвонит. Припев: И зимой и летом Небывалых ждем чудес. Бродит детство где-то, Но не здесь, не здесь. И в сугробах белых И по лужам у ручья. Будет кто-то бегать, Но не я, не я. 2. Куда уходит детство, Куда ушло оно? Наверно в мир чудесный, Где каждый день кино. Где так же ночью синей Струится лунный свет. Но нам с тобой отныне Туда дороги нет. |
1. Куда уходит детство, В какие города? И где найти мне средство, Чтоб вновь попасть туда? Оно уйдет не слышно, Пока весь город спит. И писем не напишет, И вряд ли позвонит. Припев: И зимой и летом Небывалых ждем чудес. Бродит детство где-то, Но не здесь, не здесь. И в сугробах белых И по лужам у ручья. Будет кто-то бегать, Но не я, не я. 2. Куда уходит детство, Куда ушло оно? Наверно в мир чудесный, Где каждый день кино. Где так же ночью синей Струится лунный свет. Но нам с тобой отныне Туда дороги нет. | 1. Куда уходит детство, В какие города? И где найти мне средство, Чтоб вновь попасть туда? Оно уйдет не слышно, Пока весь город спит. И писем не напишет, И вряд ли позвонит. Припев: И зимой и летом Небывалых ждем чудес. Бродит детство где-то, Но не здесь, не здесь. И в сугробах белых И по лужам у ручья. Будет кто-то бегать, Но не я, не я. 2. Куда уходит детство, Куда ушло оно? Наверно в мир чудесный, Где каждый день кино. Где так же ночью синей Струится лунный свет. Но нам с тобой отныне Туда дороги нет. |
Сколько написано в мире статей И сколько прочитано лекций умных О том, как воспитывать нам детей, Пытливых и добрых, смешных и шумных. Советы несутся со всех сторон: Пишут ученые и писатели, И методисты, и воспитатели, Иные из кожи аж лезут вон. Пишут о строгости и о такте, Что благо, а что для ребенка враг. Твердят, что воспитывать надо так-то, А вот по другому нельзя никак! Тысячи мнений, простых и сложных, Как разные курсы для корабля. О том, что воспитывать надо так-то. А вот по другому нельзя никак! Все верно, беда, коли мало знаний. И все-таки в этом ли только зло? А что, как успехов при воспитанье, Простите крамолу мою заранее. Добиться не так уж и тяжело?! Нет, беды не сами собой являются, Хотите вы этого, не хотите ли, И дети с пороками не рождаются, А плюсов и минусов набираются Все чаще от мудрых своих родителей. Все ждут, чтоб горели глаза ребят Незамутненно, светло и ясною И детям с утра до темна твердят, Что надо быть честным, что ложь ужасна. Но много ли веры внушеньям этим? Ведь если родители сами лгут, На службе и дома, и там и тут, Лгут просто, как будто бы воду пьют, Откуда же взяться правдивым детям?! И кто будет верить словам о том, Что вреден табак и спиртное тоже, Коль взрослые тонут в дыму сплошном И кто-то нарежется так вином, Что только у стенки стоять и может! А что для красот языка родного, То все хрестоматии – ерунда, Коль чадо от папочки дорогого Порой понаслышится вдруг такого, Что гаснут аж лампочки от стыда! | Сколько написано в мире статей И сколько прочитано лекций умных О том, как воспитывать нам детей, Пытливых и добрых, смешных и шумных. Советы несутся со всех сторон: Пишут ученые и писатели, И методисты, и воспитатели, Иные из кожи аж лезут вон. Пишут о строгости и о такте, Что благо, а что для ребенка враг. Твердят, что воспитывать надо так-то, А вот по другому нельзя никак! Тысячи мнений, простых и сложных, Как разные курсы для корабля. О том, что воспитывать надо так-то. А вот по другому нельзя никак! Все верно, беда, коли мало знаний. И все-таки в этом ли только зло? А что, как успехов при воспитанье, Простите крамолу мою заранее. Добиться не так уж и тяжело?! Нет, беды не сами собой являются, Хотите вы этого, не хотите ли, И дети с пороками не рождаются, А плюсов и минусов набираются Все чаще от мудрых своих родителей. Все ждут, чтоб горели глаза ребят Незамутненно, светло и ясною И детям с утра до темна твердят, Что надо быть честным, что ложь ужасна. Но много ли веры внушеньям этим? Ведь если родители сами лгут, На службе и дома, и там и тут, Лгут просто, как будто бы воду пьют, Откуда же взяться правдивым детям?! И кто будет верить словам о том, Что вреден табак и спиртное тоже, Коль взрослые тонут в дыму сплошном И кто-то нарежется так вином, Что только у стенки стоять и может! А что для красот языка родного, То все хрестоматии – ерунда, Коль чадо от папочки дорогого Порой понаслышится вдруг такого, Что гаснут аж лампочки от стыда! |
Как быть? Да внушать можно то и се, А средство, по-моему, всем по росту, Тут все очень сложно и очень просто! Будьте Хорошими. Вот и все! | Как быть? Да внушать можно то и се, А средство, по-моему, всем по росту, Тут все очень сложно и очень просто! Будьте Хорошими. Вот и все! |
Как быть? Да внушать можно то и се, А средство, по-моему, всем по росту, Тут все очень сложно и очень просто! Будьте Хорошими. Вот и все! | Как быть? Да внушать можно то и се, А средство, по-моему, всем по росту, Тут все очень сложно и очень просто! Будьте Хорошими. Вот и все! |
Как быть? Да внушать можно то и се, А средство, по-моему, всем по росту, Тут все очень сложно и очень просто! Будьте Хорошими. Вот и все! | Как быть? Да внушать можно то и се, А средство, по-моему, всем по росту, Тут все очень сложно и очень просто! Будьте Хорошими. Вот и все! |
Как быть? Да внушать можно то и се, А средство, по-моему, всем по росту, Тут все очень сложно и очень просто! Будьте Хорошими. Вот и все! | Как быть? Да внушать можно то и се, А средство, по-моему, всем по росту, Тут все очень сложно и очень просто! Будьте Хорошими. Вот и все! |
ТЕМА 19(б): «Психология младшего школьника».
Тип урока:контрольно-практический (закрепление, обобщение и применение знаний).
Цель:способствовать совершенствованию психологической грамотности будущих молодых специалистов.
Задачи:
1. Повторить, обобщить, систематизировать и проверить знания учащихся по пройденной теме.
2. Развивать умение аргументировано отвечать на поставленные вопросы, решать педагогические ситуации.
3. Воспитывать стремление к получению психологических знаний и умений.
Оборудование: контрольно-оценочные задания в двух вариантах по количеству учащихся.
Структура урока:
I часть:постановка цели и задач контрольно-проверочной работы; разбор предлагаемых заданий.
II часть:самостоятельная работа студентов.
III часть:задание на дом.
Д./з.: составить рекомендации учителю начальной школы на развитие познавательных процессов в ходе учебно-воспитательного процесса.
ТЕМА 20: «Подростковый возраст. Классические исследования подросткового возраста».
Тип урока: лекция (усвоение новых знаний).
Цель:познакомить студентов с классическими исследованиями подросткового возраста в зарубежной и отечественной психологии.
Задачи:
1. Раскрыть основные теории подросткового возраста в зарубежной и отечественной возрастной психологии.
2. Развивать умение конспектировать лекционный материал, отбирая для записи самое существенное и значимое.
3. Воспитывать интерес к познанию детской психики.
Литература:Л.Д. Столяренко. Психология для колледжа.
Структура урока:
I часть:постановка цели и задач урока.
II часть:лекция по плану:
1. Классические исследования подросткового возраста начала XX в.
2. Классические исследования подросткового возраста во второй половине XX в.
3. Исследование подросткового возраста в отечественной психологии.
III часть:подведение итога учебного занятия.
Д./з.:материал учебного занятия.
ТЕМА 20: «Подростковый возраст. Классические исследования подросткового возраста».
Вопросы:
1. Классические исследования подросткового возраста начала XX в.
2. Классические исследования подросткового возраста во второй половине XX в.
3. Исследование подросткового возраста в отечественной психологии.
Лекция.