Изолированное произношение гласных звуков
Упражнения целесообразно начинать с йотированных звуков (я, е, ю, ё), затем отрабатывать гласные (а, о, у, э, и, ы).
Упражнение 1
Беззвучно проартикулируйте гласный звук.
А(я) — рот широко открыт, язык лежит спокойно на дне полости рта, касаясь кончиками нижних зубов.
О(ё) — рот полуоткрыт, губы округлены, язык несколько оттянут назад, спинка языка слегка поднята.
У(ю) — губы сильно вытянуты вперед трубочкой, язык оттянут несколько назад, задняя часть спинки языка высоко поднята к небу.
Э(е) — рот полуоткрыт, язык лежит спокойно. Расстояние между зубами равно ширине одного пальца.
Ы — язык отодвинут назад, рот приоткрыт.
И — рот слегка раскрыт, губы несколько растянуты, как в улыбке.
Упражнение 2
Звук произносите шепотом и с присоединением голоса мягко, негромко. Сила голоса должна быть одинаковой от начала до конца звучания. Рот оставляйте в состоянии активной артикуляции на протяжении всего произнесения.
Упражнение 3
Четко артикулируя, произнесите слитно и длительно гласные:
• начните тихим голосом и постепенно усиливайте до громкого звучания;
• постепенно ослабляйте звук от громкого до тихого;
• чередуйте интенсивность звука (тихо, громко, тихо).
Обращайте внимание на ровное распределение выдоха.
Упражнение 4
Напевайте колыбельную: полунапевно произносите гласный звук, изменяя высоту голоса:
и т.д.
«Раскачав» гласный, «бросайте» вверх без напряжения.
и т. д.
Сочетание гласных звуков
В предлагаемых упражнениях отрабатывается слитность, длительность произнесения, широта звучания нескольких гласных звуков. Два или несколько звуков нужно произносить на одном выдохе, как один длинный звук с активной артикуляцией. Сочетания из двух и более гласных звуков создают условия для оптимальной тренировки голоса.
Упражнение 1
Произносите на плавном выдохе слитно и длительно сочетания из двух, трех, четырех и более гласных звуков. Произнесение звукосочетаний потребует более длительного выдоха, поэтому воздуха нужно брать столько, чтобы не ощущать его нехватки.
Упражнение 2
Сочетания из двух-трех и более гласных повторите два—шесть раз слитно, как будто непрерывно произносите один звук.
2 раза аэаэ аэоаэо
3 раза аэаэаэ аэоаэоаэо
4 раза аэаэаэаэ аэоаэоаэоазо и т.д.
Запишите составленные вами варианты сочетаний и отрабатывайте их.
Упражнение 3
В непрерывной линии звучания всех гласных выделите обозначенный звук большей длительностью, но без нажима, плавно сливая его с последующими.
У о а э и ы у О а э и ы у о А э и ы
у о а Э и ы у о а э И ы у о а э и Ы
а И и И у И ы о И э И и а И о И у И э
Затем, ощущая единую линию звучания, мягко произносите гласные с небольшими паузами, ритмично выдыхайте.
У — О — А — Э — Ы — У
Упражнение 4
Соедините в единую линию звучания сочетания гласных со звуком у.
у у о у у а у у э у у и у у ы у у.
Перейдите на речевой способ произнесения гласных:
уО! уА! уЭ! уИ! уЫ!
Упражнение5
В сочетаниях из двух—шести гласных выделяйте ударный звук большей громкостью звучания.
Вариант 1: аэ аэоу аэоуыи
аэо аэоуы и др.
Вариант 2: аэоуыи аэоуыи аэоуыи
аэоуыи аэоуыи аэоуыи и др.
Следите за соблюдением правил речевого дыхания и четкой артикуляцией.
Упражнение 6
Повышайте и понижайте высоту голоса при произнесении сочетаний из двух и трех гласных звуков.
Упражнение 7
Произносите ряд гласных звуков со сменой ударения и изменением темпа произнесения.
Выделяйте ударный звук большей громкостью звучания:
а о у ы э и
а о у ы э и
а о у ы э и
Убыстряйте и замедляйте темп произнесения:
а о у ы э и
а о у ы э и
а о у ы э и