Методы и стратегии психологического консультирования
В психологическом консультировании могут быть использованы различные методы работы с клиентом:
Метод психодиагностического тестирования - метод, позволяющий получить качественную и количественную информацию о психических процессах, состояниях и свойствах личности. Метод применяется при недостатке информации об индивидуальных особенностях и психологических проблемах консультируемого. Проективные тесты способствуют выявлению скрытых мотивов и установок.
Метод динамического наблюдения - метод, позволяющий получать непосредственную психологическую информацию о реакциях, состояниях и личностных особенностях. Психолог при этом выступает в качестве эксперта и может целенаправленно моделировать проблемные ситуации в ходе беседы. Следует обращать внимание на тон речи, манеру общения и невербальные реакции, вегетативные проявления, детали внешности, одежды, психомоторные реакции и т.д.
Метод эмоционального заражения - метод, предполагающий прямую целенаправленную передачу эмоционального состояния психолога консультируемому. Это необходимо для коррекции психического состояния, формирования наилучшей для успешного взаимодействия психологической атмосферы, повышения самооценки клиента. Для овладения этим методом психологу необходимо развивать эмпатию, умение концентрировать, выражать и контролировать свои эмоции.
Метод внушения - метод, состоящий в малоаргументированном словесном воздействии на клиента с целью изменения его мнений, установок и отношений. Эффективность воздействия основана на авторитете психолога-консультанта. Внушение целесообразно применять для снятия психологических защит и преодоления прямого сопротивления клиента в ходе беседы. Метод является “резервным” и применяется, когда другие возможности воздействия на клиента исчерпаны. Наиболее уместно использование метода в стадии совместной интерпретации.
Метод убеждения - метод, состоящий в развернутой логической аргументации приводимых доводов и положений, передаваемых на фоне уравновешенного эмоционального состояния человека. Метод можно считать базовым для всех фаз и стадий консультирования. Успешное владение этим методом предполагает хорошее развитие образного и абстрактного мышления, долговременной памяти и внимания. Кроме того, необходимо правильно понимать и интерпретировать высказывания клиента, находить с ним “общий язык”, т.е. обладать определенной коммуникативной компетентностью.
Метод психологического информирования - метод, применяющийся с целью повышения психологической компетентности (грамотности) клиента в области обсуждаемых проблем. Этот метод по сути является мини-лекцией в процессе консультации. Предлагаемые разъяснения должны быть простыми по форме, а по содержанию приближены к конкретным жизненным ситуациям клиента. Метод может применяться на всех стадиях процесса консультирования, кроме фазы “исповеди”.
Метод художественных аналогий - метод, предназначенный для косвенного воздействия на мировоззренческие установки, стереотипы, мнения клиента. Суть этого метода состоит в привлечении конкретных случаев из практики, жизни, анекдотов, примеров из художественной литературы, притч, сказок, пословиц и поговорок. Это дает возможность клиенту взглянуть на похожую проблему как бы со стороны, часто с неожиданной и даже юмористической. В результате снижается субъективная значимость проблемы и ложное ощущение ее уникальности. Кроме того, удается разрядить излишне напряженную атмосферу беседы. Метод может применяться на всех стадиях консультирования.
Метод мини-тренинга - метод, состоящий в формировании необходимых конкретных навыков у клиента путем кратковременных тренировок, органично включаемых в процесс консультирования. Например, психолог предлагает клиенту “проиграть” сутацию конфликта с какой-либо значимой для него личностью, после этого обсуждаются ошибки и ограничения в поведении клиента. Метод рекомендуется применять на стадии “расширения целей”, когда клиент осознает дефицит определенных психологических умений и навыков и желает немедленно его восполнить. Этому методу может предшествовать или сопутствовать метод информирования.
Современные методы психотерапии вполне применимы для работы с практически здоровыми людьми, поэтому могут включаться в процедуру консультирования. Их выбор зависит от квалификации и практического опыта психолога-консультанта. Возможно использование отдельных техник рациональной психотерапии, гипноза, клиент-центрированной терапии, психоанализа, позитивной психотерапии, гештальт-терапии, поведенческой психотерапии и других. Цель использования этих техник состоит в коррекции отдельных невротических проявлений и профилактике психических отклонений.
Беседа - это неформальный метод оценки или прояснения области проблемы. Консультант задает вопросы о данной области, а клиент отвечает. Это продолжается до тех пор, пока не будет собрано достаточно информации, или область прояснится.
Беседу можно применять в консультирование для нескольких целей:
· Чтобы выявить заряженные области для последующей работы.
· Чтобы сузить область и затем применить к ней более конкретную технику.
· Как самостоятельный процесс, чтобы прояснить область для клиента.
Тема 3.3. Условия организации отношений «клиент – консультант»
Вопросы лекции
1. Особенности консультативного контакта в различных концептуальных моделях.
2. Общая характеристика свойств и личностных качеств консультанта.
3. Позиция консультанта по отношению к клиенту.
4. Типология клиентов.