Сферы профессиональной деятельности
Согласно типологии личности американского психолога Дж. Холланда, различают шесть психологических типов людей: реалистический, интеллектуальный, социальный, конвенциональный (стандартный), предприимчивый, артистичный. Каждый тип характеризуется определёнными особенностями темперамента, характера и т.д. В связи с этим определённому психологическому типу личности соответствуют профессии, в которых человек может достичь наибольших успехов.
Цель занятия.Определение типа личности по методике Дж.Холланда.
Инструкция.«Предположим, что после соответствующего обучения вы сможете работать по любой специальности. Однако если бы вам пришлось выбирать только из двух возможностей, что бы вы предпочли? Обведите кружком выбранный вами ответ в регистрационном бланке».
Обработка результатов.В регистрационном бланке подсчитывается количество отмеченных ответов по каждому столбцу в отдельности. Полученные числовые значения характеризуют выраженность определённого типа личности по классификации Дж. Холланда:
1-й столбец - реалистический;
2-й столбец - интеллектуальный тип;
3-й столбец - социальный тип;
4-й столбец - конвенциальный тип;
5-й столбец - предприимчивый тип;
6-й столбец - артистический тип.
Анализ полученных данных производится путём выделения столбца, содержащего наибольшее количество отмеченных ответов, соответствующего определённому типу личности по Дж. Холланду:
1. Реалистический тип.«Мужской» тип. Обладает высокой эмоциональной стабильностью, ориентирован на настоящее. Предпочитает заниматься конкретными объектами и их использованием. Выбирает занятия, требующие моторных навыков (постоянное движение), ловкости. Отдаёт предпочтение профессиям с конкретными задачами: механик, водитель, инженер, агроном и т.п. Характерны невербальные, способности, развитые моторные навыки, пространственное воображение (чтение чертежей). Имеет шансы добиться успеха в таких областях, как физика, экономика, кибернетика, химия, спорт.
2. Интеллектуальный тип.Характерны аналитический ум, независимость и оригинальность суждений. Преобладают теоретические и эстетические ценности. Ориентируется на решение интеллектуальных творческих задач. Чаще выбирает научные профессии. Структура интеллекта гармонична: развиты вербальные и невербальные способности. Характеризуется высокой активностью, но в деятельности на общение не настроен. В беседах чаще является передатчиком информации, в основном - интроверт. Наиболее предпочтительные сферы деятельности: математика, география, геология, творческие профессии.
3. Социальный тип. Отличается выраженными социальными умениями (умением общаться, стремлением к лидерству, потребностями в многочисленных социальных контактах). Независим от окружающих, с успехом приспосабливается к обстоятельствам. Эмоционален и чувствителен. В структуре интеллекта выражены вербальные способности. Отличается стремлением поучать и воспитывать окружающих, способностью к сопереживанию и сочувствию. Наиболее предпочитаемые сферы деятельности: психология, медицина, педагогика.
4. Конвенциальный тип.Отдает предпочтение структурированной деятельности, работе по инструкции, определённым алгоритмам. Имеются способности к переработке конкретной, рутинной (цифровой) информации. Подход к проблемам носит стереотипный характер. Черты характера: консерватизм, подчинённость, зависимость. В поведении и общении придерживается стереотипов, хорошо следует обычаям. Слабый организатор и руководитель. Чаще преобладают невербальные (особенно счётные) способности. Наиболее предпочтительны такие специальности, как бухгалтер, финансист, товаровед, экономист, делопроизводитель, машинистка, канцелярский служащий.
5. Предприимчивый тип.Выбирает цели и задачи, позволяющие проявить энергию, импульсивность, энтузиазм. Чертами характера являются: стремление к лидерству, потребность в признании, предприимчивость, некоторая агрессивность. Предпочитает задачи, связанные с руководством, личным статусом. В структуре интеллекта преобладают вербальные способности. Не нравятся занятия, требующие усидчивости, большого труда, моторных навыков, концентрации внимания. Эти особенности наиболее плодотворно реализуются в таких профессиях, как дипломат, репортёр, менеджер, директор, брокер, кооператор.
6. Артистический тип.В отношениях с окружающими опирается на своё воображение и интуицию. Присущ эмоционально сложный взгляд на жизнь. Черты характера: независимость в принятии решений, гибкость, оригинальность мышления. Обычно не живёт по правилам и традициям. Предпочитает занятия творческого характера: музицирование, рисование, деятельность в области гуманитарных наук. Хорошо развито восприятие и моторика. Высокий уровень экстравертированности. В структуре интеллекта преобладают вербальные способности. Наиболее предпочтительные сферы деятельности: история, филология, искусство.
Опросник Дж. Холланда
1а Инженер-технолог | 16 Конструктор | ||
2а Завуч по внеклассной работе | 26 Председатель профсоюзного комитета | ||
За Дизайнер | 36 Чертёжник | ||
4а Учёный-химик | 46 Бухгалтер | ||
5 а Политический деятель | 56 Писатель | ||
6а Повар | 66 Наборщик | ||
7 а Адвокат | 76 Редактор научного журнала | ||
8а Воспитатель | 86 Художник по керамике | ||
9а Вязальщик | 96 Санитарный врач | ||
10а Нотариус | 106 Снабженец | ||
11а Переводчик художественной | 116 Лингвист | ||
литературы | |||
12а Педиатр | 126 Статистик | ||
13а Заведующий магазином | 136 Фотограф | ||
14а Философ | 146 Психиатр | ||
15а Оператор ЭВМ | 156 Карикатурист | ||
16а Садовник | 166 Метеоролог | ||
17а Учитель | 176 Командир отряда | ||
18а Художник по металлу | 186 Маляр | ||
19а Гидролог | 196 Ревизор | ||
20а Заведующий хозяйством | 206 Дирижёр | ||
21а Инженер-электронщик | 216 Секретарь-машинистка | ||
22а Главный зоотехник | 226 Зоолог | ||
23 а Спортивный врач | 236 Фельетонист | ||
24а Водитель троллейбуса | 246 Медсестра | ||
25а Копировщик | 256 Директор | ||
26а Архитектор | 266 Математик | ||
27а Работник детской комнаты | 276 Счетовод | ||
милиции | |||
28а Председатель колхоза | 286 Агроном-семеновод | ||
29а Биолог | 296 Офтальмолог | ||
30а Архивариус | 306 Скульптор | ||
31а Стенографист | 316 Логопед | ||
32а Экономист | 326 Заведующий магазином | ||
33а Научный работник музей | 336 Консультант | ||
34а Корректор | 346 Критик | ||
35а Радиооператор | 356 Специалист по ядерной физике | ||
36а Врач | 366 Дипломат | ||
37а Актёр | 376 Телеоператор | ||
38а Археолог | 386 Эксперт | ||
39а Закройщик-модельер | 396 Декоратор | ||
40а Часовой мастер | 406 Монтажник | ||
41а Режиссёр | 416 Учёный | ||
42а Психолог | 426 Поэт | ||
Бланк для ответов
Ф.И.О.__________________________________________________________
Дата ____________________________________________________________
1а | 1б | 2а | 2б | 3а | |
3б | 4а | 4б | 5а | 5б | |
6а | 6б | 7а | |||
7б | 8а | 8б | |||
9а | 9б | 10а | 10б | 11а | |
11б | 12а | 12б | 13а | ||
13б | 14а | 14б | 15а | 15б | |
16а | 16б | 17а | 17б | 18а | |
18б | 19а | 19б | 20а | 20б | |
21а | 21б | 22а | |||
22б | 23а | 23б | |||
24а | 24б | 25а | 25б | 26а | |
26б | 27а | 27б | 28а | ||
28б | 29а | 29б | 30а | 30б | |
31а | 31б | 32а | 32б | ||
33а | 33б | 34а | 34б | ||
35а | 35б | 36а | 36б | 37а | |
37б | 38а | 38б | 39а | 39б | |
40а | 40б | 41а | |||
41б | 42а | 42б | |||