Субъективная эффективность эколого-психологического тренинга
хорошо иллюстрируется выдержками из отзывов участников о проведенных тренингах (группы учителей латвийского г.Даугав-пилса и пос. Черноголовка Московской области).
«Для нас участие в этом тренинге дало возможность увидеть окружающий мир другими глазами, приблизиться к природе, почувствовать ее незащищенность».
«Тренинг помог выйти за рамки стереотипов, посмотреть на проблему экологического воспитания с новой, неожиданной стороны. Тренинг помогает раскрыть и реализовать творческие возможности участников, способствует формированию активной позиции, нравственному отношению к природе, ответственности за свои действия... У участников тренинга формируется причастность к тому, что происходит в природе».
«Для меня экологический тренинг — это труд, радость, познание себя, праздник! Иногда возникали очень интересные моменты, когда
методические лспекты психолого-педагогической коррекции 409
переосмысливаешь свое отношение к окружающему живому миру... Оказывается, человеку совсем немного нужно, чтобы почувствовать радость, удовлетворение!»
«Удалось пересмотреть для себя некоторые ценности, задуматься о моем положении в мире природы. Мне кажется, что она стала мне ближе. Растения и животные— это мои собратья, а я, как и они, могу быть сильной и слабой... Занятия помогли мне раскрепоститься, научиться высказывать сокровенное, фантазировать, вживаться в образы».
«Эко-тренинг может быть (и должен стать!) частью семейного воспитания. Часть тренинга — обсуждение — способствует пониманию другого и самого себя, взаимно обогащает. Разговоры, беседы о мире природы снимают напряжение, мир воспринимаешь с меньшей степенью агрессии! Тренинг позволяет сконцентрировать и выразить в рисунке мысли, ощущения, переживания и т.д. Приходит осознание того, что природа — это духовная ценность, необходимость».
«В процессе тренинга его участники задают себе вопросы, которые являются важнейшими для каждого человека, но о которых мы забываем в повседневной жизни... Я думаю, что главное в этом тренинге то, что он позволяет каждому из участников вдруг почувствовать себя Человеком, ответственным за свою планету, оторваться от повседневных забот, которые кажутся теперь не такими уж и
значительными».
Следует, однако, отметить, что эффективность разработанной нами коррекционной методики ставится под сомнение И.В.Романовым (1996), который считает, что действие механизмов идентификации с природным объектом и «переноса на него уже сформированных образований» (эмпатии), лежащих в ^снове многих упражнений, ограничивается «искусственной, лабораторной ситуацией, в которую попадает участник». По мнению И.В.Романова, «в случае экологического тренинга, основанного на парадигме включенности и взаимосвязи, такая ситуация становится особенно неадекватной. Первый механизм - - игровая идентификация с природным объектом --не дает непосредственного чувственного опыта с ним... Второй механизм — перенос уже существующего личностного отношения на природный объект... — приводит к тому, что объект вырывается из контекста природных взаимосвязей и включается в контекст уже существующих отношений личности. Следствие — потеря природной специфики, в определенном смысле — "смерть" объекта в его уникальности» (с. 139).
И.В.Романов предлагает поместить личность в реальную экострук-туру, в условия напряженного и личностно значимого взаимодейст-