Субъективная эффективность эколого-психологического тренинга

хорошо иллюстрируется выдержками из отзывов участников о проведенных тренингах (группы учителей латвийского г.Даугав-пилса и пос. Черноголовка Московской области).

«Для нас участие в этом тренинге дало возможность увидеть окружающий мир другими глазами, приблизиться к природе, почув­ствовать ее незащищенность».

«Тренинг помог выйти за рамки стереотипов, посмотреть на про­блему экологического воспитания с новой, неожиданной стороны. Тренинг помогает раскрыть и реализовать творческие возможнос­ти участников, способствует формированию активной позиции, нравственному отношению к природе, ответственности за свои дей­ствия... У участников тренинга формируется причастность к тому, что происходит в природе».

«Для меня экологический тренинг — это труд, радость, познание себя, праздник! Иногда возникали очень интересные моменты, когда

методические лспекты психолого-педагогической коррекции 409

переосмысливаешь свое отношение к окружающему живому миру... Оказывается, человеку совсем немного нужно, чтобы почувствовать радость, удовлетворение!»

«Удалось пересмотреть для себя некоторые ценности, задумать­ся о моем положении в мире природы. Мне кажется, что она стала мне ближе. Растения и животные— это мои собратья, а я, как и они, могу быть сильной и слабой... Занятия помогли мне раскрепос­титься, научиться высказывать сокровенное, фантазировать, вжи­ваться в образы».

«Эко-тренинг может быть (и должен стать!) частью семейного воспитания. Часть тренинга — обсуждение — способствует пони­манию другого и самого себя, взаимно обогащает. Разговоры, беседы о мире природы снимают напряжение, мир воспринимаешь с меньшей степенью агрессии! Тренинг позволяет сконцентрировать и выра­зить в рисунке мысли, ощущения, переживания и т.д. Приходит осоз­нание того, что природа — это духовная ценность, необходимость».

«В процессе тренинга его участники задают себе вопросы, кото­рые являются важнейшими для каждого человека, но о которых мы забываем в повседневной жизни... Я думаю, что главное в этом тре­нинге то, что он позволяет каждому из участников вдруг почувство­вать себя Человеком, ответственным за свою планету, оторваться от повседневных забот, которые кажутся теперь не такими уж и

значительными».

Следует, однако, отметить, что эффективность разработанной нами коррекционной методики ставится под сомнение И.В.Рома­новым (1996), который считает, что действие механизмов иденти­фикации с природным объектом и «переноса на него уже сформированных образований» (эмпатии), лежащих в ^снове мно­гих упражнений, ограничивается «искусственной, лабораторной си­туацией, в которую попадает участник». По мнению И.В.Романова, «в случае экологического тренинга, основанного на парадигме вклю­ченности и взаимосвязи, такая ситуация становится особенно не­адекватной. Первый механизм - - игровая идентификация с природным объектом --не дает непосредственного чувственного опыта с ним... Второй механизм — перенос уже существующего лич­ностного отношения на природный объект... — приводит к тому, что объект вырывается из контекста природных взаимосвязей и включает­ся в контекст уже существующих отношений личности. Следствие — потеря природной специфики, в определенном смысле — "смерть" объекта в его уникальности» (с. 139).

И.В.Романов предлагает поместить личность в реальную экострук-туру, в условия напряженного и личностно значимого взаимодейст-


Наши рекомендации