Модель образования причастия настоящего времени
действительного залога (Participium praesentis actīvi)
основа инфекта | - nt/ - ns (I, II спр.) - ent/ - ens(III, IV спр.) |
Таблица образования Participium praesentis actīvi
инфинитив | тип спр. | основа инфекта | суффиксы | пример | перевод | |
I, II | III, IV | |||||
damnāre | I | damna | ns | damnans, damnantis | осуждающий | |
debĕre | II | debē | ns | - | debens, debentis | обязывающий |
dicĕre | III | dic | - | ens | dicens, dicentis | говорящий |
punīre | IV | puni | - | ens | puniens, punientis | наказывающий |
N.B.! Причастия согласуются с существительными в роде, числе и падеже. Они склоняются как существительные III склонения практически любой разновидности, но чаще всего согласной.
Модель образования причастия прошедшего времени
Пассивного залога (Participium perfecti passivi)
основа супина | + | окончания I и II склонения |
Модель образования Participium perfecti passīvi
инфинитив тип спр. | 3-я словарная форма | основа супина | оконч. I, II скл. | пример | перевод |
damnāre I | damnātum | damnat | us, a, um | damnātus, a, um | осуждённый, ая, ое |
debēre II | debitum | debit | us, a, um | debitus, a, um | обязанный, ая, ое |
scribĕre III | scriptum | script | us, a, um | scriptus, a, um | написанный, ая, ое |
punīre IV | punītum | punit | us, a, um | punītus, a, um | наказанный, ая, ое |
N.B.! Причастия склоняются подобно существительным I и II склонений (см. оконч. I и II скл.)
Модель образования причастия будущего времени
действительного залога (Participium futūri actīvi)
Инфини-тив, тип спр. | 3-я словарная форма | основа супина | суф. | оконч. I, II скл. | пример | перевод |
damnāre I | damnātum | damnat | ur | us, a, um | damnatūrus, a, um | намериваю-щийся, ая, ее осудить |
docēre II | doctum | doct | ur | us, a, um | doctūrus, a, um | готовый, ая, ое обучить |
scribĕre III | scriptum | script | ur | us, a, um | scriptūrus, a, um | собираю- щийся, ая, ее написать |
punīre IV | punītum | punit | ur | us, a, um | punitūrus, a, um | намериваю-щийся, ая, ее наказать |
N.B.! Причастия склоняются как прилагательные I и II склонения.
P.S. Не забудьте выполнить все задания урока № 7 из учебного пособия Зазорнова М.Е., Ульянова И.Л. Латинский язык. – М., 2009.
Установочная инструкция № 15
Система местоимений: личные, возвратное, указательные,
Относительные, вопросительные, определительные
ü Изучите внимательно § 11 таблицы местоимений по учебному пособию Зазорнова М.Е., Ульянова И.Л. Латинский язык. – М., 2009.
ü Запомните их формы, выучив сначала склонение в ед.ч. (Sg.), затем в мн.ч. (Pl.).
N.B.! ● У личных местоимений нет 3-го лица ед.ч., его заменяет указательное местоимение. Формы косвенных падежей встречаются чаще, чем формы Nom. Sg.
· Возвратное местоимение употребляется только для обозначения 3-го лица.
· Указательные местоимения могут употребляться в значении 3-го лица.
· Предлог «cum» употребляется с относительным местоимением слитно и пишется после него: quōcum – с которым, quācum – с которой, quibuscus - с которыми.
· Местоимения quis кто? quid Что изменяются только в единственном числе.
· Предлог cum употребляется с вопросительными местоимением qui? quae? quod? Слитно и пишется после него: quōcum? с которым, quācum? с которой quibuscum? с которыми
P.S. После тщательного изучения данной темы, приступайте к выполнению тренировочных упражнений и контрольных заданий в полном соответствии с методическим пособием Махнёва В.П., Абрамова Е.К. Латинский язык. – Оренбург, 2010.
Установочная инструкция № 16
Герундий. Герундив
После тщательного изучения данной грамматической темы, приступайте к составлению следующих таблиц:
Модель образования герундия
Основа инфекта | + | Суффиксы -nd- I, II спр. -end- III, IV спр. | + | Окончание II склонения ед.ч. косвенных падежей |
Образование герундия
Инфини- тив | тип спр. | Основа инфекта | суффикс | Падеж-ные оконч. | пример | перевод | |
I, II | III, IV | ||||||
damnāre | I | damna | nd | - | i o um o | damnandi damnando damnandum damnando | осуждения осуждению для осуждения осуждением осуждая |
docēre | II | doce | nd | - | i o um o | docendi docendo docendum docendo | обучения обучению для обучения обучением обучая |
corrigĕre | III | corrig | - | end | i o um o | corrigendi corrigendo corrigendum corrigendo | исправления исправлению для исправления исправлением исправляя |
punīre | IV | puni | - | end | i o um o | puniendi puniendo puniendum puniendo | наказания наказанию для наказания наказанием наказывая |