Для обучающихся к практическим занятиям
по дисциплине «Общая психология с практикумом»
для специальности 030401– Клиническая психология
(очная форма обучения)
Красноярск
20__
УДК
ББК
С
Сборник методических указаний для обучающихся к практическим занятиям по дисциплине «Общая психология с практикумом» для специальности 030401 – Клиническая психология (очная форма обучения) / сост. И.О. Логинова, Т.И. Сердюк, Ю.В. Живаева, Е.И. Чернова. – Красноярск: тип. КрасГМУ, 20__ – __с.
Составители: д. псх. н., доцент Логинова И.О.
асс. Сердюк Т.И.
ст. преподав. Живаева Ю.В.
преподав. Чернова Е.И.
Сборник методических указаний к практическим занятиям предназначен для аудиторной работы обучающихся. Составлен в соответствии с ФГОС ВПО 2011 г. по специальности 030401 – Клиническая психология (очная форма обучения), рабочей программой дисциплины (20__г.) и СТО СМК 4.2.01-11.Выпуск 3.
Рекомендован к изданию по решению ЦКМС (Протокол №__ от «___»__________20__).
КрасГМУ
20__г.
Занятие № 1
Тема: «Общая характеристика психологии как науки».
2. Форма организации занятия: лабораторное занятие.
3. Значение изучения темы.формирование представлений о психологии как науке, понимания специфичности и уникальности психологического знания, закрепление базовых предметных категорий, позволяющее включаться в профессиональное сообщество, формирование профессиональной ментальности, становление профессиональной позиции.
4. Цели обучения:
- общая: способность и готовность к пониманию значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; совершенствованию и развитию общества на принципах гуманизма, свободы и демократии (ОК-1); способность и готовность к владению навыками анализа своей деятельности и умению применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции (для оптимизации) собственной деятельности и психического состояния (ОК-2).
- учебная: знать историю возникновения и развития гуманистических оснований психологической науки, природу человеческой психологии, о ее специфику, структуру, феноменологию, динамику, развитие; уметь анализировать различные теоретические и методологические позиции, формулировать на основе теоретических данных умозаключения относительно собственной позиции на природу человека; владеть навыками анализа различных теоретических и методологических позиций, навыками изучения научной литературы и официальных статистических обзоров.
5. План изучения темы:
5.1. Контроль исходного уровня знаний:
Не предусмотрен.
Основные понятия и положения темы.
1. Как бы Вы объяснили следующие факты житейской и научной психологии:
1) выпускники психологических факультетов отмечают, что они не отличаются от непсихологов способностью понимать других людей, умением строить, поддерживать и развивать межчеловеческие отношения;
2) медицинские психологи и психиатры утверждают, что стабильный процент среди молодых пациентов психиатрических клиник составляют студенты факультетов психологии;
3) стал хрестоматийным факт отрицательного отношения Ф.М.Достоевского и А.С.Макаренко к психологии; в то же самое время одного называют гениальным писателем-психологом, а другого – гениальным педагогом-психологом.
2. Известномунемецкому психологу XIX в. Герману Эббингаузу принадлежит афоризм: «Психология имеет долгое прошлое и краткую историю». Как можно понимать данный афоризм?
5.3. Самостоятельная работа по теме:
4. В представленных текстах (приложение 1) выделить понятие психологии как отрасли науки, ее существенные характеристики. Указать, к какой отрасли психологии может быть отнесено данное определение.
5. В представленных высказываниях (приложение 2) выделите предмет психологического исследования, соотнесите его с отраслью психологии.
6. Используя выдержки работы Л.С.Выготского «Исторический смысл психологического кризиса» (приложение 3) дайте определение общей психологии.
5.4. Итоговый контроль знаний:
Не предусмотрено.
Домашнее задание для уяснения темы занятия.
Не предусмотрено.