Деструктивные способы разрешения супружеских конфликтов
Деструктивное разрешение: через отчуждение, конфронтацию, открытое столкновение или ссору. Часто это переводится в скрытый законсервированный конфликт.
В. Сатир: в дисгармоничных семьях часта двусмысленность общения, и люди неосознанно часто руководствуются следующими представлениями:
-У меня низкая самооценка, я уверен, что плохой, потому что я чувствую себя таким.
-Я боюсь за-деть чувства другого человека.
-Я боюсь, что другой человек отомстит мне.
-Я боюсь разрыва наших отношений.
-Я не хочу навязываться.
-Я равнодушен ко всему, кроме самого себя, другой человек и взаимоотношения с ним не имеют для меня никакого значения.
По ее мнению, неуспешное общение происходит часто из-за:
· неподходящей дистанции;
· расхождения между интонациями и содержанием слов
· воспоминаний, которые глушат настоящее и не позволяют ему «наступить»
· неадекватного ракурса (по привычке – снизу вверх, сверху вниз – родом из детства)
· непонимания и нежелания понять другого, домысливания чужих идей
· недоговаривания, ожидания понимания с полуслова
· вкладывания разных смыслов
· интерпретаций
· оценок
4 типа дисгармоничного поведения по Сатир (везде есть внутреннее противоречие, двусмысленность).
1) Заискивающий (миротворец). Слова (согласие): Все, что ты хочешь – это хорошо; я здесь для того, чтобы сделать тебя счастливым! Тело: Я беспомощен! Внутри: Я ощущаю себя ничтожеством, без тебя я мертв, я ничто!
2) Обвинитель. Слова (несогласие): Ты никогда ничего не делаешь правильно! Что с тобой происходит? Тело: Я здесь главный! Внутри: Я одинок и несчастлив!
3) Расчетливый (компьютер). Слова (суперрациональные): Если внимательно приглядеться, заметить изуродованные тяжким трудом руки кого-нибудь из присутствующих! Тело: Я спокоен, холоден и собран. Внутри: Я чувствую себя уязвимым.
4) Отстраненный (безумный). Слова (неадекватные): не имеют смысла, на другую тему. Тело: Я нахожусь где-то еще. Внутри: Никто обо мне не заботится, здесь нет мне места.
Эйдемиллер, Юстицкис: Дезинтегрирующие способы решения семейных проблем (ситуаций, где должен быть найден выход):
1) Отказ от решения (конфликтное). Предпочитают дальнейшую борьбу за лидерство; стремление «не оказаться в дураках».
2) Взаимная уступка (конформистское). Умеряют свои претензии на ли-дерство-> отчасти недовольны. «Семейная жизнь: в чем-то я уступлю, в чем-то жена. Вот и семей-ное согласие…»
3) Отказ одного из супругов от притязаний на лидерство (ретритистское). Другой доволен, но что дать взамен? Тогда: 1 – безграничное самопожертвование, 2 – вера в то, что своим присутствием он уже делает всех счастливыми.
4) Прямая дезинтеграция. Все ведут себя, как счи-тают нужным, не связываясь друг с другом, ограничиваясь отношениях вне проблемной зоны. Главное – личная свобода.
Брак и супружество
Брак: 1) Исторически обусловленная санкционируемая и регулируемая обществом форма отношений между мужчиной и женщиной, устанавливающим их права и обязанности по отношению друг к другу и их детям.
2) Союз совместно проживающих людей разного пола, обладающий правами и обязанностями, предусматриваемыми семейным законодательством.
3) Узаконенный государством и утвержденный церковью союз мужчины и женщины.
И пр.
Историческое развитие (предположительно):
· Промискуитет (первобытное общество, беспорядочные половые связи). Неудобно, т.к. у детей нет определенных родителей.
· Групповой брак (два рода, между ними – половые отношения; женская и мужская группы).
· Матриархат (главенство/многофункциональность женщины). Полиандрия – наличие нескольких мужей – т.к. а) ж выбирала себе м; б) за ж нужно было платить выкуп-> покупалась одна ж на не-скольких м.
· Моногамный брак.
Европа, средневековье: брак существует ради семьи, экономического и сексуального удобства. Местами каралась любая измена (Германия), местами – только женская :( (Франция). К Возрождению – возможны добровольные браки.
Библейская семья: цель брака – укрепление семьи, сыновей. Жених и невеста знакомились на свадьбе, внебрачный секс запрещен.
Языческая русская семья 12-14 вв. Главная женщина в семье обладает разнообразной свободой. «Изначален конфликт». М отвечает за внешнее пространство, природное и социальное, Ж – за домашнее, семью.
Христианский брак: патриархален. Отец, Сын и Мать. Доминирование-подчинение: Отец-Сын-Мать. Ответственность: Отец-Мать-Сын. Брак – просвещение и тайна. Благодать на воспитание детей. Борьба с суетными страстями.
Домострой: Дом закрыт, отец – полный хозяин, но жена отвечает за регуляцию эмоциональных отношений.
Тенденции развития альтернативных форм брачно-семейных отношений в современном обществе:
Традиционные брачно-семейные отношения Альтернативные формы
1. Законные (юр.-оформленные) Одиночество;
1.2 Незарегистрированное сожительство
2. Обязательно желание и наличие детей 2.0 Сознательно бездетный брак
3. Стабильные 3.0 Разводы, повторно-брачные отношения
4. Мужская идеология (главенство М) 4.0Открытый брак
5. Сексуальная верность партнеров 5.1 Внебрачный секс
5.2 Свингерство (обмен партнерами)
5.3 Интимная дружба
6. Гетеросексуальность 6.0 Гомосексуальность
7. Диадичность 7.0 Групповой брак, жилые сообщества, коллектив-ные семьи
29. Псевдолюбовь в семье как отношение и форма связи
1) Привязанность – длительная эмоциональная связь, удовлетворяющая обе стороны. Один нуждается в другом, но тот, другой, не является уникальным, неповторимым для первого.
Т.П.: Привязанность, как форма связи, имеет элементы симбиоза и общности.
2) Симбиоз. В психологии это понятие ненаучно, но такая форма отношений существует.
Чаще всего, это отношения матери и ребенка. Возникают, если:
· несчастлива в браке
· сексуально неудовлетворена
· старшие дети выросли, младший становится объектом привязки
Т.П. считает, что симбиоз – отношения аффективной привязанности. Каждый человек эгоцентричен, второй человек для него - способ выживания.
Симбиотическая мать не любит ребенка, она любит себя в нем. Дети таких матерей не имеют шанса построить счастливую собственную семью ( что бы мать ни говорила).
Если между мужем и женой симбиоз, то ребенок не впишется в их диаду. Т.П. полагает, что только тяжелая болезнь ребенка может разомкнуть такую связь между мужем и женой.
3) Зависимость. Существует как определенный тип взаимоотношений. Это прежде всего зависимость одного человека от другого.
Макушина изучала зависимость подростков от матери. Т.П. полагает, что такой ти, скорее всего, от властной матери.
Можно предполагать, что зависимость – подчинение одного другому.
Макушина показала, что в ситуации зависимости не все подчиняются, определенный тип людей всегда конфликтуют, сопротивляются.
В ситуации зависимости ребенок вырастает с определенным характером, определенной защитной стратегией. Наибольший ущерб для характера.
У сопротивляющегося типа формируется особая чувствительность к нарушениям его прав, он гневлив, требователен к себе.
Подчиняющийся человек ищут фигуру, которой он сможет подчиниться.
Эрих Фромм. Любовь – братская, материнская, Эротическая – стала редкостью в современном обществе, ее место заняли разные формы псевдолюбви, они же – формы разложения любви. Современный человек в капиталистическом обществе отчужден от себя, ближнего, природы. Все становится предметом обмена и торговли.
А) «Обмен личных качеств» с надеждой на справедливую сделку. Счастливый брак – хорошо сыгранная команда. Понимание, готовность помочь – хорошо отлаженные отношения. Спасение от одиночества. «Эгоизм на двоих». Салливен…
Б) Послевоенное время: конц-я любви, когда основой счастливого брака служит взаимное половое удовлетворение. Неудачи в браке – из-за неверных секс-х техник. -> Книги с рецептами о сексуальном поведении. (отчасти – последствие фрейдистских настроений). А верно – по Фромму – обратное, счастье в сексуальных отношениях возникает в результате любви. Так – две основные нормальные формы разложения любви – это взаимное половое удовлетворение и командное бегство от одиночества.
Еще есть невротические формы: когда взрослый «любящий» остается привязан к образу одного из родителей и переносит на возлюбленного чувства, надежды и страхи, адресованные изначально к отцу или матери.
А) Мужчина, как бы не отнятый от груди: нуждается в материнской защите, заботе, восхищении; обаятелен, безответствен, поверхностен. Хочет быть любимым, а не любить. Как только женщина перестает соответствовать его фантастическим ожиданиям в абсолютной безопасности и пр. – начинаются ссоры («она эгоистична, деспотична…»). Иногда может найти подходящую женщину материнского типа и жить достаточно благополучно, но личная зрелость не возникнет, а скорее всего будет многократное разочарование в любви. При более глубокой патологии привязанность к матери глубже и бессознательнее, она – в стремлении вернуться в материнское чрево.
Б) Особая привязанность мужчины к отцу. Мать – холодна и равнодушна, отец – «хороший» и властный. Сын полностью подчинен ему, зависит от его оценок, целью его жизни становится угодить отцу. Далее он ищет заместителя отца. Добросовестен, энергичен, надежен – если «отец» научается держать его в руках. В отношениях с женщинами остается равнодушным и отчужденным, пренебрежительно относится как к маленькой дочке, ее роль всегда второстепенна. Благополучный брак – только если она тоже привязана к своему отцу и рада мужу, который к ней относится по-отцовски.
В) Родители не любят друг друга, но держат атмосферу корректности: нет непосредственности, есть скрытность. Растущая девочка чувствует таинственность, не знает, что чувствуют ее родители, фантазирует и отдаляется, сохраняя такую установку в любви. Беспокойство, отсутствие опор, часто – мазохистические установки. Тогда – провокация скандалов с мужем, т.к. снимается тяжесть напряжения и страха, конец неопределенности нейтралитета.
Другие формы иррациональной (невротической) псевдолюбви:
--) Идолопоклонническая «любовь». Если нет достаточного развития собственной индивидуальности, обожествляется некий кумир. Человек отчуждается от собственныхх сил и направляет их к Нему-носителю всяческой любви, света и блаженства. Так он теряет себя в своем любимом. Потом наступает разочарование и поиск нового идола. «Сила» и «глубина» такой любви свидетельствуют лишь об эмоциональном голоде поклонника. Иногда случается взаимное обожание – страсть вдвоем, взаимное безумие.
--)«Сентиментальная любовь». Переживание – только в мечтах, а не в повседневном общении. Потребление любовных историй с экрана, журналов. Пары переживают любовь вместе только как зрители, в реальности они сразу «замерзают». Либо это – смещение любви во времени. Воспоминания о прошлой (не существовашей) любви либо предвкушение будущих блаженств (когда в действительности люди уже надоели друг другу).
--)Исполнение «проекционных механизмов». Обвинение другого в собственных грехах–взаимное приписывание-позволяет уйти от собственных проблем, исключает развитие личности. Др. вид проекция – на детей. Смысл своей жизни, свои проблемы перекладываются на детей.
30. Роль женщины в становлении и поддержании стабильности в семье
Большинство функций в семье выполняет женщина. Репродуктивная функция определена ей самой природой. Биологическое воспроизводство в обществе в первую очередь зависит от женщины. Однако сам процесс увеличения населения в стране зависит от многих факторов, в том числе от материального, нравственного, культурного, от характера отношений в семье и многих других.
Репродуктивная функция женщины – это естественный биологический процесс, в котором участвуют как женщина, так и мужчина. Деторождение социально обусловлено, поскольку связано не только с семьей, но и обществом. Женщина в выполнении этой функции играет незаменимую главную роль. Однако выполнение этой функции за последнее время заметно осложнилось. Демографы, психологи, социологи единодушно отмечают, что желание иметь в семье большое количество детей заметно снизилось. По данным за период 1992-1998 гг. примерно на 36% сократилось рождение детей. В последующие годы коэффициент рождаемости продолжал снижаться. Снижение уровня жизни большей части населения страны в годы экономического кризиса и политическая нестабильность явились главной причиной столь «обвального» снижения рождаемости в нашей стране в 90-х годах. Причем главным образом сокращение интенсивности рождений произошло не из-за отказа женщин от первого ребенка, а из-за сокращения числа рождений вторых, третьих и последующих детей. Социологические опросы показывают, что в Российской Федерации до 21% опрошенных семей хотели бы иметь 3 детей и более, но могут этого себе позволить.
Выполнение репродуктивной функции тесно связано с состоянием здоровья женщин. В последние годы ухудшились показатели заболеваемости женского населения эндометриозом, воспалительными заболеваниями и женским бесплодием. Выросло количество осложнений беременности, родов и послеродового периода. Рост инфекций, передаваемых половым путем, высокий уровень абортов являются чаще всего причиной бесплодия в браке. В настоящее время около 15% супружеских пар страдают бесплодием, в структуре которого 50-60% составляет женское бесплодие.
Раннее начало половой жизни привело к увеличению частоты беременности в юном возрасте – в последние годы каждый 10-й ребенок рождается у матери моложе 20 лет. Более того, потребность рождения ребенка все чаще не связывается с созданием полной семьи. Увеличилось количество внебрачно рожденных детей – в 2001 г. 28,8% всех родившихся детей родилось вне брака, а на отдельных территориях РФ этот процент еще выше. Одновременно снижается количество зарегистрированных браков и растет число разводов.
Репродуктивная функция связана с воспитательной. Несмотря на рекомендации новой модели семейных отношений, эта функция до сих пор остается за женщиной. Проблема воспитания приобрела совершенно новый характер в условиях реформирования российского общества. Практически воспитание в раннем возрасте не выходит за рамки семьи, а часто и улицы, поскольку большинство дошкольных детских учреждений, успешно справляющихся с этой задачей, ликвидированы. Отсутствует ярко выраженное социальное воздействие на ребенка.
Воспитательная функция должна выражаться в осознанном подходе к возможности эффективного социального воздействия на ребенка, особенно в первые годы его жизни. Присутствие интеллекта, эмоций, вкусов, собственных взглядов, привычек родителей – залог воспитания при обязательном присутствии супружеской и родительской любви, собственного положительного примера, а также умелого словесного воздействия, через непосредственное общение, трудовую деятельность, личный пример окружающих, поощрение и наказание, оценку реального поведения.
Экономическая функция выполняется обоими родителями, если это полная семья, или женщиной (чаще всего) при наличии неполной семьи. В основе этой функции лежит материальное обеспечение семьи, экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных.
Воспроизводство рода не означает только выполнение функции деторождения в её социальном содержании. Необходимы также воспроизводство средств к жизни, реализация потребностей в питании, одежде, жилище и др. Эта функция вечна, поскольку она имеет природно-биологическую сторону, детерминированную существующим экономическим базисом, а также уровнем духовной культуры.
Хозяйственно-бытовая – удовлетворение потребностей в пище, одежде, жилище, восстановлении сил, поддержание здоровья, уход за детьми, совместная деятельность членов семьи по производству предметов потребления и услуг или получение их от отдельных её членов.
Эту функцию практически выполняет женщина, что накладывает отпечаток на её социальный статус в семье, в основе которого лежит её подчиненное положение, несмотря на профессиональную подготовку, занятость на общественном производстве. Женщины выполняют более 2/3, а мужчины менее 1/3 неоплачиваемой домашней работы и деятельности, связанной с воспитанием детей и по уходу за ними. В 71% семей забота о членах семьи и работ по домашнему хозяйству является прерогативой женщин. У женщин стирка белья, глажение, мытье полов, приготовление пищи, чистка одежды отнимает более 140 рабочих (продолжительностью 8 часов) дней или почти семь рабочих месяцев (при 21 рабочем дне в месяц).* Культура домашних отношений воспитывается на основе общих принципов этики и эстетики нашего общества.
Функция первичного социального контроля – моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также ответственность и обязательность в отношениях между супругами, родителями и детьми, представителями старшего поколения.
Эту функцию также выполняет, прежде всего женщина. Она осуществляет формирование и под-держку правовых и моральных санкций при нарушении моральных норм взаимоотношений между членами семьи. При удачном воспроизводстве социальной структуры общества в малой социальной группе, соответствующей общим требованиям, обеспечивается предоставление социального статуса каждому члену семьи, и создаются условия для удовлетворения индивидуальных потребностей в его изменении.
Досуговая функция – предполагает организацию рационального досуга, духовное общение, поддержание гармонии в семье между её членами, проведение праздников, вечеров отдыха, туристических походов, чтение художественной и научной литературы, просмотр телепередач, прослушивание радио, посещение кино, театров, музеев и др.
Досуг – это смена деятельности, исключающая праздное времяпрепровождение. Если человек не знает, что ему делать в свободное время, то у него, по словам К.Д.Ушинского, портятся голова, сердце и нравственность.
К сожалению, этой функции мало уделяют внимания родители, особенно отцы. В большей степени это осознает женщина. Организация досуга – это социальная функция, моральный долг перед обществом, поскольку способствует нравственному укреплению семьи. Особенно важно поддержание стремления детей к общению в клубах, походах и др. общение с природой, по словам К.Д.Ушинского, по силе своего влияния на формирование человека настолько велико, что с ним не может соперничать даже педагог. Пробудить любовь к природе, чуткое отношение к ней, уметь видеть красоту – чрезвычайно важный момент в воспитательной деятельности семьи.
Феномен отцовства
Феномен отцовства тесно связан с такими понятиями, как эмоциональная, мотивационная и ценностно-смысловая сферы, самооценка, самосознание, Я-концепция, удовлетворенность жизнью и стиль жизни, а также социальная роль отца, различающаяся в зависимости от общественной системы, социальной, экономической и политической сфер общества, статуса мужчины в данном социуме, социальных стереотипов, предписывающих определенные правила выполнения этой роли, в том числе и гендерных стереотипов. Таким образом, определять отцовство через понятие «роль» или «инстинкт», «чувство» по аналогии с материнским инстинктом неправомерно. Так как, во-первых, достаточно четкого определения материнского инстинкта и его структуры до сих пор не существует, а, во-вторых, данные понятия не исчерпывают всей многогранности и сложности понятия «отцовство», включающего в себя и социально-культурные аспекты, такие как, например: исторически сложившиеся стереотипы поведения, требования общества, и социально–личностные характеристики, описываемые понятиями «роль», «статус». Таким образом отцовство можно определить как категорию психологии личности, отражающая основ-ные этапы развития личности, характеризующая комплекс интегральных, социальных и индивидуальных характеристик личности, проявляющихся на всех уровнях жизнедеятельности человека: эмотивноаксеологическом, когнитивном и операциональном; включающая в себя оценочный компонент и необходимость выполнения следующих функций: защитной - как кормилец и защитник; презентативной – как персонификация власти, воспитатель и высший дисциплинизатор; ментальной - как пример для подражания; социализирующей - как наставник во внесемейной общественной деятельности и отношениях, транслятор социальных норм, фигура, обеспечивающая связь поколений [8].
Продуктивное отцовство мы понимаем как включенность, эмоциональную вовлеченность отца в жизнь и развитие своего ребенка. Такой отец ведет себя ответственно по отношению к своему ребенку, а именно:
· не планирует рождение ребенка, пока он не готов эмоционально и материально поддерживать ребенка;
· устанавливает свое юридическое отцовство, если и когда ребенок рождается;
· активно разделяет с матерью эмоциональные и физические заботы о ребенке, начиная с беременности;
· активно разделяет с матерью заботы о финансовой поддержке ребенка, начиная с беременности.
Многие проблемы мужчин-отцов могут иметь социальные причины, например, материнская функция признается обществом почти священной и довольно хорошо регламентирована. Специфическое проявление материнских чувств является нормой, вследствие чего часто отношение мужчины к ребенку оцениваются неверно, так как мужчины скупы на проявление эмоций вообще, в том числе и чувств к ребенку [10]. Кроме того, важнейшим фактором отношения к ребенку являются отношения с собственным отцом, перенятие паттернов его поведения, стереотипа мужественности, что также не всегда способствует проявлению чувств мужчинами.
В то же время, современный кризис отцовства во многом обусловлен противоречивыми и стерео-типными представлениями о роли отца, смешении отцовских и материнских ролей, выполнением в силу различных обстоятельств женщиной отцовских функций, тем не менее, большинство исследователей считают, что участие отца в воспитании ребенка невозможно переоценить, оно необходимо для формирования полноценной гармоничной личности, при условии четкого различения родительских ролей, оказывает положительное влияние на развитие детей. Для гармоничного развития детей было бы желательно, чтобы больше отцов прилагало усилий к тому, чтобы быть ближе к своему ребенку, совместно переживать и узнавать мир, начиная с младенчества. Но для этого необходимы соответствующие социально-экономические условия, такие как, например: фиксированный рабочий день и равная оплата труда для женщин и мужчин, так как различная оплата труда является, с одной стороны, дискриминацией женщин в профессиональной сфере, а, с другой, не позволяет мужчинам при желании заниматься ребенком, а также и другие условия социально-политического характера, которые возможны только при сформированном представлении о незаменимости отцовской роли, важности отцовства для развития самого мужчины в общественном сознании, которое может быть обеспечено только своевременными и достоверными научными исследованиями феномена отцовства и его влияние на развитие личности.