Возбуждение любознательного отношения
Следующим этапом формирования интереса является стимулирование любознательного отношения партнера к предмету общения Искусство общения, по сути, и является искусством будить в собеседнике любознательность Сохранить интерес, сделать его устойчивым, те. перевести его на уровень любознательности, очень трудно, потому что, с одной стороны, его привлекает новизна, необычность предмета общения С другой стороны, человек чувствует себя комфортно только в условиях относительной стабильности, где ситуации повторяются и потому можно выявить закономерности. А всякая новая информация при повторении теряет новизну Выход здесь, по мнению психолога А. Н. Лука, в оптимальном сочетании нового и старого в предлагаемой нами информации
Недостаток или избыток нового сделает сообщение скучным. Детективный жанр в литературе является примером наилучшего сочетания старого и нового в информации
Как объем информации, так и сочетание в ней старого и нового зависит от умственных способностей и объема знаний партнера по общению. То, что обеспечивает оптимальное соотношение для одного, неприятно для другого. Ученому скучно читать научно-популярную книжку по своей специальности: все уже известно. Научные же монографии из далекой области не интересны ему по другой причине - ничего не известно.
“Искусство быть скучным - это сказать все” - в этом афоризме Вольтера сформулирован еще один механизм стимулирования интереса. Он заключается в искусственном создании дефицита информации. Определенная нехватка сведений стимулирует работу воображения, что, в свою очередь, вызывает интерес. По мнению А.Н Лука, активная мыслительная работа при этом должна быть в некоторой пропорции с “пассивно” воспринимаемыми сведениями “Если этой работы вовсе не требуется - плохо Если требуется слишком много - тоже плохо”. Партнер по общению должен активно мыслить - это и средство формирования интереса, и его результат.
Однако не только определенное сочетание старого и нового, а также дефицит информации возбуждают у нас любознательное отношение, и даже не столько сами эти факторы, сколько переживание различных эмоций в этих ситуациях Здесь интерес удовлетворяет специфическую потребность человека в переживании эмоций. Ярким примером длительной эксплуатации такой потребности являются телесериалы. В них, с целью возбуждения интереса используются потребность человека в справедливости, способность сопереживать героям фильма, в котором угроза опасности и гнет несправедливости динамично сменяются триумфом победы и восстановлением справедливости, счастья, эйфории.
Затем снова идут козни и интриги, и так можно бесконечно долго удерживать внимание зрителей Особенно эффективно в этом плане использование чувств, связанных с любовными отношениями, как положительных, так и отрицательныхТаким образом, наши соотечественники, обремененные однообразием и монотонностью жизни,не умеющие, а часто и не имеющие возможности, удовлетворить потребность в эмоциях, решают эту проблему, сидя у экранов телевизоров В данной работе не преследуется цель анализа положительных и отрицательных сторон такого явления - это может быть предметом отдельного исследования нас интересует только механизм формирования интереса и его эффективность.
Использовать потребность человека в эмоциях необходимо и в деловом общении С этой целью предлагаемая партнеру деловая информация должна быть, по возможности, эмоционально окрашена Беседу или какой либо другой вид общения нужно строить таким образом, чтобы партнер был в позиции не наблюдателя, а участника событий о которых идет речь.
Одним из приемов возбуждения любознательности может быть также создание проблемной ситуации, подача информации в виде парадокса, противоречия Осознание противоречивости отдельных фактов или положений обычно вызывает желание докопаться до истины Данный прием широко используется в педагогическом и управленческом общении.
Таким образом, в качестве приемов формирования любознательного отношения партнера к предмету беседы можно назвать следующие:
· - оптимальное соотношение старого и нового в сообщении
· - создание дефицита информации, эмоциональное окрашивание сведений,
· - создание проблемной ситуации
Возврат к началу страницы.