Психотропные вещества и механизмы их действия.
Терес Мак-Кенн - выдвинул теорию, что именно употребление психоделиков сделало из обезьяны человека., хотя наблюдая за наркоманами, можно убедиться в обратном. К наркотикам те или иные вещества относятся по следующим критериям:способность вызывать эйфорию (приподнятое настроение) или, по крайней мере, приятные субъективные переживания; способность вызывать зависимость(психическую и/или физическую), то есть желание снова и снова использовать наркотик; существенный вред, приносимый психическому и/или физическому здоровью регулярно употребляющего их; возможность широкого распространения этих веществ среди населения; потребление указанного вещества не должно быть традиционным в данной культурной среде (иначе в первую очередь необходимо было бы отнести к наркотикам табаки алкоголь).
Наркотики употребляются различными способами. Некоторые применяются внутрь, другие вводятся инъекциями или под кожу. Бывают также наркотики и в виде свечей. Кроме того, некоторые из них можно выкуривать, нюхать или вводить внутривенно, (героин, морфин, кодеин, метадон и др.) Составляют группу опиатов. Снотворно-седативные препараты, (депресанты). Исторически сложилось, что люди почти что всех культур принимали химические веществадля того, чтобы вызвать сон, снять стресс и успокоить волнение. В то время как алкоголь относится к одним из самых универсальных средств для реализации вышеуказанных целей, появились сотни других веществ, которые приводят к расстройству (ЦНС).. ( алкоголь, седативные вещества, барбитураты)
Психостимуляторы- довольно разнородная группа веществ с одним объединительным признаком: в результате их употребления ускоряется темп мышления (при этом ДЦ;
суждения становятся легковесными, поверхностными, менее обдуманными). Часть препаратов этой группы имеет также способность искажать восприятие окружающего, потому близко граничит с галлюциногенами, (никотин, кофеин, эфедрин, амфетамин) пользовалс в армии как средство от снятия усталости; кокаин, экстази - 1914 как повышающий аппетит; в 50-е годы - сыворотка правды, в 70-е г. в психотерапии - вызывает чувство эмпатии, восстанавливает вытесненные воспоминания , усиливает инсайты, в 80-е г. становится наркотиком для отдыха, получает статус элитарного наркотика. Производные конопли.
Все препараты конопли имеют довольно резкий специфический запах и горький вкус. Как правило, их курят, забивая в папиросы вместе с табаком. Действующим (активным) веществом конопли является группа алкалоидов под общим названием тетрагидроканнабинолы (англ.аббревиатура--ТНС),(гашиш,марихуана) .Галлюциногены (психоделики) наркотики, изменяющие сознание", так как зачастую они не вызывают галлюцинаций, а искажают самоощущение наркомана. Главная особенность опьянения галлюциногенами состоит в изменении качества мышления, (Станислав Гроф-основатель трансперсональной пихологии -она рассматривает сознание конкретного чел как функцию, обеспечивающую включенность индивида в семантическое пространство мира). В группу галлюциногенов входят очень разные по химическому составу продукты, некоторые из них - натурального происхождения.(ЛСД - 25, мескалин, пейот) Летучие растворители (клей, дихлорметан, бензин, хлороформ...). Также 4 метода немедикаментозного изменения сознания: холотропное дыхание -(Гроф| представляет в качестве самостоятельного метода психотерапии-самопознания личностного рост), депривация сна, осознанные сновидения и астральная проекция. Это вещ-ва к\р вызывают изменения состояния в сознании. Они могут заменять медиаторы и модуляторы во взаимодействии с рецепторами (как ключ к замку)-стимуляторы-активизируют ЦНС. Первая группа действует на никотиновые медиаторы (например: никотин - заменяет действие медиатора ацетилхолина, действуя на никотиновые рецепторы (они быстрые) вызывают кратковременное возбуждение, усиливают выделение серотонина (успокаивает, снимает стресс).
Вторя группа - Мускариновые медиаторы - токсин мухомора - действует на мускариновые рецепторы АЦХ (их действие медленное, но стойкое) вызывает бред,I галлюцинации (употребляли шаманы). Кофеин имеет более мягкое действие на порадринолиновые и дофаминовые медиаторы, вызывая у чел положительные эмоции. Психоделики - галлюииногены - меняют восприятие мира. ЛСД (диэтиламид лизегриновой кислоты (25-ое вещество в серии производных этой кислоты.)-занимает
место серотонина в рецепторе, но не выполняет его функции (в N тормозит на уровне
коры, но активизирует спинной мозг, снижает уровень тревоги, отриц эмоц) в мозг поступают все сигналы, наступает информационная перегрузка. Малые дозы вызываютI эйфорию. Марихуана, гашиш - стимулируют выделение дофамина, вызывает (+) эмоц.
-Нейродепресанты и нейролептики - угнетают и успокаивают ЦНС (например ' алкоголь - хар-ся короткой стадией возбуждения, раздражает живую мембрану клеток , нарушает работу ионных каналов и рецепторов, влияет на выделение
серотонина. Затем тормозит, уменьшает поступление кислорода в мозг и угнетается
дыхательный центр.Увеличивается свертывание крови (в мелких капилярах свертыван).
Понижена активность фермента расщепляющего алкоголь (народы севера, индейцы).
-Барбитураты - угнетают ретикулярную формацию - отвечают за активность внимания (реланиум, дибазол, нейролептики усиливают выделение
-Наркотики - Вызывают эйфорию и обезболивающее действие - опиум, морфий, героин - используются в медицине, заменяет действие эндорфинов .
Все психотропные вещества угнетают выработку собственных медиаторов и модуляторов, вызывают быстрое привыкание и физическую зависимость (легко получить (+) эмоции.
Жизненный цикл семьи.
Введение в психологию семейных отношений. Семейная психология сложилась как наука, изучающая объективные закономерности функционирования семьи, проявление и механизмы брачно-семейных и родственных отношений. Семейные психологи изучают брачные установки и убеждения, подчинение и независимость, любовь и ненависть, ролевое взаимодействие и интимное общение, детско-родительские отношения и жизненный цикл семьи и мн. др. Это наука о том как люди объединяются в брачные пары, каким образом создают семью и как организуют свое совместное существование. Исследованием семейных отношений занимались и др философыАристотел, Платон (его называли отцом «патриархальной теории» В эпоху просвещения эта теория царствовала безраздельно, Плутарх (Наставление супругам» и Энгельс (Происхождение семьи), Кант (Метафизика нравов), Гегель, Шопенгауэр, Чернышевский, Флоренский и др. Сейчас изучением семьи и брака занимается целый комплекс дисциплин - социология и психология семьи, сексология, семейная педагогика и т.д. В настоящее время выделяют несколько общенаучных направлений в изучении семейной проблематики: эволюционное, этологическое, эмпирическое и научное. Большой вклад внес швейцарский историк Баховен (Материнское право) разработал концепцию гетеризма, ч\з к\р прошли все народы от моногамного брака и семьи, основанную на материнском праве и высоком положении жен в обществе «гинекократия», шотландский юрист Мак-Ленон (Первобытный брак). Оба они подчеркивают идею изменчивости форм брака. Идея группового брака отмечалась в «Истории» Геродота. Первой формой брака был материнский род, основанный на коллективном хоз-ве. Морган и Энгельс считали, что разложение коллективной собственности и обретение хозяйственной самостоятельности, появление частной собственности и наследования стали причиной изменчивости семейных отношений, перехода от материнского рода к отцовскому. Функциональным направлением изучения семьи занимался Дюркгейм, изучал взаимосвязь разводов и самоубийств. Функционализм признавал брачные отношения лишь при появлении беременности и рождении ребенка. Этологическое направление начинается с книги Дарвина «Происхождение чел и половой отбор». Этологи отвергали промискуитет как изначальную форму брачных отношений. Они полагали четыре системы брачных отношений: групповой брак, полигиния (один муж и неск жен), полиандрия (одна жен и неск муж), моногамия (один - одна)Последняя была в двух формах - пожизненная и допускающая развод. Эмпирическое направление рассматривало семью как малую соц группу, где сем отнош строятся на эмоциональной близости и на их потребностях и влечениях. Родоначальником этого подхода считают Ф.Ле Пле. Создателями научного направления считают У. Джеймса, Ж.Пиаже, З.Фрейда, Р.Хилл и др. Ими рассматривались семейные отн во взаимосвязи личности и общества. Понятие брак семья. Между понятиями брак и семья существует тесная взаимосвязь, хотя есть и особенности. Брак и семья возникли в разные исторические периоды. Брак - это исторически меняющаяся социальная форма отношений м\у жен и муж. к\р общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родительские права и обязанности, а Семья - институированная общность, складывающаяся на основе брака и порождаемая им правовой и моральной ответственности супругов за здоровье детей, их воспитание.
Функции семьи. Периодизация семейной жизни. Стадии развития брака (К.Витакер)
Первая стадия - «треугольные отношения» с родственниками. Он думает, что женился на этой женщине. На самом деле он вступил в брак с другой семьей. Он должен завоевать и отнять у них эту женщину, поскольку ее биологическая связь со своей семьей гораздо сильнее, чем психосоциальная связь с ним. То же самое можно сказать и про др. сторону. Она думает, что завладела им, а на самом деле она просто стала второго сорта для его родителей, которые хотят воспользоваться ею для своей семьи, но не хотят отвечать за нее как за члена своей семьи.
Вторая стадия - поиск супервизора для наблюдения за процессом двухсторонней психотерапиии идущей между супругами. Это может быть вовлечение друга или знакомого в проблемы пары или же обращение к профессиональной супружеской терапии.
Третья стадия-разрушение скрытого барьера «родители-дети», который существует между супругами, что подразумевает: "Я отказываюсь общаться с тобой как с представителем старшего поколения, ты - мой сверстник».
Четвертая стадия - сознательное стремление к единству: супруги исследуют (напр. приобретения животного), могут ли они справится с чем-то, меньшим чем человек, но требующим по отношению к себе совместных действий.
Пятая стадия - присоединение к своим родным и повторная индивидуация от них. Если брак растет, каждый из супругов может по-взрослому общаться со своей семьей, т. е. являтся одновременно членом двух семей: той, которая его породила, и той, которую он создает.
Шестая стадия - отношения двух целостных личностей между мужем и женой. Любовь, не зависящая от сексуального возбуждения или сексуальной привлекательности.
Шестая стади - сознательное вовлечение посторонних в треугольник взаимоотшений для совместного принятия решения (наем специалистов для
строительства нового дома, приглашение терапевта и т.д.).
Восьмая стадия - равные отношения сверстников. «Я» и «Мы» диалектически уравновешены (не боятся «отодвигаться» и «придвигаться» друг к другу). Девятая стадия — психологический развод и новое заключение брака. Полная индивидуация - открытие радости и боли психологического развода - подготавливает полную зрелость.
Девятая стадия - рождение первого (далее - второго) ребенка. Несет в себе возможность ясно осознать, что «Мы» пары существенно важно. В брачной пареI возникает новый треугольник матери и отца. Мать девять месяцев вкладывает » себя в свое новое «Я», а отец лишен такого биологического единства и супруги на пстхологическом и социальном уровне пытаются исправить подобную ситуациюскрытого развода и стараются изо всех сил.
Десятая стадия - создание союза двух семей, тех семей, откуда вышли он и она. Когда такое соединение происходит, они становятся общиной, где каждый уважает право быть личностью, и в то же время присутствуют единство, социальная и психологтческая целостность.
Кризисы семьи. Факторы риска для благополучия семейной жизни. Расставание навсегда скорее последствие неправильно пройденного кризиса, так же, как и неприятности типа появления связей на стороне, пьянства, болезней. Не стоит спрашивать кто виноват - Виноваты всегда двое. Так как семья это все же союз равноправных личностей. Так что и ответственность за нее несут и муж и жена. Вообще-то кризисы "заложены" в сушествования любой семьи. Некоторые из них так и называются "кризисы развития" и связаны они с этапами семейной эволюции.
Начало совместной жизни, рождение первенца, рождение второго и последующих детей, первый год в школе, подростковый период и уход ребенка из семьи родителей. Другие относятся к "форсмажорным обстоятельствам" - так называемые стрессоры. Очень условно их можно разделить на те которые издавна досаждали человечеству - тяжелые болезни, смерти, потеряработы, рождение неполноценных детей; и те, которые стали "бичом наших дней" - они в основном связаны с женской эмансипацией. К примеру, если жена вдруг начинает стремительное восхождение по карьерной лестнице - это тоже испытание для семьи. Если закономерный кризис развития семьи был пройден без решения основных вопросов и перешел в вялотекущее состояние, то его обострение обязательно произойдет в смутные времена, когда надо будет сообща решить какую-то проблему, подкидываемую жизнью. Проблемные ситуации вообще своеобразная проверка на прочность. Если они успешно пройдены, значит, семья функционирует правильно, и развивается нормально. Если же это не так - вполне вероятно, что тяжелая ситуация лишьусилит дисгармонию отношений..
Что значит - пройти кризис? Если жен удастся совмещать роли женщины, жены, матери и дочери, - ей удастся построить удачную семью. Более того, для быстрого и безболезненного разрешения проблемных ситуаций любого "происхождения" порой достаточно просто одну из этих ролей сделать ведущей, а другие поставить на второй план. Но ни в коем случае не забывать о них. Надо сказать, что существует даже примерный сценарий, определяющий главенствующую роль для каждого этапа. И отнестись к нему надо очень внимательно, поскольку это не просто перечень масок, а необходимые перевоплощения для идеального развития семьи. Сценарий распределения ролей.
В начале совместного пути женщин ожидает, пожалуй, самое сложное перевоплощение. Поскольку переход от состояния "дочери" к роли "жены" подразумевает символический отказ от родительской семьи. Причем не наигранный, а искренний. Придется поставить на первое место интересы собственной семьи, создавать свою систему ценностей, прежде всего прислушиваясь к ситуации изнутри. Подобная позиция кажется чем-то вроде предательства, но это не так. Никто не призывает "рвать" со своими корнями, это неправильно и бесчеловечно. Надо просто создать заново систему приоритетов и постараться научиться слушать мужа, понимать его и систему приоритетов его семьи. Конечно, начать жизнь с чистого листа не получится. Все равно многое из уклада родительского дома вы привнесете в свою собственную семью. Только и у партнера за плечами будет подобный "багаж", и вся штука в том, чтобы эти "авторитетные установки" не вступили в непримиримое противоречие. Настаивать на своем только потому, что так было заведено в "моем" доме - самая плохая позиция, которую можно представить, именно она тормозит разрешение вопроса и подталкивает семью к кризису. Получается, что конфликт двоих перерастает в противостояние двух кланов. А чем это заканчивается, слишком хорошо известно. Как говорится, нет повести печальнее на свете... Так что при всей любви к мамам и папам, их в собственную семью лучше не впускать и не позволять им принимать за вас решения. Это касается и дальнейших "кризисов развития" семьи, "которые связаны с детьми.
'Рождения первенца - следующий этап семейной эволюции. Смена привычных ролей тут существенная - в семье уже не двое, а трое, и с интересами малыша приходится считаться; женщина становится не только женой, но и мамой, а мужчина - и мужем, и отцом. К слову, если удается именно так структурировать отношения, проблемы вряд ли возникнут. Плохо, если для женщины обязанности жены отойдут на второй план, и выполнять она будет лишь материнские. Естественно, супруг обидится. А когда жена предпочтет обиду не замечать, кризис неизбежен. Безусловно, малыш требует нешуточного внимания, но и супружеские отношения заслуживают его не в меньшей степени. Забота о фигуре, красивое белье, сексуальность, совместные развлечения, романтические ужины - все эти понятия из жизни "до ребенка" должны вернуться в вашу супружескую жизнь. Потом малыш идет в школу, и мамы начинают "учиться вместе с ним". А чаще - за него. Они не просто интересуются его успехами и ходят на собрания - они делают за него домашние задания, собирают портфели, проверяют, все ли требования педагогов выполнены. Они берут на себя обязанности контроля, автоматически перекладывая ответственность за хорошее обучение на себя.. Школа является своеобразным тестом на правильное воспитание ребенка семьей: если он справляется с ее требованиями и условиями - воспитание удалось на славу и ваша семья функциональна. Подростковый период... Да, это ужасно. И все же - придется отпустить, довериться и поверить. А если цепляешься изо всех сил - либо разрыв будет окончательным и бесповоротным, либо - если у подростка не слишком сильный характер - его сломают. Задача последнего семейного кризиса (уход повзрослевших детей) в том, чтобы найти смысл и содержание жизни без детей, впервые за последние ...дцать лет. Неприятная неожиданность. Перемены, которых требуют стрессоры, другие. Они как бы более социализированные. Не случайно психологи характеризуют стрессоры как "влияние из вне". Здесь к упомянутым ролям добавляются совсем другие амплуа -добытчик, защитник, глава семьи, в конце концов. Самое неприятное, что если к кризисам развития еще можно подготовиться, то здесь это абсолютно исключено. Стрессоры - это внезапное вторжение .
I Универсального рецепта семейного счастья не существует. Но есть некая формула -| этакий свод советов, который приписывают известному врачевателю человеческих душ! Оноре де Бальзаку. "Лелейте и берегите семью, но не забывайте о себе. Помогая! домочадцам, не взваливайте на себя их проблемы. "Пропускайте" их через себя, но не! позволяйте им ложиться непосильным грузом на плечи. Уступая, оставайтесь собой.! Слушайте других, но верьте себе. Если что-то вас тяготит, говорите об этом. И самое] главное. Человеческое сердце одарено потрясающей способностью, о которой слишком] часто забывают. Оно может любить. Вспомните об этом и любите: себя, своих близких,! и жизнь - во всех её проявлениях". _^ Цыбор супруга. Мотивация на вступление в брак Качества благоприятные для вступления в брак.
Правильный выбор супруга во многом определит счастье. И, наоборот, неправильный выбор гарантирует несчастную жизнь. Выбор супруга - это одно из важных жизненных решений, к к\р не готово большинство людей. Молодые люди встречаются и женятся, ориентируясь на образование, работу, финансовые ресурсы, внешность и амбиции. А то, соответствует ли выбранный ими человек тому, чего они ищут в отношениях, и способны ли они заполнить пустоту в душе, редко играет роль. Вступая в отношения, необходимо точно знать свои особые потребности. И если человек, с к\р мы встречаемся, удовлетворяет эти потребности, тогда он идеален для нас. Влечение мужчины и женщины - это нечто таинственное. Бог устроил нас таким образом, чтобы противоположные полы были вместе. Однако, зачастую и сначала влечение бывает сексуальным. Влечение также обусловлено культурным и семейным воспитанием. Противоположные полы пытаются привлечь внимание друг друга. Мужчины любят показать свою силу, интеллект и способности. Женщины любят показывать свою красоту. Когда женщины преподносят себя, как объект половых отношений, то не следует удивляться тому, что мужчины будут относиться к ним, как к вещам, а не личностям. Начальное притяжение между мужчиной и женщиной является страстным увлечением и частью картины ухаживания. Оно включает наши эмоции и неясное мышление. Внешность, манеры или какое-то особо воспринимаемое качество человека лежит в основе увлечения. Меня привлекают его/её волосы, глаза; то, как он/она говорит, ходит или одевается. Ничто из перечисленного не является разумной причиной для выбора супруга; тем не менее, всё это является частью слепой увлеченности. В выборе супруга нельзя полагаться на эмоции. Перед тем как принять решение вступить с кем-либо в брак, необходимо, чтобы период увлеченности остался далеко позади. Выбор супруга требует ясных мыслей и оценки человека в соответствии с рядом принципов. Супружеская клятва на всю жизнь означает необходимость очень хорошо и взвешенно подумать о выборе супруга. У любой пары есть три критерии жизнеспособности. Первый - свое будущее супруги представляют себе примерно одинаково. Это касается таких вопросов, как образ жизни, работа, образование, наличие и количество детей, ведение хозяйства, досуг и распределение ролей. Если в этих важных областях жизни супруги согласны друг с другом, и никто не собирается препятствовать другому в том, чтобы стать тем, кем он хочет стать, то пара способна жить вместе и чувствовать удовлетворение. Второй- это «эксклюзивность» именно этого партнера. Это значит, что определенные потребности я предпочитаю удовлетворять не в одиночестве, и не с кем-то другим, а именно с этим человеком. Ни о ком другом не хочется заботиться, никто другой не дает такого сексуального удовлетворения, только от него хочется иметь детей, никому другому не доверю свои деньги, именно с ним я хочу путешествовать, обсуждать философские вопросы или бездельничать перед телевизором. Когда такая эксклюзивность есть у обоих партнеров, то пара будет крепкой. И третий признак жизнеспособности пары -наиболее тонкий и порой неуловимый. Это ответ на вопрос, нравлюсь ли я сам себе рядом с этим человеком. Ни для кого не секрет, что люди, которые нас окружают, оказывают на нас то или иное влияние. Мы выбираем себе в друзья людей, к\р считают нас интересными. Мы хотим находиться в их обществе, потому мы нравимся себе такими, какими видят нас они!
Семейная психотерапия, ее виды и формы. Техники и приемы.
В качестве пациента для семейного терапевта выступает не индивид, не профессиональная группа, а целая семья.
Как самостоятельное направление психологической помощи семейная терапия возникла в 50-е годы 20 в. преодолев односторонние ориентации традиционной психотерапии либо на личность, либо на социум. (Дж.Белл, Н.Аккерман, Х.Мидельфорт, Т.Лидз, Л.Винн, М.Боуэн, К.Витакер, Г.Батесон, Дж.Хейли, В.Сатир и др.), Было доказано, что семья, если ее подтолкнуть в нужном направлении и «запустить» ее положительные силы, способна сама, на основе собственных внутренних ресурсов, помочь своим членам. Тот член семьи, отклоняющееся поведение и психологические проблемы к\р являются непосредственным поводом обращения семьи к психотерапевту, называется «идентифицированный клиент». Данный индивид является своеобразным «козлом отпущения» семьи, взявшим на себя и проявляющим в своем поведении негативность и дисфункциональность внутрисемейных взаимоотношений. В процессе работы с семьей психотерапевт перестраивает систему внутрисемейных коммуникаций, преодолевая ее негативные стороны и помогая не столько «идентифицированному пациенту», сколько семье в целом. Психопатологические симптомы рассматриваются семейными психтер как проявление неадекватных внутрисемейных отношений, проявляющихся в специфических правилах, мифах и образцах взаимодействия. Причина аномалий видится в особенностях семейной системы, и для того, чтобы произвести позитивные психологические изменения в семье, психтер необходимо прежде всего модифицировать саму систему, а не поведение составляющих ее индивидов. Часто возникает своеобразная ситуация «запутанного клубка» - определенная структура внутрисемейных взаимоотношений, где не поддерживаются индивидуальные различия и границы между семейными подгруппами, отдельные члены не могут действовать независимо друг от друга, а семейные связи переплетены и запутаны. В семьях с ситуацией «запутанного клубка» часто наблюдаются психосоматические расстройства, приступы паники и тревожности. Противоположность семьи «запутанный клубок» - «разъединенная семья». Здесь имеет место очень плохая чувствительность членов семьи друг к другу и чаще всего возникают проблемы с алкоголем, наркотиками, и дети часто становятся малолетними преступниками. Еще одно понятие, которое семейные терапевты используют для характеристики дисфункциональной семьи - «двойная связь» суть к\р состоит в том, что «значимый другой» (например, родитель) передает человеку одновременно два сообщения одно из к\р отрицает другое. При этом индивид не имеет возможности высказаться по-поводу полученных им сообщений, чтобы уточнить, на какие из них он должен реагировать, поэтому постоянно пребывает в состоянии неуверенности, и, одновременно не может выйти из ситуации, в к\р попал. Например, мальчику говорят, что он должен быть смелым, мужественным, добиваться успеха во всем, и в то же время ругают и наказывают за проявление этих качеств. Такое программирование поведения ребенка может привести к его отстраненности от реальности и уходу в себя, появлению психопатологических симптомов .
Семейный психотерапевт пользуется специальными методическими приемами, которые называются техниками семейной терапии. Большинство таких техник заимствовано из общей психотерапии. Но помимо этого разработаны оригинальные методики. В частности, к ним относятся следующие:
- «Циркулярное интервью» - психтер спрашивает одного из членов семьи, как относятся друг к другу двое других. В отличие от прямых вопросов о внутрисемейных взаимоотношениях, такая техника дает более существенную информацию как психтер, так и семье, и вследствие этого имеет хороший психотерапевтический эффект).
- «Позитивная коннотация» - положительное переопределение симптома, с к\р приходит семья. Осуществляется СТ таким образом, чтобы само знание о нем имело психтер-кий эффект. Трудности и проблемы при этом не преуменьшаются, но семья побуждается к тому, чтобы рассматривать их как «друзей», указывающих выход из сложной ситуации.
- «Включенное супервидение» - позволяет семейному терапевту в процессе работы с семьей посоветоваться с коллегами-советниками, которые находятся за односторонним зеркалом, и могут неявно наблюдать за происходящим.
Из основных концептуальных направлений в современной СТ прежде всего следуе назвать системный подход в его многочисленных вариантах. В теории семейных систем Мюррея Боуэна утверждается, что члены семьи часто из-за груза прошлого не могут действовать независимо друг от друга, что собственно и приводит к внутрисемейной дисфункциональное™. Роль семейного терапевта здесь подобна позиции тренера, который учит членов семьи дифференцироваться во внутрисемейном общении. Другим вариантом системного подхода является структурная семейная терапия С.Минухина, направленная прежде всего на преодоление неадекватной близости и стирания границ между членами семьи («запутанный клубок»), Психоаналитический (Н.Аккерман, Р.Скиннер, К.Сэджер и др.), поведенческий функциональный - (Дж.Александер, Р.Дрейкус, А.Эллис и др.) и гуманистический (В.Сатир, Н.Гейлин) подходы в семейной психотерапии являются более традиционными по сравнению с системным подходом и возникли на стыке семейной терапии и основных теоретических направлений современной психологии. Очень , популярны в семейной психотерапии постмодернистские нарративные подходы , (психоанализ, бихевиоризм, постмодернизм). ' Большое значение в концепции символического подхода к СТ на личностном опыте (К.Витакер) имеет понятие бессознательного, однако, в отличие от психоанализа, он фокусируется на бессознательном семьи, а не на глубинах индивидуальной психики. СТ по К.Витакеру - это «опыт невербального общения в пространстве фантазии», источника творчества и самобытности, той области, где и происходит реальная психологическая жизнь семьи. Описывая ход процесса СТ и его основные стадии, Витакер ввел представления о «Сражении за Структуру» и «Сражении за Инициативу». Первое понятие предполагает, что ответственность за исход работы несет семья, а не пс\терапевт. Он не может дать семье больше, чем ее члены могут сделать друг для друга. Он лишь способствует запуску позитивного семейного механизма. Понятие «Сражение за инициативу» предполагает, что чем больше растревожить семью - тем лучше для того, чтобы добиться позитивных перемен. Витакер, уверенный в тщетности давления и убеждения, создает вокруг себя «пространство» психотерапии, лишенное четких ориентиров, и семья, вступая с ним в контакт, вынуждена взять инициативу в свои руки.
Существуют несколько основных моментов, универсальных для всех течений современной СТ. Во-первых, учитывается многоголосие как в отдельной семье, так и тот факт, что имеются разные семьи и не существует объективных определений того, что такое семья «на самом деле». Во-вторых, в СТ имеется интуитивное и универсальное представление о здоровой семье как эталоне для психологической помощи. В-третьих, универсальная цель СТ- мобилизовать собственные ресурсы семьи. Большое значение здесь имеет понятие «позитивный психологический потенциал семьи». В-четвертых, суть СТ- это отнюдь не совокупность техник, но личностно-экзистенциальный подход, ориентирующийся на духовные аспекты человеческого бытия.
Теория и практика СТ в нашей стране находится в стадии становления, хотя проблемы психологической помощи семье ставились и решались здесь уже давно в рамках психологических консультаций по вопросам семьи и брака, клинической психологии, семейной психиатрии, семейной педагогики и т.д. В современной зарубежной семейной психотерапии проявляется большой интерес к российской культурно-исторической психологии, в особенности к работам Л.С.Выготского и М.М.Бахтина.