Проблемы онтогенетического развития психики в свете идей Л.С. Выготского
Периоды онтогенеза: Пренатальный, постнатальный, (1-6 недель), младенчество, дошкольный возраст, мл шк. возр, подростк.возр, период взрослости, старость.
Онтогенез – процесс развития и совершенствования основных структур психики индивида в течение его жизни. Развитие – изменение, происходящее со временем строения тела, психики и поведения человека в результате биологических процессов в организме и воздействие окружающей среды. Развитие происходит в 3 областях:- физическая, - когнитивная, - психосоциальная. Окружающая среда влияет на человеческое развитие через процессы научения и социализации. Научение – процесс изменения индивидуума в результате приобретения личного опыта. Социализация - процесс, благодаря которому чел становится членом соц. группы.
Выготский создал новую концепцию псих. развития, он ввёл новый эксперементально-генетический метод исследования псих. явлений, разработал учение о возрасте, внёс вклад о периодиз. псих. развития, возрастных кризисов и их роли в развитии. В. предложил новое понимание хода, условий, источников и движущих сил развития – это разрешение противоречий с помощью обучения. Выявил и сформулировал законы детского развития.
Психическое развитие – это приобщение ребёнка к миру чел. культуры, процесс его социализации.
Логика исследования Выготского заключалась в: на ранних этапах онтогенеза происходит (5-й год жизни) развитие качественно новых психических функций и структур.
Ребенок проходит 2 линии развития:
1. Развитие естественных натуральных природнозаданных физических функций, их развитие обеспечивается созреванием, которое составляет натуральную основу псих. деятельности.
2. Функциональное развитие и культурное развитие операционных возможностей псих. функций.
Психические свойства к пяти годам:
1. все психические свойства вербализуются;
2. все псих. свойства становятся осмысленными, интеллектуализироваными;
3. становятся произвольными, управляемыми – это самое главное психическое образование;
4. опосредованными – овладевает приёмами использования познавательных и практических задач.
Выготский ввёл понятие «Социальная ситуация развития». Зона ближайшего развития -это то, на что ребенок способен, но не умеет без помощи взрослых. Все обучение строится на принципе учета зоны ближайшего развития, с опережением актуального развития.
Основные закономерности и движущие силы развития психики ребенка.
Развитие - постоянный процесс количественных и качественных изменений природных и социальных сторон личности, трансформация строения и функций организма, появление новых качеств в сознании, совершенствование различных видов деятельности.
Психическое развитие личности обусловлено разными факторами, предпосылками и движущими силами.
Факторы психического развития личности.
1.Внешними факторами выступают природно-географическая среда, макросреда, микросреда и общественно-полезная деятельность.
Природно-географическая среда оказывает большое влияние на развитие личности. Известно, например, что выросшие на Крайнем Севере люди более выдержанны, более организованны, умеют ценить время и правильно относиться к тому, чему их обучают.
Макросреда, т. е. общество в совокупности всех его проявлений,
Микросреда, т. е. группа, микрогруппа, семья и т. д., также является важной детерминантой формирования личности. Общественно-полезная деятельность — это труд, в условиях которого развивается человек и формируются его важнейшие качества.
2. Внутренними факторами развития личности выступают биогенетические особенности личности и ее психики (анатомо-физиологические и задатки).
Закономерности
I. Неравномерность - о при любых даже самых благоприятных условиях обучения и воспитания различные психические функции, психические проявления и свойства личности не находятся на одном и том же уровне развития. По-видимому, существуют оптимальные сроки для становления и роста отдельных видов психической деятельности. Такие возрастные периоды, когда условия для развития тех или иных психических свойств и качеств будут оптимальными, называют сензитивными (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев).Причиной такой сензитивности являются и закономерности органического созревания мозга, и то обстоятельство, что некоторые психические процессы и свойства могут формироваться лишь на основе других сформировавшихся психических процессов и свойств (например, математическое мышление может формироваться на основе сформировавшейся до известной степени способности к абстрактному мышлению), и жизненного опыта.
II. Интеграция психики. По мере развития психика человека приобретает все большую ценность, единство, устойчивость, постоянство. Маленький ребенок, по мнению Н. Д. Левитова, в психическом отношении представляет собой малосистематизированное сочетание психических состояний. Психическое развитие представляет собой постепенное перерастание психических состояний в черты личности.
III. Пластичность и возможность компенсации. На величайшую пластичность нервной системы указывал И. П. Павлов, отмечая, что все можно изменить к лучшему, лишь бы были осуществлены соответствующие воздействия. На этой пластичности основаны возможности целенаправленного изменения психики ребенка, школьника в условиях обучения и воспитания. Пластичность открывает возможности и компенсации: при слабости или дефектности развития одной психической функции усиленно развиваются другие. Например, слабую память можно компенсировать организованностью и четкостью деятельности, дефекты зрения отчасти компенсируются обостренным развитием слухового анализатора и др.
Движущие силы
Движущие силы психического развития личности составляют следующие противоречия:
· между потребностями личности и внешними обстоятельствами, между ее возросшими физическими способностями,
· духовными запросами и старыми формами деятельности;
· между новыми требованиями деятельности и несформированными умениями и навыками.
Разрешение этих противоречий происходит через формирование более высоких уровней психической деятельности. В результате ребенок переходит на более высокую ступень психического развития. Потребность удовлетворяется – противоречие снимается. Но удовлетворенная потребность рождает новую. Одно противоречие сменяется другим – развити