Психологическая готовность ребенка к школе

Школьная зрелость -(не есть умение читать и считать), достижение такой ступени нервно-психического развития, когда ребенок становится способен принимать участие в школьном обучении в коллективе сверстников без ущерба для своего физического и психического здоровья; подразумевается также владение ЗУН, способностями, мотивами и другими поведенческими характеристиками, необходимыми для оптимального уровня усвоения школьной программы.

1. Физиологическая готовность

· уровень физического развития (рост, вес, окружность грудной клетки )

· уровень биологического развития (зубы – 6-11 прорезавшихся постоянных), достижение определенных пропорций - отношение окружности головы к длине тела, увеличивается длина рук и ног.

· состояние здоровья – в схеме комплексной оценки выделяют 5 групп:

1. дети без каких-либо функциональных отклонений с хорошим физическим

развитием, редко болеющие (20-25 %)

2. дети, имеющие некоторые функциональные нарушения, еще не являющиеся хроническими (пограничные состояния – при неблагоприятных условиях – стойкие отклонения здоровья) (30-35 %)

3. дети, страдающие различными хроническими заболеваниями и имеющие выраженные отклонения здоровья, а также с плохим физическим развитием (30-35 %)

4. дети с хроническими заболеваниями, требующие длительного лечения, диспансеризации и постоянного наблюдения у врача-специалиста (рекомендуется обучать на дому, в санаториях, учебных заведениях санаторного типа либо временная отсрочка от поступления в школу)

5. существенные отклонения в состоянии здоровья, исключающие возможность обучения в массовой школе.

Кроме того, выделяют следующие критерии физиологической говности:

· темперамент,

· австралийская проба,

· работоспособность,

· выносливость,

· двигательная готовность (развитие мелкой моторики, крупных движений рук, ног, всего тела),

· координация в системе «глаз-рука»,

· фонематический слух,

· овладение гигиеническими навыками,

· эмоциональная устойчивость, значительная часть детей страдают неврозами (логоневроз, тик, энурез, энкопрез)

· функциональные и органические отклонения в развитии НС - наличие ММД в 40-60 % случаев – причины: тяжелое протекание беременности, осложненные роды, некоторые заболевания в ранних возрастах, травмы г/мозга, стрессовые ситуации, неблагоприятные условия в семье. Свойственны: снижение функций памяти и внимания, гиперактивность или медлительность, повышенная утомляемость, раздражительность, трудности в принятии учебной задачи и снижениесамоконтроля. При благоприятных условиях с возрастом компенсируются, имея нормальный уровень готовности в сложных программах появляются специфические трудности, успешность усвоения знаний ниже.

С началом школьного обучения резко возрастает нагрузка на организм ребенка. Систематическая учебная работа, большой объем новой информации, необходимость длительного сохранения вынужденной позы, изменение привычного распорядка дня, пребывание в большой коллективе требуют значительного напряжения умственных и физических сил маленького школьника. Существует опасность развития дидактогенных заболеваний (гиподинамия, повышенная тревожность, чрезмерные умственные нагрузки).

2. Личностная (социальная) готовность (у некоторых авторов – социально-личностные) готовность ребенка к новым формам общения, новому отношению к окружающему миру и самому себе, обусловленным ситуацией школьного обучения. Психологическая литература описывает широко и по-разному.

А). мотивационная (аффективно-потребностная сфера) готовность

· сформированность потребности в учебной деятельности, потребность в общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности – быть школьником,

· «внутренняя позиция школьника» Л.И. Божович: «совокупность той системы внутренних факторов, которые преломляясь и опосредуя влияние среды становятся непосредственной движущей силой развития у ребенка психических качеств. Сначала это интерес к новому: внешним атрибутам: ранцу и проч., чего нет у дошкольника, новым друзьям, обязанностям, знаниям. Принятие взрослыми дошкольника как личность со своими правами. Формируется отношение ребенка к школе, учителю, учению как к деятельности. Сплав познавательной потребности ребенка и потребности занять более взрослую социальную позицию.

· наличие познавательных интересов,

· мотивы, определяющие отношение к учению (собственно учебный мотив как осознанная потребность в приобретении знаний и развитии своих способностей - формируется в процессе школьного обучения. Учебная деятельность дошкольников управляется целой системой разнообразных мотивов:

1. социальные мотивы, основанные на понимании общественной значимости и необходимости учения и стремлении к социальной роли школьника (Я хочу в школу, потому, что все дети должны учиться, это нужно и важно) – ответственное отношение к учебе

2. учебно-познавательные мотивы, интерес к новым знаниям, желание научиться чему-то новому – высокая учебная активность

3. оценочные мотивы, стремление получить высокую оценку взрослого, его одобрение и расположение (Я хочу в школу, потому, что там я буду получать только пятерки) – потребность в признании и одобрении взрослого формирует ориентацию на оценку взрослого и низкий уровень самостоятельности при выполнении задания и неумение оценить правильность своих действий,

4. позиционные мотивы, связанные с интересом к внешней атрибутике школьной жизни и позиции школьника (Я хочу в школу, потому что там большие, а в детском саду маленькие, мне купят тетради, пенал и портфель) – только интерес к новой ситуации и новой роли не позволяют сформироваться мотивам учения, интерес к школе угасает достаточно быстро.

5. внешние по отношению к школе и учению мотивы (Я пойду в школу, потому что мама так сказала) – также формируется негативное отношение к школе и учению

6. игровой мотив, неадекватно перенесенный в учебную деятельность (Я хочу в школу, потому что там можно играть с друзьями) – неадекватен учебной деятельности, исключает принятие учебной задачи, отрицательно сказывается на формировании учебной деятельности и усвоении учебного материала

Б). волевая готовность (иерархия мотивов, произвольное поведение – развитие произвольной сферы: произвольного внимания, произвольной памяти, умения действовать по образцу, по правилу, по принятому намерению)

В) нравственная готовность (знание нравственных норм и умение жить в коллективе сверстников)

Г) коммуникативная готовность (формирование форм личностного общения: наличие потребности в общении, развитие эмпатии, умение определять состояние и потребности партнера по общению, наличие коммуникативных умений)

3. Интеллектуальная готовность (определенный уровень развития психических процессов и сформированность определенных знаний, умений и навыков). Предполагает определенный уровень умственного развития – сложная динамическая система количественных и качественных изменений, происходящих в интеллектуальной сфере субъекта (под влиянием социализации, учебной деятельности в т.ч.): 1. фонд действенных знаний – те ЗУН, которыми пользуемся в обычной жизни; 2. обучаемость - способность и восприимчивость к обучению. Динамична: чем больше знаний, тем больше обучаемость (способности, темперамент, характер, направленность, личностные особенности). Следовательно, познавательные процессы, срез не прогнозирует успешность, только на момент поступления в школу.

Должны быть сформированы ситуативно-деловое (стремится научиться чему-либо), внеситуативно-познавательное (узнавание нового), очень важно для психологической готовности внеситуативно-личностное (обсуждение тем, связанных с человеком (нравственные нормы, переживания, о друзьях, родителях), где взрослый – носитель ценного социального опыта, взрослый открывает перспективу дальнейшей жизни, становится авторитетом, ребенок учится рефлексии.

Наши рекомендации