Тема 6. Адаптивные процессы и адаптационные технологии в социальной работе 8 страница
недостаточный уровень государственной социальной помощи – социальные службы, как правило, расположены в городах и райцентрах; нередко социальной работой занимаются люди недостаточно квалифицированные;
ограниченность источников общественной и частной поддержки – в сельской местности мало активно действующих общественных организаций социальной направленности;
изолированность и территориальная отдаленность;
отсутствие конфиденциальности; недостаточная анонимность;
консерватизм и социальная инертность – сельские жители в силу своей ментальности и образа жизни менее мобильны, чем городские жители. Они труднее перестраиваются, медленнее приспосабливаются к новым условиям жизни;
уровень образования сельских жителей ниже, чем городских;
все еще слаборазвитая социальная инфраструктура.
Сегодня социальная работа в сельской местности рассматривается как специализированный вид социальной практики, который требует использования специальных приемов управления социальной ситуацией развития личности и специальной профессиональной подготовки кадров.
Работу в сельской общине можно квалифицировать как одну из сложных сфер социальной работы. Она требует строгого профессионального отбора специалистов, прежде всего, по личностным качествам, чтобы исключить высокую текучесть кадров и того, что называется «профессиональным выгоранием».
Практика показывает, что направления социальной работы в том или ином сельском территориальном объединении определятся проблемами его жителей.
Исходя из этого, для сельской социальной работы в целом характерно решение следующих типичных проблем:
• оказание социально-терапевтической помощи людям в обретении душевного равновесия, нарушенного падением жизненного уровня, психологической устойчивости к тяготам современной жизни, в преодолении жизненных проблем.
• распространение знаний о выживании человека в экстремальных условиях (при дефиците материальных средств, продуктов питания, при затяжной болезни и других социальных ситуациях), о правах и льготах граждан, гарантированных государством;
• проблемы алкоголизма, поскольку при отсутствии служб наркологической и психиатрической помощи, невысоком культурно-образовательном уровне населения злоупотребление алкоголем приобретает угрожающие по своим последствиям размеры;
• помощь пожилым людям (в некоторых регионах их число достигает 30%) в решении бытовых, социально-медицинских, социально-психологических, социально-педагогических проблем;
• социальное обслуживание, медицинская, профилактическая работа с тружениками агропромышленного комплекса, подверженными многим профессиональным заболеваниям;
• обеспечение досуговой занятости детей, подростков, молодежи, взрослого населения;
• обеспечение трудовой занятости подростков, молодежи с последующей оплатой труда;
• содействие в поисках новых рабочих мест, переподготовке специалистов; помощь в развитии личных подсобных хозяйств посредством внедрения образовательных программ сельскохозяйственной подготовки;
• помощь социально неблагополучным семьям в обеспечении нормальной жизни детей, устранении причин социального неблагополучия;
• помощь молодым семьям, имеющим детей дошкольного возраста, воспитывающихся на дому, внедрение альтернативных форм дошкольного образования;
• содействие беженцам, вынужденным переселенцам и безработным горожанам в трудоустройстве, социальной адаптации к новым условиям жизни;
• социальная помощь населению в активизации природоохранительной деятельности, профилактике негативных воздействий загрязненной природной среды, последствий ее влияния на здоровье человека;
• устранение межнациональных, межэтнических конфликтов, налаживание добрососедских отношений.
Не менее значимы проблемы глубинного плана, от решения которых во многом зависит судьба человека:
- социальное обслуживание (в разных видах и формах),
- повышение культурно-образовательного уровня сельского населения,
- формирование здорового образа жизни,
- развитие духовных ценностей в сельском социуме,
- укрепление института семьи,
- формирование жизнеспособности личности в условиях социальных катаклизмов и др.
Как показывает практика, важным средством активизации социальной работы на селе является опора на использование традиционных источников жизни сельского жителя. К ним относятся:
- тесное срастание со средой обитания;
- личное подворье;
- приверженность традициям;
- роль семьи;
- роль систем неформальной поддержки;
- межсемейная кооперация;
- роль общественного мнения.
Таким образом, сегодня необходима новая парадигма развития социальной работы, нацеленная на повышение человеческого достоинства и осознание ценности человеческой личности как субъекта преобразований своей жизни. Суть новой парадигмы, последователь М. Гурьянова характеризует следующим образом:
- создание социальных служб непосредственно в общинах;
- развитие оптимальной модели социальной работы в каждой общине, отвечающей нуждам, потребностям, традициям жителей данной местности;
- целостный межведомственный подход к структурированию социальной работы в каждой общине, позволяющей вести комплексное обслуживание всех жителей общины: и детей, и взрослых;
- развитие и подготовка квалифицированного персонала – общинных социальных педагогов, осуществляющих социальный патронаж семей, и специалистов по социальной работе, специализирующихся на поддержке проблемных групп клиентов;
- приоритет превентивных форм социальной работы;
- вовлечение населения в работу по оказанию помощи нуждающимся гражданам, в работу по принятию решений и социальной политике региона;
- признание роли добровольных, благотворительных, религиозных организаций и включение их в официальную систему социального обеспечения. [Бочарова В.Г. Профессиональная социальная работа: личностно-ориентированный подход. М., 1999. С.89-93].
Стратегия и тактика развития микросоциальной среды связана с процессами самопомощи, технологизации помощи и локализации конфликтов. Все эти процессы отражаются в технологических моделях работы в микросоциальной среде.
Как считают исследователи, условно основные технологии социальной работы в микросоциальной среде можно свести к технологиям
- локального развития,
- социального планирования,
- социальным акциям.
Модель локального развития. В соответствии с концепцией Робертса модель развития микросоциальной среды имеет определенные стадии.
1 стадия. Напряжение. Связано с проблемами в микросоциальной среде, которые возникают в процессе социального и экономического развития, а также в процессе взаимодействия населения с местными органами власти.
2 стадия. Обучение. Общность осознает себя как группа. Вырабатываются навыки взаимодействия с представителями органов власти. В результате общения, в групповых дискуссиях вскрываются проблемы и обозначаются потребности сообщества. Формируется отношение к самим себе как общности и другим как оппонентам и партнерам.
3 стадия. Цели. Определяются цели по изменению проблем в микросоциальной среде, намечаются задачи и ближайшие стратегии действий.
4 стадия. Подготовительная. Формируются навыки в управлении и организации, осуществляется планирование и администрирование.
5 стадия. Действия. Реализуются планы и намеченные цели. Снимаются напряжения, вызванные возникшими социальными проблемами.
6 стадия. Оценка. Оценивается выполнение поставленных задач, корректируются действия по снятию напряжения.
Модель социального планирования. Планирование осуществляется на локальном и социальном уровне, т.е. на уровне действия социальных служб территорий. Социальное планирование – это центральный процесс решения проблемы. Здесь отражены наиболее важные для жизнедеятельности территорий проблемы.
Социальное планирование – разновидность планирования. Планирование – это система мер, направленных на решение тех или иных проблем.
Планирование в социальной сфере – это система стратегий, регулирующая решение социальных проблем, а также форма управления социальными процессами, направленная на удовлетворение потребностей граждан в защите и поддержке.
Анализ и планирование социального обеспечения относится к сфере социального законодательства и социальных услуг, предоставляемых государственными, общественными и благотворительными организациями. Планирование социальных акций осуществляется в рамках приоритетных задач. Согласно концепции социальной политики, к ним можно отнести:
- разработку и внедрение государственных стандартов обслуживания, устанавливающих объем и качество социальных услуг;
- организацию лицензирования деятельности социальных служб и их контроль;
- обеспечение реализации государственных и региональных программ;
- развитие системы подготовки и переподготовки кадров для системы социального обслуживания.
Планирование имеет определенные стадии и последовательности:
• определить проблему во всех деталях;
• осуществить диагностику ее причин;
• выбрать подходящие теории;
• получить реалистичные оценки ее масштаба;
• рассмотреть взаимоотношения составляющих элементов;
• спроектировать соответствующие изменения в будущем;
• учесть имеющиеся ресурсы и оценить будущее;
• определить реальную рабочую силу;
• получить юридические права, санкции и прецеденты;
• определить последствия возможных вариантов.
Все данные подходы характерны для работы в микросоциальной среде. Это, в свою очередь, отражает технологическая модель социального планирования.
В технологическом процессе в модели социального планирования выделяют четыре фазы изменения среды:
1-я фаза. Оценка проблемы. Вырабатывается точный план действий, исходя из потребностей людей, проживающих в микросоциальной среде. Здесь подключается население данной территории и привлекается как можно больше заинтересованных сторон (отдельные лица, группы, сообщество, организации). Главное – дать ответ на вопросы, которые позволят выйти на Целеполагание. Среди таких вопросов основными будут: Что такое проблема? Кто он – клиент? Каковы цели? Кого или что необходимо изменить, чтобы достичь целей? Каковы задачи и роль социального работника?
2-я фаза. Анализ и планирование. Анализируется эффективность планирования. Дается описание настоящей и желаемой ситуации. Анализируются действия, которые достигают намеченных целей. Определяются ресурсы, необходимые для эффективного осуществления проблемы.
3-я фаза. Поиск альтернативы. Определяется план действий, окончательно выбирается метод решения проблемы.
4-я фаза. Внедрение намеченных действий. Осуществляется контроль развития намеченного плана.
Модель социальных акций. Вариант модели групповой работы. Одна из инновационных практик социальной работы в микросоциальной среде. Ее особенность в том, что она направлена на работу непосредственно в микросоциальной среде.
Социальная работа в микросоциальной среде решает различный комплекс задач, среди которых можно выделить:
• развитие человеческих ресурсов;
• распределение и перераспределение социальных и экономических ресурсов и благ;
• предупреждение нищеты, уменьшение бедности, социальных бедствий;
• защита отдельных лиц и групп от жизненных, экономических и социальных рисков.
Технологии социальной работы предоставляют людям возможность функционировать в общественных связях в рамках своих институциональных и социальных ролей и статусов, а также актуализировать потенциал человека.
Модель социальных акций позволяет объединять, посредничать между людьми, защищать различные группы населения и предупреждать девиантные формы поведения. В этой связи социальная работа позволяет поддерживать социальный порядок и институциональную структуру общества. То есть она позволяет:
• помогать социальным институтам;
• внедрять эффективные методы социальной адаптации и реабилитации;
• предотвращать и предупреждать социальные конфликты;
• управлять и корректировать девиантное поведение и социальную дезорганизацию.
Субъект-субъектное взаимодействие специалиста по социальной работе и клиента, а также проблемы последнего определяют специфические виды интервенций. Процессы, происходящие в микросоциальной среде, порождают свои специфические проблемы. Их решение возможно через иные организационные формы, чем в социальной работе со случаем. Это влияет на роли специалиста по социальной работе. Так, в субъект-субъектном взаимодействии специалиста по социальной работе с микросоциальной средой принцип «лицом к лицу» заменяется на принцип «помощь через структуру».
Отсюда происходит изменение и в ролевом взаимодействии специалиста. Основными ролями в микросоциальной среде являются:
• адвокат;
• брокер;
• эксперт;
• социальный проектировщик.
Важнейшей ролью специалиста по социальной работе в реализации проектов в микросоциальной среде является роль организатора.
Микросоциальная среда выдвигает специфические требования к профессиональной компетенции специалиста. Среди них:
- умение проводить исследования на основе социальных, демографических, статистических данных, психологических;
- умение правильно анализировать и интерпретировать полученную информацию.
Как показывает практика, компетенция социального работника концентрируется вокруг следующих направлений:
• развитие способностей к общению (с учетом большого количества людей из различных кругов, понимать потребности и соответственно им действовать);
• приобретение ресурсов внутри учреждений;
• данные законами ресурсы сделать полезными и объединить их с имеющимися в жизненном пространстве;
• поддержка, которой пользуются сотрудники, чтобы выполнить поставленные перед ними задачи.
Однако нередко оперативное вмешательство выдвигает требования к компетенции, выходящие за рамки социальной работы. Оно требует привлечения к совместной деятельности различных специалистов.
Так, команда, включающая юристов, врачей, психологов, психотерапевтов, при непосредственном участии специалистов по социальной работе осуществляет работу, направленную на профилактику наркотической, алкогольной зависимости у отдельных групп в микросоциуме. Помощь в этом случае носит мультидисциплинарный характер, поскольку каждый специалист стремится привнести в общий процесс свои знания и умения. Кроме того, он располагает определенными общественными полномочиями.
Таким образом, община в контексте социальной работы – это относительно небольшая общность людей, проживающих на одной географически ограниченной территории и имеющих общие интересы и сложившуюся культуру.
Социальная работа в общине представляет собой целенаправленный процесс взаимодействия специалиста по социальной работе с представителями различных общественных групп и организаций на местном, региональном или общенациональном уровне. И в данном случае решаются следующие цели:
– развитие социальных связей и организация взаимопомощи в местных территориальных сообществах;
– разработка, внедрение и оценка эффективности различных социальных программ и планов деятельности основных институтов общины, связанных с вопросами социального благополучия населения;
– защита гражданских прав депривированных групп населения и оказание информационной и организационной поддержки различным инициативам в области социального благосостояния.
Социальная работа в микросоциальной среде представляет собой профессиональную помощь индивидуумам, группам, коллективам, проживающим на единой территории и имеющим общие проблемы.
Основными методами профессиональной работы в микросоциальной среде являются:
– социальное планирование,
– планирование микросоциальной среды,
– развитие территориального самоуправления,
– социальные акции в микросоциальной среде,
– макропрактика.
Вопросы для самоконтроля
1. Что такое «микросоциальная среда», «микрорайон»?
2. Какие существуют подходы к пониманию микросоциальной среды?
3. Каковы объективные и субъективные характеристики микросоциальной среды?
4. Каковы функции микросоциальной среды?
5. Какими принципами необходимо руководствоваться специалисту по социальной работе в работе в микросоциальной среде и по месту жительства?
6. Чем обусловлена необходимость социальной работы по месту жительства?
7. Какие функции выполняет микрорайон проживания человека?
8. Каковы направления социальной работы в микрорайоне?
9. Каковы особенности социальной работы на селе?
10. Что характерно для модели локального развития микросоциальной среды?
11. Что представляет собой модель социального планирования как технология социальной работы в микросоциальной среде?
12. Какие задачи решаются при реализации модели социальных акций в микросоциальной среде?
13. Каковы роли специалиста по социальной работе в микросоциальной среде?
Тема 14. Сущность и технологии социальной работы в здравоохранении |
1. Сущность социальной работы в здравоохранении. Ее цель, объекты и особенности.
2. Разграничение функций медицинских и социальных работников.
3. Медико-социальная работа профилактической и патогенетической направленности.
4. Понятие о медико-социальной активности населения.
Вопросы для самоконтроля
Поскольку деятельность специалиста по социальной работе во многом связана с решением проблем индивидуального и общественного здоровья, ему следует овладеть теоретическими и практическими знаниями в области медицины и здравоохранения. Необходимость этого подчеркивается и тем, что в современных условиях на фоне ухудшения показателей здоровья усугубились медико-социальные проблемы.
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) определяет здоровье как состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только как отсутствие болезней и анатомических дефектов. Состояние здоровья неотъемлемо от других проблем человечества. Оно изменяется вместе с прогрессом общечеловеческой культуры, будучи актуальным во все периоды жизни человека – от рождения до смерти.
В современных условиях усугубления социальных проблем в нашей стране, ухудшения показателей здоровья населения становится особенно важным решение задач медицинского и социального характера в комплексе. Возникла необходимость создания новых механизмов, форм и методов медико-социальной помощи населению, представляющих новые социальные технологии. Данные технологии обеспечат гражданам комплексные социальные услуги в случае заболевания, утраты трудоспособности и т.д. и будут способствовать решению связанных со здоровьем социальных проблем. Не случайно в 90-е гг. XX столетия в ряде стран (в том числе и в Беларуси) стала развиваться медико-социальная работа как качественно новое направление социальной работы и вид профессиональной деятельности.
В его основу была положена идея о том, что человек является существом не только биологическим, но и социальным: он связан с отношениями в обществе и его социальной структурой. Поэтому невозможно решать проблемы здоровья без учета широкого спектра социальных факторов.
Таким образом, общественное здоровье как характеристика здоровья членов общества в целом не является исключительно медицинским понятием. Оно представляет собой общественную, социально-политическую и экономическую категорию, а также объект социальной политики.
Общественное здоровье нуждается в измерении, точной оценке с учетом не столько медицинского, сколько социального его значения. При оценке общественного здоровья необходим системный подход, позволяющий рассматривать его как сложную динамическую систему, содержащую множество взаимосвязанных составляющих элементов и взаимодействующую с другими многочисленными общественными и природными системами. Такой подход позволяет установить зависимость здоровья не только от состояния науки и достижений медицины в области профилактики, лечения и реабилитации, но и от участия всего общества в его формировании, охране и укреплении.
При изучении и оценке общественного здоровья учитывают социальные, природные и биологические факторы, его определяющие, выражая результат их воздействия через систему медико-статистических и демографических показателей. Для характеристики здоровья населения используются три группы показателей:
– демографические показатели, или показатели численности, состава, движения населения как в форме миграционных процессов, так и естественного (рождаемость, смертность, естественный прирост населения, средняя продолжительность жизни и др.).
– показатели физического развития населения.
– показатели заболеваемости, травматизма и инвалидности.
Общественное здоровье обусловлено социальными факторами, зависящими от социальных условий – социально-экономического и политического развития, а также от природных условий – внешней природной среды, окружающей человека. Кроме того, на показатели общественного здоровья влияют многочисленные конкретные факторы действительности. Среди них большое значение занимает состояние здравоохранения и охрана окружающей среды. К биологическим факторам, оказывающим влияние на общественное здоровье, относятся генетические характеристики популяции, возрастно-половая структура населения.
Показатели здоровья и заболеваемости используются применительно к конкретным группам здоровых и больных людей. Это обязывает подходить к оценке образа жизни человека не только с биологических, но и с медико-социальных позиций.
Социальные факторы обусловлены социально-экономической структурой общества, уровнем образования, культуры, производственными отношениями между людьми, традициями, обычаями, социальными установками в семье и личностными характеристиками. Большая часть этих факторов вместе с гигиеническими характеристиками жизнедеятельности входит в обобщенное понятие «образ жизни», доля влияния которого на здоровье составляет более 50% среди всех факторов.
Биологические характеристики человека (пол, возраст, наследственность, конституция, темперамент, адаптационные возможности и др.) составляют в общей доле воздействия факторов на здоровье не более 20%.
Как социальные, так и биологические факторы воздействуют на человека в определенных условиях окружающей среды, доля влияния которых составляет от 18 до 22%. Только незначительная часть (8–10%) показателей здоровья определяется уровнем деятельности медицинских учреждений и усилиями работников системы здравоохранения.
Поэтому здоровье человека – это гармоническое единство биологических и социальных качеств, обусловленных врожденными и приобретенными биологическими и социальными свойствами, а болезнь – нарушение этой гармонии.
Сфера здравоохранения – система государственных, частных и смешанных предприятий и учреждений, осуществляющих мероприятия по охране здоровья, предупреждению и лечению болезней и продлению жизни человека.
Цель социальной работы в здравоохранении (как и цель медико-социальной работы) – достижение как можно более высокого уровня здоровья, функционирования и адаптации лиц с физической и психической патологией, а также социальным неблагополучием.
Трудная жизненная ситуация и патология здоровья отягощают друг друга и порождают порочный круг, который трудно преодолеть только с помощью мер медицинского характера.
Объектом социальной работы в здравоохранении являются различные контингенты лиц, находящиеся в состоянии социальной, медицинской или психологической дезадаптации (мигранты, безработные, осужденные, лица, страдающие зависимостью от психоактивных веществ, инфекционные больные, психически больные, ВИЧ-инфицированные, онкобольные, инвалиды, семья и др.). То есть это категория лиц, имеющих выраженные медицинские и социальные проблемы, которые становятся взаимно отягощающими и решение которых затруднительно в рамках односторонних профессиональных мер. Работа с такими контингентами тяжела и малоэффективна и для медицинских работников, и для специалистов социальных служб, поскольку они неизбежно сталкиваются с рядом других проблем, выходящих за рамки их профессиональной компетенции и препятствующих успешной узкопрофессиональной деятельности. К сожалению, численность таких контингентов устойчиво возрастает на протяжении последних лет.
Социальная работа в здравоохранении имеет много общего с медико-социальной помощью и деятельностью органов здравоохранения в целом. Но при этом она не претендует на выполнение лечебно-диагностических функций, а предусматривает тесное взаимодействие с медицинским персоналом и четкое разграничение функций между медицинскими и социальными работниками.
При определении функций специалиста социальной работы в конкретном учреждении здравоохранения и построении технологий его работы с клиентами целесообразно использовать классификацию, согласно которой функции, выполняемые в рамках медико-социальной работы, разделены на три группы:
– медико-ориентированные,
– социально ориентированные и
– интегративные.
Медико-ориентированные функции:
– организация медико-социальной помощи и ухода за больными;
– оказание медико-социальной помощи семье;
– медико-социальный патронаж различных групп;
– оказание медико-социальной помощи хроническим больным;
– организация паллиативной помощи;
– предупреждение рецидивов основного заболевания, выхода на инвалидность, смертности (вторичная и третичная профилактика);
– санитарно-гигиеническое просвещение;
– информирование клиента о его правах на медико-социальную помощь и порядке ее оказания с учетом специфики проблем и др.
Социально ориентированные функции:
– обеспечение социальной защиты прав граждан в вопросах охраны здоровья и оказания медико-социальной помощи;
– представление в органах власти интересов лиц, нуждающихся в медико-социальной помощи;
– содействие в предупреждении общественно опасных действий;
– оформление опеки и попечительства;
– участие в проведении социально-гигиенического мониторинга;
– участие в создании реабилитационной социально-бытовой инфраструктуры;
– обеспечение доступа к информации по вопросам здоровья, состояния среды обитания, качества продовольственного сырья и продуктов питания;
– информирование клиентов о льготах, пособиях и других видах социальной защиты;
– содействие клиентам в решении социально-бытовых и жилищных проблем, получении пенсий, пособий и выплат;
– семейное консультирование и семейная психокоррекция;
– психотерапия, психическая саморегуляция;
– коммуникативный тренинг, тренинг социальных навыков и др.
Интегративные функции:
– комплексная оценка социального статуса клиента;
– содействие выполнению профилактических мероприятий социально зависимых нарушений соматического, психического и репродуктивного здоровья на индивидуальном, групповом и территориальном уровнях;
– формирование установок клиента, группы, населения на здоровый образ жизни;
– планирование семьи;
– участие в проведении медико-социальной экспертизы;
– участие в осуществлении медицинской, социальной и профессиональной реабилитации инвалидов;
– проведение социальной работы в психиатрии, наркологии, онкологии, гериатрии, хирургии и других областях клинической медицины;
– содействие предупреждению распространения ВИЧ-инфекции и обеспечение социальной защиты инфицированных и членов их семей;
– социально-правовое консультирование;
– организация терапевтических сообществ само и взаимопомощи реабилитационного, психолого-педагогического, социально-правового характера;
– участие в разработке комплексных программ медико-социальной помощи нуждающимся группам населения на разных уровнях;
– обеспечение преемственности при взаимодействии специалистов смежных профессий в решении проблем клиентов и др.
Квалифицированное содействие клиентам в решении их жизненных проблем, связанных со здоровьем, определяет профессиональные особенности социальной работы и уровень подготовки специалиста по соответствующей медицинской специализации.
Необходимо отметить координирующую роль специалиста социальной работы, участвующего в оказании медико-социальной помощи, в решении всего комплекса проблем клиента, оказавшегося в сложной жизненной ситуации и требующего соучастия специалистов смежных профессий – врачей, психологов, педагогов, юристов и др.
При планировании и реализации технологий социальной работы в здравоохранении можно исходить из условного разделения медико-социальной работы на профилактическую и патогенетическую.
Использование социальных технологий при осуществлении медико-социальной работы профилактической направленностипредусматривает:
- выполнение мероприятий по предупреждению социально зависимых нарушений соматического, психического и репродуктивного здоровья;