Это такой тип коммуникационного взаимодействия, при котором в роли, как отправителя, так и получателя сообщения выступают отдельные индивиды
В процессе коммуникационного взаимодействия, осуществляемого в целях выполнения управленческих функций, чаще всего используется его ролевая разновидность, при которой содержание и направленность коммуникации, формы её выражения определяются ролевыми отношениями партнеров.
Процесс передачи сообщения в данном случае ориентирован на достижение определенного результата.
Цели коммуникации
С точки зрения организации | С точки зрения индивида |
1. Установить общие взгляды на окружающую среду 2. Побудить новых членов к выполнению каких-либо ролей и соблюдению норм и обычаев 3. Предоставить развлечение для членов общества, отключить их внимание от неудовлетворенности жизнью 4. Добиться общественного единодушия, завоевать сторонников и последователей, установить контроль над поведением работников | 1. Проверить и расширить картину реальности, узнать о возможностях и 2. Приобрести навыки, необходимые для устроенной жизни в обществе 3. Получить удовольствие от работы, избежать реальных проблем в жизни 4. Предпринять соответствующие действия на основе полученной информации и наметить предпочтительную линию поведения |
Здесь очень важно понимание каждым необходимости постоянного стремления к совершенствованию эстетики межличностного общения на основе норм и правил соответствующего этикета, формированию и развитию культуры любого вида общения.
Целенаправленное и последовательное решение этих вопросов в процессе служебной деятельности укрепляет и повышает эффективность не только горизонтальных, но и вертикальных восходящих и нисходящих информационных потоков, что в свою очередь предопределяет принятие оптимальных управленческих решений и адекватное на них реагирование.
Успешная деятельность посредством межличностных коммуникаций определяется, прежде всего, эффективностью или неэффективностью обратной связи.
Условия эффективности обратной связи:
1. Намерение. Целью обратной связи являются улучшение качества работы, повышение ценности каждого отдельного работника.
2. Конкретность. Обратная связь должна обеспечивать реципиентов конкретной информацией, благодаря которой могут быть установлены способы исправления сложившейся ситуации.
3. Описательность. Обратная связь должна иметь скорее описательный характер, чем оценочный, и содержать объективные сведения о результатах деятельности работника.
4. Полезность. Обратная связь предоставляет информацию, которую работник может использовать для улучшения результатов и качества своего труда, помочь получить новые знания, сформировать новые навыки и умения.
5. Своевременность. Обратная связь должна осуществляться вовремя, так как дает возможность внести коррективы в действия и тем самым влиять на результаты процессов.
6. Готовность. Для эффективности обратной связи требуется готовность работников ее воспринять; если она навязывается работникам, то ее эффективность заметно падает.
7. Ясность и достоверность. Если информация неверна, то это формирует предвзятое мнение и может исказить или привести к ошибочным коррективам в деятельности работников.
В процессе межличностных коммуникаций выделяются три основные фазы:
1. Докоммуникативная фаза характеризуется запросами и ожиданиями аудитории.
2. Коммуникативная фаза отражает процесс непосредственной реализации запросов.
3. Послекоммуникативная фаза отличается использованием полученной информации.
Представленные фазы в межличностном общении лежат в основе установления методов, средств и способов коммуникации.
К их числу относятся: текст (слово), другие символы (рисунки), действие (невербальные коммуникации).