Обязанности отправителя и получателя по договору перевозки груза

Обязанности перевозчика. Ответственность за просрочку в доставке груза.

Обязанности:

1). Доставить груз в пункт назначения и выдать его уполномоченному грузополучателем лицу

2). Обеспечить сохранность в пути следования

Ответственность за несохранность определяется спец.нормами трудового законодательства и положениями ГК. Несохранность проявляется в следующем:

1. Утрата груза (не гибель) Есть формальные критерии: груз считается утраченным если он не выдан в течение 30 дней с момента даты указанной в накладной.

2. Недостача – несоответствие фактически доставленного груза тем количествам, которые указаны в накладной.

3. Порча или повреждение – утрата грузом полностью или частично своих свойств и качеств.

При перевозках в экспортном или прямом местном назначении груз считается утраченным если он не выдан в течении 4 месяцев с момента принятия груза к перевозке.

При обнаружении неисправности перевозки перевозчик обязан по требованию получателя составить коммерческий акт, в котором указывается вид несохранности, предполагаемые и возможные причины несохранности. Ответственность перевозчика по кодексам является ограниченной. В части за утрату груза перевозчик отвечает в размере его объявленной стоимости.

В случае, когда провозная плата включена в оплату груза – возврат провозной платы. При недостаче стоимость предоставленного груза в перевозной возвращается порча/ повреждение – возмещение стоимости груза в полном объеме (не порча) или выплачивается разница, на которую попадает стоимость груза. Как правило, при составлении накладной грузоотправитель объявляет стоимость груза. Ответственность ограничена ею. Иногда она не указывается – то ущерб возмещается в объеме той стоимости, которая определяется ценой договора между отправителем и получателем. Если и она отсутствует – товар оплачивается по цене которая обычно взимается при аналогичных условиях за аналогичный товар.

На воздушном транспорте при повреждении груза перевозчик несет ответственность в размере его стоимости, но не более чем в размере 2х установленных МРОТ за 1 кг груза.

Транспортное з/д прямо не предусматривает взыскание с перевозчика расходов на возмещение ремонта поврежденного груза, но на практике взыскивается затраты на ремонт и расходы по экспертизе если она производилась грузополучателем. Перевозчик отвечает за несохранность груза, если не докажет что утрата, недостача или повреждение произошли не по его вине.

Обстоятельства, которые исключают ответственность перевозчика, делятся по принципу распределения бремени доказывания: м/у перевозчиком и получателем/ отправителем:

Предусматривается презумпция вины перевозчика. В опровержение своей вины перевозчик может ссылаться на следующие обстоятельства:

а. вина грузоотправителя – о виновности действий грузоотправителя при передаче груза: -погрузка осуществляется отправителем самим на путях не общего пользования – подъездные пути, -недостатки тары или упаковки которые не м.б. заменены по наружному виду при приеме груза к перевозке, либо применение тары которая не соответствует свойствам перевозимого груза и затаривание производится отправителем без участия перевозчика, и отсутствуют видимые следы повреждения тары в пути, - передача груза к перевозке без указания в накладной его особых свойств которые требуют особых условий предосторожности при перевозке и хранении, - передача к перевозке груза, влажность которого больше установленной нормы, -нормы нормы естественной убыли.

Если груз прибыл в исправном и коммерчески пригодном ТС за исправными пломбами пункта отправления и погрузка осуществляется отправителем – это свидетельство отсутствия вины перевозчика.

Просрочка в доставке. Ответственность перевозчика ограничена и влечет за собой обязанность уплатить штраф в виде неустойки. Исчисляется в % отношении к провозной плате в зависимости от длительности просрочки.

1. УЖД – перевозчик уплачивает пеню 9% от перевозной платы за каждые сутки просрочки но не больше общего размера провозной платы.

2. ВК – уплачивает штраф 25 % от МРОТ за каждый час просрочки, но не более 50% првозной платы.

3. КВВТ – 9% провозной платы за каждые сутки просрочки, но не более 50% провозной платы.

4. А/м – только для м/дгородних перевозок – 12% за каждые сутки просрочки. Предмета не устанавливает.

На морском транспорте стороны могут сами устанавливать размер штрафов, но размер неустойки не может превышать размер фрахта.

Обязанности отправителя и получателя по договору перевозки груза.

В целях сохранности продукции и товаров при поставках и создания условий для своевременной и правильной их приемки получателями отправитель обязан обеспечить:

а) строгое соблюдение установленных правил упаковки и затаривания продукции, маркировки и опломбирования отдельных мест;

б) точное определение количества отгруженной продукции (веса, количества мест: ящиков, мешков, связок, кип, пачек и т.п.);

в) при отгрузке продукции в упакованных или затаренных местах - вложение в каждое тарное место предусмотренного стандартами, техническими условиями, особыми условиями поставки, иными обязательными правилами или договором документа (упаковочного ярлыка, кипной карты и т.п.), свидетельствующего о наименовании и количестве продукции, находящейся в данном тарном месте;

г) четкое и ясное оформление отгрузочных и расчетных документов, соответствие указанных в них данных о количестве продукции фактически отгружаемому количеству, своевременную отсылку этих документов получателю в установленном порядке;

д) строгое соблюдение действующих на транспорте правил сдачи грузов к перевозке, их погрузки и крепления;

е) систематическое осуществление контроля за работой лиц, занятых определением количества отгружаемой продукции и оформлением на нее отгрузочных и расчетных документов.

Получатель обязан обеспечить приемку продукции по количеству в точном соответствии со стандартами, техническими условиями, основными и особыми условиями поставки, иными обязательными правилами и договором.

При приемке груза от органов транспорта получатель в соответствии с действующими на транспорте правилами перевозок грузов обязан проверить, обеспечена ли сохранность груза при перевозке.

В соответствии с правилами, действующими на транспорте, получатель обязан потребовать от органа транспорта составления коммерческого акта (отметки на товарно-транспортной накладной или составления акта - при доставке груза автомобильным транспортом).

Приемка продукции, поставляемой без тары, в открытой таре, а также приемка по весу брутто и количеству мест продукции, поставляемой в таре, производится:

а) на складе получателя - при доставке продукции поставщиком;

б) на складе поставщика - при вывозе продукции получателем;

в) в месте вскрытия опломбированных или в месте разгрузки неопломбированных транспортных средств и контейнеров или на складе органа транспорта - при доставке и выдаче продукции органом железнодорожного, водного, воздушного или автомобильного транспорта.

При доставке поставщиком продукции в таре на склад получателя последний кроме проверки веса брутто и количества мест может потребовать вскрытия тары и проверки веса нетто и количества товарных единиц в каждом месте.

Приемка продукции, поступившей в исправной таре, по весу нетто и количеству товарных единиц в каждом месте производится, как правило, на складе конечного получателя.

В соответствии со сложившейся практикой, обычаями делового оборота приемка продукции производится в следующие сроки:

а) продукции, поступившей без тары, в открытой таре и в поврежденной таре, - в момент получения ее от поставщика или со склада органа транспорта либо в момент вскрытия опломбированных и разгрузки неопломбированных транспортных средств и контейнеров, но не позднее сроков, установленных для разгрузки их;

б) продукции, поступившей в исправной таре: по весу брутто и количеству мест - в момент получения, а по весу нетто и количеству товарных единиц в каждом месте - одновременно со вскрытием тары, но не позднее 10 дней; а скоропортящейся продукции - не позднее 24 часов с момента получения продукции, при доставке продукции поставщиком или при вывозе ее получателем со склада поставщика, и с момента выдачи груза органом транспорта - во всех остальных случаях.

В районах Крайнего Севера, отдаленных районах и других районах досрочного завоза приемка продукции производственно-технического назначения производится не позднее 30 дней с момента поступления ее на склад получателя.

Приемка считается произведенной своевременно, если проверка количества продукции окончена в установленные сроки.

Приемка продукции производится лицами, уполномоченными на то руководителем или заместителем руководителя предприятия-получателя. Эти лица несут ответственность за строгое соблюдение правил приемки продукции.

Продукция, поступившая в исправной таре, принимается по качеству и комплектности, как правило, на складе конечного получателя.

Приемка продукции по качеству и комплектности в соответствии со сложившейся практикой производится на складе получателя в следующие сроки:

а) при иногородней поставке - не позднее 20 дней, а скоропортящейся продукции - не позднее 24 часов после выдачи продукции органом транспорта или поступления ее на склад получателя при доставке продукции поставщиком или при вывозе продукции получателем;

б) при одногородней поставке - не позднее 10 дней, а скоропортящейся продукции - 24 часов после поступления продукции на склад получателя.

В районах Крайнего Севера, в отдаленных и других районах досрочного завоза приемка продукции производственно-технического назначения производится не позднее 30 дней, а скоропортящейся продукции - не позднее 48 часов после поступления продукции на склад получателя. В указанных районах приемка промышленных товаров народного потребления производится не позднее 60 дней, продовольственных товаров (за исключением скоропортящихся) - не позднее 40 дней, а скоропортящихся товаров - не позднее 48 часов после поступления их на склад получателя.

Проверка качества и комплектности продукции, поступившей в таре, производится при вскрытии тары, но не позднее указанных выше сроков, если иные сроки не предусмотрены в договоре в связи с особенностями поставляемой продукции (товара). Машины, оборудование, приборы и другая продукция, поступившая в таре и имеющая гарантийные сроки службы или хранения, проверяются по качеству и комплектности при вскрытии тары, но не позднее установленных гарантийных сроков. Приемка продукции по качеству и комплектности на складе поставщика производится в случаях, предусмотренных в договоре.

Торговые организации, т.е. организации, профессионально занимающиеся торговлей, имеют право независимо от проверки качества товаров составлять акт о производственных недостатках, если такие недостатки будут обнаружены при подготовке товаров к розничной продаже или при розничной продаже в течение 4 месяцев после получения товаров. Акт о скрытых недостатках продукции должен быть составлен в течение 5 дней после обнаружения недостатков, однако не позднее 4 месяцев со дня поступления продукции на склад получателя, обнаружившего скрытые недостатки, если иные сроки не установлены обязательными для сторон правилами. Когда скрытые недостатки продукции могут быть обнаружены лишь в процессе ее обработки, производимой последовательно двумя или несколькими предприятиями, акт о скрытых недостатках должен быть составлен не позднее 4 месяцев со дня получения продукции предприятием, обнаружившим недостатки. Акт о скрытых недостатках, обнаруженных в продукции с гарантийными сроками службы или хранения, должен быть составлен в течение 5 дней после обнаружения недостатков, но в пределах установленного гарантийного срока. Если для участия в составлении акта вызывается представитель изготовителя (отправителя), то к установленному 5-дневному сроку добавляется время, необходимое для его приезда. В соответствии с Постановлением Президиума ВАС РФ при обнаружении в продукции дефектов покупатель должен вызвать представителя поставщика для составления акта и устранения этих недостатков.

Наши рекомендации