Временные и средовые

КОМПОНЕНТЫ1

Осознание времени своего существования — важное допол­нение к осознанию собственной идентичности. В данном случае речь идет об отождествлении себя не только с определенной груп­пой, но и с временным промежутком истории, с которым «совпал» период существования человека. Усвоение стандартов обще­ства помогает человеку ориентироваться в мире и адекватно действовать в нем, но не менее важно для него и усвоение стан­дартов времени. Е. И. Головаха и А. А. Кроник полагают, что в сознании человека формируется определенная система обоб­щенных представлений о времени. Ее можно назвать «концеп­цией времени личности в масштабах ее жизни». Следует вспом­нить, что и другие авторы, анализируя мироощущение человека в различные исторические эпохи, говорили также о наличии определенного «образа времени» как об одной из фундаменталь­ных составляющих «образа мира».

В проблеме времени можно выделить две части: а) осмысле­ние человеком своего «психологического» времени, рубежей и этапов его развития; б) осмысление связи времени своего суще­ствования с временем эпохи, в рамках которой личность суще­ствует.

Первая часть этой задачи имеет традицию своего изучения в психологии. Существует ряд экспериментальных исследований, выявляющих влияние психофизиологических, личностных, соци­альных факторов на оценку длительности временных интерва­лов, что обусловлено событийной насыщенностью того или ино-

1 Фрагмент из книги: Психология социального познания. М., 1997. С. 162-175.

Г. М. Андреева. Социальная идентичность____________ 345

го отрезка времени. В рамках этой традиции следует рассмот­реть идеи К. Левина, который обозначал так называемую вре­менную перспективу личности, интерпретируя ее с точки зре­ния «событийной концепции психологического времени». Раз­личная временная перспектива личности возникает потому, что время разного масштаба задано личности определенными гра­ницами психологического поля в данный момент. Человек ви­дит не только свое настоящее, но имеет всегда и определенные ожидания, т. е. надежды, страхи, мечты о будущем. Вместе с тем временная перспектива включает в себя и психологическое про­шлое человека. Именно поэтому она крайне важна для опреде­ления уровня притязаний, настроения, творчества, проявления инициатив личностью. Именно от состояния психологического поля зависит то, что впоследствии было названо П. Фрессом «временной кругозор личности». Хотя в данной традиции речь идет об осмыслении личностью своего психологического возра­ста или своей временной перспективы, т. е. «личной хроноло­гии», по выражению П. Жане, уже здесь просматривается связь, которая существует между названными характеристиками и социальным контекстом.

Поскольку человек осваивает временные отношения в прак­тической деятельности, то именно на ее основе рождается не­которая Концепция Времени, свойственная каждой личности. Эта концепция конструирует связь настоящего, прошедшего и будущего, а эта связь, в свою очередь, определяется социаль­ной значимостью событий. Так, по мнению Ш. Бюлер, в жизнен­ном пути каждой личности формулируется временной поря­док — своеобразное «расписание» жизни, предписывающее оп­ределенные акценты в деятельности в течение разных периодов. Это расписание в различных социальных группах весьма различ­но, и внутри каждой группы существует свое представление о том, что нужно «успеть» на каждом конкретном этапе жизненно­го пути. Соответственно по-разному трактуется «отставание» на каждом таком этапе и переживается как жизненный неуспех.

В психологии давно введено понятие «самооценка возрас­та» — сопоставление личностью своих достижений с предъяв­ляемыми обществом возрастно-ролевыми ожиданиями. Они представляют собой нормы и требования для включения в круг



Раздел V. Личность в социуме

Г. М. Андреева. Социальная идентичность




временные и средовые - student2.ru временные и средовые - student2.ru временные и средовые - student2.ru временные и средовые - student2.ru временные и средовые - student2.ru временные и средовые - student2.ru временные и средовые - student2.ru временные и средовые - student2.ru определенных социальных ролей. И если такое включение ока­зывается в силу каких-то причин невозможным, возникает ощу­щение дискомфорта. В общем плане проблема была поставлена С. Л. Рубинштейном: «Субъективное время личности отражает разный уровень бытия личности, разный уровень способов ее существования» [1960]. Это определяет и такую деталь на жиз­ненном пути человека, как несовпадение психологического воз­раста личности в разных сферах ее жизнедеятельности, т. е. — многомерность психологического возраста. Отсюда такие явле­ния, как возникновение «акселератов», молодых людей, у кото­рых их физическое развитие обгоняет формирование многих необходимых социальных качеств, и т. п. <...>

Связь с концепцией времени, существующей в определен­ную эпоху, рождает в личности ощущение, что индивидуальная жизнь не ограничена рамками непосредственного существова­ния, но должна быть рассмотрена в историческом масштабе: то, что было до моего непосредственного существования, то, что будет после, так или иначе вовлекается в личную концепцию времени. По справедливому замечанию К. А. Абульхановой, че­ловек предвосхищает, организует события своей жизни всегда с точки зрения будущего, и ему свойственна «временная транс-пектива» — сквозное видение из настоящего в прошлое и буду­щее [1994]. <...>

Более конкретно проблема соотнесения времени своей жиз­ни с эпохой выглядит так: для каждого индивида необходимо достичь адекватности собственных возможностей, имеющих место сегодня, с возможностями их реализации, даваемой исто­рическим временем. Проблема «потерянных поколений» — это как раз проблема тех поколений, которые почувствовали себя невостребованными обществом, находящимся на данном этапе его развития. Каждая эпоха требует определенных социальных ролей, и одна из задач личности — соотнести особенности эпо­хи и личный период своего развития для успешного исполнения набора требуемых ролей.

Примером трудностей, стоящих на этом пути, является про­должительность срока обучения молодого поколения в совре­менных развитых обществах. С одной стороны, общество требу­ет все большего и большего объема знаний от молодого челове-

ка, вступающего в жизнь. Как следствие этого — требование большей длительности образования. С другой стороны, в дина­мически развивающихся обществах требуются все время более молодые деятели на общественном поприще, и это, казалось бы, должно привести к сокращению сроков обучения. В исследова­нии Е. И. Головахи и А. А. Кроника показано, что чем раньше человек научился соотносить свои возможности с требования­ми времени, тем успешнее его деятельность; так, например, в сфере политики молодые люди менее консервативны и, следо­вательно, более готовы к поиску нового, требуемого социальны­ми изменениями. Важным условием точного определения «вре­мени действия» своей возрастной группы является сравнение своей возрастной группы с группами других возрастов.

Проблема «вписывания» в историческое время стоит особен­но остро в ситуации радикальных социальных преобразований в обществе. Еще Эриксон показал опасность для личности ее конфликта с временем. Рассмотренная на фоне макроизмене­ний, эта опасность представляется еще более значительной. Ломка устоявшихся в обществе отношений с неизбежностью порождает мучительный вопрос об ответственности поколения «за время». Нужно понять, кто инициировал предшествующие формы общественного развития, когда они создавались, кто был ответствен за эти формы тогда, при их создании, кто за эти про­дукты прошлого ответствен сегодня?

Быстрый темп смены эпох — вообще трудность для индиви­дуального существования человека. Об этом хорошо сказано у Анны Ахматовой:

Что войны, что чума?

Конец им виден скорый,

Их приговор почти произнесен.

Но как нам быть с тем ужасом, который

Был бегом времени когда-то наречен.

На уровне обыденной психологии давно сформулирована мысль о необходимости «поспевать за временем», «не упустить время» и т. п. Но как осуществить эти заповеди? Очевидно, что важнейшим этапом на этом пути является понимание времени. Познание (понимание) времени — один из компонентов соци-

временные и средовые - student2.ru 348 Раздел V. Личность в социуме

ального познания. В современной гуманистической психологии введено понятие «временной интегрированности личности». По А. Маслоу, более интегрированные личности лучше самоактуа­лизируются, они приподняты над мелочами, обладают широким горизонтом, дальней временной перспективой, руководствуют­ся широкими универсальными ценностями, т. е. осознание вре­мени выполняет ту же функцию, что и познание других элемен­тов социального мира — способствовать адекватному поведе­нию в нем. По мнению И. М. Палея и В. С. Магуна, именно понимание времени позволяет индивиду оторваться от сиюми­нутного, увидеть мир шире. Иными словами, это означает вре­менную децентрацию человека [1970]. Личность, осуществляю­щая такую временную децентрацию, не только лучше осознает свой жизненный путь, но и осмысливает его в историческом кон­тексте. Механизм временной децентрации позволяет индивиду взглянуть не только на свою жизнь с любой точки отсчета, но и с точки зрения момента, выходящего за пределы собственной жизни. Благодаря этому человек более «объемно» видит мир, каждый момент жизни, а значит, и обогащает свою временную картину мира.

Более точная характеристика времени, переживаемого об­ществом, весьма важна для реализации практических действий человека. Известен пример разработки стратегии и тактики компанией «Форд Моторс» по реализации модели «Мустанг» — маленького автомобиля спортивного типа. Предполагалось, что реклама должна быть рассчитана в основном на молодых, не особенно богатых покупателей, но выяснилось, что машину по­купали практически и все другие слои. Был сделан вывод о том, что при разработке маркетинга была допущена ошибка: следо­вало ориентироваться не просто на возраст покупателей (моло­дые люди), а на группу, обладающую характеристиками «психо­логически молодых» людей. Время, эпоха сегодня делает тако­выми представителей самых различных возрастных групп.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что важнейшим компонентом образа мира являются представления о характере отношений между происшедшими, происходящими и предстоя­щими событиями собственной жизни человека в соотнесении с событиями в жизни общества. Это и дает основания рассматри-


Г. М. Андреева. Социальная идентичность

вать проблему временной идентичности личности наряду с тра­диционными представлениями о ее групповой идентичности, так же как образ Я, образ Группы, образ Времени представляет собой важнейший элемент общего образа Мира.

Еще одна новая составляющая идентичности — это идентич­ность с окружающей средой. Несмотря на необычность такого словосочетания, факт, в нем зафиксированный, хорошо извес­тен на уровне обыденной психологии: человек всегда обитает в некоторой «жизненной среде», к которой можно отнести геогра­фический район его проживания, тип поселения (город или де­ревня), природные и климатические характеристики своей местности и многое другое. Поэтому образ мира не может быть построен без учета и этого рода отношений человека с миром. В современной психологии обозначилась самостоятельная область исследований, которая получила наименование «психо­логия среды», иногда — «экологическая психология», которая изучает психологические аспекты взаимоотношения человека с окружающей средой. Среда органично включена в жизнедея­тельность человека и служит важным фактором регуляции его поведения. С любым компонентом экосистемы индивид связан через процессы приспособления к ней и, вместе с тем, через про­цессы ее преобразования. Степень зависимости человека от сре­ды весьма различна как в физическом, так и в психологическом смысле. Поэтому от того, каким сформирован образ окружаю­щей среды в сознании человека, во многом зависит тип его по­ведения. И. Альтман, видный исследователь в области экологи­ческой психологии, считает эту дисциплину необходимой добав­кой к традиционным психологическим исследованиям.

Одной из первых концепций, предложенных в этой области психологии, была концепция Р. Баркера, названная «экопове-денческая теория», в которой рассматривались процессы, воз­никающие при взаимодействии группы людей со средой. Цент­ральное понятие концепции Баркера — «место поведения» — объективная, ограниченная во времени и пространстве ситуа­ция, которой свойствен определенный набор типов поведения. Пример — «Лекция». Это не комната, где всегда по понедельни­кам это происходит; не психологи, которые на ней присутству­ют; не текст, который произносится преподавателем. «Лек-

Раздел V. Личность в социуме

Г. М. Андреева. Социальная идентичность_____________ 351



временные и средовые - student2.ru временные и средовые - student2.ru ция» — это и то, и другое, и третье — комплекс всего перечис­ленного, задающий своеобразную программу действий вклю­ченных в него личностей. Несмотря на ряд критических замеча­ний, высказанных позднее по поводу концепции Баркера она была оценена достаточно высоко, поскольку вводила в психоло­гию в качестве важнейшего компонента социальную среду. В на­стоящее время спектр исследований «места поведения» суще­ственно расширен. Наряду с развитием идей Баркера предло­жен еще целый ряд подходов, из которых особенно важен в нашем контексте тот, который разработан в рамках когнитив­ной психологии. «Место поведения» здесь рассматривается в контексте ориентировки человека в мире, для чего введено по­нятие «образ социального» («social image»).

Для того чтобы понять, как формирование образа окружаю­щей среды вплетается в процесс социального познания, необхо­димо обратиться ко всей совокупности понятий, относящихся к экологической психологии. Само понятие «среда» достаточно полно описано. В среде выделены четыре подсистемы: 1) при­родная среда — общий «фон» общества — состояние атмосфе­ры, водный компонент, состав поверхности земли, структура ландшафта, растительный и животный мир, климат, плотность населения; 2) среда «второй природы» — модификации при­родной среды, преобразованной людьми: угодья, дороги, зеле­ные насаждения, домашние животные, культурные растения; 3) «третья природа» — искусственный мир, созданный челове­ком, не имеющий аналогов в естественном мире (т. е. «очелове--: ченная природа»): асфальт, бетон городов, пространство жизни и работы, транспорт, технологические объекты, мебель, куль­турно-архитектурная среда; 4) социальная среда — своеобраз­ная интеграция трех предшествующих сред, что дает в итоге оп­ределенное качество жизни, проявляющееся, например, в куль­турной оседлости. По мнению О. Н. Яницкого, социальная среда включает в себя набор референтных групп для личности, пред­ставление о своих «корнях», малой Родине, ценности своего; «места» (местности) [1996].

Совокупность природных и социальных факторов среды об­разует то, что называют «жизненной средой» или «непосред-

ственной жизненной средой». Ее характеристики даются во вполне психологических терминах, когда выделяются:

а) Внутренняя среда индивида — моделируемое сознанием
представление о «своей среде», ее «образ». Некоторые исследо­
ватели называют это «имплицитными теориями среды», подобно
«имплицитным теориям личности», т. е. субъективными пред­
ставлениями о характеристиках этой среды. Внутренняя среда
индивида включает совокупность знаний и навыков, которые в
ней могут быть актуализированы.

б) «Первичная экоструктура» — жизненное пространство,
непосредственно «моя» среда обитания (дом, квартира, комна­
та, вещи), как бы продолжение моего собственного «Я». Психо­
логически эта среда формирует чувство хозяина — это «мой»
мир.

в) «Групповая экоструктура» — среда сообщества: террито­
рия предприятия, вообще места работы, различные помещения
совместного пребывания — клуб, спортивная секция и т. п.

Именно эта, непосредственная жизненная среда выступа­ет основой идентификации личности с каким-то определенным местом ее существования и пребывания. Термин «средовая идентичность», не очень благозвучно звучащий на русском язы­ке, относительно новое образование, претендующее на то, что­бы обогатить представления об идентичности личности. Так же как и в случае формирования других координат идентичности (образ Я, образ Группы, образ Времени), образ Среды форми­руется на протяжении всей жизни человека. Исследования Т. Нийта [1983, 1985] показали, как влияет на восприятие мира ребенком восприятие им своей непосредственной Среды обита­ния: наличие или отсутствие у него своей «территории» — угол­ка или комнаты. Показано, что дети, живущие в перенаселен­ных квартирах, демонстрируют часто большую агрессивность, порожденную тем, что негде побыть одному, и т. п. Несмотря на наличие таких негативных воздействий среды обитания в дет­стве, именно ее образ сохраняется на всю жизнь. Впоследствии ностальгия «привязывается» именно к этой среде.

Механизмы формирования представлений об окружающей среде обусловлены тем, какое значение придает человек среде. Окружающая среда может быть репрезентирована человеку



Раздел V. Личность в социуме

Г. М. Андреева. Социальная идентичность




временные и средовые - student2.ru временные и средовые - student2.ru двояким образом. Прежде всего она «отвечает» на вопрос «где?»: где, в какой ситуации происходит то или иное событие, где Я-сам, где то, что мне близко и т. д. В английской и немецкой терминологии употребляются специальные термины, обознача­ющие данный тип значения среды: Whereness, и соответствен­но, «Wo?». Если бы не опасаться вульгаризации русского язы­ка, можно было бы употребить такой русский эквивалент этих терминов: «гдетость», т. е. такое качество среды, которое отве­чает на вопрос: «где что-то существует или происходит?». Да­лее, второй аспект значения среды, в котором, собственно, и вы­ясняется ее значимость для индивида: «А что это такое? Что это 1 означает для меня?». Существительное, которое употребляет­ся в английском и немецком языке, — соответственно Whatness и Was? (русский условный эквивалент — «чтотость»). Отвечая на два эти вопроса, человек как бы помещает себя в некоторое пространство, привязывает себя к нему, использует своего рода когнитивную карту с обозначением места своего пребывания. Если место это очень значимо, человек отождествляет себя с ним, возникает «идентификация с местом».

Этот феномен хорошо известен на уровне житейской психо­логии. Если в обыденных обстоятельствах для человека не столь значимо отождествление себя с каким-либо «местом» (будь то место его рождения или место какого-то периода проживания), то в ситуациях исключительных это родство с местом приобре­тает особую роль. Например, в условиях разлуки с родиной нос­тальгия особенно часто касается места, где прошло детство или где произошли какие-то исключительные события (признание в первой любви, впервые испытанное чувство страха и т. п.). Но­вобранцы в армии часто устанавливают контакты по принципу землячества («он из наших мест»), и такая идентификация по­рой более очевидна, чем отнесение себя к какой-нибудь соци­альной или возрастной группе. Значение «среды» в нетрадици­онной ситуации настолько велико, что идентичность личности-по преимуществу становится «средовой». Отсюда и восприятие, и познание социального мира приобретает особую окраску; сре­да воспринимается как существенная характеристика социаль­ного бытия человека.

В таких ситуациях могут возникать особого рода экологиче­ские стереотипы и предпочтения, что заставляет специфически окрашивать воспринимаемый мир: местные нормы, стандарты поведения, а не только черты родной природы могут восприни­маться как наилучшие, от чего зависит и вся картина мира. В случае предпочтения области проживания целого народа та­кие представления тесно смыкаются с этническими стереоти­пами, различными символами и в этом качестве также предста­ют как элемент конструирования социального мира с позиций идентификации себя с определенной средой. «Использование» Среды детерминировано культурными нормами и определенны­ми символами. Это определяет характер экологического созна­ния, что проявляет себя не только в глобальном отношении к среде, но и в способах поведения в конкретных «средовых» си­туациях, например в храмах, на кладбищах и пр. В этом смысле вандализм, проявляющийся в сокрушении памятников, в хули­ганских надписях на стенах зданий (так называемые Graffiti), есть всегда сигнал не просто невоспитанности, но и разруше­ния нормальных отношений со средой обитания, т. е. неблаго­получия с проблемами социальной идентичности. Значимость чисто экологических характеристик местности была продемон­стрирована в одном из экспериментов: африканским детям было предложено 90 слов, имеющих отношение к жизни континента. Из них надо было выбрать такие, которые в наибольшей степе­ни, по мнению испытуемых, характеризуют их материк. Лишь 25% детей выбрали такие термины, как «расовые проблемы», «ис­лам», «социализм». Более 80% посчитали, что картина их мира показательнее предстает в таких терминах, как «дикие живот­ные», «черные аборигены», «каннибалы», «пигмеи», «шаманы, потрясающие дротиками» и пр.

Формирование экологического сознания включает в себя формирование отношения не только к природе, но и к различ­ным аспектам среды, а их, как мы убедились, достаточно много. Одно из существенных направлений изучения психологии сре­ды состоит в определении позиции человека относительно дис­танции, которую он считает оптимальной для взаимоотношения с другими людьми. Два основных термина описывают характер

Наши рекомендации