Психология сознания, психология поведения, психология ассоциативного
Донаучная психология
Донаучная психология — это познание другого человека и самого себя непосредственно в процессах деятельности и взаимного общения людей. По выражению французского психолога П. Жане (1859—1947), это психология, которую народ создает еще до психологов. Здесь деятельность и знание слиты воедино, обусловленные необходимостью понимать другого человека и предвидеть его поступки. Источником знаний о психике в донаучной психологии выступают: 1) личный опыт (житейские обобщения, возникающие в результате наблюдения за другими людьми, самим собой); 2) общественный опыт (представления, традиции, обычаи, которые передаются от поколения к поколению). Понятия донаучной психологии совпадают по своему содержанию с языковыми значениями. Роговин подчеркивает, что самому существу донаучной психологии соответствует способ объяснения, получивший название «объяснение с позиций здравого смысла». Донаучное психологическое знание несистематизировано, неотрефлексировано, поэтому часто вообще не осознается как знание. В донаучном знании верные представления могут соседствовать с ошибочными обобщениями, предрассудками.
Одним из первых направлений быланимизм(лат. "душа", "дух") — система представлений о якобы реально существующих особых духовных, невидимых существах (чаще всего двойниках), которые управляют телесной сущностью человека и всеми явлениями и силами природы.
Наши предки вначале пытались объяснить духовную деятельность, предполагая, что в теле человека заключено другое существо, занятое расшифровкой того, что видят его глаза, слышат уши и ощущает кожа. Эту «душу», или «тень», наделяли способностью выходить на волю, пока человек спит, и жить собственной жизнью в его снах. Полагали, что в момент смерти душа покидает тело навсегда, вылетая через рот. Это верование, распространенное среди древних греков, все еще сохраняется у многих народов, называемых «примитивными».
Те мысли или поступки человека, которые древние не могли понять, они приписывали действию таинственных и могущественных сил, обитающих -в зависимости от данной культуры -на Олимпе, на небе в аду. Таким образом, жизнь и смерть, любовь и ненависть, отвага и трусость и все остальные чувства, испытываемые смертными, зависят от настроения богов и от соперничества между ними.
Переход от анимизма к гилозоизму(от греч. hyle - материя и zoe - жизнь), философское учение о всеобщей одушевленности материи;
Древнегреческий ученый Демокрит(460-370 гг. до н. э.) считал, что мир состоит из мельчайших частиц – атомов. Основу разнообразия мира составляют различия атомов в форме, в порядке сочетания и в ориентации в пространстве.Тело и душа человека также состоят из атомов, причем атомы души являются самыми мелкими, круглыми и подвижными. Во время дыхания атомы души обновляются, что помогает поддерживать душу в здоровом состоянии. Атомы движутся по определенным законам, которые невозможно изменить. Согласно Демокриту, душа смертна, т.к. со смертью тела ее атомы улетучиваются и рассеиваются в воздухе.Процесс познания Демокрит обосновал с помощью «теории истечений». Познание состоит из двух этапов: ощущения и мышления. От всех предметов отделяются, «истекают» в воздух мельчайшие копии – эйдолы. Эйдолы прозрачны, не видны глазу и легки. Во время попадания эйдол в органы чувств и их соединения с атомами души происходит ощущение предмета. Обобщая данные органов чувств, человек переходит на следующий уровень – понятийный, который связан с мыслительной деятельностью.
Первые представления о душе как источнике не только активности, но и познания нашли свое отражение в психологической теории древнегреческого ученого Сократа(469-399 гг. до н. э.). Если Демокрит развивал идеи панпсихизма, т.е. он полагал, что вся природа одушевлена, то Сократ был убежден, что душа есть только у человека, и именно наличие души выделяет человека из всей природы. Сократ определял душу как нравственное качество индивида, присущее ему как разумному существу, действующему согласно этическим идеалам. Душа является хранилищем знаний, в том числе и знаний о добре и зле, о нравственном поведении. Сократ связывал нравственность с разумом, полагая, что основу добрых поступков составляют знания о благе. Истина, по мнению Сократа, существует и хранится в речи, в общих понятиях, в словах, которые могут передаваться от одного поколения другому. Таким образом, он впервые выделил связь мышления с речью.
Идеи Сократа нашли свое развитие в теории его знаменитого ученика Платона (428-348 гг. до н. э.). Платон исходил из того, что в основе всего лежат идеи – общие понятия, вечные и неизменные, реальным воплощением которых являются окружающие человека предметы. Душа, согласно Платону, также является идеей. Он различал мировую душу, которая покоится на звездах, и индивидуальные души – частички мировой души. В мировой душе собраны абсолютно все знания. В момент рождения человека индивидуальная душа спускается со звезды и соединяется с телом, забыв при этом все знания, которыми она обладала, находясь в звездном пространстве. Поэтому человек, по Платону, при жизни не столько познает, сколько припоминает то, что душа уже знала. Индивидуальная душа бессмертна, со смертью тела она присоединяется к мировой душе.
Платон впервые реализовал структурный подход к душе. Он выделил три вида души: вожделеющую (этой частью души человек «влюбляется, испытывает голод, жажду и бывает охвачен другими вожделениями»), страстную (этой частью человек «вскипает, раздражается, становится союзником того, что ему кажется справедливым») и разумную (этой частью души человек противоборствует двум предыдущим и управляет ими подобно тому, как колесница направляется возничим). Все части души, находясь под давлением противоположных тенденций, образуют внутренний конфликт. Гармония в душе, по Платону, может наступить при господстве разумного начала. Только разумное, волевое поведение Платон истолковывал как свободное. Идея Платона о внутреннем конфликте станет центральной в психоанализе.определял как диалог души с собой, который приводит к припоминанию дремлющих в душе идей. Таким образом, по Платону, в процессе познания человек ничего не открывает, его мышление носит репродуктивный характер. Впервые о творческом мышлении заговорил ученик Платона Аристотель.
Наиболее развернутая психологическая теория была создана древнегреческим ученым Аристотелем(384-322 гг. до н. э.). Аристотель – автор первого собственно психологического тракта «О душе», в котором он не только систематизировал накопленные историей науки знания о душе, но и выдвинул собственные идеи.
Душа, согласно Аристотелю, является выражением сути, предназначения предмета. Он говорил, что душа – это форма реализации способного к жизни тела, она не может существовать без тела и не является телом. Аристотель описал 3 вида души, каждой из которых присущи определенные свойства: растительная душа обладает свойствами ощущения, питания и размножения; животная душа обладает свойствами движения, стремления и памяти; разумная душа обладает свойствами мышления.
При этом более высокая стадия развития (животная по отношению к растительной и разумная по отношению к растительной и животной) надстраивается над более низкой и включает в себя присущие последней свойства. Анализируя душу, Аристотель применил естественно-научный подход. Если Платон деление души произвел по этическому принципу, то Аристотель впервые ввел идею генезиса (развития) психики. Он впервые выделил этапы развития психики и определил существование закономерных связей между всеми уровнями психической жизни. Идея генезиса психики после Аристотеля вновь обретет свою актуальность только в 19 веке н. э. в теории английского ученого Чарльза Дарвина. Аристотель считал, что растительная и животная души смертны, так как их свойства находятся в непосредственной связи с жизнью тела. Разумную душу ученый определял как бессмертную, поскольку она является хранительницей всех накопленных при жизни человека знаний. Тем самым Аристотель пытался решить проблему сохранения и передачи из поколения в поколение культурного опыта. Так, после смерти тела разумная душа сливается с мировым разумам (Нусом – хранителем знаний человечества). С рождением человека она вновь спускается вниз, соединяясь уже в новом теле с растительной и животной душами. Аристотель впервые стал различать понятия субъект и личность, при этом основным параметром для личности является творчество. Выделив в процессе познания 5 основных ступеней (ощущение, память, воображение, фантазия и мышление), Аристотель говорил, что все психические процессы, в том числе и ощущение, являются активными. Именно данные ощущений могут стать основой абсолютно нового знания. В памяти помимо хранения информации происходит ее переработка при помощи ассоциаций (по сходству, по контрасту и по смежности в пространстве и времени). Место хранения и переработки информации (сравнение, комбинация, первичное соединение) Аристотель назвал «общим чувствилищем». Законы ассоциаций, открытые Аристотелем, впоследствии станут основой ассоциативной психологии. Аристотель считал, что поведение человека и любое знание о предмете «окрашены» эмоциональным тоном. Он выделял в эмоциях чувства и аффекты. Если чувства не препятствуют разумной регуляции поведения, то аффекты затемняют сознание человека, мешают его деятельности. Аристотель предлагал выводить аффекты из души человека с помощью искусства (Аристотель имел в виду прежде всего театрализованные представления). В результате, в процессе переживания, должно происходить очищение (катарсис) души человека.
Психологическая теория Аристотеля явилась завершением классической эпохи античной психологии. Дальнейшее развитие психологических знаний проходило в эпоху эллинизма (3 в. до н. э.-3 в. н. э.), особенность которой заключается в распространении греческой культуры на страны Малой и Средней Азии и Италию. В эпоху эллинизма выделились три психологические школы: школа киников, школа «Сад Эпикура» и стоическая школа.
Одним из основателей школы киников является греческий ученый Диоген (400-325 гг. до н. э.). Киники отвергали все достижения цивилизации и пытались обосновать абсолютную свободу и независимость человека от общества. Они проповедовали аскетизм (отказ от комфорта), ападейкию (игнорирование знаний) и автаркию (игнорирование общественного мнения). Фактически киники развивали идею самодостаточности человека. Одним из самых знаменитых ученых эпохи эллинизма, основателем школы «Сад Эпикура» был греческий ученый Эпикур (341-270 гг. до н. э.). Эпикур развивал материалистические представления о мире Демокрита. Он также полагал, что мир состоит из атомов. Эпикур ввел новое свойство атомов – вес. Под действием веса любое вещество, состоящее из атомов, может отклониться от заданного пути. Так и человек в своем поведении может быть свободным, т.е. совершать поступки, продиктованные собственной волей. Таким образом, Эпикур преодолел детерминизм Демокрита, отрицавший свободу воли человека. Анализируя природу души, Эпикур пришел к выводу, что душа состоит из 4-х частей: огня, пневмы, ветра и души, или духа. Духом четвертую часть души назвал последователь Эпикура римский ученый Лукреций Кар (99-55 гг. до н.э.). Первые три части души связаны с физическими функциями и принадлежат как животным, так и человеку. «Душа души», содержанием которой являются психические функции – чувства, интеллект, нравственность, свойственна только человеку. Эпикур и Лукреций Кар считали, что основой всех знаний являются ощущения, следовательно, мудрость человеческая также базируется на ощущениях. Исследуя эмоциональную сферу человека, Эпикур полагал, что поведением человека управляет не разум, а чувства. Предметы и явления окружающего мира вызывают в человеке чувство удовольствия или неудовольствия, регулируя поведение. Эпикур считал, что удовольствия бывают кратковременными (телесные удовольствия) и долговременными (духовные удовольствия). Истинные наслаждения доставляют духовные удовольствия, например, чтение и беседы с друзьями. Единственной школой античной психологии, в которую входили представители всех слоев общества (борец Зенон, бывший раб Хризипп, сенаторы Сенека, Цицерон, император Марк Аврелий), была школа стоиков (3 в. до н. э.-3 в. н. э.). Стоики исходили из идеи Демокрита о том, что душа состоит из атомов. Однако они полагали, что душа умирает не сразу после смерти тела человека. Атомы души тесно скреплены друг с другом и поэтому не улетучиваются мгновенно. Следовательно, человек и после смерти может оказывать воздействие на других людей. Душа состоит из восьми частей: сексуальные влечения, все органы чувств (зрение, слух, осязание, вкус и обоняние), речь и мышление. Последние принадлежат только человеку. Таким образом, человек, с одной стороны, укоренен в природе (биологический уровень), с другой, способен возвыситься над природой (психологический уровень).В теории познания стоики придерживались рационалистической точки зрения. Они считали, что основой знаний является разум, который присутствует на всех этапах процесса познания: ощущение, память, воображение, фантазия, мышление. Даже при ощущении разум оценивает правильность восприятия органами чувств. Центральное место в концепции стоиков занимает проблема свободы духа. Стоики различали внутреннюю и внешнюю свободу. Внешняя свобода не доступна человеку, поскольку связана с той «пьесой и ролью», которые предоставила человеку судьба. Полностью овладеть человек может только внутренней свободой, содержанием которой является способ исполнения заданной роли. Над человеком не властен никто из людей, только судьба. Таким образом, стоики проповедовали идею равенства между людьми. Основной закон нравственности, который вывели стоики, заключается в том, что человек может оставаться человеком, сохраняя свое достоинство в самых непредвиденных и тяжелых ситуациях. Однако, если человек не может сохранить свою сущность, он вправе выйти из игры. Смерть, по мнению стоиков, является одним из способов выхода из обстоятельств, она всецело принадлежит человеку, и никто не может лишить человека смерти.
Новый подход к пониманию природы души предложил греческий ученый Плотин (203-269 гг. н. э.). В концепции Плотина психология впервые в ее истории становится наукой о сознании, о познавательной активности души. Плотин исходил из учения о душе Платона. Он считал, что в центре мира располагается всеобщий разум (мировая душа), который излучает знания подобно солнцу, излучающему тепло. Вокруг, в иерархическом порядке располагаются души, тела людей, животных и человек может познать самого себя. Самонаблюдение, открытое Плотином, стало исходным понятием в интроспективной психологии сознания.
История средних веков охватывает период с III в. по XVI в. и включает в себя 3 этапа: апологетику (3-4 века), патристику (4-6 века) и схоластику (11-16 века). На первом этапе религиозные ученые пытались доказать, что знание должно быть построено на вере, на втором этапе доминировало учение отцов церкви, особенность третьего этапа заключается в стремлении ученых к разъяснению теоретических систем античности, например, разъяснению концепции души Аристотеля. В то время большое влияние на развитие психологической науки оказывала религия. Эта связь науки с религией имела не только отрицательное значение, но и положительное. Развитие психологической науки не прерывалось. Так, изучались связи между физическим развитием организма и его психологическими особенностями, а также именно в средневековый период были заложены основы современной психотерапии.
Основные достижения психологической мысли в средние века связаны с именами Ибн-Сины, Ибн-Рошда и Фомы Аквинского.
Арабский ученый Ибн-Сина, или Авиценна (980-1037 гг.) был известным врачом и философом. Он одним из первых в период средневековья показал, что истина знания может быть независима от истины веры, т.е. наука может существовать независимо от религии. Он полагал, что истина знания сопряжена с материальной, телесной душой (истина веры – с божественной душой), которая, согласно Авиценне, и является предметом психологии. Авиценна развивал естественно-научный подход в исследовании психики. Он по праву считается родоначальником психофизиологии – науки, изучающей психику в единстве с ее нейрофизиологическим субстратом. Авиценна считал, что психические явления находятся в непосредственной связи с физиологическими, и любые изменения, происходящие в нервной системе, сказываются на теле и психике человека. Авиценна также впервые разработал и применил методику ассоциативного эксперимента. Он заметил, что эмоционально насыщенные слова вызывают изменения в пульсе человека.
Другой арабский ученый Ибн-Рошд, или Аверроэс (1126-1198 гг.) в своей теории исходил из идеи Аристотеля о душе как форме тела. Он говорил, что душа и материя едины, следовательно, душа смертна и конечна. Его учение, отрицавшее бессмертие индивидуальной души, преследовалось религией. Аверроэс разделял душу и разум. Он считал, что после смерти тела и души разум сохраняется. Помимо единичного разума существует всеобщий разум, который вечен, неизменен и оказывает на всех людей одинаковое воздействие. Таким образом, все люди равны между собой, поскольку на всех действует один и тот же разум.
Фома Аквинский (1225-1274 гг.) так же, как и Авиценна полагал, что существуют две истины: истина веры и истина знания. При возникновении противоречия между ними истина знания должна уступить вере. Ф. Аквинский был последователем Аристотеля, однако, в отличие от Аристотеля, считал, что разум и душа тождественны. Он утверждал, что основной функцией души является мышление, сводя, таким образом, содержание души человека к знаниям о мире и нравственности. Ф. Аквинский говорил, что все знания осознанны и возникают на основе ощущений. Познание, согласно его представлениям, –это не процесс, но одномоментный акт, включающий в себя несколько уровней: ощущение, память, мышление.
Психология сознания, психология поведения, психология ассоциативного
Психология сознания - наука о свойствах сознания, его элементах, связях между ними и законах, которым они подчиняются. Центральная область сознания, которая ясная и отчетливая - «фокус сознания»; а за ее пределами находится другая область, с неясным и неотчетливым содержанием - «периферия сознания». Содержания этих областей находятся в непрерывном движении.
В.Джемс выделил два вида состояния сознания: устойчивые и изменчивые, т.е. те образы, на которых останавливаются наши мысли и мы размышляем; и быстро проходящие, т.е. те мысли, которые сменяют друг друга. Также он выдвинул идею "потока сознания",как непрерывно меняющегося процесса, описав его свойства: непрерывность, изменчивость. Факт внутреннего опыта - происходят какие-то сознательные процессы. Состояния сознания сменяются в нем одно другим. В границах личного сознания его состояния изменчивы (состояния сознания неповторимы, т.к. изменился и субъект и объект, тождественны объекты, а не ощущения). Всякое личное сознание представляет непрерывную последовательность ощущений. Одни объекты оно воспринимает охотно, другие отвергает, делает между ними выбор - это процесс внимания. В потоке сознания впечатления не равны по значимости. Есть более, есть менее значимые. Содержания сознания связаны с интересами, увлечениями, привычками и намерениями. И те, что более значимые направляют поток в целом. Он считал, что сознание неделимо на элементы, и что каждая часть потока мысли в качестве субъекта помнит предшествующие, знает известные этим частям объекты, сосредоточивает на некоторых из них свои заботы как на своей личностной, и присваивает последней все остальные элементы познания". Выполняя функцию приспособления, сознание преодолевает трудности адаптации, когда запаса реакций (рефлексов, навыков и привычек) недостаточно: фильтрует стимулы, отбирает из них значимые, сопоставляет их между собой и регулирует поведение индивида. Будучи лично обособленным, индивидуальное, сознание составляет основу личности как "эмпирически данного агрегата объективно познаваемых вещей".
В. Вундт -- немецкий психолог, физиолог и философ, основал в 1879 г. в Лейпцигском университете первую в мире лабораторию экспериментальной психологии. На основе понимания психологии как науки о непосредственном опыте, открываемом посредством тщательной и строго контролируемой интроспекции((от лат. introspecto — смотрю внутрь) — метод психологического исследования, который заключается в наблюдении собственных психических процессов без использования каких-либо инструментов или эталонов), он пытался выделить „простейшие элементы“ сознания. Это объективные элементы (пришедшие извне, от объекта) - простые впечатления, ощущения и представления, которые имеют свойства: качество, интенсивность; субъективные (связанные с испытуемым, его внутренние переживания) - чувства, эмоции, у которых он выделил 3 параметра: удовольствие-неудовольствие; возбуждение-успокоение; напряжение-разрядка. Из этих элементов состоят сложные чувства. Чувства обеспечивают связь между элементами, синтез элементов сознания: перцепция - это процесс вхождения какого-либо содержания в поле сознания (ассоциации, по сходству, по контрасту, по временной и пространственной смежности причинно-следственные…) и апперцепция (связана с областью ясного видения) - сосредоточение сознания (внимания) на каком-либо содержании, т.е. содержание попадает в область ясного сознания. Организация единицы более высокого порядка - акт апперцепции (буквы - в слова, слова - во фразы и т.д., т.е. объединение мелких единиц сознания в крупные). Также В.Вундт установил основные законы душевной жизни:
А. Закон психических отношений: все элементы сознания связаны.
Б. Закон контраста - воспринимаются более отчетливо.
В. Закон творческого синтеза - сложное несводимо к простым.
Г. Закон разнородности цели - процесс достижения цели может порождать новые цели.
В качестве методологического эталона рассматривалась физиология, в силу чего психология В.Вундта получила название „физиологической“. Но исследование высших психические процессов, по его мнению, должно осуществляться при помощи других методов (анализ мифов, обрядов, религиозных представлений, языка), что нашло отражение в его 10-томном труде „Психология народов“. Сознание, по его мнению - это то, что доступно интроспекции, оно существует только в самонаблюдении. Основной метод - интроспекция, эксперимент - вспомогательный. Он проводил опыт с метрономом, где описывал свойства сознания (впечатлений), после чего выделил 3 основных его свойства:
1. ритмичность (связанность, группировка впечатлений) - сознание есть структура. Отдельные элементы сознания имеют тенденцию к образованию групп элементов, связанных между собой. Это может быть непроизвольно или управляемо вниманием. За счет группировки объем внимания и сознания могут увеличиваться.
2. неоднородность - две области: область смутного сознания и ясного сознания и точка фиксации, которая находится в центре области ясного сознания (это область наиболее яркого сознания). Это поле внимания и периферия.
3. имеет объем - количество простых впечатлений, которое испытуемый в данное время воспринимает как единое целое (16-40 ударов метронома). Люди по-разному группируют впечатления - выделение области поля внимания.
Другой американский ученый Э.Титченер, ученик В.Вундта, попытался объединить теорию В.Вундта и В.Джемса. Душа - совокупность психических процессов, испытанных человеком в течение всей жизни. Сознание - совокупность психических процессов, происходящих в душе в данный момент времени. Сознание - поперечное сечение души. Есть уровень ясного сознания и уровень смутного сознания. Ясность, сенсорная интенсивность - степень внимания, высота волны.
Одно из первых представлений о структуре сознания ввел З. Фрейд. Его иерархическая структура выглядит следующим образом:подсознание-сознание-сверхсознание, и она, видимо, уже исчерпала свой объяснительный материал. Но необходимы более приемлемые пути к анализу сознания, а подсознание и бессознательное вообще не обязательны как средство в изучении сознания. Более продуктивной является давняя идея Л. Фейербаха о существовании сознания для сознания и сознания для бытия, развивавшаяся Л. С. Выготским.
А. Н. Леонтьев выделил 3 основных образующих сознания: чувственную ткань образа, где чувственные образы придают осознаваемым переживаниям качество живого, реального, существующего вне нас мира, образы сохраняют свою изначальную предметную отнесенность, значение и смысл. Глубокая природа психических чувственных образов состоит в их предметности, в том, что они порождаются в процессах деятельности, практически связывающей субъекта с внешним предметным миром.
Н. А. Бернштейн ввел понятие живого движения и его биодинамической ткани. Таким образом, при добавлении этого компонента получается двухслойная структура сознания. Бытийный слой образует биодинамическая ткань живого движения и действия и чувственная ткань образа. На бытийном слое сознания решаются очень сложные задачи, так как для эффективного в определенной ситуации поведения необходима актуализация нужного образа и двигательной программы, то есть образ действия должен вписываться в образ мира. Рефлекторный слой образует значение- содержание общественного сознания, усваиваемое человеком - это могут быть операционные значения, предметные, вербальные значения, житейские и научные значения-понятия, и смысл - субъективное понимание и отношение к ситуации, информации. На рефлективном слое происходит соотношение мира идей, понятий, житейских и научных знаний со значением, и мира человеческих ценностей, переживаний, знаний со смыслом. Непонимание связано с трудностями осмысления значений. Процессы осмысления значений и значения смыслов выступают средствами диалога и взаимопонимания. Биодинамическая ткань и значение доступны постороннему наблюдателю и некоторым формам регистрации и анализа. Чувственная ткань и смысл лишь частично доступны самонаблюдению. Посторонний наблюдатель может делать о них заключения на основе косвенных данных, таких, как поведение, продукты деятельности, поступки, отчеты о самонаблюдении.
В психологии сознания метод интроспекции, что в переводе с латинского означает «гляжу, всматриваюсь внутрь», был признан главным, и единственным методом психологии. Благодаря этому методу расширялись знания о структуре сознания, где выделялись центр и периферия; формировалось представление о том, что содержанием сознания являются объекты, отличающиеся от сознания. Сознания разных людей сравнивались в то время с замкнутыми сферами, которые разделены пропастью.
Идейным отцом метода интроспекции считается английский философ Дж. Локк (1632 - 1704). Он считал, что есть два источника наших знаний: первый - это объекты внешнего мира, на которые направляются наши внешние чувства и в результате мы получаем впечатления о внешних вещах. Второй - деятельность собственного ума - мышление, сомнение, вера, рассуждения, познание, желания, который познается с помощью внутреннего чувства - рефлексии. Он отмечает, что рефлексия - особое направление внимания на деятельность собственной души и зрелость субъекта.
У Дж. Локка содержится два важных утверждения, что существует возможность раздвоений психики. Душевная деятельность может протекать как бы на двух уровнях: процессы первого уровня - восприятия, мысли, желания; процессы второго уровня - наблюдение, или «созерцание» этих восприятий, мыслей, желаний. И второе утверждение содержит в себе то, что деятельность души первого уровня есть у каждого человека и даже у ребенка. Душевная деятельность второго уровня требует специальной организации. Это специальная деятельность. Без нее знание о душевной жизни невозможно.
Эти утверждения были приняты психологией сознания и также были сделаны следующие научно-практические выводы: чтобы узнать, что происходит в содержании сознания другого человека - психолог может проводить психологические исследования только над самим собой, поставив себя в те же условия и пронаблюдать себя. Второй вывод заключался в том, что интроспекция не происходит сама собой и требует особой деятельности, в которой требуется долгая тренировка.
Э. Титченерввел еще два дополнительных требования, в которых интроспекция направлялась бы на выделение простейших элементов сознания, т. е. ощущений и элементарных чувств; а также в этом методе испытуемые должны были избегать в своих ответах терминов, описывающих внешние объекты, а говорить только о своих ощущениях, которые вызывались этими объектами, и о качествах этих ощущений. Накапливались противоречия в результатах, которые не совпадали у различных авторов и даже иногда у одного и того же автора при работе с разными испытуемыми. Это и подталкивало к краху основ психологии - элементов сознания. Психологи стали находить такие содержания сознания, которые никак не могли быть разложены на отдельные ощущения или представлены в виде их суммы. Систематическое применение интроспекции находило нечувственные, безобразные, элементы сознания.
В психологии, вместо торжества науки, имеющей такой уникальный метод, назрела ситуация кризиса. Выдвигаемые в защиту метода интроспекции аргументы, не были строго проверены. Это были утверждения, которые казались верными лишь на первый взгляд. Использование и обсуждение метода интроспекции на практике обнаружило ряд недостатков, которые поставили под сомнение метод в целом, а с ним и предмет психологии - тот предмет, с которым метод интроспекции был неразрывно связан.
Во втором десятилетии 20 века, т. е. спустя немногим более 30 лет после основания научной психологии, в ней произошла революция: смена предмета психологии. Им стало не сознание, а поведение человека и животных. В настоящее время метод интроспекции как субъективный отчет испытуемых используется вместе с экспериментальным методом для сбора первичных данных и проверки гипотез. Это метод получения данных, а не их интерпретации. В субъективном отчете нет цели, техники, продуктом является выборочный отчет по интересам испытуемого или экспериментатора. Факты субъективного отчета рассматриваются как материал для дальнейшего анализа. Экспериментатор должен в каждом отдельном случае применить специальный методический прием, который позволит вскрыть интересующие его связи. Испытуемый в данном случае - наивный наблюдатель, от которого требуется отчет в обычных терминах повседневной жизни. Экспериментатор-психолог для того и существует, чтобы придумать экспериментальный прием, который заставит таинственный процесс раскрыться и обнажить свои механизмы.
К концу первой четверти 20-го века психология сознания почти перестала существовать. Для этого было три причины:
1) ограничение таким узким кругом явлений, как содержание и состояние сознания;
2) идея разложения психики на простейшие элементы была ложной;
3) ограниченность по своим возможностям был метод, который психология сознания считала единственно возможным, - метод интроспекции.
Психология поведения — общепсихологическая концепция личности начала XX в., разработанная Жане.Психология поведения примыкает к теориям социальной обусловленности психики и развития личности, а также к французской социологической школе, представители которой рассматривали личность прежде всего как продукт социального развития.
Стремясь преодолеть разрыв психики и поведения, Психология поведения была направлена против ассоциативной психологии и бихевиоризма. Основана на категориях — активность, деятельность, действие, психическая энергия, психическое напряжение, психологические уровни, психологический автоматизм, психическая сила и др. В этих понятиях Психология поведения объясняет неврозы, психастении, истерии, травматические реминисценции и другие, которые трактует, исходя из единства эволюции психических функций в фило- и онтогенезе.
В основу понимания и развития личности в Психологии поведения положено учение о поведении. Психика человека развивается в сотрудничестве с другими людьми прежде всего благодаря общению. Для доказательства социальной обусловленности психики Психология поведения рассматривает процесс памяти. Если на ранних этапах развития ребенка наиболее представлена ассоциативная память, то у зрелого человека более развит опосредствованный характер мнестической деятельности.
В Психологии поведения различаются извне наблюдаемая активность организма и образ действия как осмысленная, наполненная психологическим содержанием деятельность человека. Поведение человека включает не только видимую активность, но и внутреннее психическое содержание, которое становится неотъемлемой частью поведения, его регулирующим звеном. Основной клеточкой социальной жизни является социальное действие, понимаемое как отношение сотрудничества, при котором один индивид выполняет первую часть действия, а другой — вторую. Психическое рассматривается как составная часть поведения, действия. Различные психические процессы представляют собой явления, подготавливающие и регулирующие действия. Так, психическое может выступать подготавливающей частью действия (желание), регулятором действия (чувства), неполным действием (мышление).
Выделяются семь уровней поведения человека. К первому, самому низкому, уровню поведения относятся рефлекторные акты. Ко второму, на котором поведение приобретает опосредованное двухфазное строение (фаза подготовки и фаза завершения действия), относятся отсроченные перцептивные действия. Третий уровень включает в себя элементарные социальные акты (например, акты подражания). К четвертому уровню Жане относит элементарные интеллектуальные акты. На пятом манипуляция с реальными объектами приводит к формированию т. н. интеллектуальных объектов. Шестой уровень поведения — это умственная деятельность, мышление, которое Жане считал производным от практического действия. В качестве высшего, седьмого, уровня поведения называется созидательная, трудовая деятельность человека. Именно она формирует произвольность внимания и волевое усилие.
Способность к саморегуляции, к опосредованию своего поведения в Психологии поведения считается наивысшим критерием развития личности. В регуляции поведения большая роль отводится речи, в частности, процессу перехода от низшего уровня к высшему, совершаемому при помощи речи. Действия, проговариваясь человеком, начинают функционировать в речевой форме, а затем, по мере того, как речь становится все более неслышной, они превращаются в умственные процессы, в идеи. Развитие субъекта Жане понимает как последовательное формирование сложных личностных образований — персонажа, Я, субъективности, индивидуальности, которые формируются в ответ на необходимость совершенствовать социальные отношения человека с обществом, с другими людьми. В противоположность термину роль выдвигается термин персонаж, предполагающий преходящую стадию развития личности. Личность возникает только тогда, когда внешние требования, предъявляемые персонажу, становятся внутренними требованиями самого субъекта — основой его инициативного поведения, осуществляющегося без идущего извне вызова.
Высшую степень развития личности. Жане называл стадией индивидуальности, которая характеризуется появлением у человека чувства личной ответственности, оригинальности и прогрессивных тенденций, понимаемых как стремление человека содействовать прогрессу и совершенствованию общества. Личность — это интегрированная психологическая система, отвечающая всегда как единое целое на воздействия ситуаций. Поддержание этой системы в состоянии динамического равновесия требует, согласно Психологии поведения, значительной силы и напряжения.
В Психологии поведения выдвинуто положение о психическом напряжении и психической силе как доминантах действия. Состояние напряжения, обозначаемое как сознательная психическая активность личности, предоставляет личности возможность регулировать свое поведение и определяется как активация высших потребностей. Предполагается, что способность к усилию является основным критерием оценки личности, а ценность личности измеряется ее способностью выполнять работу, требующую усилия. Психологическая сила означает определенное свойство, проявляющееся в скорости и длительности отдельных действий, а напряжение предполагает способность к концентрации и распределению силы. Если напряжение падает, происходят различные нарушения в функционировании личностной системы, образующие основу неврозов. Значительное снижение напряжения является следствием тяжелых соматических заболеваний, врожденной слабости нервной системы, неожиданных и тяжелых фрустраций и стрессов. Низкий уровень психологического напряжения обусловливает диссоциацию личностной системы. Личность оказывается неспособной включить в свою систему аффективные ситуации, а мнемический след их входит в область бессознательного.
Периодические резкие колебания психологического напряжения могут приводить к образованию двух и более личностных систем, каждая из которых функционирует на своем уровне напряжения, с чем связано раздвоение личности. Падение психологической силы и напряжения в Психологии поведения вызывает также симптом потери чувства реальности, выражающейся в том, что свою неспособность реагировать на окружающую действительность человек переживает как схематизм, обеднение окружающих предметов и людей, как их нереальность. Ряд новых и перспективных идей Психологии поведения оказали влияние на исследования Ж. Пиаже, А. Валлона, на исследования в области психологии личности и патопсихологии Б. С. Братуся, Зейгарник, С. Я. Рубинштейн и др.
Ассоциативная психология -
одно из основных направлений мировой психологической мысли, объясняющее динамику психических процессов принципом ассоциации. Впервые постулаты ассоцианизма были сформулированы Аристотелем, выдвинувшим идею о том, что образы, возникающие без видимой внешней причины, являются продуктом ассоциации. В XVII веке эту идею укрепило механо-детерминистское учение о психике. Организм предстал в виде машины, запечатлевающей следы внешних влияний, так что возобновление одного из следов автоматически влечет за собой появление другого. В XVIII веке принцип ассоциации идей был распространен на всю область психического, но получил принципиально различную трактовку: с одной стороны, Дж. Беркли и Д. Юм рассматривали его как связь феноменов в сознании субъекта, с другой — Д. Гартли создал систему материалистического ассоцианизма. В начале XIX в. появились концепции, отъединившие ассоциацию от ее телесного субстрата и представившие ее в виде имманентного принципа сознания (Т. Браун, Джеймс Милль, Джон Стюарт Милль).
Утвердилось воззрение, согласно которому:
1) психика (отождествленная с интроспективно понятым сознанием) построена из элементов — ощущений, простейших чувствований;
2) элементы — первичны, сложные психические образования (представления, мысли, чувства) — вторичны и возникают посредством ассоциаций;
3) условием образования ассоциаций является смежность двух психических процессов;
4) закрепление ассоциаций обусловлено живостью ассоциируемых элементов и частотой повторения ассоциаций в опыте.
Ассоцианизм был преобразован на новой основе благодаря успехам биологии и нейрофизиологии. Г. Гельмгольц использовал новое воззрение на ассоциацию в своих исследованиях органов чувств, Ч. Дарвин — при объяснении эмоций, И. М. Сеченов — в учении о рефлексах головного мозга. Эволюционный подход Г. Спенсера внес в ассоцианизм проблему развития психики в филогенезе и пришел к важному выводу об адаптивной функции психики в поведении. В 80-90-е гг. XIX в. были предприняты многочисленные исследования условий образования и актуализации ассоциаций (Г. Эббингауз, Г. Мюллер и др.). Вместе с тем была показана ограниченность механистической трактовки ассоциации.
Детерминистские элементы ассоцианизма были восприняты в трансформированном виде учением Павлова об условных рефлексах, а также — на иных методологических основаниях — американским бихевиоризмом. Изучение ассоциаций с целью выявления особенностей различных психических процессов используется и в современной психологии (в частности, проблема смысловых ассоциаций, их роль в обучении и т. д.)