Создание проблемной ситуации (ПС) на уроке литературы
ПС создается с помощью острого, проблемного, вопроса, который дает толчок к анализу текста. Этот вопрос задается в конце этапа проверки первичного восприятия и выполняет роль учебной задачи.
В условиях ПС отчетливо обнаруживаются позиции учеников. Учитель, не комментируя вопрос, должен помочь детям точно сформулировать свое мнение, довести точку зрения ученика до всего класса, воздерживаясь от оценок ответов, сохраняя объективность. Необходимо выслушать всех желающих высказаться, но пресекать повторения. При этом нужно чередовать аргументы за и против, учить детей обосновывать свою позицию, задавая дополнительно вопросы типа: «Кто считает иначе? Есть ли другие мнения? Объясни, почему ты так считаешь?». Оценивать ответы одноклассников дети не должны: их задача – понять позицию товарища. Проблемный вопрос создает ПС, а мнения детей ее обостряют, требуя разрешения.
Созданная ПС становится мотивом к перечитыванию текста и его анализу. Конечно, именно учитель руководит ходом анализа произведения, предлагая детям путь к ответу на ПВ и называет этапы этого пути. Например: учитель, прочитав детям рассказ Л.Толстого «Косточка», создал ПС: «Почему же мы сочувствуем герою, хотя знаем, что он поступил нехорошо?» Затем он говорит детям: «Чтобы найти ответ на этот сложный, но очень интересный вопрос, давайте обратимся к тексту и подумаем сначала над тем, что же заставило героя совершить такой неблаговидный поступок, потом посмотрим, что он чувствовал, и решим, почему не смог поступить как должно».
Глава 4. Проблема постановки целей урока
Цели урока
Планируя свою деятельность, учитель должен знать, какие цели ставит перед ним программа ЛО, по которой он работает, т.е. исходить из того, какие знания он должен дать ученикам, какие умения у них сформировать, какой деятельности научить. Но любой урок подчинен конкретным целям, как содержательным, так и обучающим и развивающим. Они зависят от художественной формы и содержания произведения, которое предстоит осознать детям. Поэтому учителю необходимо проанализировать текст, выявить его художественную специфику, разобраться в теме и проблемах, композиции и языковых средствах, независимо от того, по какой программе он работает. Затем следует соотнести общие цели программы с возможностями, которые предоставляет для литературного развития ребенка художественный текст.
Цели урока в общем виде сформулировать нетрудно:
1. Освоить с детьми художественную идею произведения (содержательная цель)
2. Формировать систему читательских и речевых умений (обучающая и развивающая цель)
3. Учить ребенка оценивать собственную деятельность и деятельность товарищей (обучающая)
4. Способствовать развитию воображения, эмоциональной чуткости к слову и мышления ребенка (развивающая)
5. Расширять культурное поле ребенка (развивающая)
Проблемы целеполагания связаны именно с тем, что из общего вида учитель не переводит их в конкретную форму. Результативность урока связана с достижением поставленных целей. Но как проверить, достиг ли учитель желаемого результата, т.е. что именно он развил, сформировал, чему научил? Мы предлагаем посмотреть на итоги учительской деятельности с позиций ребенка, который в современном образовательном процессе становится не объектом воздействия, а полноправным, наравне с учителем, субъектом образовательной деятельности: учитель учит – ребенок учится. Поэтому цели урока нужно научиться формулировать как можно конкретнее, исходя из результатов деятельности ученика.