Соотнести ученых и сущностные особенности теорий.

ТЕМА 3

ЧЕЛОВЕК В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ (45)

1. Сгруппируйте признаки, характеризующие человека как объект социализации (А), субъект социализации (Б), «жертву социализации» (В):

1)реализует свою индивидуальность при решении задач социализации;

2) усваивает нормы и ценности общества;

3) влияет на общественные взгляды, сознание и т.п.;

4) демонстрирует конформистское поведение;

5) адаптируется к требованиям общества;

6) вступает в конфликт с социумом.

Выберите наиболее адекватный ответ.

«Жертвы социализации» – это:

а) люди, совершившие правонарушения;

б) люди, испытывающие жизненные трудности различного характера;

в) люди, испытывающие трудности в процессе решения задач социализации;

г) люди, испытывающие трудности либо в адаптации к данному обществу, либо неспособные к самореализации в данном обществе

3. Сгруппируйте содержание задач социализации: естественно-культурные (А), социально-культурные (Б), социально-психологические (В):

а) соответствие нормам роста и веса;

б) саморегуляция физических состояний;

в) формирование самооценки;

г) приобретение навыков межличностного общения;

д) освоение ролевого поведения;

е) определение границ своих возможностей;

ж) развитие интересов;

з) формирование мировоззрения.

4. Человек в процессе социализации:

А) объект;

Б) субъект;

В) одновременно и объект и субъект.

5.Соответствие между основными подходами к изучению сущности социализации и учеными:

субъект-объектный подход Э. Дюркгейм
субъект-субъектный подход Ч. Кули

6. Соотнести авторов и идеи социализации:

А) Э. Дюркгейм;

Б) Т. Парсонс.

1. социализация как «интернализация культуры общества, в котором ребенок родился».

2. социализация как формирование человека по общественному образцу.

.

Убрать лишнее.

В концепциях социализации каких ученых человек предстает как объект социализации:

А) Дж. Г. Мид;

Б) Т. Парсонс;

В) Э. Дюркгейм.

8. К какому подходу принадлежит данное определение:

«Социализация – это процесс освоения ролей и ожидаемого поведения в отношениях с семьей и обществом и развития удовлетворительных связей с другими людьми» (Международный словарь педагогических терминов, 1987):

А) человек как субъект социализации;

Б) человек как объект социализации.

9. В концепции Э. Дюркгейма активное начало в процессе социализации принадлежит:

А) обществу;

Б) человеку.

10. По Т. Парсонсу универсальная задача социализации:

А) сформировать у вступающих в общество «новичков» как минимум чувство лояльности и как максимум чувство преданности по отношению к обществу;

Б) сформировать человека по общественному образцу.

11.Человек – объект социализации, т.к.

А) общество заинтересовано в том, чтобы человека успешно овладел ролями мужчины или женщины, мог участвовать в семейной социальной жизни, был законопослушным гражданином;

Б) человек не в состоянии противостоять механизмам воздействия общества на человека;

В) человек – социальное существо и испытывает потребность в совместных действиях.

Убрать лишнее.

Содержание требований к человеку в процессе социализации зависит от:

А) заинтересованности общества в целом;

Б) индивидуального самоопределения;

В) вхождения человека в различные группы и организации;

Г) возраста;

Д) социального статуса человека.

Продолжите ряд.

«В основу рассмотрения человека как субъекта социализации легли концепции Ч.Х. Кули, У.И. Томаса и Ф. Знанецки __________________».

Соотнести ученых и сущностные особенности теорий.

А) Ч. Кули;

Б) Дж.Г. Мид.

1. «символический интеракционизм»;

2. теория «зеркального Я».

15.Автор теории «зеркального Я»:

А) У.И. Томас;

Б) Дж. Г. Мид;

В) Ч. Кули.

16. Символический интеракционизм разработан:

А) У.И. Томасом;

Б) Дж. Г. Мидом;

В) Ч. Кули.

17. К какой теории относится данное положение:

«индивидуальное Я приобретает социальное качество в коммуникациях, в межличностном общении внутри первичной группы (семьи, группы сверстников, соседской группы), т.е. в процессе взаимодействия индивидуальных и групповых субъектов»

А) Ч. Кули, теория «зеркального Я»;

Б) Дж.Г. Мид, концепция символического интеракционизма.

18. По Дж.Г. Миду, социальный индивид формируется в процессе:

А) включенности в социальную жизнь;

Б) освоения социальных ролей;

В) совокупности процессов взаимодействия;

19. Определение социализации как «системы коммуникационного взаимодействия общества и индивида» (Международная энциклопедия по вопросам воспитания, 1985) предполагает позицию человека как:

А) субъекта социализации;

Б) объекта социализации.

20. Субъектность человека в процессе социализации проявляется в том, что:

А) он не зависит от окружающих обстоятельств;

Б) влияет на общественные обстоятельства;

В) для решения объективно возникающих задач ставит соответствующие цели.

21. Соотнести:

А) субъектность;

Б) субъективность.

1. позиция;

2. индивидуальное своеобразие.

22. Убрать лишнее:

Группы задач (по А.В. Мудрику), решаемые человеком на каждом возрастном этапе социализации:

А) естественно-культурные;

Б) социально-культурные;

В) ценностно-культурные;

Г) социально-психологические.

23. Продолжить:

«Естестественно-культурные задачи – достижение определенного уровня ________________ и сексуального развития».

24. К какой группе задач социализации относится перечисленное:

«достичь определенной степени познания телесного канона, свойственного той культуре, в которой он живет; усвоить элементы этикета, символики, кинетического языка; развить и реализовать физические и сексуальные задатки; вести здоровый образ жизни, адекватный полу и возрасту»

А) естественно-культурные;

Б) социально-культурные;

В) социально-психологические.

25. К какой группе задач социализации относится перечисленное:

«приобщенность к определенному уровню общественной культуры, владения некоторой суммой знаний, умений, навыков, определенного уровня сформированности ценностей»

А) естественно-культурные;

Б) социально-культурные;

В) социально-психологические.

26. К какой группе задач социализации относится перечисленное:

«становление самосознания личности, ее самоопределение в актуальной жизни и на перспективу, самореализация и самоутверждение, которые на каждом возрастном этапе имеют специфическое содержание и способы их решения»

А) естественно-культурные;

Б) социально-культурные;

В) социально-психологические.

27. Дополнить пропущенные слова:

«Социально-психологические задачи – это становление самосознания личности, ее __________________________ в актуальной жизни и на перспективу, самореализация и __________________________, которые на каждом возрастном этапе имеют специфическое содержание и способы их разрешения».

28. Самосознание личности – это:

А) достижение ею на каждом возрасте определенной меры самопознания, наличие относительно целостной Я-концепции и определенного уровня самоуважения и меры самопринятия;

Б) нахождение личностью определенной позиции в различных сферах актуальной жизнедеятельности и выработку планов на различные отрезки будущей жизни;

В) реализация человеком активности в значимых для него сферах жизнедеятельности и (или) взаимоотношений;

Г) достижение человеком субъективной удовлетворенности результатом и (или) процессом самореализации.

29. Самоопределение личности – это:

А) достижение ею на каждом возрасте определенной меры самопознания, наличие относительно целостной Я-концепции и определенного уровня самоуважения и меры самопринятия;

Б) нахождение личностью определенной позиции в различных сферах актуальной жизнедеятельности и выработку планов на различные отрезки будущей жизни;

В) реализация человеком активности в значимых для него сферах жизнедеятельности и (или) взаимоотношений;

Г) достижение человеком субъективной удовлетворенности результатом и (или) процессом самореализации.

30. Самореализация личности – это:

А) достижение ею на каждом возрасте определенной меры самопознания, наличие относительно целостной Я-концепции и определенного уровня самоуважения и меры самопринятия;

Б) нахождение личностью определенной позиции в различных сферах актуальной жизнедеятельности и выработку планов на различные отрезки будущей жизни;

В) реализация человеком активности в значимых для него сферах жизнедеятельности и (или) взаимоотношений;

Г) достижение человеком субъективной удовлетворенности результатом и (или) процессом самореализации.

31. Самоутверждение личности – это:

А) достижение ею на каждом возрасте определенной меры самопознания, наличие относительно целостной Я-концепции и определенного уровня самоуважения и меры самопринятия;

Б) нахождение личностью определенной позиции в различных сферах актуальной жизнедеятельности и выработку планов на различные отрезки будущей жизни;

В) реализация человеком активности в значимых для него сферах жизнедеятельности и (или) взаимоотношений;

Г) достижение человеком субъективной удовлетворенности результатом и (или) процессом самореализации.

32. Продолжить фразу:

«Человек не только объект и субъект социализации. Он может стать ее _______________»

33. Успешная социализация предполагает, с одной стороны ________, а с другой – способность в определенной мере противостоять обществу»:

А) усвоение норм и ценностей общества;

Б) эффективную адаптацию человека в обществе;

В) способность взаимодействовать с окружающими.

34. Успешная социализация предполагает, с одной стороны, эффективную адаптацию человека в обществе, а с другой – _____»:

А) способность в определенной мере противостоять обществу;

Б) способность взаимодействовать с окружающими;

В) способность влиять на общество.

35. Внутренний конфликт социализации – это конфликт :

А) между человеком и обществом;

Б) между личностью и коллективом;

В) между степенью адаптации человека в обществе и степенью обособления его в обществе.

36. Дополнить. «Эффективная социализация предполагает определенный ______________ между адаптацией в обществе и обособлением в нем».

37. Человек как жертва социализации – это:

А) конформист, т.е. полностью адаптированный в обществе;

Б) диссидент, т.е. не адаптированный в обществе;

38. Жертвы социализации присущи только:

А) тоталитарному обществу;

Б) демократическому обществу;

В) любому модернизированному обществу.

39. Вычеркнуть лишнее. Острота и проявленность внутреннего конфликта социализации зависит от:

А) типа общества;

Б) стиля воспитания;

В) социоультурной обстановки;

Г) индивидуальных особенностей самого человека.

40. Опасности, оказывающие влияние на развитие человека, источник появления:

А) жертв социализации;

Б) жертв неблагоприятных условий социализации.

41. Соотнести проявленности человека как:

А) жертвы социализации;

Б) жертвы неблагоприятных условий социализации.

1. конформизм;

2. криминальное поведение;

3. мигрант;

4. диссидент;

5. одиночество;

6. неготовность к обучению.

42. Соотнести типичные опасности, которые могут привести человека в состояние жертвы неблагоприятных условий социализации и возрастные этапы социализации

А) период внутриутробного развития плода;

Б) дошкольный возраст;

В) младший школьный возраст;

Г) подростковый возраст;

Д) ранняя юность;

Е) юношеский возраст.

1. неудачи с лицами противоположного пола;

2. разрыв между уровнем притязаний и социальным статусом;

3. плохое питание матери;

4. гипо- и гиперопека;

5.неготовность к обучению.

43. Активность человека в процессе социализации проявляется:

А) в качестве субъекта;

Б) в качестве объекта;

В) в качестве жертвы.

44. Самоизменение человека в процессе социализации может иметь просоциальный, асоциальный и ______________________ векторы.

Наши рекомендации