Советы по самостоятельному редактированию сочинения.

1. Пишите, если идет мысль, не останавливайтесь на полпути, чтобы исправить ошибку.

2. После того, как поставили последнюю точку в своём сочинении, один раз бегло перечитайте его. Встретите грубые ошибки, подчеркните их. Выделите необоснованные повторы.

3. Вернитесь к тексту через какое-то время. Перечитайте снова и исправьте и недавно подчеркнутые слова с ошибкой, и только что обнаруженные. Проверьте связки в основной части сочинения:

цитата + комментарий, аргумент + комментарий.

4. Не забудьте о пунктуации. Если сомневаетесь в необходимости постановки знака, постарайтесь переписать это предложение. Упростите его. Примените парцелляцию: разбейте на несколько небольших.

5. В заключение проверьте орфографию. Читайте текст с конца. Таким образом, вы будете вчитываться в каждое слово, а не в целые фразы

ВИДЫ ВСТУПЛЕНИЙ И ЗАКЛЮЧЕНИЙ

Учимся писать вступления к сочинению.

Виды вступлений, образцы.

1.Вопросно-ответное единство. Диалог позволяет сделать вступление более энергичным.

Что такое риск? Словарь дает ответ, что это возможная опасность какого-либо неблагоприятного исхода. Почему же люди рискуют?

2. Цепочка вопросительных предложений. Несколько вопросительных предложений в начале сочинения призваны зафиксировать внимание на ключевых понятиях исходного текста.

Что такое забота? Из чего вырастает чувство сострадания?

3. Назывные предложения. Должны содержать базовое понятие или имя человека, о котором будет рассказываться в тексте.

Черная обугленная земля до самого горизонта. Мертвая тишина. Жизнь остановилась.

4. Риторический вопрос. Предложение, вопросительное по форме и утвердительное по содержанию.

Кто из нас не слышал о том, что в споре рождается истина? Вы, наверняка, сталкивались с «заядлыми спорщиками», которые готовы спорить до хрипоты из-за любой мелочи.

5. Цитата.

«Жизнь сильнее смерти». Это не банальная фраза, а одна из вселенских истин.

6. Лирическое вступление.

Рябина… Это, несомненно, великолепный образ, сочетающий в себе яркую привлекательность ягод-огоньков и скромность ветвей, прогнувшихся под тяжестью полновесных гроздьев, омытых осенним дождем.

7. Краткая справка о писателе.

М. Веллер- современный писатель. За свою жизнь он сменил около тридцати профессий! Был и учителем, и лесорубом в тайге, охотником-промысловиком на Таймыре, журналистом. Огромное число разных людских судеб знакомо ему. Какие качества в человеке главные? Что может человек?

8.Определение темы текста.

Настоящий текст о том, что память- творческий процесс, что с помощью памяти человечество преодолевает время и смерть, что совесть и память- тесно взаимосвязанные вещи.

9. Сравнение прошлого и настоящего, сравнение понятий.

В жизни много таких событий, которые надолго остаются в памяти инее забываются почти никогда. Это могут быть как приятные, радостные воспоминания, так и очень грустные, тяжелые.

10. Связь с современностью.

В человеке существуют два начала- рациональное и духовное. В современном мире разум преобладает над чувством, но, несмотря на это, в нас живет душа поэта. Даже в городе, где, казалось, все заполнено машинами, пылью, в нас живет чувство прекрасного.

11.Личные впечатления, чувства и жизненный опыт, связанный с темой, главной мыслью и центральными понятиями текста.

«Я люблю читать книги. Раньше по радио были передачи, где артист читал главы из произведений русских писателей. А теперь таких передач нет. Вот и перебираешь книги в библиотеке, отыскивая ту, которая доставила бы тебе истинное удовольствие. А можно было бы взять книгу того писателя, о котором уже слышал или уже что-то читал, и о котором говорят, что он «классик», «настоящий писатель»

12. Историческая характеристика соответствующей эпохи, анализ социально-экономических, нравственных, культурных особенностей.

В истории человечества есть примеры того, как новая наука, не всеми до конца понятая и принятая, подвергалась сомнениям, нападкам, посягательствам. Не раз бывало отказано даже в самом праве на ее существование.

Заключение.

1. Итог и обобщение

Поразмышляв о..........................,начинаешь пониматьть, что заботе, состраданию, добру надо учиться, но творить добро надо каждый день, каждый час и каждую минуту по отношению к родственникам, друзьям, маленьким и беззащитным детям, и ко всему живому.

2. Может быть развернута мысль, выраженная во вступительной части.

Жизнь, действительно, сильнее смерти. Любой человек, не разучившийся быть человеком, знает это. Жизнь никогда не прекращается. Она находит свое отражение в детях и последующих поколениях, в звуках, наполняющих мир, в самых нежных и теплых словах… И пока мы будем осознавать это, жизнь не остановится.

3. Личное отношение к решаемой в тексте проблеме.

Рассуждение .................................. не может никого оставить равнодушным. Я согласна с автором, что из заботы о близких вырастает и чувство сострадания, и любовь к родине, потому что забота- это доброе чувство. Добро порождает добро.

4.Концовка- афоризм.

Снова и снова мы убеждаемся в том, что мужественное начало сильнее разрушающего и обывательского. То, что сделал человек во имя жизни и свободы, никогда не пропадет, наоборот, оно растет, укрепляется, все более утверждает и украшает жизнь на земле.

«Безумству храбрых поем мы песню»!

5. Концовка-ответ. Ответ на вопрос, поставленный в начале сочинения.

Для чего же люди рискуют? Счастье риска заключено в победе. Над своими страхами. Над самим собой. Преодолевая себя, ты учишься быть настоящим человеком.

6.Цитата, если она является итоговым суждением, отражающим идею или проблему текста.

Отношение к Д.С.Лихачеву как к человеку высокой нравственности хорошо определил Даниил Гранин. «Я привык, что есть человек, по которому можно сверять свои поступки. Его присутствие мешало идти на сделки со своими слабостями. Он защищал нас от того злого, мстительного, циничного, что ежедневно порождало наше время».

7. Корректное возражение автору.

Сложно не согласиться с автором ......., что риск ведет к счастью победы. Но где же проходит грань между самоотверженностью и безрассудством? Все- таки нельзя пренебрегать опасностью и принимать осторожность за трусость. Не всякому риску – слава. Не всякая жертва – подвиг.

8.Яркий пример, обобщающий рассуждение.

Когда-то я читала сказку о жадном человек, мечтавшем о том, чтобы все, к чему он прикасался, превращалось в золото. Бог решил осчастливить глупца и выполнил его просьбу. Итог был страшен: человек умер от голода и жажды. Не повторяем ли мы роковую ошибку, стремясь к наживе? Думаю, что это тот самый случай, когда не хочется, чтоб сказка стала былью.

***********************************************************************************************

*************************************************************************************************

ПРОШЛЫЙ ГОД

1.«Недаром помнит вся Россия…» (200-летний юбилей М.Ю. Лермонтова)2.Вопросы, заданные человечеству войной3.Человек и природа в отечественной и мировой литературе4.Спор поколений: вместе и врозь5.Чем люди живы?

Краткий комментарий к тематическим направлениям, подготовленный специалистами ФГБНУ «ФИПИ»
1. Темы сочинений, сформулированные на материале творчества М.Ю. Лермонтова, нацеливают на размышления о своеобразии творчества М.Ю. Лермонтова, особенностях проблематики его произведений, специфике художественной картины мира, характерных чертах лермонтовского героя и т.п.2.Темы данного направления ориентируют обучающихся на размышления о причинах войны, влиянии войны на судьбу человека и страны, о нравственном выборе человека на войне (с опорой на произведения отечественной и мировой литературы).3.Темы, сформулированные на основе указанной проблематики, позволяют поразмышлять над эстетическими, экологическими, социальными и др. аспектами взаимодействия человека и природы.4.Темы данного направления нацеливают на рассуждение о семейных ценностях, о различных гранях проблемы взаимоотношений между поколениями: психологической, социальной, нравственной и т.п. (с опорой на произведения отечественной и мировой литературы).5.Темы данного направления предполагают рассуждение о ценностных ориентирах человека и человечества, об этико-нравственных, философских, социальных аспектах бытия (на материале отечественной и мировой литературы).

Список литературы для написания итогового сочинения


1. «Недаром помнит вся Россия…»
Произведения М.Ю. Лермонтова: «Мцыри», «Герой нашего времени», «Демон», «Песня про купца Калашникова..», «Кавказский пленник».
И лирика: «Нет, я не Байрон, я другой...», «Тучи», «Нищий», «Из-под таинственной, холодной полумаски...», «Парус», «Смерть поэта», «Бородино», «Когда волнуется желтеющая нива...», «Пророк», «И скучно и грустно».

2. «Вопросы, заданные человечеству войной»

o «Слово о полку Игореве»,

o Л.Н. Толстой «Война и мир»,

o М.А. Шолохов «Тихий Дон»,

o В.С. Гроссман «Жизнь и судьба»,

o М.А. Шолохов «Судьба человека»,

o В.Л. Кондратьев «Сашка» (человечность, сострадание),

o В.В. Быков «Сотников» (предательство),

o В.О. Богомолов «Иван» (мужество),

o А.И. Приставкин «Ночевала тучка золотая».


3. «Человек и природа в отечественной и мировой литературе».

o «Слово о полку Игореве»,

o И.С. Тургенев «Записки охотника», «Ася»,

o А.И. Куприн «Олеся»,

o М.М. Пришвин «Кладовая солнца»,

o М.А. Шолохов «Тихий Дон»,

o В.П. Астафьев «Царь-рыба»,

o В.Г. Распутин «Прощание с Матёрой»,

o В.П. Катаев «Белеет парус одинокий»,

o Ч. Айтматов «Плаха»,

o В.М. Шукшин «Заревой дождь».


4. «Спор поколений: вместе и врозь»

o А.С. Грибоедов «Горе от ума»,

o Д.И. Фонвизин «Недоросль»,

o И.С. Тургенев «Отцы и дети»,

o Л.Н. Толстой «Война и мир»,

o А.Н. Островский «Гроза»,

o А.П. Чехов «Вишневый сад»,

o В.Г. Распутин «Прощание с Матёрой».


5. «Чем люди живы?»

o И.А. Гончаров «Обломов»,

o Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»,

o Л.Н. Толстой «Война и мир»,

o И.А. Бунин «Господин из Сан-Франциско»,

o М. Горький «Старуха Изергиль», «На дне»,

o М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита».

Список тем с пробного экзамена по итоговому сочинению

Данные темы были взяты с официального сайта ФИПИ, которые были размещены в открытом доступе. Пробный экзамен прошёл 20 ноября 2014.

001 Имеет ли смысл человеку спорить с судьбой? (По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова)

002 Зачем человек бросает вызов судьбе? (По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова)

003 Спорить с судьбой или принимать её? (По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова)

004 Какие произведения М. Ю. Лермонтова Вы бы посоветовали прочитать другу? (По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова)

005 Лермонтов в Вашем читательском опыте. (По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова)

006 Жизнь – это поединок? (По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова)

007 Что Вам ближе в героях М. Ю. Лермонтова: стремление к одиночеству или бегство от него? (По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова)

008 Неужели зло так привлекательно? (По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова)

009 Какая из мыслей М. Ю. Лермонтова Вам ближе: «Я ищу свободы и покоя» или «Так жизнь скучна, когда боренья нет»? (По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова)

010 Что обрекает человека на одиночество? (По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова)

011 Какие поднятые М.Ю. Лермонтовым проблемы современны и сегодня? (По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова)

012 Помогает ли литература человеку познать самого себя?

013 Какие нравственные уроки, с Вашей точки зрения, может преподать литература?

014 Кого из литературных героев Вы узнаёте в своих современниках?

015 Кого из литературных героев Вы понимаете, но не принимаете?

016 Какой герой Вам ближе: созерцающий жизнь или преобразующий её?

017 Какие вопросы задаёт жизни литература?

018 Можно ли обойтись без книг?

019 Согласны ли Вы с утверждением А. Н. Толстого: «Хорошая книга – точно беседа с умным человеком»?

020 Кто из героев литературы Вам интересен и почему?

021 Кто для Вас идеальный герой литературы?

022 Способна ли книга сделать человека лучше?

023 Как богата Россия хорошими людьми! (А. П. Чехов)

024 Легко ли говорить правду?

025 Возможно ли полное взаимопонимание между людьми?

026 Чем страшен эгоизм?

027 Трусость и предательство: как связаны эти понятия?

028 Согласны ли Вы с утверждением одного из героев Д.И. Фонвизина: «Совесть… остерегает прежде, нежели судья наказывает»?

029 Почему так важно научиться понимать другого?

030 Почему важно уметь сострадать другому?

031 Всегда ли любовь делает человека счастливым?

032 Возможна ли жизнь без идеала?

033 Чем опасна вседозволенность?

Итоговое сочинение ЕГЭ по литературе

Предлагаю сравнить итоговое сочинение и сочинение, которое дано в ЕГЭ по литературе. Составители, надо признать, кое-что позаимствовали оттуда. Поэтому подготовка к декабрьской зачетной работе во многом и будет подготовкой к ЕГЭ по литературе.

Критерий Итоговое сочинение ЕГЭ по литературе
1. Основная задача (ключевой критерий) 1. Соответствие теме 2. Аргументация Глубина понимания темы сочинения и убедительность приводимых в сочинении суждений
2. Тематический отбор Деление по блокам. Одну на выбор среди пяти предложенных. Деление по хронологическому принципу. Одну на выбор среди трёх предложенных.
3. Объём Рекомендуется – 350 слов; Минимум – 250 слов. Рекомендуется – 200 слов; Минимум – 150 слов.
4. Орфография Учитывается Не учитывается
5. Речь и композиция Второстепенна Влияет на итоговый балл
6. Оценка «Зачет» / «незачет» Балльная система
7. Список литературы Неофициальный Официальный перечень

Наши рекомендации