Психоаналитический подход к проблеме развития ребенка (З.Фрейд)

(В этом вопросе читаем все и сами выбираем, что важнее. Я долго мучилась, но в итоге решила оставить на ваше усмотрение =) )

Анализ свободных ассоциаций пациентов привел 3. Фрейда к выводу, что болезни взрослой личности сводятся к переживаниям детства. Детские переживания, по 3. Фрейду, имеют сексуальную природу. Это чувство любви и ненависти к отцу или матери, ревность к брату или сестре и т.п. Фрейд считал, что этот опыт оказывает неосознанное влияние на последующее поведение взрослого. Проводя исследования, Фрейд был удивлен неспособностью пациентов понимать значение своих воспоминаний, свободных ассоциаций и сновидений. То, что было ясно для самого Фрейда, пациенты решительно отрицали. Уровень бессознательного – уровень крайне важных детерминант поведения пациентов, отвергался ими как не существующий. Только после психоаналитических сеансов пациенты начинали понимать неосознанное значение того, что они говорят и делают. Два открытия Фрейда – открытие бессознательного и открытие сексуального начала – составляют основу теоретической концепции психоанализа.

Фрейд трактовал сексуальность очень широко. По его мнению, это все то, что доставляет телесное удовольствие. Для маленького ребенка – это ласки, прикосновения, поглаживания тела, обнимания, поцелуи, удовольствие от сосания, от теплой ванны и многое другое, что каждый младенец постоянно в той или иной мере получает от матери. В детстве сексуальные чувства очень диффузны. Инфантильная сексуальность предшествует взрослой сексуальности, но никогда не определяет полностью сексуальные переживания взрослого.

В соответствии со своей сексуальной теорией психики, Фрейд все стадии психического развития человека сводит к стадиям преобразования и перемещения по разным эрогенным зонам сексуальной энергии. Эрогенные зоны – это области тела, чувствительные к стимулу; будучи стимулированы, вызывают удовлетворение либидонозных чувств. Каждая стадия имеет свою либидонозную зону, возбуждение которой создает либидонозное удовольствие. Перемещение этих зон создает последовательность стадий психического развития. Таким образом, психоаналитические стадии – это стадии психического генеза в течение жизни ребенка. В них отражено развитие "Оно", "Я", "Сверх-Я" и взаимовлияние между ними.

Стадии психосексуального развития ребенка по Фрейду.

Ребенку даны некоторые механизмы для развития с рождения как некоторая возможность, которые должны развернуться в процессе развития. Но среда у каждого ребенка разная, поэтому каждый развивается по-своему.

Может быть нормальное прохождение стадии или фиксация. В норме у ребенка все механизмы развиваются. Если же условия препятствовали развертыванию механизмов, то может произойти фиксация на стадии. Фиксация может приобретать форму симптома или характера. Симптом – какое-то отдельное, локальное нарушение, связанное с фиксацией (оральный симптом, например, проявляется в грызении ручки, ногтей, курении). Либо на основе этой фиксации формируется особый тип характера, который бывает двух видов: пассивный и активный.

Оральная стадия (0-1год).

Оральная стадия характеризуется тем, что основной источник удовольствия, а, следовательно, и потенциальной фрустрации, сосредоточивается на зоне активности, связанной с кормлением. На оральной стадии должны быть отработаны и развернуты сенсомоторные механизмы, связанные с входной частью пищеварительной системы. Оральная стадия состоит из двух "фаз – ранней и поздней, занимающих первый и второй полугодия жизни. Она характеризуется двумя последовательными либидонозными действиями (сосание и укус). Ведущая эрогенная область на этой стадии – рот, орудие питания, сосания и первичного обследования предметов.

Сосание, по Фрейду, это тип сексуальных проявлений ребенка. Если бы младенец мог выразить свои переживания, то это было бы, несомненно, признание, что "сосание материнской груди есть самая важная вещь в жизни". Сначала сосание связано с пищевым наслаждением, но после некоторого времени сосание становится либидонозным действием, на почве которого закрепляются инстинкты

Развивается "Оно": ребенок иногда сосет свой большой палец. Этот тип наслаждения совпадает с сексуальным наслаждением и находит предметы своего удовлетворения в стимуляции собственного тела. Поэтому эту стадию он называет аутоэротичной. В первое полугодие жизни ребенок еще не отделяет свои ощущения от объекта, которым они были вызваны. Можно предположить, что мир ребенка – это мир без объектов. Ребенок живет в состоянии первичного нарциссизма, при котором он не осознает существования других объектов в мире.

Во второй фазе младенческого возраста у ребенка начинает формироваться представление о другом объекте (матери) как существе, независимом от него. Можно заметить, что ребенок испытывает беспокойство, когда мать уходит или вместо нее появляется незнакомый человек. Биологическая связь с матерью вызывает потребность быть любимым, которая уже больше никогда не покидает человека. Разумеется, мать не может по первому требованию удовлетворять все желания младенца. Ограничения и есть источник дифференциации, выделения объекта. Таким образом, в начале жизни различение между внутренним и внешним миром достигается не на основе восприятия объективной реальности, а на основе переживания удовольствия и неудовольствия, связанных с действиями другого человека. С появлением зубов к сосанию добавляется укус, который придает действию агрессивный характер, удовлетворяя либидонозную потребность ребенка. Мать не позволяет ребенку кусать свою грудь. Таким образом, стремление к наслаждению начинает вступать в конфликт с реальностью. По Фрейду, у новорожденного нет "Я". Эта психическая инстанция постепенно дифференцируется от его "Оно". "Я" – часть "Оно", модифицированная под прямым влиянием внешнего мира. Функционирование "Я" связано с принципом "удовлетворение – отсутствие удовлетворения». Первое познание ребенком предметов внешнего мира происходит через мать. При ее отсутствии ребенок испытывает состояние неудовлетворенности и благодаря этому начинает различать, выделять мать.

На этой стадии не существует еще инстанции "Сверх-Я", и "Я" ребенка находится в постоянном конфликте с Оно". Недостаток удовлетворения желаний, потребностей ребенка на этой стадии развития как бы "замораживает" определенное количество психической энергии, происходит фиксация либидо, что составляет препятствие для дальнейшего нормального развития. Ребенок, который не получает достаточно удовлетворения своих оральных потребностей, вынужден продолжать искать замещение для их удовлетворения и не может поэтому перейти на следующую стадию генетического развития.

При фиксации на стадии у человека, формируются некоторые черты личности: ненасытность, жадность, требовательность, неудовлетворенность всем предлагаемым

Пассивный характер (формируется при фиксации на первой фазе) у взрослого проявляется в том, что человек всю жизнь ищет, кто бы мог ему помочь.

Активный характер (на второй фазе оральной стадии): человек нацелен на то, чтобы где-то что-то достать, получить, узнать.

Наши рекомендации