Структура адаптивного поведения

Уровни поведения I. II III IV
Виды функ­циональных систем Физиологи­ческие * Психофизио­логические Психические Системы социальных отношений
Системы факторов Физиологи­ческие Психофизио­логические Психологи­ческие Социокуль­турные
Результат, обеспечивае­мый работой Обеспечение гомеостаза в работе раз­личных си­стем орга­низма Детекция и формирова­ние свойств и качеств психическо­го уровня Функциони­рование пси­хики как це­лостного об­разования Функциони­рование в системе со­циальных отношений
Подход к изу­чению нару­шений пове­дения Патофизио­логия Нейропсихо­логия, пато­логия внд Патопсихо­логия Изучение отклонений социального поведения

Концепция структуры адаптивного поведения, рассмотренная выше, предполагает учет в психологическом анализе поведения ряда основных принципов.

Первый принцип — уровневая организация адаптивного поведе­ния, согласно которой оно реализуется на разных уровнях и каж­дый уровень обладает собственной спецификой.

Второй принцип — полифункциональная структура поведения, согласно которой на каждом уровне реализуются функции отра­жения, действования, эмоционального регулирования.

Третий принцип — оптимальность структуры поведения, когда адаптивное поведение формируется с учетом оптимального, наи­более приемлемого для субъекта способа достижения полезного результата в имеющихся условиях.

Согласно этим принципам в основе разных видов адаптивного поведения на каждом уровне и в пределах каждого уровня будут лежать разные функциональные системы и соответственно раз­ные условия и факторы.

Каждый случай нарушения работы функциональных систем приводит к специфическим нарушениям поведения в целом. Зада­чей психологического синдромного анализа становится выявле­ние основы, деструкция которой приводит к определенной фор­ме нарушения поведения.

Отклоняющимся (девиантным) поведением принято называть социальное поведение, не соответствующее установившимся в данном обществе нормам (И. А. Невский). Известный социолог И. С. Кон уточняет определение девиантного поведения, рассмат­ривая его как систему поступков, отклоняющихся от общеприня­той или подразумеваемой нормы, будь то нормы психического здоровья, права, культуры или морали. В соответствии с концеп­цией адаптивного поведения любая девиация приводит к наруше­ниям адаптации (психической, социальной, социально-психоло­гической, средовой).

Девиантное поведение подразделяется на две большие катего­рии. Во-первых, это поведение, отклоняющееся от норм психи­ческого здоровья, подразумевающее наличие явной или скрытой психопатологии (патологическое). Во-вторых, это асоциальное поведение, нарушающее какие-то социальные, культурные и осо­бенно правовые нормы. Когда такие поступки незначительны, их называют правонарушениями, а когда серьезны и наказываются в уголовном порядке — преступлениями. Соответственно говорят о делинквентном (противоправном) и криминальном (преступном) поведении.

С. А. Беличева классифицирует социальные отклонения в деви-антном поведении следующим образом:

корыстной ориентации: правонарушения, проступки, связан­ные со стремлением получить материальную, денежную, имуще-

ственную выгоду (хищение, кража, спекуляция, мошенничество

и др.);

агрессивной ориентации: действия, направленные против лично­сти (оскорбление, хулиганство, побои, убийство, изнасилование);

социально-пассивного типа: стремление уйти от активного об­раза жизни, уклониться от гражданских обязанностей, нежела­ние решать личные и социальные проблемы (уклонение от рабо­ты, учебы, бродяжничество, алкоголизм, наркомания, токсико­мании, суицид).

Таким образом, асоциальное поведение, различающееся и со­держанием, и целевой направленностью, может проявляться в различных социальных отклонениях: от нарушений норм морали до правонарушений и преступлений.

Асоциальные проявления выражаются не только во внешней поведенческой стороне, но и в деформации внутренней регуля­ции поведения: социальных, нравственных ориентации и пред­ставлений.

Под отклонениями в поведении детей и подростков понима­ются такие его особенности и их проявления, которые обращают на себя внимание и настораживают воспитателей (родителей, учи­телей, общественность). Эти особенности поведения не просто сви­детельствуют об отклонениях от общепринятых норм, требова­ний, но несут в себе зачатки, истоки будущих проступков, нару­шений нравственных, социальных, правовых норм, требований закона, представляют собой потенциальную угрозу субъекту по­ведения, развитию его личности, окружающим его людям, обще­ству в целом.

Отдельные поступки значимы .не сами по себе, а лишь в связи с тем, какие особенности личности, тенденции развития за ними скрываются. Следовательно, придавая поступкам, поведению ре­бенка, подростка ту или иную направленность, содержание, зна­чимость, мы тем самым оказываем произвольное, целенаправ­ленное влияние на развитие процессов или механизмов, лежащих в основе нравственных и иных свойств и качеств ребенка. И на­оборот, препятствуя тем или иным поступкам, поведению, мы создаем помеху, задерживаем развитие соответствующих свойств и качеств личности ребенка, подростка (И. А. Невский).

Таким образом, отклоняющееся поведение детей и подрост­ков, с одной стороны, может рассматриваться как симптом, сиг­нал, признак зарождения и развития (тенденция) соответствую­щих особенностей личности, с другой — выступать в качестве проводника воспитательного влияния на развитие личности, сред­ства ее формирования или целенаправленного воздействия на ее .формирование (т.е. воспитательного средства).

Рассматривая поведение как феномен, свидетельствующий о том или ином состоянии личности, тенденции ее развития, мы

должны помнить, что одни и те же внешне сходные особенности поведения могут свидетельствовать о разных процессах, происхо­дящих в психике индивида.

Поэтому, квалифицируя ту или иную особенность поведения ученика как отклонение, психолог должен учитывать условия, стабильность, частоту ее проявления, особенности личности, ха­рактер, возраст ученика и многое другое. И только после этого можно выносить то или иное суждение или тем более определять меру воздействия.

Иногда ученик буквально загоняется в прокрустово ложе того или иного мнения о нем, оценки его поведения. На него "Навеши­вается соответствующий ярлык, под который подгоняются систе­ма оценочных суждений о нем и характере его взаимоотношений с окружающими. Совершается грубейшая педагогическая ошиб­ка, чреватая тяжелыми последствиями. Напротив, угодные или удобные по каким-либо причинам особенности поведения (ус­лужливость, некритичность, внимательность к учителю, готов­ность поступить ожидаемым образом и т.п.) расцениваются учи­телем как положительные, поощряются им, а ученик преподно­сится классу в качестве образца для подражания.

Проявления отклонений в поведении детей и подростков, их нравственном и социальном развитии могут быть самыми различ­ными в зависимости от индивидуальных особенностей и личност­ных проявлений, конкретных условий и обстоятельств жизни и деятельности. Как правило, их можно свести в следующие груп­пы: ситуативные, временные проявления или реакции, вызван­ные провоцирующими обстоятельствами, и устойчивые формы от­клонений в поведении, развивающиеся по тому или иному типу, обусловленные неблагоприятными условиями жизни и-деятель­ности вообще.

Поведенческие реакции вызываются неблагоприятными обстоя­тельствами или условиями жизни, действующими однократно или систематически. В последнем случае изменения в поведении, при­водящие к той или иной реакции, накапливаются и проявляются постепенно или приводят к резкому срыву. Примером могут слу­жить реакции отказа, протеста, ухода, агрессии. Форм проявле­ний этих реакций может быть очень много. Они всегда возникают в ответ на ту или иную психологическую ситуацию и с ее устране­нием исчезают. Но если ситуации часто повторяются, наслаива­ются, то реакции закрепляются, возникают устойчивые психоло­гические образования (комплексы), приводящие к развитию того или иного типа поведения.

Так формируется активно-приспособительноеили пассивно-при­способительноеповедение: деструктивно-агрессивное, направлен­ное на революционную перестройку, изменение деятельности группы и своего собственного поведения в ней; деструктивно-

компенсаторное, когда перестройка деятельности группы и свое­го поведения сопровождается и закрепляется крупной уступкой ее требованиям. Особое место занимает компенсаторно-иллюзор­ная форма поведения, когда неудовлетворение потребности и притязания, устойчивый психологический дискомфорт подрост­ка находят выход в искусственном возбуждении, опьянении, одур­манивании себя расторможенностью общения, музыкой, танца­ми, никотином, алкоголем, наркотиками, токсическими и ле­карственными веществами.

По сути дела речь идет о компенсаторном поведении, кото­рое выражения в крайних формах конформизма или нонкон­формизма.

Можно выделить различные виды девиантного поведения, фор­мой выражения которых являются различные варианты социаль­ной дезадаптации.

Девиантное поведение

Дезадаптивное поведение:

аффективное,

депривированное,

аутичное,

суицидальное,

аддиктивное.

В основе:

нарушения психического и

личностного развития,

психическая депривация,

психологический дискомфорт.

Асоциальное поведение: =агрессивное,

дслинквентное (противоправное), криминогенное (преступное). В основе:

нарушения социализации, социально-педагогическая запу­щенность,

деформации регуляции поведе­ния,

социальная дезадаптация, .десоциализация.

Адаптивное поведение способствует приспособлению челове­ка к требованиям социальной среды, к предметной и социальной деятельности. Этот вид поведения чаще всего связан с внешней конформностью. Неадаптивное поведение (активность) направ­лено не только и не столько на самоизменение человека, его внеш­нюю конформность, сколько на преобразование деятельности и отношений. Его результатом преимущественно становится внут­ренняя конформность. Такой ребенок, подросток не идет на по­воду у обстоятельств, а старается справиться с ними. Неадаптив­ное поведение не является синонимом отклоняющегося, хотя на каком-то этапе и при каких-то условиях человеку приходится ста­новиться субъектом, имеющим собственное лицо, мнение, по­ступки и действия. Приводя на первых порах к дезадаптации, та­кое поведение способствует интеграции ребенка в группе сверст­ников, его самовыражению и самоутверждению.

В отличие от этого варианта все виды отклоняющегося поведе­ния все более увеличивают разрыв человека с социумом, приво-

дят к социально-психологической дезадаптации и деградации лич­ности.

Наши рекомендации