Роль материнства в жизни женщины
Материнство в жизни женщины исследовалось в различных психологических направлениях и концепциях.
В рамках психоанализа исследуется актуализация в беременности своего пренатального опыта эмоционального взаимодействия с матерью, выделяется типология отношения к беременности по критерию сознательного-бессознательного, принятия-отвержения. Материнство рассматривается как стадия половозрастной и личностной идентификации, беременность - как критический период жизни женщины, как стадия поло-ролевой идентификации, в ходе которой изменяется ее сознание и взаимоотношения с миром.
В психотерапевтически ориентированных исследованиях беременность рассматривается как период жизни, сенситивный к обострению психологических проблем и требующий психологического вмешательства и поддержки. В других исследованиях беременность — это подготовительный этап в развитии взаимной привязанности матери и ребенка. Он связан с возникновением новых интрацептивных ощущений женщины, совпадающих с началом шевеления ребенка. В период беременности обычно возникает внутренний диалог матери с ребенком и постепенно формируется его образ, который изменяется в сторону большей реалистичности и обобщенности. Отдельно обсуждаются вопросы беременности юных женщин: особенности личностного развития, привязанность к матери, материнская компетентность и т. д.; проблемы поздней беременности, психологического бесплодия, психотерапия и психокоррекция.
Разные авторы выделяют этапы онтогенетического развития материнства от планирования до реализации, а также этапы беременности и рассматривают ее связь с развитием личности. Индивидуальный онтогенез материнства проходит несколько этапов, в процессе которых происходит естественная адаптация женщины к материнской роли. А. И. Захаров выделяет семь сенситивных периодов в развитии «материнского инстинкта», придавая большое значение отношению девочки с родителями, игровому поведению, стадиям половой идентификации. В исследовании Г.Г. Филипповой материнство рассматривается как материнская потребностно-мотивационная сфера.
Современные исследователи психологии беременности ставят перед собой задачу изучения факторов, оказывающих влияние на развитие ребенка и благополучие диады мать-дитя, эмоциональное состояние беременных женщин, их изменения в восприятии окружающего мира, отношение к будущему ребенку, влияние взаимоотношений с людьми на течение беременности.
Материнство - сложный психосоциальный феномен, во многом опосредованный культурно-историческими традициями. На протяжении веков положение женщины в обществе и ее роль всегда связывались с материнством. В.А. Рамик определяет материнство как «особый вид деятельности – трансляцию на индивидуальный уровень ценностей культуры».
Неизменность биологической основы материнства и социо-культурных функций ставит его вне сиюминутных социальных правил, норм, требований моды. «Материнство вечно архаично и вечно современно. В нем отдельный человек соединен со всей природой (воспроизводя вечный природный закон продолжения рода) и со всей культурой и историей, что и позволило материнству как явлению сохраниться в практически в неизменном виде (при изменениях таких явлений как семья, отцовство, родительство) на протяжении веков, сохраниться как универсальной социо-культурной и социально-психологической деятельности».
К. Юнг в системе архетипов выделяет архетип Великой Матери - благостной и одновременно грозной фигуры, которая первой встречается на жизненном пути человека. Образ Матери - доминанта коллективного опыта, чрезвычайно древнего (матриархат) и актуального (реальная мать) одновременно. С образом Матери ассоциируются как положительные значения (доброта, тепло, пища, жизнь, защита, нежность, любовь, понимание, величие, жертвенность), так и отрицательные (темнота, чудовищность, агрессия, смерть, ужас, колдовство, сексуальная ненасытность, поглощение). Архетип Матери формирует основу материнского комплекса, детерминирующего сложную систему взаимодействий между матерью и сыном, дочерью. Материнский комплекс описывает идеи и представления, тяготеющие к фигуре реальной матери, является источником интерпретации ее поведения, структурирует детско-родительские отношения. Сын, как правило, проецирует образ матери на других женщин, приписывая им ее черты или ожидая соответствующего поведения. Дочь может отождествлять себя с матерью, сопротивляться материнским влияниям или гипертрофировать поведение в рамках материнской роли.
Способность рожать детей – естественная, генетически обусловленная возможность каждой женщины. Инстинкт продолжения рода, проявляясь через гормональную деятельность, эндокринную сферу, влияет на изменение образа, поведение девушки, когда она становится физиологически способна вынашивать ребенка. «Однако физиологическая готовность далеко не всегда соответствует психологической, моральной готовности молодой женщины иметь ребенка», отмечают В.В. Абрамченко, Н.П. Коваленко.
В пренатальной психологии существует понятие «психологическая готовность к материнству». Изучение готовности к материнству в последние годы ведется в разных аспектах: в плане социологических исследований позднего материнства и материнства несовершеннолетних; при исследовании факторов риска психической патологии ребенка в связи с социальными и психическими аномалиями матерей; в филогенетическом аспекте. Исследуются значимые личностные характеристики будущей матери, разрабатываются методы, выявляющие отношения родителей к не родившемуся ребенку, изучаются факторы, влияющие на материнское поведение.
Мещерякова С.Ю., Авдеева Н.Н., Ганошенко Н.И. считают, что стержневым фактором в структуре психологической готовности к материнству является субъектное отношение к будущему ребенку. Она формируется под влиянием неразделимых биологических и социальных факторов и, с одной стороны, имеет инстинктивную основу, а с другой — выступает как особое личностное образование. Основные составляющие структуры психологической готовности к материнству:
- особенности коммуникативного опыта, полученного в детстве,
- переживания женщиной беременности, в том числе отношение к еще не родившемуся ребенку,
- ориентация на стратегию воспитания и ухода за младенцем.
О характере раннего коммуникативного опыта, полученного будущей матерью в общении с близкими взрослыми, можно судить по аффективным следам, оставленным в ее первых воспоминаниях о себе и родителях, об их стиле воспитания, своих привязанностях. Важным является опыт, приобретаемый в играх с куклами, в «дочки-матери», о характере которого можно судить по воспоминаниям о любимых игрушках, по предпочтению детей того или иного возраста. Наиболее важными факторами, говорящими о характере переживания женщиной своей беременности, являются желанность - нежеланность ребенка и особенности протекания беременности. Наиболее благоприятны для будущего материнского поведения желанность ребенка, наличие субъектного отношения матери к еще не родившемуся ребенку, которое проявляется в любви к нему, мысленной или вербальной адресованности, стремлении интерпретировать движения плода как акты общения. Установки женщины на стратегию воспитания также свидетельствуют о преобладании субъектного или объектного отношения к ребенку. Здесь учитывается то, как она собирается ухаживать за ним, следовать ли строгому режиму, предлагать ли соску и т. д., то есть ее стремление ориентироваться на потребности ребенка или руководствоваться собственными представлениями о том, что ему необходимо.
С. Ю. Мещерякова выделяет три уровня психологической готовности к материнству:
1) Низкий уровень. Характеризуется наличием колебаний в принятии решения иметь ребенка, негативных ощущений и переживаний в период беременности, преимущественная ориентированность на соблюдение жесткого, строгого режима воспитания. В собственном детстве часто отсутствие привязанности к матери и строгое отношение родителей.
2) Высокий уровень. Уверенность в решении иметь ребенка, радость при известии о беременности. Преобладание положительных ощущений и переживаний в период беременности. Ориентированность на соблюдение мягкого режима (кормить по потребности ребенка, чаще брать его на руки и т. п.). В детстве - благоприятный коммуникативный опыт, привязанность к матери, ласковое отношение родителей.
3) Средний уровень. Противоречивая установка на воспитание, неоднозначный ранний коммуникативный опыт.
Уровни готовности к материнству связаны с различными представления о матери и ее роли. У женщин, готовых к материнству, присутствует образ принимающей, отзывчивой матери, способствующей развитию и обучению ребенка, разделяющей его самостоятельную ценность. У женщин, не готовых к материнству, прослеживается сверхценность ребенка и не выраженность таких качеств, как принятие, отзывчивость и стремление к развитию ребенка.
Брутман В. И., Филиппова Г. Г., Хамитова И. Ю. подчеркивают, что «в становлении и реализации материнско-детского взаимодействия центральным и определяющим является материнское отношение. Именно оно лежит в основе всего поведения матери, тем самым создавая уникальную для ребенка ситуацию развития, в которой формируются его индивидуально-типологические и личностные особенности».
Мотивация к материнству представляет собой сложную структуру, где один из мотивов доминирует, а часть мотивов не осознается женщиной. Эйдемиллер Э. Г., Добряков И. В., Никольская И. М. различают конструктивные и деструктивные мотивы. Их удобно представить в виде таблицы.
Конструктивные и деструктивные мотивы к материнству
Конструктивные мотивы | Деструктивные мотивы |
Стремление дать жизнь другому человеку со всей его уникальностью и неповторимостью | Стремление иметь существо, которое воплотит нереализованные планы, мечты и стремления матери. Стремление женщины избежать одиночества («чтобы был хоть один близкий человек», «чтобы чувствовать себя кому-то нужной»). Способ восполнения дефицита любви к самой себе («хоть кто-то будет меня любить») |
Беременность как способ принадлежать семейной системе («в нашей семье все женщины рожали первого ребенка в 22 года») | Беременность как соответствие социальным ожиданиям («быть как все», «возраст вынуждает», «родители хотят иметь внуков», «у всех подруг уже есть дети», «муж очень хотел ребенка» и др.) |
Беременность как выражение обоюдного желания супругов иметь ребенка («мы любим друг друга и хотим иметь общего ребенка») | Беременность как способ сохранения отношений и удержания супруга в браке («привязать мужа», «вернуть мужа», «предотвратить его уход из семьи» и др.) |
Стремление быть матерью как результат психофизиологической готовности женщины к материнству («хочу заботиться о ребенке», «хочу ощутить радость материнства» и др.) | Беременность как способ достижения псевдодифференциации от родительской семьи («показать родителям, что стал(а) взрослым человеком», «родила всем назло»)Беременность как способ легализации брака («вынудить родителей смириться с браком») |
Материальные мотивы («улучшить жилплощадь», «приобрести статус многодетной семьи и получить льготы» и др.) | |
Беременность ради сохранения собственного здоровья («аборт вреден для здоровья», «боюсь, что после аборта не смогу иметь детей», «беременность омолаживает организм») | |
Беременность как отказ от прошлого, как символ нового этапа в жизни женщины или как способ перечеркнуть «бурное» прошлое. |
Содержание потребностно-мотивационной сферы матери включает три блока:
1) Потребностно-эмоциональный блок. Содержит потребность в контакте с ребенком - носителем гештальта младенчества, потребность в его охране и заботе о нем и потребность в материнстве. Развитие потребностно-эмоционального блока происходит поэтапно и включает образование эмоциональной реакции на компоненты гештальта младенчества, образование объекта деятельности - ребенка, динамику отношения к онтогенетическим изменениям гештальта младенчества, возникновение и развитие потребности в охране и заботе, а также возникновение потребности в материнстве на основе рефлексии своих переживаний.
2) Операциональный блок. Состоит из двух частей: операции по уходу и охране и операции общения с ребенком. Особенностью этих операций, помимо их инструментальной стороны, является эмоциональная окраска, которая придает самим операциям специфические стилевые характеристики, соответствующие свойствам ребенка как объекта деятельности: осторожность, мягкость, бережность и т. п., специфику вокализации и мимики.
3) Ценностно-смысловой блок. Включает отношение к ребенку как самостоятельной ценности, что связано с моделью материнско-детских отношений в обществе и его конкретно-культурным вариантом, а также ценность материнства как состояния «быть матерью». Ценность материнства, в свою очередь, связана с рефлексией своих переживаний при выполнении материнских функций и способствует формированию потребности в материнстве. Можно говорить о конкретно-культурной модели материнства, которая ориентирована на развитие соответствующего конкретно-культурного варианта личности ребенка. Воспитание необходимого для каждой культуры типа индивидуальной материнской сферы, в свою очередь, обеспечено различными средствами (модели семьи, материнства и детства, традиции, система семейного и общественного воспитания и т.п.) и может быть описано как «онтогенетический путь к модели». Этот путь обеспечивает наличие материнских функций и их соответствие конкретной культурной модели.