Структурно-психологические характеристики профессиональной деятельности сотрудников ОВД
Анализируя научную психологическую литературу, можно сделать вывод, что большинство авторов, проводивших исследования профессиональной деятельности сотрудников ОВД (В.Л. Васильев, А.В. Дулов, В.Е. Коновалова, А.Р. Ратинов, А.М. Столяренко и др.), выделяют следующие специфические психологические особенности.
Во-первых, это правовая регламентация деятельности сотрудников органов внутренних дел как одна из наиболее специфических особенностей профессиональной деятельности в этой сфере. Строгая регламентация правовыми нормами подчиняет деятельность сотрудника порядку, строго установленному нормами закона. Неисполнение или ненадлежащее исполнение сотрудником своих служебных обязанностей всегда является нарушением того или иного закона. К числу психологических особенностей профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел следует отнести и наличие широкого тактического простора, который дается им в рамках норм закона и профессиональной морали.
Другой психологической особенностью деятельности сотрудников ОВД является наличие властных полномочий. Психологическое состояние сотрудника, облаченного властью, определяется, прежде всего, высокой степенью ответственности, а применение им своих полномочий предполагает решение ряда мыслительных задач, позволяющих определить необходимость и разумность действий, их законную основу.
Нередко это связано с необходимостью остановиться на одном из вариантов и поэтому характеризуется особой напряженностью. Умение разумно, законно пользоваться предоставленной властью – одно из важнейших профессиональных требований к сотрудникам органов внутренних дел. В значительной степени правомерность и целесообразность использования власти зависит от личностных качеств сотрудника.
Основным источником недостатков в деятельности органов внутренних дел является неадекватный современным требованиям уровень профессиональной надежности личности сотрудника органов внутренних дел. С.Ю. Поярков отмечает, что проблема заключается в том, что процесс включения профессионала в деятельность происходит в новых условиях, а его подготовка осуществляется по старым принципам. Между тем, границы профессионального самоопределения личности гораздо шире и многограннее, включают в себя значительную часть духовных и нравственных ценностей, которые не несут утилитарной направленности, но без которых профессиональная деятельность не может быть надежной. Возникает необходимость научного осмысления и обоснования новой парадигмы формирования профессиональной надежности сотрудников органов внутренних дел (ОВД), которая является качественной интегральной характеристикой свойств личности, отражающей ее способность к осуществлению профессиональной деятельности [Поярков, с. 11].
Г.С. Никифоров указывает на то, что дальнейшее расширение традиционного понятия надежности обусловлено применением личностного подхода. По его мнению, не только профессиональное мастерство, но и нравственные качества работников влияют на безопасность, безаварийность и безошибочность их труда, эти качества и надежность профессиональной деятельности являются тесно связанными понятиями [Никифоров, с. 67].
А.В. Бондаренко отмечала в связи с профессиональной надежностью нравственную, личностную надежность [Бондаренко, с. 38]. Е.Ю. Стрижов дает более пространственную, раскрытую характеристику нравственной надежности. По его мнению, нравственная надежность – это психологическое свойство, которое позволяет производить в сознании смыслы моральных норм, понимать общественное значение и необходимость соблюдения этих норм, учитывать эти нормы при определении способа своего бытия [Стрижов, с. 312].
По мнению А.С. Капто, особую роль в процессе духовного нравственного самоопределения и морального выбора играет наличие у личности способности к творческому применению объективного критерия нравственности, которая развивается на основе формирования четких жизненных установок, нравственно безупречной линии личного поведения [Капто, с. 51].
В исследованиях Ю.В. Бессоновой [ссылка] и Е.Ю. Стрижова [ссылка] были выделены мировоззренческие и ценностные предпосылки профессиональной надежности, определены личностные структуры, обеспечивающих честное, добросовестное, ответственное отношение личности к своему труду, преданность интересам организации, верность своему слову, дисциплинированность и исполнительность в работе и службе.
Ю.В. Бесоннова установила, что надежность гораздо сильнее (по количеству и тесноте корреляций) взаимосвязана с ценностями, нежели с другими особенностями личности, включая даже функциональные состояния [ссылка]. По результатам проведенного исследования автор сделала вывод о том, что ценности обладают наибольшим значением, в то время как функциональные состояния и особенности личности играют второстепенную роль [ссылка].
А.А. Волковым [ссылка] выделены позитивные стратегии трансформаций ценностно-смысловой сферы, которые обеспечивают высокий уровень профессиональной самореализации, и кризисные, которые ведут к деформациям и даже регрессиям в отношениях с окружающими людьми и общественными (социальными) структурами. Так, сотрудникам с позитивными стратегиями свойственна активная и просоциальная мировоззренческая позиция [Волков, с. 128].
Е.Р. Кувашева [ссылка] связывает показатели жизнестойкости со спецификой ценностно-смысловых предпочтений личности, которые опосредуются особенностями ее субъектной позиции и экзистенциального самоопределения. Общая жизнестойкость личности, по мнению исследователя, повышается при согласованности ее жизненных принципов с реальным поведением и жизненных принципов с групповыми ценностями (независимо от их содержания) в случае высоко осмысленности жизни и возможности ее контроля [ссылка].
Рассматривая структуру профессиональной надежности, выделяют следующие компоненты:
- ценностно-смысловой. Характеризуется осознанием социальной значимости и личностной ответственности за результаты деятельности. Важной характеристикой динамики ценностно-смысловой составляющей профессиональной надежности есть мера осознание соотношения между «Я – реальное профессиональное» и «Я – идеальное профессиональное» на разных этапах профессионального становления. Данный компонент может быть представлен как процесс профессионального самопознания, который является содержательной основой профессиональной самооценки. Профессиональная самооценка, в свою очередь, задает модус самоотношения и способствует пополнению новыми профессиональными знаниями. Итогом работы ценностно-смыслового компонента во временном континууме выступает профессиональный образ «Я - милиционер», который является результатом объективного познания самого себя. Образ «Я – милиционер» - это обобщенная система представлений о себе, осознание своей принадлежности к юридической профессии, своей профессиональной умелости, это профессиональные намерения, которое, в конечном счете, и определяет его профессиональное поведение и ценностные ориентации.
- когнитивный. Основу данного компонента профессиональной надежности составляют профессиональные знания, которые раздвигают границы индивидуального опыта сотрудника, открывают возможность для ег совершенствования и развития. Когнитивная составляющая профессиональной надежности сотрудника ОВД включает и определенный уровень профессионального развития познавательной сферы личности: профессиональное восприятие, память, мышление, воображение, внимание, что в совокупности составляет интеллектуально-познавательную составляющую профессиональной надежности специалиста. Это проявляется не только в накоплении информации о профессиональной деятельности и качественное овладение способов деятельности, но и в увеличении числа описательных категорий, в повышении уровня избирательности, сложности и интегрированности информации, в росте способности анализировать и продуктивно решать профессиональные задачи.
- эмоционально-волевой. Данный компонент является отражением отношения сотрудника или в целом к профессиональной деятельности, или к отдельным профессионально значимым качествам своей личности и деятельности в связи с его потребностями и мотивами. Содержание эмоционально-волевого компонента профессиональной надежности сотрудника ОВД представлен в виде профессионального интереса, профессионального самоотношения, профессиональной самооценки. Интерес мотивирует обучение, развитие навыков и умений, интеллект и творческие стремления. Будучи связующим звеном субъекта с выбранной деятельностью, он влияет на ее результаты, которые, в свою очередь, оказывают влияние на его развитие. Самоотношение выступает как мощный стимул профессионального и личностного саморазвития и самосовершенствования. В зависимости от характера отношений к различным объектам социальной действительности сотрудники ОВД проявляют моральные, интеллектуальные и эстетические чувства. Результатом «работы» эмоционально-волевого компонента профессиональной надежности является переживание субъектом своих достижений как успешных или не успехах, стремление к достижению целей той степени сложности, на которую милиционер считает себя способным.
- мотивационный. Данный компонент включает в себя мотивационную готовность к выполнению профессиональных действий, мотивация к соблюдению законности и служебной дисциплины, ответственность за правомерность и обоснованности правоохранительной деятельности. Субъектная активность сотрудников ОВД связана с такими личностными качествами как сила воли, целеустремленность, энергичность, выдержка.
- поведенческий. Данный компонент включает в себя способности реализовывать приобретенные знания, умения, опыт для успешного овладения профессиональной деятельности. Поведенческий компонент осуществляет регуляцию персоналом своего поведения и деятельности в соответствии с правовыми нормами, определяет возможность саморегуляции поведения способность принимать самостоятельные решения, управлять и контролировать свое поведение. Продуктивное решение профессиональных задач способствует появлению у сотрудника ОВД новых целей, оценок, мотивов, установок, смыслов профессиональной деятельности. Реализация сознательной регуляции поведения и деятельности зависит от уровня развития воли субъекта. Волевая регуляция предусматривает преобразование заданного действия на личное, сочетание необходимого поведения с профессиональными мотивами и целями.
Проанализировав научную литературу, можно сделать вывод, что надежность является одной из важных составляющих профессионально-психологической пригодности персонала ОВД и требует системного рассмотрения, через личностную, социальную и общегосударственную плоскости. Надежными считают сотрудников, постоянно сохраняющих высокую работоспособность, дисциплинированность, принципиальность и морально-психологическую устойчивость, преданных делу, работающих эффективно, лояльно относящихся к служебному коллективу, к коллегам и руководству, к системе правоохранительных органов государства в целом, чувствующих себя неотъемлемой частью системы МВД. Самоидентификация в качестве сотрудника ОВД имеет для них высокую мотивационную значимость: потеря места в системе оценивается ими как серьезная жизненная неудача – потеря профессиональной идентичности.
Профессиональная надежность персонала ОВД определяется нами как способность и готовность личности качественно и безошибочно выполнять служебные обязанности в соответствии с требованиями действующего законодательства, присяги, норм служебной дисциплины и корпоративной культуры, придерживаться стандартов профессиональной деятельности и этики.
Деятельность сотрудников ОВД связана со стрессами и негативными эмоциями, характеризуется высокой степенью риска, требует большой физической выносливости, повышенной ответственности за принятие решения и одновременно сопровождается нехваткой положительной обратной информации о своей деятельности, неопределенностью должностного роста, неблагоприятным социально-психологическим климатом в профессиональном коллективе.
Решение указанного круга проблем возложены на службу психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности органов и подразделений внутренних дел Республики Беларусь. На протяжении всего периода существования психологическая служба совершенствовала свою деятельность, был накоплен определенный опыт относительно базовых направлений и заданий работы: профессионального психологического отбора кандидатов на службу в органы внутренних дел; психологического сопровождения прохождения службы персоналом ОВД; психологической подготовки сотрудников; психологического сопровождения оперативно-служебной деятельности.