Развитие социальной работы с группой

В КОНЦЕ XX ВЕКА

СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА В ГРУППАХ В 1970-1980-е ГОДЫ

Социальная работа с группой широкое распространение в Европе получает с 1960-х гг., когда в США уже сложились целые направления данного вида практики социальной работы.

Этот период практики социальной работы с группой характеризуется расширением практики деятельности и развитием методов работы, направленной на расширение индивидуальных возможностей человека, его самоактуализацию, развитие гуманистических ценностей.

Несмотря на то что проблемы идентичности групповой работы с социальной работой потеряли свою научную актуальность, дискуссии относительно целей и функций социальной работы с группой по-прежнему продолжаются.

Секции групповой работы Национальной ассоциации социальной работы в 1970-е гг. в конечном итоге все же удалось сформулировать основные цели социальной работы с группой:

1) корректирующие — обеспечить получение позитивного опыта в ситуациях социальных и индивидуальных дисфункций;

2) профилактические — предотвратить социальные и индивидуальные кризисы в ситуациях, в которых имеется опасность ухудшения процесса жизнедеятельности;

3) позитивного роста и развития — облегчить развитие индивидуумов в период кризисных жизненных циклов;

4) повышения индивидуальной самооценки — достигнуть большей степени самореализации через значимые межличностные отношения;

5) гражданской ответственности и участия — сформировать демократические ценности среди членов группы как активных участников общественной жизни [3. — Р. 33 — 34].

Несмотря на то что цели групповой работы были определены, противоречия в теоретических подходах сохранялись. Так, Г. Вилсон считала, что цели групповой работы имеют более широкий спектр, чем те, которые были обозначены, хотя она согласилась с тем, что невозможно дать идеальную модель групповой работы, учитывающую все многообразие ее форм [5. — Р. 141].

Шварц усмотрел в некритическом отношении к целям групповой работы последствия идеологии психоанализа, который долгое время доминировал в практике групповой деятельности. Стремление выйти на разнообразные модели работы, с его точки зрения, привело к плюралистическим подходам в понимании поведения человека, в результате чего оказались размыты идентификационные связи социальной групповой работы, что и привело к «размытости ее целей» [10. — Р. 73 — 74].

В этот период продолжается поиск эффективных моделей помощи индивиду в трудной жизненной ситуации, что требовало расширения знаний о человеке и его ситуации. Теория систем, бихевиоризм, экзистенциализм стали играть в данный период большую роль при определении концептуальных стратегий.

Теория систем Берталанфи, так же как в свое время теория социальных систем Парсонса, позволяла авторам искать обобщенные принципы понимания различных социальных, биологических и психических феноменов, чтобы определить оптимальные модели помощи.

Перспективы системного подхода привлекали внимание специалистов. Системное видение позволяло рассматривать различные формы и явления в единой сети связей, отношений и взаимовлияний. Такой подход позволил увидеть новые возможности для адаптации индивидуумов в пределах функционирования системы, найти новые подходы к изменению трудной жизненной ситуации клиента [1; 2].

В данный период возрастает интерес к проблемно-ориентированным исследованиям в теории социальной работы с группой, в этой связи концепции социобихевиоризма приобретают особое значение.

Социобихевиоризм давал возможность понимания человеческого поведения не методом проб и ошибок, а путем наблюдения за опытом других, выдвигая концепции «научение через наблюдение» и «научение без проб».

Такой подход позволял комбинировать опыт практики социальной работы и других помогающих профессий, использовать его в качестве проверенного знания применительно к групповой работе, что не могло не отразиться на расширении ее методов. В центре групп лечения использовали методы наблюдения за способами поведения, рассматривали его варианты — от агрессивного до кооперативною, создавали новые формы поведения в период сессий, активизировали прошлый позитивный опыт, ранее не проявлявшийся во взаимодействии [11].

Экзистенциализм представлял другую область интересов в теории групповой работы. В отличие от психоанализа, который можно определить как систему взглядов, объединенных определенной научной школой, экзистенциализм включал широкий спектр мнений. Тем не менее привлекательность его для групповой работы состояла в том, что он давал возможность подходить к рассмотрению сущности жизни человека, его целей и приоритетов. Такие важные понятия, как свобода, выбор, ответственность, обретали свое новое значение в практике работы с группой.

В отличие от других подходов, экзистенциальная рефлексия базируется на положении, что человеческое поведение не может быть понято в оценочных и формализованных понятиях и что человеческое взаимодействие непредсказуемо, но индивидуумы имеют стремление к свободе, чтобы в конечном итоге «стать» самими собой [2; 11].

М.Хартфорд постаралась суммировать некоторые тенденции, которые имели место в работе с группой в течение десятилетия. Она отметила, что в этот период развивался интерес к групповой терапии, программы которой были ранее характерны для индивидуальной работы. Метод групповой работы развивался применительно к агентствам, различным областям практики на основе собственных теоретических подходов. Расширились инструментарий групповой работы, профессиональные отношения, программы, стали более самостоятельными методы работы с группой [7. - Р. 95-96].

В этот период выходит множество учебников, освещающих различные стороны групповой работы. Групповая работа рассматривалась как программированная деятельность, где внимание обращалось на межгрупповое взаимодействие, вербальную и невербальную коммуникацию, процесс групповой динамики в микрогруппе.

Стали появляться работы теоретического характера. В них рассматривались проблемно-ориентированные подходы, использование научных методов в диагностировании, оценке и вмешательстве. Происходит осмысление роли социальных и поведенческих наук в систематизации социоповеденческих методов лечения. Находят развитие комплексные поведенческие подходы к лечебной работе в группе, основанные на комбинации динамики группы и методов модификации поведения [1; 2].

В 1970-е гг. в Европе обозначилась актуальность групповой работы, когда расширилась сеть агентств по работе с семьей, временного и дневного пребывания в стационарах. Именно тогда появляются групповые консультанты.

Определенную роль в развитии групповой работы в мире сыграли международные симпозиумы, а также специальные журналы по проблемам групповой работы, которые стали выходить в конце десятилетия во многих странах мира [5].

Вторая тенденция, характерная для этого времени, была связана с отходом от классических методов работы, демократизацией и развитием личностных ресурсов и переходом к работе с клиентами со специфическими нуждами, это, например, работа с детьми, перенесшими сексуальное насилие, работа с лицами, вышедшими из мест заключения, нонсексистская практика и т.п.

В 1980-е гг. во многих международных школах начали преподносить групповые методы работы в качестве основных, можно отметить рост уровня сложности преподавания на этих курсах. Основные модели социальной работы с группой остались господствующими до конца века.

ОСНОВНЫЕ МОДЕЛИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ГРУППОЙ

1. Модели потребления (оценка/индукция)

(Hankinson, Stephens, 1985; Todd, Barcome, 1980)

Основная цель этих моделей — процесс потребления, однако индивиды, взаимодействуя с сотрудниками агентства, первоначально не ставят цель изменить или улучшить свои специфические условия, так как не выявлены их специфические потребности. Клиенты более заинтересованы в методах групповой оценки и индукции (ориентация на функции агентства). Эти виды групп используются при работе с группами риска, с будущими родителями, в кризисных центрах. Они имеют большой потенциал для использования их применительно к широкому диапазону групп пользователей и к широкому диапазону назначений.

Наши рекомендации