Социальной работы с группой

Динамика развития социальной групповой работы такова, что не представляется возможным дать объемную классификацию используемых подходов. Можно отметить, что первая классификация социальной групповой работы была предложена в 1960-е г. Дж. Клейном. Его классификация основана на изучении и систематизации реальных направлений групповой работы, характерных для данного времени. Основные положения классификации сводятся к следующему.

1. Группы досуга.

2. Образовательные группы: группы семейного образования; группы профессиональной ориентации; группы свободного выбора.

3. Социальные группы:

нацеленные на сохранение адаптивных моделей поведения; нацеленные на изменение адаптивных моделей поведения.

4. Терапевтические группы [5. — Р. 87—88].

Папелл (Papell) и Ротман (Rothman) предложили другой подход к классификации социальной групповой работы, в основе которой — родовые и видовые особенности моделей групповой работы, где разграничительными критериями являются: тип предоставляемых услуг, особенности ролей и взаимодействий социального работника, теоретическая парадигма метода групповой работы, типология клиента. Такой подход позволил авторам из всего многообразия групповой работы выделить следующие модели: модель социальных целей, клиническую модель, модель взаимодействия (взаимопомощи).

Модель социальных целей представляет собой традиционную парадигму деятельности, принятую в практике добровольных помощников, однако она уточнялась в соответствии с уровнем развития практики социальной работы.

Клиническая модель групповой социальной работы базируется на двух доминантах, используемых в групповой работе, — средствах и контексте. Для данной модели характерен определенный технологический подход, включающий в себя такие элементы, как контракт, план, лечение, формирование группы, развитие группы, оценка и завершение.

Модель взаимодействия состоит из элементов взаимной помощи, оказываемой членами группы в процессе групповой динамики [9. - Р. 90-91].

Приводимая ниже таблица 8 наглядно демонстрирует различия в групповой работе в пределах перечисленных моделей.

Таблица 8

Модели социальной групповой работы

Характеристика моделей Модель социальных целей Клиническая модель Модель взаимодействий
Тип сервиса Социализация и потребление Интеграция и адаптация Адаптация, социализация, интеграция, потребление
Роль социального работника Помощник   Агент взаимодействия Посредник  
Образ члена группы     Участник, гражданин, возмущенный, руководитель Девиант, представитель какой-либо малой группы Эго и альтер-эго    
Тип деятельности   Широкий ряд деятельностей и задач, включающий в свой состав работу в микросоциуме Использование директивных и недирективных средств влияния, включающих в свой состав добавочные средства группы Обучение членов группы процессам интерперсональных отношений
Необходимые умения     Программирование     Интервенции в групповом процессе, достижение специфических целей Категоризация и диалог    
Теоретическая база     Эклектическая теоретическая база   Социальная ролевая теория, социобихевиоральная теория, эго-психология, групповая динамика Системная теория и теория поля  
Цель труппы     Социальное сознание и социальная ответственность   Лечение социальной дисфункции и специфических поведенческих взаимодействий Достижение обоюдной помощи системы; начальные, но специфические цели

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ГРУППОЙ

Группы восстановления

Данные группы организуются в микросоциуме (коммьюните) в местах проживания клиентов. Коммьюните — сообщество индивидов, объединенных общими ценностями, интересами, разделяющих единые конфессиональные взгляды и проживающих совместно в одинаковых социальных и экономических условиях на одной территории. Основная цель — совместное рациональное проведение свободного времени. В основе групповой динамики лежит спонтанная активность группы, добровольное приобщение членов группы к различным видам комнатных игр и обсуждению информационных тем (о политике, экономике, культуре и т.д.).

Наши рекомендации