Функции отделов головного мозга

Отдел головного мозга   Функции
Ствол мозга: Продолговатый мозг (продолжение спинного мозга в черепе; основание заднего мозга) Варолиев мост (часть заднего мозга, сразу за продолговатым) Средний мозг Ретикулярная формация (сетчатое образование)   обеспечивает автоматизм сердечно-сосудистой системы, дыхания – каждую секунду определяя, как часто и глубоко нам нужно дышать, с какой частотой должно биться наше сердце, сколько крови оно должно прокачивать; также регулирует пищеварение, сосание, жевание, глотание, кашель (если отсечь верхнюю часть ствола мозга кота, отделив его от остального мозга сверху, животное будет дышать, жить и даже бегать, облизываться, куда-то карабкаться, но поведение лишается целесообразности) содержит области, интегрирующие движения и ощущения, поступающие от лицевой мускулатуры, языка, ушей, глаз; ответственен за мигание, моторику кишечника и т.п.; принимает участие в регуляции уровня бодрствования и инициирует процесс засыпания; передаточный центр, через который проходят пучки нервных волокон; обеспечивает автоматическую стабилизацию процессов жизнедеятельности, ориентировочные рефлексы, общую активацию коры мозга; управляет формированием слуховых и зрительных стимулов (у вислоухих животных заставляет навострить уши в ответственные моменты, относительно велик у птиц) и др. тянется вдоль всего ствола мозга, активирует кору мозга и при этом происходит «фильтрация» поступающей информации на более или менее неотложную
Мозжечок (часть заднего мозга, расположен позади варолиева моста и прикрыт корой больших полушарий; похожая на цветную капусту массивная структура отвечает за координацию движений, контролирует работу мышц, поддерживает их тонус, влияет на научение и память; контролирует выполнение точных профессиональных движений (если повредить, в том числе алкогольная интоксикация, то возникают проблемы с ходьбой, пожатием руки, сохранением равновесия, тремор конечностей, невозможность быстрого выполнения чередующихся движений, например, поочередное постукивание пальцами )

Окончание табл. 2.2

Промежуточный мозг: Таламус (расположен над стволом мозга) Гипоталамус (расположен над таламусом) Лимбическая система (ЛС) (пучок волокон в форме бублика) Миндалины (ЛС) Гиппокамп (ЛС)     Сенсорный пульт управления мозгом: получает информацию и направляет в высшие отделы мозга, которые регулируют зрение, слух, вкус, осязание; Регулирует физиологические потребности организма, образует прямые связи со всеми другими мозговыми структурами; контролирует химический состав крови; контролирует гипофиз – главную железу, вырабатывающую гормоны; выделены группы нейронов воздействующих на чувство голода, жажды, температуру тела, сексуальное поведение; в нем расположен «центр удовольствия» (Дж. Олдс и П. Милнер, 1954) (Стимуляция гипоталамуса вызывает чувство наслаждения, удовольствия; нейрохирурги используют электроды для успокоения душевнобольных; некоторые исследователи считают, что расстройства, вызванные алкоголем, наркотиками, объеданием, могут обусловливаться синдромом дефицита удовольствия) Связана с эмоциями – такими как страх, гнев, и первоначальными побуждениями – такими как еда, секс; это влияние осуществляется частично через ее контроль над гормональной системой; связывает воедино переднюю часть гипоталамуса, гиппокамп, миндалины; участвуют в регуляции агрессии, ярости и страха (реакция типа «нападай или беги») (Стимуляция различных участков миндалин вызывала ярость мыши, которая набрасывалась на кошку и страх кошки перед мышью) играет большую роль в эмоциональных процессах и процессах памяти, делает возможным процесс запоминания (Когда обезьян хирургическим путем лишают гиппокампа, они забывают все, что происходило с ними за последние месяцы (Л. Сквайер)
Передний мозг (расположен над древними структурами ствола и промежуточного мозга) Состоит из двух полушарий, покрытых корой. Белое вещество больших полушарий включает группу ядер, участвующих в координации двигательных реакций. Серое вещество, образованное в основном телами нейронов и дендритами, покрывает собой большие полушария, собираясь в складки (извилины). Именно на кору больших полушарий мозга возложена обязанность осуществления сложных, собственно человеческих психических функций, в том числе сознания.

Исследователи не оставляют попыток проникнуть в суть проблемы, предлагая иногда в высшей степени необычные варианты решения. Например, такие выдающиеся физиологи как Экллс и Барт считают, что мозг не «продуцирует дух», но «обнаруживает его». Получаемая органами чувств информация, «материализуется» в химические субстанции и изменения в состоянии нейронов, которые физически накапливают символические значения чувственных ощущений. Так происходит взаимодействие внешней материальной реальности с духовным субстратом мозга. При этом, однако, возникают новые вопросы: что является «носителем» духа вне мозга, с помощью каких именно рецепторов воспринимается организмом человека внешний «дух» и т.д.

Наряду с такими «экстравагантными» решениями, новые подходы к изучению соотношения физиологического и психологического прорабатываются и в контексте отечественной науки.

Современные варианты решения психофизиологической проблемы можно систематизировать следующим образом:

1. Психическое тождественно физиологическому, представляя собой не что иное, как физиологическую деятельность мозга. В настоящее время эта точка зрения формулируется как тождественность психического не любой физиологической деятельности, но только процессам высшей нервной деятельности. В этой логике психическое выступает как особая сторона, свойство физиологических процессов мозга или процессов высшей нервной деятельности

2. Психическое – это особый (высший) класс или вид нервных процессов, обладающий свойствами, не присущими всем остальным процессам в нервной системе, в том числе процессам ВНД. Психическое – это такие особые (психонервные) процессы, которые связаны с отражением объективной реальности и отличаются субъективным компонентом (наличием внутренних образов и их переживанием).

3. Психическое, хотя и обусловлено физиологической (высшей нервной) деятельностью мозга, тем не менее НЕ ТОЖДЕСТВЕННО ей. Психическое не сводимо к физиологическому как идеальное к материальному или как социальное к биологическому.

Ни одно из приведенных решений не получило общего признания, и работа в этом направлении продолжается.

Контрольные вопросы

1. Что является объектом изучения в психологии?

2. Психика человека и его душа – это одно и то же?

3. Что такое психические явления и психологические факты?

4. Каковы особенности психического отражения?

5. Что, по А.Н.Леонтьеву, служит объективным критерием психики?

6. Каковы основные функции психики?

7. Что входит в структуру психики?

8. Как вы понимаете адаптивное значение психики?

9. Назовите стадии развития психики.

10. В чем отличительные особенности психики животных от психики человека?

11. Почему первобытному человеку стало необходимо сознание?

12. Чем отличаются высшие психические функции от натуральных?

13. В чем заключается суть психофизиологической проблемы и каковы подходы к ее решению?

14. Чем различаются стадии быстроволнового и медленноволнового сна?

15. Как взаимодействуют нейроны?

16. Как нейротрансмиттеры влияют на нас?

17. Из чего состоит ЦНС?

18. Повреждение какого участка головного мозга повлияет на вашу способность прыгать через скакалку?

19. Какая подсистема ЦНС отвечает за наше успокоение, а какая за возбуждение?

Наши рекомендации