Назовите принципы роботы исследователя с фактами. 2 страница

Концептуальный тип мышления является некоторой модификацией сис­темного типа, его "усилителем" и "стабилизатором".

Концепция — это комплекс ключевых положений или установок мышле­ния, позволяющих сохранять направленность исследования, это своеобраз­ный компас в движении мысли. Для исследований в области управления та­кими положениями могут быть следующие:

• управление — это всегда деятельность человека, в которой решаю­щую роль играют цели и интересы;

• управление разнообразно и многовариантно, поэтому нельзя его сво­дить к какому-либо одному варианту, каким бы совершенным он ни показался;

• управление имеет два взаимосвязанных аспекта существования, функ­ционирования и развития — социально-экономический и организаци­онно-технический;

• управление построено на стремлении к гармонии (согласование, орга­низация, координация и пр.), но это гармония равновесия, гармония противоречий, сочетания, а не гармония абсолютной устойчивости, однородности, одинаковости, единственности.

Концепция отражает своеобразную способность человека соединить в ис­следовании имеющиеся знания с прогностическими, существующее понима­ние того или иного явления с представлениями и предположениями о сущ­ности первого, второго порядка и т. д.

В мышлении каждого человека, (а исследователя тем более) ярко прояв­ляется как структура его знаний, так и предрасположенность к тем или иным видам знаний, готовность ими пользоваться в качестве инструмента. Поэтому типы мышления можно разделить и по приоритетным областям зна­ний, на которых построена мыслительная деятельность. Здесь можно выделить мышление гуманитарное, математическое и технократическое.

Гуманитарное мышление, как правило, отдает предпочтение всем аспек­там исследования, связанным с человеком, и инструментарием своим выби­рает словесное описание, оперирование понятиями, аргументирование ситу­ациями, объяснение образами, характером поведения.

В отличие от него математическое мышление построено на логике сим­волов, предельной абстракции, четкости в осмыслении зависимостей, моде­лировании общности. В этом сила и одновременно слабость математическо­го мышления. "Очищение" явлений от частностей помогает определить их сущность, но при этом может вести к потере очень важных деталей, специ­фических черт и особенностей.

Технократическое мышление построено на сведении всех связей в явле­нии или проблеме к таким, которые существуют в технических устройствах, — простым причинно-следственным связям. При изучении социально-экономических проблем это может быть не. только малоэффективном, но в отдельных случаях и опасно, потому что ведет к упрощению реальных про­цессов, исключению из исследования связей опосредованных, косвенных, си­туационных, периодических, функциональных, вариабельных и пр.

При этом хотелось бы еще раз напомнить, что нет плохих или хороших типов мышления. Есть типы, которые в тех или иных условиях могут быть более или менее эффективны, формирование или использование которых при групповой деятельности можно регулировать.

По степени абстрактности и обобщенности можно выделить мышление теоретическое, эмпирическое и фактологическое.

Теоретическое мышление характеризует стремление к абстрактному обобщению, поиску закономерностей, формированию теории, определению общих признаков объективности, тех или иных выводов и результатов ис­следования, универсальности положений и формулировок. Теоретическое мышление опасно "отлетом" от действительности, таким абстрагированием, которое ведет к потере сущности, особенностей явления, теоретическому схематизму или неоправданному глобализму.

Эмпирическое мышление отдает приоритет опыту, ограничивает обоб­щение опытом, опирается в оценках только на результаты опыта. Здесь на­личие опыта рассматривается как высшая форма доказательства и аргумен­тации.

Фактологический тип мышления проявляется в оценке и систематиза­ции фактов, построении всей логики исследования и выводов на конкретных фактах. Иногда такое мышление сопровождается искусственным преувели­чением того или иного факта, недостаточно глубоким пониманием роли факта в установлении сущности явления. В этом случае возникает опасность замены научного объяснения фактологией, которая, как правило, ограничи­вается существующими фактами, но не всегда стимулирует поиск, распозна­вание и глубокое осмысление фактов.

Мышление каждого исследователя можно оценить с позиций механизма, т. е. совокупности средств, которые действуют в процессах мышления, бла­годаря которым рождаются идеи, выстраиваются выводы, мнения, гипотезы, находятся аргументы, реализуются полученные знания.

По механизму мышления можно выделить типы ассоциативного, непо­средственного и интуитивного мышления.

Ассоциативное мышление функционирует посредством разнообразных ассоциаций, т. е. возникающих сравнений между явлениями по каким-либо признакам общности, похожести, тождественности. Степень различия ассо­циативного мышления проявляется в близости или отдаленности ассоцииру­емых явлений. Очень часто ассоциативное мышление помогает аккумулиро­вать новые знания в пограничных сферах науки, распознавать проблемы, не имеющие "чистой" принадлежности к той или иной области знаний.

Однако ассоциативное мышление кроме преимуществ имеет и недостат­ки. Они заключаются в опасности механистического переноса знаний из од­ной области в другую, подмены понятий, в расширительных трактовках тех или иных положений, замене научной строгости "художественной расплыв­чатостью".

Некоторой противоположностью ассоциативного мышления является тип непосредственного мышления. Оно заключается в прямом осмыслении фак­тов действительности и категорий науки. Оно если и использует ассоциа­ции, то чаще всего близкие по смыслу.

Наконец,интуитивное мышление построено на интуиции, в проявле­нии которой главную роль играет подсознание. Интуитивные оценки и вы­воды трудно объяснять, они являются результатом импульсов, идущих из подсознания человека. Ноинтуиция — это не только природное качество, но и результат интеллектуального развития человека, трансформации знаний и опыта в особый вид системного мышления, пускающего корни в глубины подсознания и питающегося им в определенные моменты функцио­нирования мозга. Интуиция проявляется в возникновении идей и мыслей, которые в последующем хорошо вплетаются в существующую систему зна­ний, а первоначально кажутся необычными, неожиданными, иногда сомни­тельными.

Выделение типов мышления по критерию его механизма дополняется и в определенной мере конкретизируется типологией по способам мышления. По этому критерию можно выделить и рассмотреть способы эвристического, абстрактно-знакового и образного мышления.

Эвристическое мышление построено на восприятии и объяснении дей­ствительности посредством слов, понятий, терминов, обычного языка обще­ния людей и изложения их мыслей.

Абстрактно-знаковое мышление сродни математическому. Оно пользу­ется некими обозначениями-знаками явлений и событий и оперирует этими знаками в построении моделей существования и поведения явлений. Эти знаки не обязательно имеют математическую форму и подчиняются матема­тическим способам моделирования. Построение различных структур предо­ставляет собой хороший пример абстрактно-знакового мышления.

Своеобразным продолжением этого способа мышления или его комбина­цией с эвристическим является образное мышление, которое построено на восприятии и представлении действительности в виде совокупности образов.

Разновидностью образного мышления является голографическое пред­ставление идеи, мысли, проблемы, ситуации. Это весьма эффективный тип мышления, позволяющий взглянуть на проблему с разных ракурсов ее про­явления и, следовательно, глубже ее понять.

По характеру оценок и направленности мышления выделяются такие его типы: мышление критическое (негативизм), позитивное, конструктивное.

Критическое мышление характеризуется поиском отрицательных сто­рон проблемы, сложностей, трудностей ее решения, оценками явлений с по­зиций негативных последствий, иногда преувеличенным вниманием к недо­статкам. Этот тип мышления часто присущ научным работникам, потому что он способствует установлению противоречий, распознаванию проблем. Вообще наука начинается со здорового скептицизма, с недоверия к абсо­лютному знанию, бесспорному положению. Но вместе с тем скептицизм яв­ляется и "самым дешевым" видом ума. Нетрудно отрицать, сложнее утверж­дать; иногда легко увидеть проблемы, сложнее найти средства и пути их ре­шения.

Позитивное мышление является некоторой противоположностью нега­тивизму. Оно направлено на поиск тех сторон, свойств и качеств явления, которые позволяют находить пути решения проблем, являющих скрытыми пружинами развития.

Иногда в совместной работе исследователей эти два типа мышления уравновешивают друг друга. Но существует и еще один тип — конструктив­ное мышление. Оно направлено на поиск и реализацию новых идей, реше­ний, концепций. Оно не останавливается ни на критических моментах, ни на утверждении позитивных аспектов. Это мышление преобразования, трансформации, инноваций. Для этого типа мышления проблемы являются средством утверждения нового или будущего. Это наиболее сильный и цен­ный тип мышления.

Полезно рассмотреть типы мышления, которые выделяются по такому критерию как способ воспроизведения действительности в мышлении. Здесь можно назвать типы репродуктивного, аналогового, творческого мышления.

Репродуктивное построено на прямом воспроизведении действительности и главной его проблемой является реальность и точность такого воспроизве­дения.Аналоговое мышление — это воспроизведение по аналогии, это по­стоянный поиск тождества или различия явлений проблем для более глубо-

кого их понимания и осмысления. Это мышление категориями критерия, ти­пологии, сравнения, определения понятий и пр.

Творческое мышление является как бы более высоким уровнем аналого­вого мышления. Оно включает и факторы интуиции, и использует методы далеких аналогий. Это мышление созидательное, даже тогда, когда оно на­правлено на отрицание чего-то.

В основе всех мыслительных процессов лежат интересы, которые находят свое выражение в целях проведения исследования. По целевым установкам, которые так или иначе всегда действуют в сознании человека, можно выде­литьтипы мышления — научное, практическое, прагматическое.

Не всякое мышление ориентировано на поиски закономерностей, форму­лировку научных положений, развитие науки. Не всякое мышление вообще приемлет научную методологию анализа и оценки явлений. Часто в практи­ке приходится наблюдать ярко выраженное практическое мышление. Оно имеет установку на практическое решение проблем, и отбор проблем здесь происходит только по критерию возможности ее практического решения, практической значимости. Иных проблем такой исследователь просто не ви­дит, а если и видит, то не воспринимает всерьез.

Некоторой модификацией практического мышления является мышление прагматическое. Оно имеет такую отличительную черту, как непосредствен­ная польза, сиюминутный эффект.

Прагматическое мышление оказывается необходимым во многих случа­ях, однако в серьезных исследованиях оно малоэффективно, потому что не способно достаточно глубоко и перспективно оценивать и решать проблемы.

Вообще в формировании и развития мышления большое значение имеет не только комплекс знаний исследователя, но и опыт. По роли опыта в формировании и функционировании мышления можно назвать типы: эмпи­рического, аксиоматического и диалектического мышления.

Эмпирическое — это мышление по готовым образцам, отождествление по памяти, накопление, систематизация и организация опыта, проверка опы­том. Главным признаком и критерием такого мышления является опыт, за­крепляемый в памяти.

Аксиоматическое — мышление по правилам в виде аксиом, которые рассматриваются как некоторые истины, не требующие доказательств. Во многих случаях этот тип мышления проявляется как детерминистическое мышление, построенное на однозначности формулируемых положений.

Диалектическое мышление опирается на критерии противоречия, раз­личения качества и количества, общего и частного и т. д. Поиск противоре-

чий и путей их разрешения является главным отличительным признаком ди­алектического мышления.

Некоторой разновидностью этой типологической группы является разде­ление мышления по критерию проблемности на стандартное, проблемное и смешанное. Первое отличается оперированием готовыми рецептами, обще­признанными положениями, устоявшимися понятиями; второе — определе­нием проблем как главных единиц мышления, как его основы; третье — со­вокупностью первого и второго, их сочетанием.

Типология мышления имеет большое значение в практике организации и проведения исследовательской деятельности. Она позволяет сформировать исследовательские группы по критериям разнообразия типологических ха­рактеристик и их гармоничного взаимодействия в исследовательской дея­тельности. Она также позволяет менеджеру оценить свои особенности, что­бы лучшим образом использовать свой интеллектуальный потенциал. Нако­нец, типологические характеристики могут подсказать менеджеру в его ра­боте над собой, как развивать способности в области мышления, как строить программы образования и профессионализации, как обеспечить действи­тельную эффективность практической реализации этих программ.

19.3. Эффективное мышление исследователя

Все вышеперечисленные типы мышления существуют в практике, и как уже отмечалось, каждый из них имеет положительные и отрицательные сто­роны. Среди них нет плохих и хороших. Они проявляют свои положитель­ные и отрицательные стороны лишь в определенных обстоятельствах. По­этому эффективность мышления исследователя зависит от того, в какой мере органично присущее ему мышление соответствует конкретным условиям, целям и возможностям исследования, как развивается его мышление в про­цессах самообразования.

Эффективность — это всегда сопоставление или, если это возможно, соизмерение результата деятельности и затрат на ее осуществление. Что может быть результатом мышления?

Если говорить об индивидуальной деятельности менеджера, то таким ре­зультатом может быть не что иное, как его успех в решении проблем, удов­летворенность сделанной работой, предельная ясность в понимании того, что надо делать дальше и как это необходимо делать. Все это акты мыслитель­ной деятельности. Когда менеджер разрабатывает стратегию фирмы, то наи­более эффективным оказывается тип творческого, гибкого, конструктивного мышления. Когда он решает текущие проблемы, — необходимо мышление прагматическое, конкретное, непосредственное.

Затраты усилий на необходимые в этих случаях результаты определяются тем, как развиты те или иные типы мышления менеджера, какие методоло­гии он выбирает при решении проблем. Это определяет и затраты времени — самый важный ресурс управления, и затраты социально-психологических усилий, которые также ощутимы в деятельности менеджера.

Но когда результатом интеллектуальной деятельности является решение, концепция, стратегия, миссия, разрабатываемые группой исследователей, тогда затраты становятся более зримы и значительны. Они уже характеризу­ют как человеческие ресурсы, так и интеллектуальный потенциал, который определяется в значительной мере формированием группы исследователей по критериям типологии мышления.

Эффективность мышления характеризуют и ошибки, которые нельзя полностью исключить, но, возникновение которых необходимо свести к ми­нимуму.

Вероятно, есть смысл рассмотреть наиболее типичные ошибки, встреча­ющиеся в процессах мышления(схема 64).

1. Обобщение по недостаточному количеству фактов, а иногда и по еди­ничному факту. Это всегда ведет к ложным выводам, снижает эффек­тивность мыслительных процессов.

2. Перенос смысла, или точнее некорректная аналогия. В качестве приме­ра можно привести понятие "искусственный интеллект". Оно построе­но на смешении двух несовместимых понятий. В обычном общении или поэтическом языке такое возможно, но научная терминология так строиться не должна. Почему мы не называем автомобиль искусствен­ными ногами, авиалайнер летающим человеком? Компьютер является средством интеллектуальной деятельности человека, он повышает ее производительность, но сам по себе не может быть интеллектом. Ко­нечно, термин может иметь знаковое значение, рассматриваться как некая условность, о значении которой можно договориться. Тогда эта условность должна быть строго определена и ситуативно ограничена.

К разряде некорректной аналогии можно отнести такие, например, оп­ределения: "АСУ является совокупностью человека, математических методов и ЭВМ" или "субъект управления — это управляющая систе­ма". Одно неизвестное понятие определяется через другое неизвестное.

Интересно, что понятие управляющей системы при этом определяют через понятие субъекта управления. Таких примеров может быть мно­жество.

3. Подмена понятий, отход от исходного определения или его размывание в мыслительных процессах, вольное оперирование понятием. Сначала вкладывают в него одно содержание, потом оперируют им, полагаясь на другое содержание. Это часто встречается с понятиями "демократия", "система управления", "методы управления" и др.

4. Ошибки мышления часто наблюдаются в использовании различных схем доказательства, нарушении логики взаимодействия посылки и вы­водов.

5. Бывают и "непротиворечивые противоречия" в рассуждениях: противо­поставление мелочей, выдаваемое за важное противоречие; потеря главного, основного; преувеличенное противопоставление главного и второстепенного.

Мышление — это не только совокупность правил его осуществления. Есть смысл говорить и об искусстве мышления. Оно проявляется во влиянии интуиции на мышление, в формах мыслительного процесса, его личностных особенностях, связях с процессами проявления эмоций, «переживанием мысли".Искусство мышления — это и управление собственными мыслительными процессами, способность ограничивать и направлять мысли, "расковывать" их при необходимости, концентрировать, использовать временные параметры мыслительных процессов.

Эффективность мышления — это своеобразный ограничитель, стимул и качество мыслительного процесса, дисплинирующий его фактор.

1. Какие стороны деятельности исследователя отражают характеристики его мышления"?

2. Какие существуют типы мышления?

3. Какие факторы влияют на формирование и развития мышления?

4. Зависит ли мышление от объема и структуры знаний?

5. Как учитывать тип мышления в проведении исследования?

6. Каковы наиболее типичные ошибки мышления?

Тема 20. Креативное образование современного менеджера

ПРОБЛЕМАТИКА

ПОЛЕЗНО ЗАДУМАТЬСЯ:

Что такое креативное образование?

В чем его содержание и особенность?

Какую роль играет креативное образование в развитии исследователь­ского потенциала современного менеджера?

20.1. Содержание и особенности креативного образования

Понятие креативного образования часто встречает настороженное отно­шение к проблеме, которая имеет такую замысловатую формулировку. Од­нако понятия "креативная деятельность", "креативные способности", "креа­тивное образование" сегодня уже широко используются как в западной, так и в российской научной мысли и имеют вполне конкретное и весьма значи­тельное практическое содержание. Во многих странах, в частности в Вели­кобритании, в некоторых школах бизнеса ведется специальная подготовка менеджеров по программе креативного менеджмента.

Давно известно, что образование закладывает потенциал успеха в даль­нейшей профессиональной деятельности специалиста. В процессе образования формируется комплекс необходимых знаний и навыков, профессио­нальных установок, готовность к определенным видам деятельности и к ее ролевой структуре. Образование определяет уровень развития тех или иных способностей и даже корректирует и формирует индивидуальность или лич­ностные черты специалиста.

Образование по его видам, содержанию, формам, продолжительности, це­левым установкам, методам может быть различным. Не будем здесь делать общую и детальную классификацию образования, хотя нельзя не признать что это очень полезное дело в осмыслении современных тенденций развития образования. У нас другая задача — раскрыть содержание тех видов образо­вания современного менеджера, которые сегодня являются наиболее акту­альными и перспективными и которые определяют исследовательский по­тенциал современного менеджера. Такими видами является образование системологическое, креативное, непрерывное, фундаментально-практическое, вариативное, ориентированное на качество деятельности, опережающее (пер­спективное). Каждый из этих видов специального исследования. Но цент­ральное место среди них занимает креативное образование. Оно как бы ин­тегрирует все другие виды, соединяет их в комплекс весьма важных, пози­тивных характеристик профессионального формирования и становления ме­неджера(схема 65).

Креативное образование — образование, ориентированное на развитие творческих способностей человека, на закрепление в его профессиональном сознании установки на инновации, включающее анализ проблем и вариантов деятельности. Это образование, мотивирующее самостоятельное осмысле­ние действительности, самопознание индивидуальности, превращения знаний в потенциал мышления и саморазвития.

Креативное образование является альтернативой образованию репродук­тивному, преимущественно прагматическому, образованию "знания опыта", нормативному (исполнительскому).

Креативное образование ориентировано на утверждение и развитие ис­кусства управления, которое рождается и проявляется лишь при определен­ных обстоятельствах и в определенных условиях образования.

Креативное образование расширяет диапазон видения проблем развития и проектирования вариантов их решения. Что, если не это, должно быть глав­ным в деятельности современного менеджера и обеспечивать ему успех в грозных бурях конкурентной борьбы, при неожиданных изменениях эконо­мической конъюнктуры в процессах ускорения технологического прогресса и уплотнения времени, усложнения социально-психологической структуры современного человека, в условиях кардинального изменения образа жизни под воздействием процессов урбанизации, информационного взрыва, техни­ческих средств самого различного назначения(схема 66).

Современный менеджер все в большей и большей степени должен стано­вится творцом, исследователем, инициатором, вдохновителем. Ведь не слу­чайно, например, в Японии менеджер считается не начальником, а учителем, и люди, которыми он управляет, рассматриваются им (и они сами считают себя) в качестве не подчиненных, а последователей. В этом есть глубокий смысл, раскрывающий тенденции развития современного менеджмента. Только творец может вести за собой. Но таким творцом менеджер должен стать в процессе образования. В этом, быть может, отличие понятий "образование" и "подготовка". Менеджера надо не просто готовить к опре­деленной деятельности. Менеджер должен сформироваться, "образовываться" в качестве творца, способного видеть, распознавать, понимать и разрешать современные проблемы. Но каким тогда должно быть образование? Всегда ли сегодня мы ориентируем образовательный процесс на эту ролевую пози­цию менеджера? Что можно сделать и изменить в современном образовании, чтобы оно отвечало потребностям эффективного, творческого и перспектив­ного менеджмента? Вот круг вопросов, которые характеризуют проблему креативного образования менеджера.

Ставя такую проблему, хотелось бы отметить, что это не только пробле­ма первоначального высшего образования. У нее содержание общее для всех видов образования, сквозной характер. В системе второго, дополнительного и квалификационного образования она имеет не меньшее, если не большее значение. Ведь здесь формирование профессионального сознания происхо­дит не с "чистого листа", а на основе "ломки" некоторых устоявшихся кон­сервативных установок, негативныхпривычек, прагматических навыков. Об­разовательный возрастусложняет эти процессы. При этом надо учитывать,что управлять творчожии опираясь на коллективное творчество группы все­гда сложнее.

Креативный менеджментначинается с креативного образования,где бы оно ни осуществлялось —в университете или школе бизне­са, в процессесамообразовании или в практической деятельности.

20.2. Отличительные признаки креативного образования

Креативное образование имеет ряд отличительных признаков. Их можно рассмотреть в следующей последовательности и связи.

1. Системологическое построение образовательного процесса. Воз­можность и потребность творчества появляется только тогда, когда получае­мые и полученные знания составляют гармоничную целостность, соответст­вуют принципам взаимодополнительности и взаимоусиления, когда их соче­тание направлено на формирование творческого потенциала, поиск и разви­тие индивидуальных способностей. Именно поиск. Ведь не всегда человек знает о своих способностях и очень часто образовательный процесс "накачивает" человека знаниями, но при этом не позволяет ему вскрыть свои способности, понять и почувствовать свою индивидуальность. Это бывает тогда, когда узкая специализация довлеют над человеком в течение всего об­разовательного процесса или когда главной установкой является запомина­ние обширного учебного материала и воспроизведение его в период экзаме­нов, когда учебный материал оторван от личности и абстрактен относитель­но индивидуальной деятельности человека. Иногда излишне преувеличенная прагматическая направленность обучения не способствует развитию и реали­зации творческих способностей, вредит этому. Очень часто это наблюдается в школах бизнеса — "практическая информативность" — больше практиче­ской информации без осмысления причин успеха, тенденций развития, про­гнозов, влияния изменений в макросреде и пр.

Сегодня учебный план образовательного процесса строится все еще при­митивно. Что является главными исходными принципами построения учеб­ного плана? Чаще всего это просто априорный перечень дисциплин, произ­вольное, субъективное установление их объемов, и случайное, в лучшем случае приблизительное, распределение по этапам обучения (семестрам, не­делям, месяцам и пр.).

Существует в нашей практике понятие "образовательная программа", но им оперируют иногда как синонимом понятия "учебный план". Иногда хоть и видят компоненты образовательной программы (такие как цель образова­тельного процесса, педагогический потенциал, методическое обеспечение, технологические возможности, знания и навыки), но рассматривают их как независимые или суммативно дополняющие друг друга.

Системологическое построение образовательного процесса предусматри­вает и требует согласования и гармоничного сочетания всех элементов обра­зовательной программы. Основой такого сочетания является формирование потребности в творчестве при практическом использовании знаний. Такая потребность возникает при соединении различных дисциплин определенным образом. Композиция знаний рождает и стимулирует творчество. Это не трудно доказать практически, труднее это реализовывать в нашей сегодняш­ней практике(схема 67).

Существует и такое еще мнение, что проблема композиции несущест­венна. Главное — побольше дать специальных знаний, конкретики, прагма­тики, знаний сиюминутного эффекта. Мало кто сейчас обращает внимание на конфигурацию знаний, их взаимодействие, технологию освоения. А именно эти факторы и определяют формирование творческих потребностей и творческого потенциала менеджера.

Очень показательными в этом отношении могут быть некоторые вариан­ты программы МВА. Она возникла не как жесткая программа, имеющая ус­тановленный перечень дисциплин, а как некая философия подготовки со­временного менеджера, которая допускает и даже предполагает различные сочетания дисциплин, но при этом ориентирована не столько на наполнение узко специальными знаниями, сколько на развитие способностей в предприни­мательской деятельности, развитие искусства менеджмента. На это направлены и методики представления знаний и их освоения в данной программе.

Но не всегда программы МВА являются именно такими. Во многих своих модификациях, особенно в современной практике нашей страны, они не яв­ляются эталоном образовательной программы, ориентированной на развитие творчества, на креативный менеджмент.

2. Технология образовательного процесса также оказывает существен­ное влияние наразвитие творческих способностей менеджера. Можно провести простой практический эксперимент. Взять две группы с одинако­вым потенциалом знаний, опытом практической деятельности (если это вто­рое или дополнительное образование), идентичными личностными характе­ристиками. Далее одной группе давать знания в одной последовательности, а другой группе — в иной. Потом при помощи тестирования оценить всю со­вокупность изменений, которые произошли при получении одинакового объ­ема знаний, одними и теми же преподавателями, но по разным технологическим схемам. Результаты будут существенно различаться.

Наши рекомендации