О сущности языка
Несомненно влияние Гумбольдта + от младограмматиков: изучать живые языки, диалекты и т.п. Но: вместо атомизма глубокие обобщения, склонен к теоретическим построениям.
Выступал против натурализма Шлейхера: язык не организм, его нельзя рассматривать отдельно от человека. «Язык – не замкнутый в себе организм, не неприкосновенный идол, а орудие и деятельность»: орудие= язык, деятельность=речь.
Младограмматики язык сводили к речи, у Б. понимание соотношения язык и речь недостаточно диалектично: реально существует и язык, и речь. Социальность языка – условие его существования (социальное через индивидуальную речь проявляется. Социологизм + психологизм.
Бодуэн де Куртенэ понимал язык как явление психосоциальное, имеющее "коллективно-индивидуальное" существование. Значит, языкознание – самостоятельная психично-общественная наука, у которой есть специфический предмет - язык.
И.А. Бодуэн де Куртенэ акцентирует роль социологии, которая — наряду с индивидуальной психологией — должна служить объяснению жизни языка. Он подчёркивает необходимость обращения к объективной истории общества, обеспечивающего непрерывность общения между людьми во времени, от поколения к поколению. Различаются горизонтальное(территориальное) и вертикальное (собственно социальное) членение языка. Он проявляет глубокий интерес к жаргонам и тайным языкам, признаёт реальность языков отдельных индивидов и (по мало понятным причинам) отказывается признавать реальность общенародного языка.
Язык характеризуется как орудие “миросозерцания и настроения”. В этой связи Бодуэн призывает изучать народные поверья, предрассудки и т.п. Он понимает язык как главный признак, служащий определению антропологической и этнографической принадлежности людей.
Он провозглашает равенство всех языков перед наукой.
Различаются три стороны языка: “внешняя” (фонетическая), “внеязыковая”, включающая в себя семантические представления, и “собственно языковая” (морфологическая — при самом широком понимании этого термина; эта сторона языка образует его “душу” и обеспечивает специфическое для каждого языка соединение звуковой стороны и семантических представлений).
Постулируются два членения речи —психическое (на “единицы, наделённые значением” — предложения, слова, морфемы, фонемы) и фонетическое (на "периферические единицы” — слоги и звуки). В психическом представлении звука выделяются кинакемы и акустемы, к которым впоследствии пражцы возводят понятие различительного признака фонемы.