Требования, предъявляемые к оформлению курсовых и выпускных квалификационных работ
Завершающим этапом разработки курсовой и выпускной квалификационной работы является письменное изложение основных теоретических положений, практических выводов и рекомендаций. На основе собранных материалов уточняются структура, содержание и объем курсовой работы.
Не следует приступать к окончательному оформлению курсовой и выпускной квалификационной работы сразу же после (или в процессе) сбора и анализа материала. Полезно еще раз продумать содержание всей темы в соответствии с планом и имеющимися фактическими результатами исследования, а затем уже приступать к написанию научной работы.
Вполне оправданной является методика, при которой первый вариант пишется быстро без тщательной стилистической обработки текста, затем внимательно перечитывают, редактируют и показывают ее научному руководителю. В соответствии с его указаниями вносят изменения, коррективы и дополнения. Безусловно, каждый студент может использовать свой, индивидуальный стиль работы по формированию работы, но основные требования, предъявляемые к оформлению работы, должны быть соблюдены.
Курсовая и выпускная квалификационная работа оформляется в соответствии с государственным стандартом ГОСТ 7.32 – 91 и с учетом требований предъявляемых к литературному оформлению научного труда.
Ориентировочный объем курсовой работы составляет 25-30 страниц вместе со списком литературы, а выпускной квалификационной работы 50 – 70 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 интервала. При наличии приложения (приложений) объем может быть несколько больше.
Страницы текста и включенные в нее иллюстрации, таблицы и распечатки с ПК должны соответствовать формату А4. Допускается представлять иллюстрации, таблицы и распечатки с ПК на листах формата АЗ.
Курсовая и выпускная квалификационная работа должна быть выполнена машинописным способом или с применением печатающих и графических устройств ЭВМ на одной стороне листа белой бумаги с выравниванием текста по ширине листа. Каждая строка должна содержать не более 65 знаков с учетом пробелов между словами и знаков препинания. Высота букв и цифр должна быть не менее 1,8 мм (например, текст в редакторе «Word»: Times New Roman – 14). Текст следует печатать, соблюдая следующие размеры полей:
- левое - не менее 30 мм; - правое - не менее 10 мм; | - верхнее - не менее 15 мм; - нижнее - не менее 20 мм. |
При выполнении курсовой и выпускной квалификационной работы необходимо соблюдать равномерную плотность, контрастность и четкость изображения по всему тексту курсовой работы. В работе должны быть четкие, не расплывшиеся линии, буквы, цифры и знаки, одинаково черные по всей курсовой работе.
Вписывать в отпечатанный текст отдельные слова, знаки допускается только черными чернилами или черной тушью, при этом плотность вписанного текста должна быть максимально приближена к плотности основного изображения.
Опечатки, описки и графические неточности допускается исправлять подчисткой или закрашиванием белой краской и нанесением на том же месте исправленного изображения машинописным способом или от руки черными чернилами или черной тушью.
Фамилии, названия учреждений, организаций, фирм и другие имена собственные приводят на языке оригинала. Сокращение русских слов и словосочетаний в курсовой работе - по ГОСТ 7.12-93.
Титульный лист оформляется по образцу, представленному в приложении 2. При указании данных руководителя-консультанта обязательными элементами являются: должность, фамилия, имя, отчество, ученая степень и ученое звание.
Наименования структурных компонентов не нумеруются – «Оглавление», «Введение», «Заключение», «Список литературы», «Приложения» служат заголовками структурных элементов, которые следует располагать в середине строки без точки в конце и печатать прописными буквами вразрядку, не подчеркивая и не нумеруя. Например:
С П И С О К Л И Т Е Р А Т У Р Ы
Вопросы основной части также являются заголовками структурных элементов работы, но обозначаются арабскими цифрами, располагаются в середине строки без точки в конце и печатаются прописными буквами без разрядки. Например:
Глава 2.НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
Расстояние между заголовками структурных элементов курсовой работы и вопросов (разделов) основной части и текстом должно быть не менее 3-х интервалов (1,5 интервала х 2). Если заголовок стоит в начале страницы, то он отделяется от основного текста пробелом в 1,5 интервала снизу.
Нумерация страниц производится последовательно, начиная с 3-й страницы (введение), то есть после титульного листа и оглавления курсовой работы. Страницы следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту. Номер страницы проставляют в верху листа по центру без точки в конце.
Начало текста введения опускается от верхнего края страницы на 1/4.
Использование эпиграфаили девизане являются обязательными компонентами курсовой и выпускной работы.
Иллюстрации и таблицы, расположенные на отдельных листах, и распечатки с ЭВМ включаются в общую нумерацию страниц курсовой и выпускной работы.
Подразделы вопросов основной части нумеруются арабскими цифрами, они должны иметь порядковую нумерацию в пределах основной части и обозначаться арабскими цифрами с точкой, например: 1., 2., 3.и т.д.
Заголовки подразделов, пунктовструктурных элементов и вопросов основной части следует начинать с абзацного отступа и печатать с прописной буквы, не подчеркивая, без точки в конце. Если заголовок включает несколько предложений, их разделяют точками. Переносы слов в заголовках не допускаются (Заголовки подразделов во введении и заключении являются подзаголовками структурных элементов, которые не нумеруются, хотя в остальном соответствуют требованиям к заголовкам подразделов вопросов основной части). Например:
2.2. Результаты исследований и их обсуждение
Пункты подразделов должны иметь порядковую нумерацию в пределах каждого подраздела. Номер пункта включает порядковые номера вопроса (раздела) основной части, подраздела, а также номер пункта,разделенные точкой. Например: 1.1. (что означает – первый подраздел первого вопроса), 1.2., 1.3; или 1.1.1. (что означает – первый пункт первого подраздела первого вопроса), 1.1.2., 1.2.3; или 1.1.1.1. (что означает – первый подпункт первого пункта первого подраздела первого вопроса), 1.1.1.2., 1.1.2.3. и т.д., но такое мелкое дробление уже нежелетельно (см. приложение 3).
Если подраздел имеет только один пункт или пункт имеет один подпункт, то нумеровать пункт (подпункт) не следует.
Абзац является самым мелким компонентом структуры курсовой работы. Как правило, в нем должна содержаться новая мысль автора. Абзацу должны быть присущи единая тема и логическая целостность, а начинаться он должен с абзацного отступа (1,27 см). С абзацного отступа также следует начинать печатать подразделы и пункты структурных элементов и вопросов основной части.
Перечисления, при необходимости, могут быть приведены внутри пунктов или подпунктов. Перечисления следует нумеровать порядковой нумерацией арабскими цифрами со скобкой, например: 1), 2), 3) и т.д. и печатать строчными буквами с абзацного отступа. В пределах одного пункта или подпункта не допускается более одной группы перечислений.
Цифровой материал должен оформляться в виде таблиц. Таблицу следует располагать в работе непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице. На все таблицы должны быть ссылки в тексте курсовой работы.
Таблицы следует нумеровать арабскими цифрами порядковой нумерацией в пределах всей курсовой работы. Номер следует размещать в правом верхнем углу над заголовком таблицы после слова «Таблица» без точки в конце. Например:
Таблица 1
Показатели психомоторных реакций в процессе тренировки двигательных навыков операторов
Скоростные характеристики испытуемых | Серия эксперимента | ||
До тренинга | Во время тренинга | После тренинга | |
Среднее время простой реакции в секундах | 8,04 | 7,36 | 6,12 |
Среднее число ошибок за сеанс | 3,2 | 2,4 | 1,6 |
Если в курсовой или выпускной работе одна таблица, ее не нумеруют и слово «Таблица» не пишут. Оформление таблиц в отчете выполняют по ГОСТ 2.105. Такие же требования предъявляются к использованию схем и рисунков (за исключением: рисунок подписывается снизу после слова «Рис.» с номером рисунка). Если таблица, схема или рисунок заимствованы из другого источника – делается сноска в названии на цитируемый источник без надписи «Таблица» или «Схема».
Обязательным условием приведения в работе таблиц, схем или рисунков является их полное название.
Перечень сокращений, условныхобозначений, символов, единиц и терминов должен располагаться столбцом. Слева в алфавитном порядке приводятся сокращения, условные обозначения, символы, единицы и термины, справа - их детальная расшифровка. Например:
Некоторые из принятых сокращений:
MMPI - Минесотский многофакторный личностный опросник;
16PF - Опросник – Тест Кеттелла;
IQ - Коэффициент интеллекта;
СА - Хронологический возраст;
RT - Время реакции.
Сокращения статистических терминов:
М - Среднее (оценка математического ожидания);
SD - Стандартное отклонение;
Mdn - Медиана;
Df - Число степеней свободы;
n - Количество субъектов в группе;
N - Общее количество субъектов;
P - Уровень достоверности;
SS - Сумма квадратов;
MS - Среднее квадратов;
rп - Коэффициент корреляции Пирсона;
rs - Коэффициент корреляции Спирмена.
Приложения следует оформлять как продолжение работы на ее последующих страницах и располагать в порядке появления на них ссылок в тексте работы.
Каждое приложение должно начинаться с новой страницы и иметь содержательный, тематический заголовок, напечатанный прописными буквами. В правом верхнем углу над заголовком прописными буквами должно быть напечатано слово «ПРИЛОЖЕНИЕ».
Если приложений более одного, их следует нумеровать арабскими цифрами порядковой нумерации без точки после цифры.
При необходимости, текст приложений может быть разбит на разделы, подразделы, пункты, которые следует нумеровать в пределах каждого приложения. Имеющиеся в тексте приложения иллюстрации, таблицы следует нумеровать в пределах каждого приложения.
Если в качестве приложения в курсовой работе используется документ, имеющий самостоятельное значение и оформляемый согласно требованиям к документу данного вида, его вкладывают в отчет без изменений в оригинале. На титульном листе документа в правом верхнем углу печатают слово «Приложение» и проставляют его номер, а страницы, на которых размещен документ, включают в общую нумерацию страниц курсовой работы.